Внеклассное мероприятие "Добрым людям на загляденье"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Шебалкина Елена Ивановна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии в 8-9 классах о народных промыслах России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrym_lyudyam_na_zaglyadene.docx453.3 КБ

Предварительный просмотр:

Ракшинский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ

Моршанского района Тамбовской области

Внеклассное мероприятие по географии

«Добрым людям на загляденье»

21 марта 2012 года

Цель:

 познакомить с географией народных промыслов Центральной России, историей создания и художественной ценностью;

Задачи:

- расширять кругозор, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова;

- воспитывать любовь к Родине, уважение к труду;

- развивать нравственные, эстетические чувства, коммуникативную и информационную компетентности, творческие способности обучающихся.

Данное мероприятие проводится в рамках Методического объединения учителей.

Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости!  Мы приветствуем вас на нашем мероприятии, которое называется « Добрым людям на загляденье»

Мы живём с вами в необыкновенной  стране – России. Красота её природы всегда вдохновляла художников, писателей  и поэтов, но не только они запечатлели эту красоту в своих произведениях. Простой русский народ увековечил её в своих изделиях народных промыслов, которые создавал своими руками, вкладывая в них тепло, любовь и русскую душу.

Сегодня  мы познакомимся с некоторыми народными промыслами  России, узнаем, где они зародились, познакомимся с их историей, особенностями технологии и художественной ценностью. Для этого я приглашаю вас в город Вятку, где кто-то из вас будет продавцом, а кто-то покупателем. Чтобы выбрать необходимый товар, надо увидеть его особенность. На ярмарку собираются гости с различных городов России.  Помогите мне определиться, откуда они прибыли.

1) Нижний Новгород (показ слайда)

D:\в)\первая\P1090931.JPG

Рисунок 1

– Возраст этого города более 11 веков. Он расположен на великом пути “их варяг в греки”. В 1240 году войско этого города под руководством князя Александра Невского разгромило  вторгшихся в русские земли шведов, а в 1242 году – немцев.
Всемирно известны расположенные в городе памятник архитектуры – каменный кремль с Софийским собором и памятник “1000-летие России”. Осенью мы совершили экскурсию в этот прекрасный город.

– Правильно, это Нижний Новгород.

Рисунок 2

3) Москва (показ слайда)Описание: http://festival.1september.ru/articles/412876/img3.jpg

– Этот город основан  в 1147 году Юрием Долгоруким. Не найдется такого уголка на свете, где бы не знали об этом городе, о его главной площади, на которой стоит Кремль с седыми древними стенами, островерхими башнями, куполами соборов; где находится неповторимый по своей красоте памятник архитектуры XVI в. – Покровский собор / храм Василия Блаженного.

– Вы догадались о чем идет речь?

– Да, это – Москва.

6) Ростов (показ слайда)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/412876/img6.jpg

Рисунок 3

– В этом городе все улицы ведут к храму. С какой бы стороны ни подъезжал путник к городу – с воды ли, с Московского ли тракта, с севера или востока, перед ним проступали силуэты церквей, колокольни Кремля. Уже в 862 году о его существовании упоминает “Повесть временных лет”.  Кремль этого города – драгоценная жемчужина русской архитектуры. А город этот зовется Ростов  Великий.

Село Гжель – Московская обл., 
Город Павловский Посад – Московская обл.; 
Село Жостово – Московская обл.; 
Город Сергиев Посад – Московская обл.; 
Села Городец, Хохлома – Нижегородская обл. 

Город Ростов  - Ярославская  область;


Чем же прославились эти места? Эти населенные пункты являются центрами художественных народных промыслов. Откуда пошло это название “промыслы”?

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено “промыслить себе пропитание”, т.е. заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве. 

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы. 
Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы, свои художественные традиции. 

