Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Коверженко Инна Николаевна

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе авторской   программы М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В. Львова (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./ сост. Е.И.Харитонова.   - М.: Дрофа, 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass.doc366 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе авторской   программы М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В. Львова (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./ сост. Е.И.Харитонова.   - М.: Дрофа, 2011).

Содержание рабочей программы определяется следующими целями:

  • обеспечение языкового развития учащихся;
  • формирование умений и навыков грамотного письма, рационального   чтения, полноценного восприятия звучащей речи;
  • обучение свободному, правильному и выразительному  говорению и письму на родном языке, умению пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Задачи курса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:

1.Систематизировать   и обобщить знания учащихся по морфологии.

  1. Сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки: находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
  2. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.
  3. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
  4. Формировать и развивать умения:

адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;

создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;

создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля;

подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения  -  рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли:

грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;

совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

В авторскую программу внесены изменения, так как она рассчитана на 170 часов, а данная рабочая программа - на 140, что связано с уменьшением в учебном плане часов на изучение предмета до 4 в неделю.

Раздел

Кол - во часов в авторской программе

Кол- во часов в

рабочей

программе

Введение

1

1

Речь

42

28__

Закрепление и углубление изученного в 6 классе

25

24

Наречие

25

22

Самостоятельные и служебные части речи

1

1

Предлог

10

6

Союз

12

6

Частица

22

16

Междометия и звукоподражательные слова

4

4

Резервные часы

19

-

ВСЕГО

170

140

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в 5—7 классах знаки препинания;

пользоваться разными видами лингвистических  словарей.

по разделу «Речь»:

Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.        

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи, определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и состояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету, рекламные аннотации.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать   написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.

КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и  тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечания

1

Язык как развивающееся явление

1

ЯЗЫК И РЕЧЬ.   ПРАВОПИСАНИЕ.  КУЛЬТУРА РЕЧИ

Закрепление и углубление

изученного в 6 классе

24+7

2

Р/р Что мы знаем о стилях речи

1

3

Р/р Что мы знаем о стилях речи

1

4

Р/р Что мы знаем о типах речи

1

5

Р/р Что мы знаем о типах речи

1

6

Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение; интонация

1

7

Словообразование знаменательных частей речи

1

8

Словообразование знаменательных частей речи

1

9

Р/р. Способы и средства

связи предложений в тексте

1

10

Р/р Подготовка к изложению«Ленька, любимец ребят»

1

11

Р/р Изложение «Ленька, любимец ребят»

1

12

Правописание: орфография и пунктуация. Тест.

пу

1

13

Написание Ь и Ъ

1

14

Написание о-ё после шипящих.

1

15

Правописание приставок

1

16

Орфограммы в корнях слов

1

17

Правописание суффиксов

1

18

Правописание окончаний

1

19

Слитное и раздельное написание не с разными

частями речи

1

20

Ни и не в отрицательных местоимениях

1

21

Ни и не в отрицательных местоимениях

1

22

Лексическая система языка

1

23

Лексическая система языка

1

24

Грамматика: морфология и синтаксис

1

25

Грамматика: морфология и синтаксис

1

26

Грамматика: морфология и синтаксис

1

27

Глагол, его спрягаемые формы

1

28

Глагол, его спрягаемые формы

1

29

Причастие и деепричастие

1

30

Причастие и деепричастие

1

31

Контрольное тестирование по теме « Закрепление и углубление изученного в 6 классе»

1

32

Анализ контрольного тестирования. Работа над ошибками.

1

Стили речи

6 часов

33

Р/р Публицистический стиль речи (сфера употребления, задача речи)

1

34

Р/р Публицистический стиль речи (характерные языковые средства)

1

35

Р/р Стилистический анализ публицистического текста

1

Урок – практикум по упр. 194

36

Р/р. Заметка в газету

1

37

Р/р Обучающее сочинение: заметка в газету  на тему           « Человек и природа».

1

38

Р/ р Анализ сочинения на тему «Человек и природа»

1

Наречие

22+ 4

39

Наречие как часть речи.

1

40

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи

1

41

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи

1

42

Разряды наречий по

значению

1

43

Разряды наречий по

значению

1

44

Степени сравнения наречий

1

45

Степени сравнения наречий

1

46

Словообразование наречий

1

47

Словообразование наречий

1

48

Правописание наречий, образованных от имён существительных

1

49

Правописание наречий, образованных от имён существительных

1

50

Не с наречиями на -о, -с

1

51

Буквы н и нн в наречиях

на -о, -е

1

52

Буквы н и нн в наречиях

на -о, -е

1

53

Буквы о, с на конце наречий после шипящих

1

Типы речи

8  часов

54

Р/р Рассуждение-размышление

( строение типового фрагмента текста)

1

55

Р/р Рассуждение-размышление

( строение типового фрагмента текста)

1

56

Р/р Обучающее сочинение-рассуждение «Хочу» и «Надо».

1

57

Анализ сочинения

1

Наречие (продолжение)

58

Буквы о, а на конце наречий

1

59

Дефис в наречиях

1

60

Дефис в наречиях

1

61

Не и ни в отрицательных наречиях

1

62

Буква ь на конце наречий

после шипящих

1

63

Контрольный диктант по теме «Наречие».

1

64

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

65

Р/р Употребление наречий в речи

1

66

Р/р Использование местоименных  наречий как средства связи предложений

1

67

Р/р Произношение наречий

1

68

Р/р Произношение наречий

1

Типы речи(продолжение)

69

Р/р Описание состояния человека

1

70

Р/р Описание состояния человека

1

71

Р/р Подготовка к сочинению - описанию состояния человека «Как я в первый раз...»

1

72

Р/р Сочинение - описание состояния человека «Как я в первый раз..».

1

Служебные части речи

73

Самостоятельные и служебные части речи

1

Предлог

6 +2

74

Предлог как часть речи.

1

75

Разряды предлогов (простые, составные, сложные)

1

76

Разряды предлогов  (производные и непроизводные)

1

77

Разряды предлогов

1

78

Правописание предлогов

1

79

Правописание предлогов

1

80

Р/р Употребление предлогов в речи

1

81

Р/р Употребление предлогов в речи

1

Текст

8 часов

82

Р/р Порядок слов в спокойной монологической речи

1

83

Р/р Порядок слов в спокойной монологической речи

84

Р/р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

1

85

Р/р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

1

Союз

6+ 2

86

Союз как часть речи.

1

87

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.

1

88

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.

1

89

Правописание союзов

1

90

Правописание союзов

1

91

Р/р Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

1

92

Р/р Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

1

93

Урок – практикум по теме «Союз».

1

Текст (продолжение)

94

Р/р Описание внешности

человека (строение типового фрагмента)

1

95

Р/р Описание внешности

человека (строение типового фрагмента)

1

96

Р/р Подготовка к сочинению по картине В.А.Тропинина «Портрет сына»

1

97

Р/р Сочинение по картине В.А.Тропинина «Портрет сына»

1

Частица

101,102

Частица как часть речи. Разряды час гни

2

103

Формообразующие частицы

1

104,105

Модальные частицы

2

106,107, 108.109 ПО

Правописание частиц не и ни с разными частями речи и в составе предложения.

3

111,112

Употребление частиц в речи

2

113,114

Произношение предлогов, союзов и  частиц

2

115-116

Контрольный диктант  но теме «Служебные части речи».

Анализ контрольного тестирования

2

Междометия (4 час.,)

117

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах

1

118

Междометия,

обслуживающие          сферу эмоций.

1

119

Междометия,

обслуживающие          сферу волеизъявления

1

120

Междометия,

обслуживающие          сферу речевого этикета

1

121, 122,123

Р/р Характеристика человека

3

124,125

Р/р Речи Обучающее сочинение « Что за человек был...»

2

Трудные случаи разграничения языковых явлений (10 + 5)

126,

127, 128,129 130,131, 132,133

Трудные случаи разграничения языковых явлений

8

134-135

Контрольное тестирование. Анализ тестирования

2

136-137

Р/р Стили и типы речи

2

138-139

Р/р Контрольное изложение

2

140

Р/р Анализ контрольного изложения

1



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

7   КЛАСС

О языке

Язык как развивающееся явление.

