Филологический анализ текста
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
МОКУ СОШ с. Рятамак МР Ермекеевский район РБ
Открытый урок на тему:
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(М.И. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел...»)
Выполнила: Мурзакова Е.В.
ОБРАЗЕЦ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (М.И. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел...»)
- Вступительное слово
Марина Цветаева начала писать рано, с шести лет. В сутолоке и разноголосице литературных течений десятых годов XX века поэтесса осталась наследницей русской поэтической традиции. Волею судьбы в мае 1922 года Марина Цветаева с дочерью уезжает за границу. Прага... Берлин... Париж... Началась эмигрантская одиссея, затянувшаяся на семнадцать лет. Нищета. Унижение. Одиночество. У Марины Цветаевой одно оружие - стихи. Она привыкла уходить в стихи от повседневности, «от политики». Мир сам врывался в ее стихи, а гибкий ум и дар прозрения рождали эти стихи. В 1939 году она вернулась на Родину, а в 1941 году Марины Цветаевой не стало.
Творческое наследие Марины Цветаевой объемно и разносторонне, сотни стихов, семнадцать поэм, восемь драм, критика, переводы, дневники...
Гудят моей высокой тяги
Лирические провода...
- писала она пророчески. И чем дальше, тем больше осознаем мы действительную высоту этой крылатой души, тем прочнее овладевают нашими сердцами озорные и грустные, удалые и вольные, как неуемная русская душа, цветаевские строки.
- Прочитайте стихотворение, пользуясь лексическим комментарием:
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен.
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей - вода, и кровь -
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала - копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал - колесовать;
Другую целовать», - ответствуют,
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе я сделала?
Все ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Само - что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое...
За все, за все меня прости,
Мой милый, что тебе я сделала.
14 июня 1920 г
- Лексический комментарий
сидеть до птиц - сидеть до раннего утра
остолбенеть (-ая) - потерять способность двигаться от душевного потрясения
вопль - громкий и протяжный крик, плач
милость - доброе, человеколюбивое отношение
милый - дорогой, любимый
стон - протяжный звук, издаваемый от сильной боли, страдания
Китайская держава - древняя сильная, крепкая, нерушимая держава
враз - (прост.) сразу
бедствовать - страдать, быть несчастным
колесовать - (старин.) казнить на особом вращающемся колесе; казнить, придавая муки
ведать - (устар.) знать
прекословить - (устар.) возражать, перечить
зрячий - (устар.) обладающий зрением
жизнь выпала - копейкой ржавою - жизнь стала бессмысленной, ненужной
Тема стихотворения - любовь и разлука. В связи с этим выделяется ключевая строка: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Тематическое поле составляет следующая лексика: любовь, милых, вопль, стон, жизнь выпала, терплю, бедствую, отцеловал, бросил, Смерть-садовница, немилая, в ногах лежал и др.. Тематическое поле можно представить следующим образом: ключевая строка –
МОЙ МИЛЫЙ, ЧТО ТЕБЕ Я СДЕЛАЛА?!
Тема: любовь разлука
вчера нынче
глядел косятся
жаворонки вороны
мать мачеха
любовь вопль, стон
огонь степь заледенелая
отступается любовь подступает Смерть-
садовница
глупая
остолбенелая,
увозят, уводит
немилая, не смелая
терплю и бедствую
отцеловал,
бросил
прости
Слова в тематическом поле связаны между собою парадигматическими отношениями, характерными для лексико-семантических групп: любовь и разлука:
- отношениями антонимии: вчера - нынче
в глаза глядел - косится в сторону (контекст, ант.)
глупая - умен
живой - остолбенелая
отступается - подступает
мать - мачеха (контекст.)
2) отношениями синонимии: вопль, стон
терпеть - бедствовать
немилая, несмелая (контекст.)
Отношения антонимии создают контраст между тем, что было «вчера» и что есть «нынче» Отношения синонимии также направлены на усиление, выражения душевного состояния лирической героини.
- Анализ стихотворения.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
В стихотворении наблюдается использование лексики разностилевой, отличающейся и по эмоционально-экспрессивной окраске.