Звучит фонограмма песни « Золотая ярмарка»

 Учитель

– История  России богата и интересна. Но так уж случилось, что многое дошло до нас в преданиях. Быль и вымысел сплелись воедино в сказании о возникновении на нашей земле великой ярмарки – “свистопляски”, или свистуньи, – единственной в мире по своей оригинальности и названию. Существует легенда, по которой начало празднику положило хлыновское побоище. По воспоминаниям современников, в давние времена под укрепленными стенами Хлынова собрались жившие в крае инородцы, чтобы взять город. Не надеясь на свои силы, хлыновцы послали за подмогой к устюжанам, те пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, хлыновцы перебили многих и только утром увидели свою ошибку. В память о погибших на месте побоища поставили часовню и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду, после чего починался праздник свистопляски, в ритуал которого входили катание на глиняных шарах с высокого берега реки Вятки, кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились балаганы с обилием разных сладостей и обязательной продажей глиняных игрушек и свистулек. В ХХ веке праздник меняет свое название на свистунью и превращается в развлекательную ярмарку.

– Не отзвуки ли веселой вятской свистуньи мы слышим с вами сейчас?

Звучит песня « Коробейники» (1 куплет с припевом)

Выходят ученики с ложками, и другими предметами посуды( 9 класс)

 Хохлома

Эх, расступись, честной народ,
Нижний Новгород идет.
Мы ближайшие соседи старой Вятки,
Мы частенько здесь бывали, знаем все ее порядки.
Привезли сегодня чудо – вещи Хохломы!

Посуда наша для щей и каши,

Не бьется, не ломается.

Порчи никакой не подвергается.

А вот плошка, налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку.

Кому посуда для каши, окрошки?

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

- Откуда посуда?

- К вам приехала сама золотая Хохлома!

 – В деревнях без нашей посуды и дня не обходится: в нее и кипяток лей, и щи горячие, и кашу с пару накладывай – ничего не сделается. Искусство наше зародилось еще в XVII веке в селе Хохлома. 
Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Сказка – ложь, да в ней намек… не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? А как же на самом деле?

– Хохломское изделие изготавливается из липы, березы и первоначально существует в виде белой деревянной ошкуренной и отдельной заготовки. Затем это “белье” покрывают слоем жидкой глины, пропитывают сырым льняным маслом, шпаклюют, покрывают поверхность олифой 3–4 раза, каждый раз просушивая, последний раз при температуре 60–70оС. На эту еще недосушенную поверхность наносится хорошо растертый с водой алюминиевый порошок. Затем идет роспись яркими красками (красного, желтого,  зеленого и черного цветов).

Чтец

Хохломская роспись, алых ягод роспись,

Отголоски лета в зелени травы!

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы!

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

 

Чтец

 Резные ложки и ковши

Ты разгляди – но не спеши,

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же всякий золотой,

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

Учитель: А что тут такого сложного? Может, и нам попробовать сделать такую посуду?

– В свое время иностранные купцы, с которыми мы бойко торговали, захотели наладить такое же производство у себя. Однако ничего не получилось. Оказалось недостижимым русское начало, они его не поняли.

– Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошим подарком. Чаши всегда принимались с удовольствием. Хоть все они и имели одинаковое название, но отличались друг от друга и формой и росписью.

– В больших количествах изготавливали ложки – ложка у каждого была своя. Ложки и сейчас используются и как музыкальные инструменты.

(Фонограмма:  играют  ложками)

Жостовские подносы

А у нас подносы есть,
Что не можно глаз отвесть.

 Подмосковное село Жостово. Здесь среди множества разного рода художественных изделий изготавливают расписные металлические подносы. 

