Непроизносимые согласные в корне
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Открытый урок на тему "Непроизносимые согласные" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.u._neproiznosimye.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 5 класс
Тема: Непроизносимые согласные
Цели: Формирование знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Задачи:
Образовательн. Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных слов.
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к русскому языку.
Оборудование урока:
- проектор, компьютер, интерактивная доска;
- презентация;
- карточки;
- тренажёр;
- тест.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков с элементами исследования.
Ход урока
- Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение у других.
1. Актуализация знаний учащихся.
2. Проверка домашнего задания. Упражнения 356.
а) Индивидуальное задание. Фонетический разбор слова люди
(Регина работает, а с остальными)
3. Ответы на вопросы.
1. Мы с вами изучаем какой раздел языка? Что изучает морфемика?
2. К морфемам относятся ….?
3. Какая морфема образует только форму слова, а какая – однокоренные слова?
4. Что изучает фонетика? Какие звуки есть в русском языке?
5. На какие разряды делятся гласные звуки? Согласные?
6. В корне после шипящего что надо писать ? (Исключения: крыжовник, шорох, капюшон).
7. Когда после ц пишется и? (в корнях слов и в словах на –ция) Когда ы? (в окончаниях и суффиксах; в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках)
8. Шестая буква русского алфавита? (Е)
II. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
а) -Запишите слова рядом столбиком, транскрипцию которых вы видите на доске (слайд)
[сонцэ], [с’эрцэ], [изв’эсный], [здраствуй].
-А теперь запишите их столбиком с помощью букв так, как вы считаете нужным. У доски эту работу выполняет Ралия. (Солнце, сердце, известный, здравствуй).
-Сравниваем .
-Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах количество букв и звуков различное? (В наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся. Не слышатся, не произносятся звуки л, д, т, в)
- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)
- Молодцы! Интересные названия придумали. Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать? (Чтобы правильно писать слова).
- Именно этому мы и должны научиться.
б) Минута чистописания. лд, тв, лд, тв
в) Повторение ранее изученного материала
-Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы? (Они согласные).
- Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (В, Л, Д)
- Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук. (Т)
- Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. (Д-Т)
- Где находятся непроизносимые согласные? В какой морфеме? (В корне слова.)
-А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко и ясно).
- Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам (солнечный, сердечко, известие, здравие)
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)
На этом же слайде по щелчку появляются сочетания букв
СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ
Запомните их .
- Всегда ли можно объяснить правописание непроизносимых согласных? Не всегда, в словах лестница, чувство, праздник правописание согласных надо запомнить. Это словарные слова.
Ш. Закрепление знаний и навыков.
1. Работа с учебником. Упражнение 337. От каких слов образовались данные слова? Запишите их.
2. Всегда ли при наличии нескольких согласных есть непроизносимые согласные?
Тренажер «Непроизносимые согласные» Слайд
Выполните следующее задание. Перед вами слова с пропущенными буквами. Сначала определите, в каких словах пропущена непроизносимая согласная.
Чтобы проверить себя, перенести его на зеленую доску и закрепить у звёздочки.
- Звез…ный
- Сол…це
- Ужас…ный
- Сер…це
- Чудес…но
- Чес…ный
- Ус…но
- Праз…ник
- Поз…но
- Мес…ность
- Парус…ный
- Ненас…ный
(Найдите среди этих слов слова с непроизносимой согласной, проверяйте подобрав однокоренные слова, где это возможно. Делают вывод: значит, хотя и в некоторых словах есть стечение согласных, но нет непроизносимых. Проверяют).
2. Самостоятельная работа. Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно)
1.НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ
а) ТРОСТНИК, МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ
б) ДОРОЖКА, ПОДРУЖКА , ЗЕЛЁНЫЙ
в) ЗЕЛЁНЫЙ, ГОЛОСИСТЫЙ, ШАПКА
2. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ
а) ПОЗДНЯЯ
б) ПОЕЗДА
в) ОПОЗДАЛ
3.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА?
а) ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДО, МЕСТНЫЙ - МЕСТО
б) ОКРЕСТНОСТЬ – ОКРЕСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ - ЧЕСТНО
в) ПРЕЛЕСТНЫЙ – ПРЕЛЕСТИ, ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО
4.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ?
а) ЗДРАВСТВУЙТЕ, МЕСТНЫЙ, ЯСНЫЙ
б) МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ, ЧУСТВА
в) КАПУСНЫЙ, СОНЦЕ, ПРАЗНИК, ЧУСТВО
5. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?
а) КАПУСТНЫЙ
б) ПРАЗДНИЧНЫЙ
в) ЧУСТВЕННЫЙ
6. В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО Т?
а) УЧАС*НИК
б) РЕС*НИЦЫ
в) ПАС*БИЩЕ
ПРОВЕРКА
- а
- в
- в
- в
- в
- б
IV. Физкультминутка.
Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет – приседаем.
Поездка, чудесный, несчастный, лесной, поздний, прелестный, прекрасный, лестница, тесный, вкусный, неизвестный, согласный, красный.
V. Словарная работа. Дифференцированные индивидуальные карточки. (1 группа– сильные, 2 группа– слабые)
1 группа
Отгадывайте слова по лексическому значению. Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.
-Как называется ряд ступенек, идущих вверх?
- Самая распространенная форма приветствия?
- Замени одним словом: принимать активное участие в чём-то.
- Закончи предложение: Новый год – весёлый …
- Любящий повелевать - …
- Центральный орган кровообращения- …
К словам первого столбика найдите ответы из второго столбика и соедините их стрелками.
2 группа
б) Окружающее пространство, имеющее отношение к звездам в) Печальный рассказ |
Лес..ница Грус..ный |
VI. Подготовка к ГИА.
В ГИА по русскому языку есть задание, которое нельзя выполнить без фонетических знаний. Давайте посмотрим задание А4. Формулировка задания такова.
1. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВТРОЕ первый звук - [ф].
2) В слове ВЕСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
3) В слове ЮШКА все согласные звуки глухие.
4) В слове ПОЁШЬ есть мягкий звонкий звук [й’]
2. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ОБЪЯСНИ звуков больше, чем букв.
2) В слове ПРАЗДНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове СДАЧА первый звук – [з].
4) В слове ПЛЯСАТЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Я.
3. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ТРОСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
2) В слове ЕЖИХА все согласные звуки твёрдые.
3) В слове ЛЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ГРАД последний звук [т].
VII. Домашнее задание.
- Подготовить сообщение о правописании непроизносимых согласных в корне, т.е. П.70;
- из любого художественного текста, взятого из нашего учебника “Русская литература ” выписать 5 предложений на изученную на уроке орфограмму.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Какая тема у нас была сегодня?
-Какие звуки и буквы не произносятся?
-Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?
-Выполнение какого задания вызвало затруднение?
9.Выборочный диктант. Запишите слова с непроизносимым согласным в корне, которые я нашла в стихотворениях известных поэтов. (слайды)
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный? (А.С.Пушкин)
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А.С.Пушкин)
И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. (Н.А.Некрасов)
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она. (Н.А.Некрасов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Непроизносимые согласные в корне слова
Повторение изученного в 5 классе....
Непроизносимые согласные в корне
Разработка урока в 5 классе "Непроизносимые согласные в корне слова"...
Рабочий лист "Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова."
Данный материал содержит графическую схему и практический материал; возможно использование на этапах изучения, закрепления и повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ...
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»
Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...
План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному...