Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послушать сведения о художнике и записать в тетради основное в информации. Затем необходимо организовать рассматривание репродукции картины учащимися и беседу по содержанию картины. Также нужно собрать необходимый языковой материал и записать его в черновики, чтобы впоследствии ребятам было проще создавать сочинение-описание. Составляется примерный план сочинения вместе с учащимися. Затем учащиеся пробуют устно создать развёрнутый текст с помощью плана и языкового материала. На уроке используется слайд-презентация, чтобы учащиеся могли подробнее изучить репродукцию картины и обратиться к языковому материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-opisanie_po_kartine_v._surikova_vzyatie_snezhnogo_gorodka.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
по написанию сочинения-описания по картине
Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».
Учебник, по которому работает учитель: Львова С. И., Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2. Ч.1./С.И. Львова, В.В.Львов.
Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка»
Задачи урока:
Обучающие:
1. Формировать умение подбирать слова-синонимы, эпитеты
2. Формировать умение составлять текст-описание по картине с использованием различных речевых средств
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, посредством разнообразия дидактического материала
2. Воспитывать чувство такта, умение слушать учителя
3. Воспитывать умение анализировать и обобщать полученную информацию
Развивающие:
1. Развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся
2. Развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать
3. Развитие творческого воображения учащихся
Список литературы:
1) Львова С. И., Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2. Ч.1./С.И. Львова, В.В.Львов.
2) Серегина О. С. Создаем конспект урока (современный конспект урока как речевое произведение): Учебное пособие. – Новокузнецк, 2005. – 91 с.
3) Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой. 2 изд., исправлен. / сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград, 2008. – 415 с.;
Методическое обоснование
Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послушать сведения о художнике и записать в тетради основное в информации. Затем необходимо организовать рассматривание репродукции картины учащимися и беседу по содержанию картины. Также нужно собрать необходимый языковой материал и записать его в черновики, чтобы впоследствии ребятам было проще создавать сочинение-описание. Составляется примерный план сочинения вместе с учащимися. Затем учащиеся пробуют устно создать развёрнутый текст с помощью плана и языкового материала. На уроке используется слайд-презентация, чтобы учащиеся могли подробнее изучить репродукцию картины и обратиться к языковому материалу.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1) Организационный этап | Метод: слово учителя Приём: приветственное слово Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим картину Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка» и изложим свои впечатления на бумаге. Запишите дату и тему нашего урока. | Слушание глобальное, некритическое, нерефлексивное. Запись в тетрадях: Шестое марта. Сочинение по картине «В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» | На доске |
2) Повторение сведений о жанре будущего высказывания | Метод: беседа Приём: репродуктивная беседа А сейчас для того, чтобы написать сочинение, нам необходимо вспомнить сведения о типах речи, которые вам известны. Назовите типы речи, которые вы знаете. Метод: беседа Приём: репродуктивная беседа А сейчас вспомним особенности всех типов речи. Для этого я буду читать вам фрагменты текстов, ваша задача определить тип каждого и доказать. Итак, слушаем первый фрагмент. Картина создавалась в Красноярске, где живописец прожил почти полтора года. До этого, в 1887 году, Сурикова постигло несчастье: у него умерла жена. Потеря любимого человека на время отвратила художника от живописи. Только в Сибири, окруженный заботами родных, мало-помалу он начал приходить в себя. Природа, простой и здоровый быт воскресили в нем творческую силу. Суриков принадлежит к тем художникам, жизненная биография которых теснейшим образом связана с их творчеством. Он мог бы сказать о себе словами Бальзака: «Главные события моей жизни - это мои произведения». Жизнь художника была действительно подчинена осуществлению его широких творческих замыслов. Видимо, поэтому современники Сурикова обычно ведут свой рассказ о нем в неразрывной связи с рассказом о его творчестве. Говоря о биографии художника, они, как бы не замечая того, «сбиваются» на рассказ о его произведениях. И не только потому, что эти произведения в известной мере автобиографичны. Всепокоряющая сила воздействия его творчества нередко заслоняет в представлении современников, а затем, тем более, в их воспоминаниях черты человека, с которым они общались в привычной товарищеской среде или в