– Стародавними предшественниками жостовских железных подносов были изделия из благородных металлов: серебра и золота, существовавшие еще в римские, греческие, египетские времена. А непосредственными, ближайшими их предшественниками в России стали нижнетагильские подносы, известные с середины XVIII века. Но в начале XIX века этот промысел пришел в упадок, уральские подносы были вытеснены жостовскими.   Деревня Жостово бывшей Троицкой волости Московской губернии поначалу имела промысел кустарный, надомный. Осип Вишняков объединил существовавшие до этого разрозненные надомные промыслы, основав свою постоянную фабрику.
Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Обычно роспись производится по черному фону, хотя нередко применяют и цвет: красный, синий, зеленый. Роспись на подносах является плодом изучения мастерами живой природы. Яркие букеты и другие цветочные композиции составлены из роз, пионов, тюльпанов, незабудок. Жостовские подносы могут быть овальными, круглыми, прямоугольными. Бывают они и причудливой формы – фигурные. Металлическую заготовку больше не выколачивают вручную, как раньше, а прессуют на станке. Фон делают со всей тщательностью, соблюдая определенную последовательность: поверхность дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного грунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой. Мастер работает сразу на нескольких подносах и использует по очереди каждую краску. 

Полюбуйтесь красотой подносов. Жостовские подносы поражают воображение, рождают чувство уважения к мастерам, желание приобщиться к этой красоте.

 Звучит фонограмма песни « Золотая ярмарка»

 Гжель

Выходят дети с изделиями «Гжель»( 7 класс)

А мы, ребята гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною –
У каждого спроси.

Все вокруг белым-бело,

Будто снегу намело,

А по белому – цветы,

Как лазурь небес  чисты.

Голубые, как ручей.

Это «Гжель».

 

В тихом Подмосковье

Речка Гжелка бежит.

Вдоль этой речушки

Деревенька стоит.

 

 

Резные оконца,

На крыше конек,

Из чистого колодца

Водицы глоток.

 

Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

 

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместились бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть село Гжель в 60 км. От Москвы. Впервые местечко Гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. По указу царя Алексея Михайловича крестьяне Гжельской волости поставляли глины в Москву. В 1724 году в Гжели появился первый завод. Постепенно наш край стал полноправным хозяином керамического производства в России.

Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел. 

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть “лучшею из всех делаемых в России”. 

Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причем только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой. Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частицу своего сердца, доброту души. 

Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. 
И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым. 
Взгляните, ребята на выставку, полюбуйтесь этой красотой. И если отныне бело-синее чудо будет появляться в наших квартирах, то оно принесет в них синеву гжельского неба, свежих цветов и это будет обозначать, что вы понимаете и любите настоящую красоту, умеете ценить настоящее искусство. 


Снова в зимний вечер радуемся встрече,

Голубая сказка Гжели к нам пришла.

Из времен далеких, старины глубокой

К нам своё тепло и ласку донесла

Ах ты, гжель родная, сказка голубая,

Где взяла ты столько нежной красоты?

От березок белых, да еще от снега

Заискрился белым цветом мой фарфор.

Голубые розы, русские морозы,

Нежно кистью рисовали мы узор.

Наша Гжель родная. Сказка голубая,

Не теряешь ты с годами красоты.

В стороне родимой, Родине любимой

От души тепло и ласку даришь ты!

 

– Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную. В этом вы можете убедиться сами.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Её трава шелковая, её цветы весенние –

И мастерство волшебное достойно восхищенья.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

 Звучит фонограмма песни « Золотая ярмарка»

Финифть ( 9 класс девочки)

– А мы к вам прибыли из тихого провинциального городка Ростова Ярославской области. Каждый день город принимает гостей, комфортабельные “Икарусы” мягко подъезжают а Кремлю, туристы высыпают из автобусов, фотографируются на фоне белокаменных стен… живописный Кремль на озере Неро, фрески XVII века в его соборах, архитектурные ансамбли Спасо-Яковлевского и Авраамиевского монастырей, занимательные ростовские звоны. Белокаменная сказка, златоверхий город князя Гвидона из “Сказки о царе Салтане”.

– А еще славится Ростов финифтью – дневной по красоте росписью по эмали, зародившейся здесь в конце XVII века. В переводе с греческого “финифть” означает светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет.