Это лексика разговорная: до птиц сидел, в ногах лежал, рученьки, копейкой ржавою, трясти, косится и др.; книжная - детоубийца, бедствую, ответствуют, ведаю, зрячая, колесовать и др.. Соответственно лексика разговорная по эмоциональной окраске сниженная, а книжная - высокая.
Сочетание разностилевой лексики в тексте позволяет более точно передать состояние лирической героини, переживания в прошлом и настоящем, причем лексика с разговорной окраской преобладает в ситуации одиночества героини, ее оценки прошлого с позиции настоящего; лексика книжная - в ситуации «одна перед многими»:
Детоубийцей на суду
Стою немилая, нсмелая.
Я и в аду тебе скажу.
«Мой милый, что тебе я сделала?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать» -- ответствуют
Или в ситуации с любимым:
«Все ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Большое значение в тексте имеют слова и выражения, по своей семантике выражающие душевное состояние героини, например: глупая, остолбенелая, немилая, несмелая, терплю, бедствую - здесь выражено переживание, потрясение; - смену состояния: зрячая, прости. Слово «прости» несет большую смысловую нагрузку: оно объединяет противоположности тематического поля любовь и разлуку-с одной стороны и прошлое и настоящее - с другой. Оно передает одиночество героини, мужество, ее стойкость, терпение и в какой-то степени «смирение» с «разлукой» через мучительные переживания. Вся эта лексика отражает внутреннее состояние, страдания, боль, крик души лирической героини.
«ЧУЖОЕ СЛОВО»
На уровне использования в стихотворении разностилевой лексики решается проблема «чужого слова». Разговорная, сниженная лексика связана с народно-поэтической русской традицией, с фольклорными жанрами: до птиц сидел, косится, в ногах лежал, враз, рученьки, копейка ржавая, - которые используются в бытовой ситуации в русских народных песнях, в пословицах и т. д.. Книжная, высокая лексика - знак высокого осмысления любви, романтической любви. Для лирической героини это любовь навсегда, романтическая, высокая; для «любимого» она на «сегодня», «нынче», временная, - отсюда и соответствующая лексика. Кроме того, в стихотворение включена речь одушевленных предметов, которые являются свидетелями мучительных переживаний героини - стула и кровати:
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал - колесовать:
Другую целовать», - ответствуют.
Речь этих предметов противоречит «надежде» поддержки героини. Она усиливает ее переживания, а в этих предметах героиня не находит утешения.
МЕТРО-РИТМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Стихотворение написано четырехстопным ямбом - символом русской поэтической культуры XIX века. Отсюда певучесть, гармоничность текста. Стихотворение состоит из десяти строф, соединяющихся ключевой фразой: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Структура и ритм напоминают ритм народной песни, плача, что также позволяет передать страдания героини. Таким образом, ритмический и смысловой аспекты стихотворения служат одной цели - передать душевные муки героини.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
В стихотворении наблюдается звукопись: скопление звуков р, ж (аллитерация) передает нарастание тревоги:
Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКСТА
Образность стихотворения создается как с помощью лексики со значением состояния, так и специальными образными средствами: тропами и фигурами. Например, тропы:
Олицетворение - стул и кровать наделяются человеческой речью и вступают в диалог с героиней:
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал - колесовать:
Другую целовать», - ответствуют.
То есть героиня ищет поддержки у тех, кто был свидетелем ее страданий, всегда рядом. Большую роль в передаче настроения героини играют символы: «Все жаворонки нынче - вороны!» Жаворонки - весна, радость, любовь; вороны -беда, предвещание несчастья, горе, дорога белая - неведомое, даль; Смерть-садовница - уничтожение старого, ветхого, дряхлого. Семантически символы сближаются с психологическим состоянием героини, как словесные сигналы «крика души», душевного потрясения.
Перифраза: «Само - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...»
Сравнение: «Жизнь выпала - копейкой ржавою»; «Детоубийцей на суду Стою немилая, несмелая».