РЕЧЬ

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.

Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека; рассуждения-размышления.

публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением  (описание  состояния  человека,   рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие  оценку предметов,  действий,  состояний и др.) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.

Закрепление и углубление изученного в б классе

Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация.

Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Морфология. Орфография

Наречие

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Степени сравнения наречий.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о {-е); опав конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, ннн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.

Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство). Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

Служебные части речи

Самостоятельные и служебные части речи .

Предлог

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.

Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Союз

Общее понятие о союзе.

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.

 Частица

Общее понятие о частице.

Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).

Правописание частиц не к ни с различными частями речи и в составе предложения.

Частицы как средство выразительности речи.

Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.

Междометия и звукоподражательные слова

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.

Трудные случаи разграничения языковых явлений (10 ч)

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка; по прежнему по-прежнему, ввиду в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать обижать и т. п.

Резервные часы

Формы  и средства  контроля

Контрольная работа № 1 . Изложение «Ленька, любимец ребят»

ЛЕНЬКА, ЛЮБИМЕЦ РЕБЯТ

Это случилось в далёком эвенкийском посёлке. В сеть вместе с рыбой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза.

Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.

К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог.

— Доброе утро, Лёня! — приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.

По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё тёплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку из лейки, и каждое перышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал.

Но вот наступила весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся чернела, лоснясь на солнце.

Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу.

Лёнька встревоженно оглядывал небо, ближние сопки со снеговыми шапками и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел. Долго следили за ним ребята, не веря, что это Разлука... И уже стали расходиться, как вдруг раздался Радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька  сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят.

Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них — трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности.

(По М. Бубличенко)

Контрольная работа № 2. Контрольное тестирование по теме «Орфография. Пунктуация. Повторение изученного в 5-6 классах»

1.        Укажите строку, в которой даны слова с безударными гласными корня, не проверяемыми ударением:

а)        состязание, тяжелый, талант, оборона;

б)        состязание, талант, побежал;

в)        состязание, талант, оборона;

г)        талант, оборона, побежал.

2.        Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а)        б)        в)        г)

отр..сль        а        о        а        о

изл..жение        о        о        о        а

заг..рать        а        а        о        о

з..ря        о        а        а        о

к.сательная        а        о        а        о

3.        Найдите слова с буквой е(ё) после шипящих:

а)        крыж..вник;        г) приш..л;

б)        рощ..й;        д) знач..к;

в)        медвеж..нок;        е) руч..нка.

4.        Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 4:

а)        б)        в)        г)

о басн..        е        и        е        и

об отношени..        и        е        и        е

к насып..        и        и        и        е

по улиц..        ы        е        е        е

5.        Где нужно дописать ь? Задание, аналогичное заданию 4:

а)        б)        в)        г)

лож..        ь        -        ь        ь

хорош..        -        -        ь        ь

ключ..        -        ь        ь        -

колюч..        -        ь        ь        -

6.        Найдите строку, в которой приведены однокоренные слова к  слову вода:

а)        подводный, заводь, заводной, проводник;

б)        подводный, заводь, водопой, водоем;

в)        водопой, проводить, водяной, водопад;

г)        водопой, водяной, заводь, заводной.

7.        Найдите слово с буквой и после приставки:

а)        без...звестный;           г) сверх..нтересный;

б)        с...грать;           д) под..скать;

в)        без...нтересный;           е) раз..скать.

8.        Где нужен ь? Задание, аналогичное заданию 4:

а)        б)        в)        г)

удаст..ся        -        ь        -        -

увлеч.хя        -        ь        -        ь

     хотет..ся        -        -        ь         ь

     пойдем..те               ь        -         ь          -

9. Найдите существительные, которые с не всегда пишутся слитно:

а)        невежда, невольник, непоседа, неправда;

б)        невежда, непоседа, неряха, невежливость;

в)        невольник, непоседа, ненастье, недруг;

г)        непоседа, ненастье, неряха, невежда.

10.        Как нужно писать не с прилагательными в следующих предложениях?

      1. Далеко (не)веселая песня слышалась вдали.
2. (Не)спелый колос ждет, не тронутый косой.

     3. У него(не)добрый, а злой взгляд.

Выберите правильный ответ.

А. Во всех случаях слитно.

Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м и в 3-м — слитно.

В. В 1-м и в 3-м случаях раздельно, во 2-м — слитно.

Г. В 1-м и во 2-м случаях слитно, в 3-м — раздельно.

11. Какую букву (е или и) нужно вставить в данных местоимениях? Задание, аналогичное  заданию 4:

а)

б)

в)

г)

н..чего не ответить

и

е

и

е

 н..кем заменить

е

е

и

и

н..сколько человек

е

и

е

е

 н..где не видно

и

и

и

е

12. Определите, слитно, раздельно или через дефис нужно писать местоимения

1) где (то); 2) (у)них; 3) (ни)какой.

Выберите правильный ответ.

А. В 1-м случае через дефис, во 2-м — раздельно, в 3-м — слитно.

Б. Во всех случаях раздельно.

В. В 1-м и в 3-м случаях слитно, во 2-м — раздельно.

Г. В 1-м случае через дефис, во 2-м и в 3-м — слитно.

13.        Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 4:

а)

б)

в)

г)

шест..надцать человек

Ь

ь

четыр..мя часами

ь

Ь

ь

сем..сот метров

ь

ь

Ь

пят..десят лет

ь

ь

14. Определите, слитно, раздельно или через дефис нужно писать слова:

1) (семи)тысячный;   2) (русско)немецкий;   3) (древне)русский.  

 Выберите правильный ответ.

А. Во всех случаях слитно.

Б. В 1-м и в 3-м случаях слитно, во 2-м — через дефис.

В. В 1-м случае слитно, во 2-м и в 3-м — через дефис.

Г. В 1-м случае раздельно, во 2-м — через дефис, в 3-м — слитно.

15.        Как можно проверить написание выделенных гласных   в словах дружочЕк, камешЕк, мизинчИк?

А. При склонении гласная и выпадает, а е сохраняется.

Б. При склонении гласная е выпадает, а и сохраняется.

В. Написание данных слов нужно запомнить.

16.        Какую букву нужно вставить. Задание, аналогичное заданию 4:

а)        б)        в)        г)

цели..ый край        нн        н        нн        нн

пчели..ый улей        н        нн        н        н

стекля..ый шар        нн        н        нн        нн

пламе..ый привет        н        нн        нн        н

17.        Какой суффикс нужно писать: -ева- или -ыва- в словах   рассказ... вать, танц...вать?

А. В обоих случаях -ыва-.

 Б. В обоих случаях -ева-.

В. В 1-м случае -ыва-,  во 2 -  -ева-.

Г. В 1-м случае -ева-, во 2 -   -ыва-.

18.        Какую букву (е или и) нужно вставить? Задание, аналогичное  заданию 4:

а)        б)        в)        г)

уч..шься        е        и        и        и

хоч..шь        е        и        е        и

стел..шь        и        и        е        е

помож...шь        и        и        е        е

19. Найдите предложения с обращениями .  Расставьте знаки препинания.

А. Друзья познаются в беде

Б. Друзья мои прекрасен наш союз

В. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей

Г. Скажи мне всю правду

20. Укажите простые предложения, расставьте знаки препинания.

А. Правда в огне не горит и в воде не тонет

Б. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

 В. Листва сомкнулась и потемнел лес

Г. Небо заволокли тучи и прошел ветер.

Контрольная работа №  3.  Контрольный диктант с грамматико-орфоэпическими заданиями  по теме «Наречие»

Цель диктанта — подвести итоги изучения темы «Наречие» и одновременно проверить усвоение ранее изученного материала: орфограмм корня, правописания окончаний слов, правил постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.

Расцвет парусного флота приходится на вторую половину    восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной   книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

 Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до  двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди. Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение  созвездий...

Впоследствии, с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.

Задания

1. Выпишите пять словосочетаний с наречиями, укажите разряд каждого наречия, подчеркните наречия как члены предложения, разберите одно наречие по составу.

2. Сделайте фонетический разбор наречия (по выбору).

Контрольная работа № 4. Сочинение «Как я в первый раз…»

Контрольная работа № 5. Сочинение по картине В. А. Тропинина   «Портрет сына»

Контрольная работа № 6.  Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

Цель работы — проверить усвоение правописания частиц, местоимений, наречий, а также правил пунктуации в сложном предложении, предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая, что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных*, непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья...

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков*, невольно устремляешься мыслями к далекой родине. (По И. Гончарову)

Примечание. Звездочкой (*) обозначены запятые, которые можно подсказать ученикам во время проведения работы.

Контрольная работа № 7. Итоговая тестовая работа по всему курсу русского языка в 7 классе.  

I. Речь

1. Найдите ошибку в характеристике текста.

Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно развивается  в  нескольких предложениях.  Эти предложения объединяются в абзац.

  1. Стиль речи — научный.

2.   Тип речи — рассуждение-объяснение,

3. Способ связи предложений — параллельный.

4. Средства связи — лексический повтор, местоимение.

1234

2. Определите, в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы они составили текст.

1) Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца.

2) Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения.

3)Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора.

4) Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается.

А. 1,3, 2,4;

Б. 4, 2,1,3;

В. 1,2,4,3;

Г. 4,1,3, 2.

АБВГ

3. Найдите ошибку в стилистическом разборе фрагмента текста.

Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только осенью.

1. Стиль речи — художественный.

2. Плыло небо — метафора.

3. Яркие иглистые (звезды) — эпитеты.

4. Темное — слово употреблено в переносном значении. 1234

II. Язык

4. Укажите действительное причастие.

1) отнятая игрушка

2) посаженные деревья

3) о движущемся предмете

4) видимый глазом

1234

5. Найдите неверное утверждение.

      1) Словосочетание типа «прич. + сущ.» является причастным оборотом.

2) Правописание суффиксов причастий прошедшего времени не определяется спряжением глаголов.

3) Причастие как особая форма глагола изменяется по лицам.

4) Синтаксическая роль полных и кратких причастий различна.

1234

6. В каких предложениях выделенные слова наречия?

1) Вблизи вырыли пруд.

2) Навстречу автобусу мчался мотоциклист.

3) Вблизи дома росла сосна.

4) Говорить пришлось (в) пустую.

5) Навстречу дул порывистый ветер.

6) Гости вошли (в) пустую комнату.

7) Мы долго ходили вокруг озера.

8) Вокруг расстилались поля.

12345678

7. В каких предложениях выделенные слова союзы?

1) Вслед за другими мы то (же) пошли по дороге.

2) Ничто не изменилось: так (же) светило яркое солнце, так (же) шелестели листья.

3) Наш новый знакомый так (же) оказался веселым человеком.

4) За (то) как дружно мы жили!

5) Это было то (же) здание, которое мы видели вчера.

12345

8. В каких предложениях выделенные слова предлоги?

1) (В) следствие  усталости путники вынуждены были сделать большой привал.

2) (В) виду болезни пришлось отложить все намеченные дела.

3) (В) следствие вмешалась городская прокуратура.

4) Работа завершена (в) течение месяца.

1234

9. Укажите, какой частью речи является слово что в данном предложении.

Что, дремучий лес, призадумался? (А Кольцов)

1) местоимение

2) наречие

3) частица

4) союз

1234

10. Укажите, в каком примере слово едва является союзом.

1) Алексей едва мог вспомнить, что случилось минуту назад.

2) Едва ли я могу помочь вам.

3) Едва Владимир выехал в поле, поднялся ветер.

4) Он шел, едва волоча ноги.

1234

11. Найдите верно построенное предложение.

1)Прочитав повесть «Дубровский», мною овладела жалость к главному герою.

2) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

3) Загримированный актер ждал своего выхода.

4) Изумительно красив был возвышающий холм, утопающий в зелени.

1234

12. Укажите, состав каких слов соответствует схеме:                     л  ый

1) горелый

2) спелый

3) линялый

4) беглый

5) светлый

6) умелый

123456

13. Укажите признаки причастий, соответствующих модели: 

пере   ивающимися

1) страдательное

2) действительное

3)возвратное

4) совершенного вида

5) несовершенного вида

6) в форме ед. ч. дат. п.