– В экспозиции Ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

– Сейчас в Ростове создана фабрика “Ростовская финифть”. Одно время появилось у ростовских мастеров опасение, что мода, на финифтяные украшения пройдет, что наскучат цветочные росписи. Нет, видно, это не мода вовсе: во все времена женщинам финифть к лицу. А очарования своего она от того не теряет, что живописные традиции веками накоплены.  Полюбуйтесь этой красотой  сами (демонстрируются украшения на одной из девочек)                     

Учитель

Встречаем гостей из  г. Сергиева  Посада, также Московской области. Попробуем отгадать, чем же прославился этот город? Загадка: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах на столе у нас живут. Их … зовут. (Матрешки) 

Русская Матрёшка

Звучит фонограмма песни «Русская матрёшка)

Выходят ученики 6 класса ; в руках у них матрешки. 

1-й ученик 

Как две радуги-брови,
Губы-маки, пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцевитые щеки горят.


2-й ученик

Первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Игрушечный мастер В.Звездочкин из Сергиева Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник Сергей Лизлютин раскрасил ее. Получилась девочка розовощекая, с льняными волосами в простой крестьянской одежде: сарафане, переднике, в платке с цветами. Так родился радостный образ крестьянских девочек, покоряющих своей искренностью и простотой. В 1900г. матрешки мастеров Сергиев-Посада были показаны на Парижской всемирной выставке и сразу же стали популярными. Роспись матрешек становилась все разнообразнее. Преобладал образ русской девушки, но были и другие темы. Все матрешки отличаются друг от друга. В этом вы убедитесь, посмотрев подготовленную нами выставку. 

3-й ученик
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочной лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
"Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ".
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
 
Звучит фонограмма песни « Золотая ярмарка»

Павлово - Посадские платки


Выходят ученицы с накинутыми на плечи платками.

 Исполняют частушки. 

1. Вы, подружки мои,
В стороне не стойте,
А частушки про платки
Веселее пойте.


2. На платочке два цветочка –
Голубой да синенький.
Про любовь никто не знает, 
Только я да миленький.


3. Повяжу платок я туго,
Чтобы ветер не порвал,
Побегу весной по лугу,  чтобы милый увидал.


4. Нынче красненький платочек
На плечах  своих ношу
На кого взгляну разочек – 
Вмиг того приворожу.


Ученица. Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор. В XIX в. в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне.

 В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас в России, так и за рубежом. В настоящее время платков ручной работы изготавливается  немного. Современные Павлово-Посадские платки сохраняют свою традиционность: набивные яркие цветы на черном, кремовом, вишневом фоне, с художественным растительным орнаментом. 

 
Учитель:  А теперь, ребята, я хочу проверить, кто из вас был самым внимательным на нашей ярмарке. Я буду поочередно показывать изделия народных умельцев, а ваша задача назвать промысел и показать на карте центр развития данного народного промысла. 

 Итак, мы с вами побывали лишь в некоторых уголках России – жемчужинах нашей страны. Бескрайние её просторы таят ещё множество уникальных творений человеческих рук.   А чтобы познакомиться с другими промыслами, снова нужно пройти множество дорог и тропинок школьной географии.
Если вы решите связать свою будущую жизнь с народным творчеством, то можно научиться народному ремеслу в училищах, расположенных в тех городах и селах, где развиты народные промыслы. 
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые колокольные звоны и прикоснёшься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Для того чтобы любить, нужно всё это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем, то что не знаем. Я хочу вам пожелать любить и  ценить красоту нашей неповторимой русской  природы, уважать труд людей, которые создали настоящие шедевры, вложили частичку своей души. 

Звучит песня  «Я люблю тебя, Россия»








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Добрым людям на загляденье»

Цели: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова; воспитывать любовь к традициям своего народа; формировать духовно- нравственные основы личности; расширять и об...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Людей неинтересных в мире нет"

В процессе воспитания личности  важное  значение имеет формирование  её нравственности,  развития индивидуальности каждого обучающегося. Данный классн...

Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье"

Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье" для начальной школы...

«Добрым людям на загляденье»

Сценарий фольклорного развлечения в подготовительной группе...

Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»

Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»(подготовка к сочинению-описанию игрушки, предмета домашнего обихода в 5 классе)...