Метафора: «И слезы ей - вода, и кровь - Вода, в крови, в слезах умылася!»
Для выражения яркого контраста, противопоставления используются следующие фигуры: антитеза:
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
Эпифора, пронизывающая весь текст и являющаяся ключевой фразой текста: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Ею заканчивается каждая строфа, от первой до последней, выделяется основная мысль текста (точнее - каждая вторая строфа: 2, 4, 6, 8, 10).
Умолчание: «Само - что дерево трясти! - В срок яблоко спадает спелое...»
Градация с постепенным ослаблением эмоционально-смысловой значимое™: вопль - стон - скажу («Мой милый, что тебе я сделала?!»).
Повторяются одни и те же слова с целью усиления эмоционального напряжения: «За что, за что терплю и бедствую?» «За все, за все меня прости». Все средства образности служат созданию максимального контраста, противопоставления прошлого и настоящего, на чем построено все стихотворение в целом. С помощью контраста передается душевное смятение, страдание, боль лирической героини. Контраст же в свою очередь вызывает определенные чувства у читателя или слушателя.
Морфологический уровень
Стихотворение написано от первого лица, о чем свидетельствуют личное местоимение Я, глагольные формы 1-го лица единственного числа - стою, скажу, спрошу, терплю, бедствую, сделала и др.. Это лирическая героиня - женщина, о чем говорят прилагательные женского рода, единственного числа - глупая, остолбенелая, немилая, несмелая; глаголы с окончанием женского рода -а в прошедшем времени: сделала, умылася. В тексте преобладают глаголы прошедшего и настоящего времени со значением действия, что позволяет автору контрастно передать события прошлого и настоящего, смену, течение этих событий: сидел, глядел, лежал, равнял, разжал, приучил, бросил, умылася, увозят, уводит, стоит, терплю и др..
СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
По эмоциональной окраске преобладают восклицательные предложения, служащие передаче настроения, душевных переживаний лирической героини:
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!
Вчера еще в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою! и другие.
Кроме того, в конце повторяющегося предложения - «Мой милый, что тебе я сделала?!» - ставится то вопросительный знак (4, 6, 8 строфы), то вопросительный и восклицательный одновременно (2 строфа), а в конце стихотворения -восклицательный знак. Смена в постановке вопросительного и восклицательного знаков подчинена передаче психологического состояния героини, крика ее души: недоумение, вопрос, который звучит тверже, утвердительнее от строфы к строфе, переходя в упрек, а к концу стихотворения интонация вопроса совсем снижается, это уже риторический вопрос.
Большую роль в передаче психологического состояния лирической героини у Цветаевой играют знаки препинания, например, тире - выдерживается пауза для создания контраста, усиления восприятия смены состояния, действий:
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче - вороны!
3, 5, 6, 7, 8, 9 строфы.
Многоточие для выражения безграничности пространства:
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
для продолжения мысли:
Само - что дерево трясти!-
В срок яблоко спадает спелое...
В тексте используются двусоставные предложения, что позволяет автору создать оппозицию «Я - Ты», по этой же причине употребляются и двусоставные неполные предложения, например: «Все ведаю - не прекословь!» (в составе сложного предложения); «Враз обе рученьки разжал» и др.
Таким образом, синтаксис стихотворения подчинен созданию контраста, на котором построено все стихотворение и благодаря которому достигается максимальная передача душевного состояния лирической героини.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов
Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...
Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин
О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы связано прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...
Работа с художественным текстом-оригиналом как способ формирования филологической компетентности у учащихся
Поэзия выражает эмоции, затрагивает чувства и душу слушателя или читателя. Она добавляет что-то особенное к их собственному опыту. Поэтому обращение к переводу оригинальных поэтических произве...
Филологический анализ текста.
Филологический анализ текста последней главы романа М. Шолохова "Тихий Дон"...
Элективный предмет по литературе для изучения в классах с филологическим профилем.
Элективный предмет "Современная отечественная литература"....
предметная неделя учителей филологического цикла
план проведения недели и ее итоги...
ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»
ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного чел...