быту. Сквозь призму его творчества воспринимается ими иной раз и его живой облик. На фоне искрящегося снега, переливающегося голубоватыми и чуть желтоватыми оттенками, нарядная толпа представляется особенно ярко. Звучный, насыщенный колорит построен на контрастных цветовых сочетаниях белого, красного, синего, желтого, зеленого. Богатство оттенков и рефлексов, общий мягкий серебристо-голубоватый тон усиливают жизнерадостность картины. С большим мастерством написан главный герой. Всадник и конь летят прямо на зрителя, сани мчатся в противоположную сторону, и в этой кутерьме и шуме рождается ощущение настоящего праздника. Нам предстоит сегодня написать сочинение-описание. Подробнее вспомним особенности данного типа речи. Молодцы! А теперь обратите внимание на слайд. На нём представлена композиция рассматриваемого нами типа речи – описания. Запишите эту информацию в тетрадь. Она поможет вам правильно построить своё сочинение. | Слушание детальное, критическое, нерефлексивное. Устные ответы: Повествование, описание и рассуждение. Слушание детальное, критическое, нерефлексивное. Устный ответ: По типу данный фрагмент – повествование, так как в нём просто сообщается о событиях в хронологической последовательности. Устный ответ: Данный фрагмент по типу речи принадлежит к рассуждению, так как доказывается главная мысль текста о том, что биография художника тесно связана с его творчеством. Устный ответы: Данный фрагмент по типу речи является описанием, так как в нём подробно, в деталях изображается картина. Перечисляются её признаки. Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения. Запись в тетрадях: Описание. Композиция:
| 1 слайд |
3) Слово о художнике | Метод: слово учителя Приём: информативное слово Прежде чем рассматривать картину, предлагаю познакомиться с её автором. Ваша задача – слушать и отмечать в тетради сведения о том, где родился и жил Суриков, в чём особенности его творчества. "Я исчезаю..." - таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым. А до этого - сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни, Меньшиков в Березове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Исцеление слепорожденного Иисусом - каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи. Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произвдениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологической характеристики персонажей. В 1888 году, после неожиданной смерти жены, Суриков впал в острую депрессию и охладел к живописи. Никто не знает, какую боль и душевные терзания пришлось ему пережить. Но, как настоящий титан, Суриков не был сломлен. Он вернулся в Красноярск, окунулся в быт и культуру родного края и написал потрясающую, весёлую и праздничную картину «Взятие снежного городка». | Слушание детальное, критическое, нерефлексивное. | 2 слайд 3-8 слайды |
4) Организация рассматривания картины | Метод: слово учителя Приём: информативное слово Преодолев, после поездки в Сибирь в 1889-90 годах тяжелое душевное состояние, он создал необычайно яркое, жизнерадостное полотно «Взятие снежного городка» (1891 год), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. Картина написана в его родном городе – Красноярске. За это полотно Суриков получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900. Метод: беседа Приём: эвристическая беседа Внимательно рассмотрите картину и ответьте на вопрос: какое событие изображено на картине? Верно. Метод: слово учителя Приём: информативное слово А если быть точнее – это шестой день Масленицы. Взятие снежного городка праздновалось следующим образом: Как правило, группа крестьян, состоявшая из крепких мужичков, строила на полях, на реках в окрестностях сел из снега городки с воротами и башнями, потом состав крестьян разделялся на защитников и нападающих желавших взять только, что построенный городок силой, то есть разрушить его. Защитники городка по обычаю обряда оборонялись лопатами, метлами. Когда атакующие нападали, защитники с помощью лопат старались засыпать снегом нападающих, махали и били ветками и метлами, стреляли вверх из ружей, стараясь отпугнуть лошадей и не пропустить никого через ворота, если кто прорывался сквозь защиту крепких парней, считался победителем игры. Частенько такие игрища заканчивались с травмами у крестьян. Метод: беседа Приём: эвристическая беседа Рассмотрим репродукцию картины. Что вы видите на центральном плане картины? Хорошо, молодцы! Внимательно посмотрите на слайд. Опишите остальных персонажей этой картины? Отлично! Какова репродукция картины? Совершенно верно! Рассмотрим цвета, которыми наполнена картина. Молодцы! Обратите внимание на ковёр на правом фланге картины. Почему он бросается в глаза? Отличный ответ! Метод: беседа Приём: эвристическая беседа А теперь проверим, насколько вы внимательны. Ответьте на вопросы: 1) Есть ли на всаднике шапка? 2) Какой масти конь? 3) Сколько девушек на санях справа? 