Программа кружка по русскому языку «Хочу всё знать» для работы с одаренными детьми 5-7 класса
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Петровская Елена Алексеевна

Аннотация

        Программа  кружка  составлена в связи с потребностью детей узнать как можно больше о своём родном языке, а также с целью дальнейшей подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам. Данная программа развивает

            -   познавательные способности детей

 - поддерживает хорошую мотивацию к учебному процессу и изучению русского языка

 - способствует профессиональной ориентации в области изучения гуманитарных предметов

        Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать  серьёзные вопросы языкознания, также  решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №9 г. Сальска

Программа

кружка по русскому языку

«Хочу всё знать»

для работы с одаренными детьми

                                                     5-7 класса                                                       

                                                                             

                                                              учитель: Петровская Е. А.

Аннотация

        Программа  кружка  составлена в связи с потребностью детей узнать как можно больше о своём родном языке, а также с целью дальнейшей подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам. Данная программа развивает

            -   познавательные способности детей

 - поддерживает хорошую мотивацию к учебному процессу и изучению русского языка

 - способствует профессиональной ориентации в области изучения гуманитарных предметов

        Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать  серьёзные вопросы языкознания, также  решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.

Пояснительная записка

   Цели программы:

- помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз гуманитарного профиля.

Подготовка призёров городской олимпиады по русскому языку

Привить учащимся интерес к предмету русского языка

      Программа разработана в соответствии с  учебником  Львова С. И.. Русский язык в 3-х частях– М.: Мнемозина, 2008

   На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

  • Современный русский язык
  • Культура речи
  • Диалектология
  • Введение в языкознание
  • Стилистика

Актуальность программы заключается в следующем:   данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 На занятиях школьники смогут самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, сочинять лингвистические сказки, а также совершенствовать навыки  диалогического речи,  учиться определять и аргументировать собственную позиции по  какому- либо вопросу .

   В работе с детьми можно использовать  проектную  деятельность, работу в группах и другие технологии Они  должны быть направлены на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами. Данная практика поможет ему осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

   Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю.

Принципы программы:

Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.

Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов      литературоведения и русского языка) к общим (качество идеальной речи).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к русскому языку и литературе как наукам гуманитарного направления, во-вторых, успешная сдача экзаменов и успешное выступление на олимпиадах по литературе и русскому языку.

Предполагаемые результаты:

                   Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по русскому языку и литературе; ключевые понятия литературы и русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
  • расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся; успешному выступлению на олимпиадах различного уровня; успешной сдаче экзаменов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;
  • выделение фактов, доказательств  проблемы;
  • работа с текстом и его анализ;
  • творческие работы;

          исследовательская и проектная деятельность.

                       Календарно- тематическое планирование.

Дата

  1. Проверочная  занимательная  олимпиада и её анализ

2

  1. Интеллектуальная игра « Словесная баталия» Подготовка к олимпиаде. ИКТ

2

  1. Интеллектуальная игра. « Хочу всё знать» Подготовка к олимпиаде. ИКТ

1

  1. Языки мира. Родственные связи языков.  Кто такие Кирилл и Мефодий?

2

  1.   Когда возникло первое письмо?.  История букв, которых нет в современном алфавите.
  2. Игра

1

1

  1.  Откуда берутся слова? ИКТ

1

  1.  « Иностранцы» в нашем языке.

1

  1.  Какие бывают словари. Работа со словарными статьями. Синонимы, синонимические ряды, градация.

1

  1. Паронимы и как их различать?  

1

  1. Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. Выступление с докладами и презентациями.

1

  1. Крылатые слова и выражения и история их происхождения.

1

  1.  Все на «О»: омонимы. омофоны, омографы, омоформы.

1

  1. «Своя игра». ИКТ

2

  1. Кто они, лингвисты? Выступления учащихся.

2

  1. Интеллектуальный марафон «Знатоки грамматики». ИКТ

1

  1. Культура речи. Правильно ли мы произносим слова? Орфоэпические нормы русского литературного языка.

1

  1. Трудные случаи акцентуации.

1

  1.  Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.

1

                  19. Тестовая работа по культуре речи.        

1

           20. Творческая работа «Я работаю корректором».

                     2

                  21. Творческая работа « Хочу всё знать»

1

                 22. Антитеза как лексическое и синтаксическое средство. Стилистические приемы антитезы.  Тестовые задания  с выявлением  изобразительно- выразительных  средств  языка.

2

               23. Работа с художественными текстами по группам. . Определение тропов.

1

      23. Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка.        

1

              24. Творческая работа. Создание сочинения  по определенной теме с использованием заданных тропов.

1

              25. Сочинение-размышление « Что мне дали занятия в кружке» или выполнение тестового задания по пройденным темам.

1

                                                           Итого

34

УМК учащихся:

Основной учебник:

 Львова С. И.. Русский язык в 3-х частях– М.: Мнемозина, 2008

УМК учителя:

  1. Современный русский язык. Учебник для студентов пед. Институтов. / Н. М. Шанский и др. М.: Просвещение, 1987.
  2. Горбачевич  К. С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1989.
  3. Современный русский язык в программированных упражнениях. Учебное пособие для студентов и абитуриентов. М.: издательство МГЛУ, 2001.
  4. Зайцева О. Н. Уроки истории языка в школе: Предпрофильное обучение: Методическое пособие для учителя. М.: Вербум-М, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по русскому языку "Хочу быть грамотным" 7 класс

Курс по русскому языку рассчитан на 34 часа. Направлен на развитие грамотности, воспитание любви к языку...

Кружок русского языка «Хочу всё знать»

    Внеклассная работа дает возможность использовать самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при ...

Презентация "Викторина по русскому языку "Хочу все знать!"

Викторина по русскому языку "Хочу все знать!" -это увлекательная и познавательная игра, где можно проверить свою сообразительность, находчивость, научиться быстро размышлять и ориентироватьс...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком" 5-8 классы...