«Добрым людям на загляденье»
план-конспект урока (9 класс) по теме
Цели: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова; воспитывать любовь к традициям своего народа; формировать духовно- нравственные основы личности; расширять и обогащать словарный запас учащихся; формирование коммуникативной функции речи.
Оборудование: хохломская посуда, таблички, текст с поэтическим текстом, мультимедийная установка
Эпиграф к уроку:
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты , как и люди , служишь Отчизне!
В. Боков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hohloma.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Добрым людям на загляденье »
Цели: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова;
воспитывать любовь к традициям своего народа;
формировать духовно- нравственные основы личности;
расширять и обогащать словарный запас учащихся;
формирование коммуникативной функции речи.
Оборудование: хохломская посуда, таблички, текст с поэтическим текстом, мультимедийная установка
Эпиграф к уроку
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты , как и люди , служишь Отчизне!
В. Боков
- Ребята, я сразу ставлю перед вами задачу.
Прочитав этот эпиграф, вы должны определить, какая у нас сегодня будет тема урока, о чем мы будем говорить? Отражена ли эта мысль в эпиграфе?
( о хохломском творчестве, о народном художественном промысле – хохлома, о хохломском искусстве, о хохломской росписи )
- Вам , конечно, интересно узнать , а откуда же появилось это удивительное хохломское искусство?
Разное рассказывают старики. Говорят, что давным – давно поселился за Волгой один умелец. Дом выстроил , стол и скамейку сделал, посуду деревянную вырезал. . Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать . Прилетела как-то к его порогу жар – птица , он и ее угостил пшеном. . И в знак благодарности жар – птица прикоснулась своим крылом к чашке – чашка стала золотой. Это , конечно, сказка, легенда. Но сказка ложь , да в ней намек – добрым молодцам урок. Не оттуда ли, из сказки появилась эта удивительная , сказочная, рукотворная красота?
.
- Ну, а что же было на самом деле? Я просила вас подготовить небольшие выступления об истории Хохломы, давайте послушаем их
( выступления учащихся )
- Делали и расписывали посуду в разных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино, но называют ее не кулигинской , не новопокровской , а хохломской. И вот почему.
Хохлома – большое торговое село , куда привозились для продажи изделия из окрестных деревень и сел. Здесь привлекательный товар приобретали купцы , а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за ее пределами. И в сознании покупателей красочная посуда стала ассоциироваться с названием торгового села.
Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и веселое слово хохлома В нем и смех , и восхищенное « Ах! », и восторженное « Ох!» слышится!
( сценка)
- Хохломской росписью расписывали различные
предметы домашнего обихода: посуду, прялки, шкатулки. И эти изделия считались хорошим подарком. И по сей день очень приятно получить в подарок изделия хохломских мастеров. Впечатляют их поэтичные растительные узоры и празднично- торжественный колорит.
- А сейчас я вам предлагаю провести деловую игру
Мы живем в век рыночных отношений, которые обострились в связи с мировым экономическим кризисом . Каждый человек должен уметь ориентироваться в товарах, их качестве, ценах. Вы слышали слово « маркетинг»
Маркетинг – изучение рыночного спроса, возможность сбыта продукции.
Так вот , наша деловая игра будет называться « Маркетинг»
Представьте себе такую ситуацию. Я – владелец крупного торгового центра, а вы представители народного промысла –хохлома из отдела маркетинга. Я хочу приобрести качественные товары для торгового центра Вы хотите выгодно продать свою продукцию, а для этого вы должны дать хорошую рекламу своему товару. Заинтересуйте меня своей посудой, чем она хороша.
Ответы учащихся:
1 эта посуда уникальная- потому что это ручная работа
- наша посуда экологически чистая, она сделана из натурального дерева
- она очень красивая
- посуда удобная в обращении, легко моется
- ее высоко ценят рыбаки и охотники, она не колется
- ей приятно пользоваться , она теплая и домашняя
- она украсит любую кухню
- Хорошо, вы меня убедили, посуда действительно хороша. Так покажите же свою чудо- посуду и расскажите о ней , используя презентацию.
Информация учащихся о посуде:
- чаша
- подносы
- ковши
- ложки
- солонка
Рубрика « Это интересно знать »
- В старые добрые времена отношение к соли приравнивалось к отношению к хлебу. Ведь тогда соль была очень дорогая , ее бережно хранили в каждом доме , а подавали ее только самым знатным гостям, незванные гости уходили « не солоно хлебавши» Солью и хлебом встречали молодых на свадьбе, да и сейчас встречают.
Молодцы, деловую игру провели достойно. Продолжаем разговор о хохломском творчестве.
Расписывали на Хохломе тысячи изделий , каждое из которых по – своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью. Хохлома как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны , однако каждый человек и каждое новое поколение поют ее по- своему. И не хочется из них есть и пить , а хочется поставить на стол и радоваться заключенному в них какому- то совершенно особому поэтическому образу России. Эту посуду не спутаешь ни с чем, потому что это лицо России.
А как же расписывали художники эти изделия? Что они изображали на поверхности своих изделий.?
( ягоды, листья, траву, цветы, гроздья, кустики, завитки)
- Да, ребята, ведь пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Они напоминали людям о молодости , силе и счастье
- Какие цвета используют умелые руки художников для создания хохломской посуды, чтобы в ней отразилась красота родной природы?
( красный, черный, золотой, желтый, зеленый )
- Давайте поговорим о том, какие значения имеют цвета красный, золотистый, черный., потому что эти цвета основные в хохломской росписи , так как они не изменяются и не тускнеют ,когда обжигают посуду и выдерживают жар печей.
- Что символизирует красный цвет?
(преданность, яркое пламя, огонь, любовь )
- А о чем говорит золотистый цвет?
( солнце, счастье, богатство, красоту)
- Черный ?
(торжественность)
-. Какое впечатление на вас производит хохломская посуда, чем от нее веет?
( она огненная, яркая, золотая, от нее веет теплом и радостью)
- Сегодня на уроке мы с вами много говорили о красоте- о красоте природы, о красоте человеческого труда.
- А теперь - внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы, я хочу вам предложить провести стилистический эксперимент , в котором вы покажите красоту русского языка. Перед вами лежат листочки с поэтическим текстом Вы должны вставить в стихотворение пропущенные слова, а потом мы сравним написанное вами и у поэта. А словарь , которым вы будете пользоваться разберем во время
« Словарного калейдоскопа »
( работа по табличкам)
- Какого цвета бывают спелые ягоды?
( красные, пурпурные, алые, пунцовые, гранатовые )
Какого цвета бывает весенняя трава?
( зеленая, (зелень),изумрудная(изумруд) , малахитовая ( малахит)
Листва?
( солнечно – медовая, золотая, изящная, трепещущая )
Какой может быть сарафан ?
( парчевый, холщевый, льняной, ситцевый )
- Подберите синоним к слову волшебник.
( чародей, маг, кудесник )
А каким бывает наряд ?
( праздничный, выходной, несказанный ,богатый )
Учащиеся выбирают из предъявленных слов нужные слова и вставляют их в текст.
………. ягод роспись ( каких?)
Отголоски лета
В ………. травы, ( в чем? )
Рощи , перелески,
Шелковые всплески
Солнечно- ……….
………… листвы. (какой? )
У красы точеной
Сарафан……..( какой?)
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за ………(кто?, мн. ч. )
Хохлому…….о (на) дели
В этот ………..
………. наряд? (какой?)
_- Давайте посмотрим , что у вас получилось ( учащиеся зачитывают свои работы, сравнивая с текстом, который выведен на мультимедийный экран ) Хорошо ,ребята, поэкспериментировали, молодцы. Вот и вы приобщились к поэзии. Каждый красоту чувствует по-своему и поэтому вы все написали по – разному. Но помогла вам в этом удивительная красота, которую называют хохлома
Выставляются оценки, подводятся итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрым людям - добрый вечер! Святочный праздник.
Небольшая "околофольклорная" история о двух сестрицах и Домовом. Мини-спекталь для начинающих актеров с костюмами, декорациями. Вторая половина праздника - инсценированные колядки, игры, гадания...
Сочинение-описание в 6 классе "Добрым людям на загляденье"
"Добрым людям на загляденье"...
Праздник народных ремёсел "Добрым людям на загляденье"
Праздник народных ремёсел...
Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье"
Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье" для начальной школы...
Внеклассное мероприятие "Добрым людям на загляденье"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии в 8-9 классах о народных промыслах России....
«Добрым людям на загляденье»
Сценарий фольклорного развлечения в подготовительной группе...
Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»
Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»(подготовка к сочинению-описанию игрушки, предмета домашнего обихода в 5 классе)...