Непроизносимые согласные в корне
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Замалетдинова Ландыш Ирековна

Открытый урок на тему "Непроизносимые согласные" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o.u._neproiznosimye.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык      5 класс

Тема: Непроизносимые согласные

            Цели: Формирование знания о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

            Задачи:

    Образовательн. Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных слов.

    Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

    Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к русскому языку.

Оборудование урока:

  1. проектор, компьютер, интерактивная доска;
  2. презентация;
  3. карточки;
  4. тренажёр;
  5. тест.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков с элементами исследования.

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение у других.

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Проверка домашнего задания. Упражнения 356.

а) Индивидуальное задание. Фонетический разбор слова люди

(Регина работает, а с остальными)

3. Ответы на вопросы.

1. Мы с вами изучаем какой раздел языка? Что изучает морфемика?

2. К морфемам относятся ….?

3. Какая морфема образует только форму слова, а какая – однокоренные слова?

4. Что изучает фонетика? Какие звуки есть в русском языке?

5. На какие разряды делятся гласные звуки? Согласные?

6. В корне после шипящего что надо писать ? (Исключения: крыжовник, шорох, капюшон).

7. Когда после ц пишется и? (в корнях слов и в словах на –ция) Когда ы? (в окончаниях и суффиксах; в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках)

8. Шестая буква русского алфавита? (Е)

 II. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

а) -Запишите слова рядом столбиком, транскрипцию которых вы видите на доске (слайд)
          [сонцэ],  [с’эрцэ],  [изв’эсный],  [здраствуй].
-А теперь запишите их столбиком с помощью букв так, как вы считаете нужным. У доски эту работу выполняет Ралия. (Солнце, сердце, известный, здравствуй).
-Сравниваем .

-Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах количество букв и звуков различное? (В наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся. Не слышатся, не произносятся  звуки л, д, т, в)

- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

- Молодцы! Интересные названия придумали. Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать? (Чтобы правильно писать слова).

 - Именно этому мы и должны научиться.

б) Минута чистописания.    лд, тв, лд, тв

в) Повторение ранее изученного материала

-Ребята, что общего у звуков, которые обозначают эти буквы? (Они согласные).

- Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (В, Л, Д)

- Назовите букву, которая обозначает глухой согласный звук. (Т)

- Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. (Д-Т)

- Где находятся непроизносимые согласные? В какой морфеме? (В корне слова.)

-А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко и ясно).

- Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам (солнечный, сердечко, известие, здравие)

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

На этом же слайде по щелчку появляются сочетания букв

СТН     ЗДН     РДