Сочинение-описание в 6 классе "Добрым людям на загляденье"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м классе
Добрым людям на загляденье..." (народное искусство, ремесла).
Работа хороша, если в ней польза и душа.
Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
Цель:
Формировать у учащихся художественное восприятие окружающего мира; расширять кругозор; развивать устную и письменную речь.
Учиться собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополнять свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством.
Содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств.
Тип урока: урок развития связной речи.
Оборудование: выставка изделий народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово, Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова; выставка книг, используемых при подготовке к уроку. Презентация
Ход урока
Тихо звучит музыка.
I. Слово учителя
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
1. Сегодня у нас с вами два урока развития связной речи. Я хочу вам показать, что многие предметы, изучаемые в школе, взаимосвязаны. Знания, полученные на одном уроке, помогают вам на другом. Наши уроки русского языка связаны с уроками изобразительного искусства. Познакомимся мы сегодня с видами народно-прикладного искусства, попытаемся определить особенность каждого вида. Попробуем себя в роли искусствоведа и расскажем о понравившемся предмете народно-прикладного искусства. А также будем учиться собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополнять свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством.
2. Записываем дату, тему урока.
II. Обратите внимание на слово искусство. Искусство существует не отдельно от жизни. Вся наша жизнь связана с искусством, в нашей повседневной жизни и зарождается. Как это происходит? (Любовь к природе, любовь к нашему родному городу, любовь к людям – вот откуда происходит искусство.) Наша природа для людей из других стран может показаться очень скромной, неяркой, но когда мы что-то любим, то нам открывается внутренний характер этой вещи – мы видим её красоту. Искусство рождается и тогда, когда человек любит делать вещи и в этих вещах передавать свою любовь к родной природе и людям. Человек издавна стал стремиться к творчеству, к красоте. Ведь красота всегда приносит людям радость. И люди начали облагораживать окружающие их вещи, которые сопровождают их в течение всей жизни, с детства до старости. Человек начал украшать своё жилище, предметы быта, труда. При этом природа была его учителем. Она предоставила простейшие материалы для изготовления этих вещей - глину, дерево, металл, камень, кость, лён, шерсть. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом.(какие знают произведения ДПИ?) Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы принадлежат к лучшим образцам декоративно- прикладного искусства.
(Слайд3.) Декоративно- прикладное искусство- создание художественных изделий, служащих для оформления быта и интерьера.
Промысел – ремесло; мелкое ремесленное производство (изготовление предметов традиционной народной культуры).
От какого слова образовалось прилагательное прикладное? О чём говорит этот корень? приставка? (можно приложить, применить к данному случаю)
Какими промыслами славится Россия? (слайд 4)
Открывая для себя мир народно-прикладного искусства, одновременно открываем и мир русского языка. Почему? На этот вопрос мы ответим в течение урока. Поможет нам Имя прилагательное .
III. Сообщения учеников о народных промыслах ( групповые проекты)(Слайды 5-12)
Золотая хохлома.
1. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.
2. А вот ещё легенда. Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нём отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили, и селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычайной – она была из солнечных лучей.
Да, это легенды. А как же на самом деле?
3. Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Мастера хохломской росписи умеют, используя лишь несколько растительных элементов, создать впечатление пышного декоративного узора. Три-четыре стебля “осочки” с листьями и ягодами, пущенные по днищу миски, придают ей праздничный вид. Ажурный узор словно закручивается на наших глазах, следуя форме миски. При кажущемся обилии орнамента нет ощущения тесноты – рисунок свободно размещается на золотистом фоне. В сочетании всех этих свойств сказывается тонкое понимание мастером законов декоративного искусства.
4. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова её неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поёт по-своему. И хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключённому в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.
Жостовские подносы
1. Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25 километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру.
Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой; цветы дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.
Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на чёрном фоне, который даёт возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них чувствуется игра света.
Глядя сейчас на подносы, почему-то задумался, а почему расписывают подносы.
2. Поднос – необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники. На подносы складывали свои визитные карточки посетили особняков знати и учреждений, на них лакеи подавали господам письма.
.Дымковские игрушки.
Чем знаменито Дымково? Она глядит не прянично,
Игрушкою своей. Ликующе и празднично.
В ней нету света дымного, В ней молодость – изюминка,
А есть любовь людей. В ней удаль и размах.
В ней что-то есть от радуги, Сияйте, охра с суриком,
От капелек росы. По всей земле в домах.
В ней что-то есть от радости, От дымковской игрушки идёт тепло и свет,
Гремящей как басы. Несёт с собою радость десятки, сотни лет.
Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки, конечно, дымковские. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой. Ещё в 19 в. многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «Свистунья». Во время этого праздника жители Вятки гуляли, плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины.
Так гласит старинная легенда. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Но не только караваи хлеба да горшки с кашей поспевали в жарких печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки - свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.
А свистульки в виде зверюшек и птичек просто для забавы детворы. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. То–то шума и веселья было! Тот весенний праздник в народе назывался «Свистунья». Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная.… Казалось, нет от них спасенья. Но вятичи – люди находчивые! Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители: и стар, и мал, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей». И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
IV.Лексико- орфографическая работа.( слайд13) Н или НН в именах прилагательных?
- Деревя..ый
- Глиня..ый
- Стекля..ый
- Травя..ой
- Плетё..е
- Берестя..ой
- Серебря..ый
- Золоч..ый
- Льн..ной
V.Образование и правописание имён прилагательных (Слайд 14)
VI. Подобрать слова- синонимы:
Мастер-(умелец, создатель, художник);
Нарисовал-изобразил, показал, запечатлел, поразил;
Узор, орнамент- затейливый, искусный, ажурный.
VII.План описания изделия.
I.Польза и душа народного искусства.
II. Описание изделия:
1. Материал.
2. Форма.
3. Цвет.
4. Орнамент (рисунок, узоры).
III.Какое настроение передает изделие?
VIII. Итоги урока
Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла. Вижу, что вы представляете себя в роли изготовителя дымковской игрушки. Чувствую, что завтра я погружусь в мир прекрасного, читая ваши сочинения. Сочинения оценю, но не оставлю без внимания подготовительную работу.
Заканчивая наши уроки, давайте вернёмся к тому, с чего начинали, и непосредственно к теме сегодняшнего урока.
Почему, именно, так мы назвали этот урок “Добрым людям на загляденье...”?
Чему научились?
Учились собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополняли свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством.
И ещё у нас был очень важный вопрос:
Почему, открывая мир народно-прикладного искусства, одновременно открываем и мир русского языка?
X. Домашнее задание.
Закончить работу, переписать в тетради по развитию речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Добрым людям на загляденье»
Цели: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова; воспитывать любовь к традициям своего народа; формировать духовно- нравственные основы личности; расширять и об...
Праздник народных ремёсел "Добрым людям на загляденье"
Праздник народных ремёсел...
Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье"
Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье" для начальной школы...
Внеклассное мероприятие "Добрым людям на загляденье"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии в 8-9 классах о народных промыслах России....
Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».
Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...
«Добрым людям на загляденье»
Сценарий фольклорного развлечения в подготовительной группе...
Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»
Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»(подготовка к сочинению-описанию игрушки, предмета домашнего обихода в 5 классе)...