4) Чем игроки пугают коня? 5) Как выглядит снежный городок? Верно, молодцы! | Слушание детальное, критическое, нерефлексивное. Слушание детальное, критическое, нерефлексивное. Устный ответ: На картине изображено какое-то народное гуляние. Слушание детальное, критическое, нерефлексивное. Слушание детальное, критическое, нерефлексивное. Устный ответ: Суриков на центральном плане картины изобразил в стремительно быстром порыве смелого мужичка на коне разрушающего защищаемую другими крестьянами снежную стену городка, от которой вовсе стороны летят снежные ошметки. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. Художник изобразил представителей разных сословий. Все люди нарядные. Женщины в красивых цветастых платках и полушубках, мужчины в меховых одеждах (в бекешах) обвязанных тряпочными поясами, на головах меховые шапки. На правом фланге картины на санях украшаемые ярко цветастой ковровой накидкой страстно наблюдает за игрой богато одетая дворянская чета. Сани украшены самыми лучшими коврами. Картина навеяна праздничной атмосферой, несмотря на различие сословий все радуются и веселятся. Картина динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег. Преобладают светлые голубые и белые тона, картина наполнена солнечным светом морозного зимнего дня. Ковёр – главное яркое пятно на этой картине, которое приковывает взгляд. Узор ковра, горящий своими цветами на солнце, вместе с изукрашенной зеленой дугой сразу создает настроение праздника. Черно-коричневый фон ковра, поднимая звучание цвета, резко отделяется от нежных оттенков снега и неба. Слушание детальное, критическое, нерефлексивное. Устные ответы: Есть. Тёмно-коричневый. 2 женщины. Мётлами и палками. Городок разрушен. | 9 слайд 10 слайд 10 слайд 9 слайд |
5) Знакомство с предложенным планом сочинения, подбор начальных конструкций | Метод: слово учителя Приём: инструктирующее слово. Итак, составим план сочинения. О чём вы напишите в первой части? Верно. Назовём первую часть – «Слово о художнике». О чём пойдёт речь в основной части? Назовите пункт плана. Назовём подпункты основной части. С чего вы начнёте? Хорошо. Запишите названные подпункты в тетрадь. Добавим ещё один подпункт, который назовём «праздничный колорит картины». В нём расскажите о настроении картины, о том, что стремился показать нам художник. И, наконец, чем вы завершите сочинение и как назовёте пункт плана? Прочитайте внимательно все пункты. У кого есть вопросы по какому-либо пункту плана? Метод: слово учителя Приём: инструктирующее слово Для того, чтобы преодолеть затруднения, связанные с ключевыми предложениями вашего сочинения, я предлагаю вам заполнить таблицу, которая расположена на обратной стороне листа с планом. Итак, в первой части вы должны сказать несколько слов о художнике. Используйте информацию, которую вы отметили для себя в начале урока. На слайде представлены возможные варианты начальных предложений. Запишите для себя 1-2 из них. Далее запишите предложения, которые помогут вам перейти от художника к картине. Со следующего слайда выпишите предложения, которые подведут вас к описанию события картины. Теперь запишите предложения, с которых можно начать характеристику персонажей картины. Чтобы вам проще было начать характеристику цветов, спишите 1-2 начальные фразы со следующего слайда в таблицу. Напишите и о праздничном колорите картины. Начать можете предложениями со слайда. И, наконец, завершением вашего сочинения должно быть ваше мнение, отношение, которое сложилось у вас к этой картине. Можете начать завершающую часть такими предложениями. Метод: беседа Приём: репродуктивно-эвристическая беседа А теперь мы подберём эпитеты и определения к некоторым словам, которые вы можете использовать в вашем сочинении. В черновики записывайте слова и 2-3 определения/эпитета к ним. Итак, первое слово – конь. Какой он? Молодцы. А каков молодец? Отлично! Охарактеризуйте и запишите определения девиц. Также охарактеризуйте ребятишек. Молодцы, ребята! Метод: беседа Приём: эвристическая беседа А теперь подберём синонимы к словам, чтобы обогатить ваше сочинение. Записывайте слова и синонимы к ним. Итак, какими словами можно заменить слово «картина»? Молодцы! А слово «художник»? Хорошо. Теперь подберите синонимы к слову «городок». Подберите синонимы к слову «всадник». И последнее слово – «защитники». Отлично, молодцы! | Слушание детальное, некритическое, нерефлексивное Устные ответы(запись в тетрадях): В первой части мы должны написать о художнике. 1) «Слово о художнике». В основной части речь пойдёт о картине. Назовём пункт плана: 2) «Взятие снежного городка», Начать нужно с описания события, которое изображено на картине. Затем описать персонажей, цвета картины. Запись в тетрадях:- событие, изображённое на картине; - персонажи картины; - цветовая гамма; - праздничный колорит картины. Устный ответ: Завершить сочинение нужно своим отношением к картине, выводом о своих впечатлениях. 3) Мои мысли и чувства, вызванные картиной. Чтение плана. Слушание детальное, некритическое, нерефлексивное. Письмо. Письмо. Письмо. Письмо. Письмо. Письмо. Письмо Слушание детальное, критическое, нерефлексивное. Устные ответы (запись в тетрадях): Конь - горячий, нахрапистый. Молодец - сильный, смелый, мужественный, отважный. Девицы – скромные, смешливые, любопытные. Ребятишки – юркие, шаловливые. Слушание детальное, критическое, нерефлексивное. Устные ответы (запись в тетрадях): Картина – живописное полотно, произведение живописи. Художник - В.И. Суриков, автор картины, живописец. Городок – крепость, преграда. Всадник – казак, победитель. Защитники – казаки, соперники. | 11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18 слайд 19 слайд |
6) Устный вариант сочинения | Метод: слово учителя Приём: педагогическое требование А сейчас кто желает попробовать продемонстрировать свой вариант сочинения-описания для одноклассников? Можно пользоваться планом. Метод: беседа Приём: эвристическая беседа Понравилась ли вам экскурсия? Что удалось в устном сочинении? | Слушание детальное, некритическое, нерефлексивное. Устные ответы (примерный вариант письменного сочинения-описания): Мы рассматриваем репродукцию картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Василий Иванович родился в 1848 году в Красноярске. Он писал картины не только на исторические темы, но и прекрасные камерные портреты, в которых проявилось портретное дарование мастера, его глубокий интерес к душевному миру простого русского человека. Картина «Взятие снежного городка» была написана художником во время его пребывания в родном городе Красноярске после смерти любимой жены. В это время он ожил от депрессии и сотворил радостное и оптимистичное произведение живописи. На картине «Взятие снежного городка» Суриков изобразил празднование шестого дня Масленицы, а именно популярную у казаков игру. Заключалась она в том, что группа крестьян строила снежную крепость, которую затем атаковывали захватчики и защищали их противники. Разворачивалась настоящая битва с мётлами, палками и лопатами. Часто дело доходила до травм. На картине изображены представители разных сословий. По центру картины собралась нарядная толпа крестьян - в белых тулупах, полушубках, меховых ушанках, красивых цветастых платках. Почти все с восхищением смотрят на всадника в высокой собольей шапке, который берет снежное препятствие на черном скакуне. Он прорвался через толпу защитников городка, "вооруженных" ветками и палками. Конь его вздыблен, немного напуган толпой и, наверное, тем, что ему приходится перескакивать через снежное строение, разбивая его копытами. За казаком следует целая толпа победителей, все смеются, улыбаются, им весело. Все знают, что в конце концов городок будет разрушен, его для этого и строили. Расписные дуги в упряжках, красные кушаки, цветастые узоры - все только добавляет праздничного настроения в атмосферу произведения, напоминающего сказку. Вся картина наполнена праздничным настроением, весельем и радостью. Мы будто сами становимся участниками события, которое динамично разворачивается прямо у нас на глазах. Мне очень понравилось рассматривать и погружаться в мир этого живописного полотна. Его содержание захватывает и переполняет чувства, погружает в народную культуру. | |
7) Написание сочинения | Метод: слово учителя Приём: педагогическое требование Теперь у вас есть всё необходимое для того, чтобы написать своё сочинение. Приступайте к работе сначала на черновиках, а затем перепишите в тетради. | Слушание глобальное, некритическое, нерефлексивное. Письмо. |
Приложение
1) Слово о художнике. | |
Переход к картине | |
2) «Взятие снежного городка» | - событие, изображённое на картине - персонажи картины - цветовая гамма - праздничный колорит картины |
3) Мои мысли и чувства, вызванные картиной |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения-описания с элементами рассуждения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
Отражены основные положения методики работы по картине и учтена специфика структуры урока:1. Предварительная установка на урок;2. Подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово уч...
Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».
Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....
Сочинение по картине В.И.Сурикова "Взятие снежного городка"
Сочинение по картине В.И.Сурикова "Взятие снежного городка" 8 класс...
Презентация по ИЗО: Масленица. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Б.М.Кустодиев «Масленица». 5 класс
Цель:Познакомить учащихся с Масленицей – народным праздником...
Подготовка к написанию сочинения-описания по картине И.И.Бродского "Летний сад осенью" в жанре письма другу. 7 класс.
Урок развития речи. И это не просто подготовка к сочинению-описанию, а работа над особым жанром - письмо другу. ...
Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию картины И.Е.Репина "Бурлаки на Волге".
Конспект урока и презентация...
Конспект урока: "Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»".
Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» по учебнику «Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В....