7) в форме мн. ч. тв. п.

1234567

14. Укажите слово, пропущенное в словообразовательной цепочке:

один — ... — одиночка

15. Укажите, какие наречия образованы приставочно-суффиксальным способом.

1) назавтра

2)досуха

3) по-русски

4) издалека

5) роскошно

6)немного

123456

16. Подчеркните ошибки в характеристике звуков.

[а] — гласный, безударный

[в'] — согласная, звонкая, мягкая

[j'] — согласный, глухой, твердый

[щ'] — согласный, глухой, мягкий

17. Укажите слова с правильно поставленным ударением.

1) баловаться

2)  начата

3) создав

4)  повторит

5)  дефис

6) донизу

123456

18. Укажите слова с ошибками в обозначении произношения.

  1. ску[ч’]но
  2. ч[а]стица
  3. се[в]одня
  4. к сож[а]лению
  5. наро[ш]но
  6. [j’иэ]да (еда)

123456

19. На месте каких цифр пишется и?

Я тебе н1..чего н2.. скажу,

И тебя н3.. встревожу н4..чуть,

И о том, что я молча твержу,

 Н5.. решусь н6.. за что намекнуть.

1 23456

20. В каких случаях не пишется раздельно?

1) Отвечать (не) волнуясь

2) (Не) просохшая после дождя земля

3) (Не) хорошо говорить

4) (Не) враг он мне

5) (Не) хоженые тропы

6) (Не) интересный человек

7) (Не) надо обижаться

8) (Не) мог идти

9) Письмо (не) написано

123456789

21. Где пишется буква я?

1) подстрел..нный воробей

2) просе..нное зерно

3) промасл..нная бумага

4) растя..вший снег

5)засе..нное поле        

6) плам..нный привет

7) осме..нный лжец

1234567

22. Отметьте случаи слитного написания.

1) (За) тем лесом озеро.

2) (По) тому не делаю, что не могу.

3) Сначала ты иди, (за) тем я.

4) Встань (на) конец доски.

5) Иди (по) тому мостику.

6) (На) конец занавес поднялся.

7) Самолет круто взмыл (в) верх.

1234567

23. В каких случаях следует писать одну букву н?

1) стекля..ая дверь

2) разброса..ые вещи

3) глиня..ая кружка

4) дли..а отрезка

5) комари..ый писк

6) связь была прерва..а

7) ю..ое поколение

8) авиацио..ый завод

12345678

24. Какие слова пишутся через дефис?

1) строго (настрого)

2) (пол) лимона

3) северо (восточный)

4) ярко (голубой)

5) (по) прежнему дружить

6) хлопчато (бумажный)

7) где (то) вдали

8) (пол) страны

9) суффиксально (приставочный)

Контрольная работа №8. Изложение «Поговорим о бабушках»

Цель — проверить сформированность умений сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль речи и такие средства выразительности, как обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор.

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о пожилых людях — о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть — это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильней ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость — довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади — заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты — единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда. (По И. Медведевой)

Текст подготовлен В. И. Капинос

Перечень учебно – методических средств обучения

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./ сост. Е.И.Харитонова. - М.: Дрофа, 2009
  2. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под. ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 13-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2009

Дополнительная литература:

  1. Г.А.Богданова Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя: из опыта работы. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996
  2. Мы пишем без ошибок. Из опыта работы учителей Белгородской области по методике интенсивного обучения правописанию Т.Я.Фроловой. Составители И.В.Белова, Л.В.Коротенко - Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

3.        Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Русский язык: Правописание.
Интенсивный курс. Часть II. Симферополь. «Таврида» . 2004

5.        Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. - Симферополь 2007

Словари

1.        Александрова   З.Е.       Словарь   синонимов   русского   языка:   Практический  справочник.- М.:Рус.яз.,2001.

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.- М.: Рус.яз.. 1999
  2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980
  3. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся- М.: Просвещение, 1987
  4. Ожегов СИ., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2007
  5. Словарь иностранных слов и выражений/ Авт. - сост. Е.С.Зенович.- М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»:  ООО «Издательство АСТ» , 2002
  6. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя- М.: Просвещение, 1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....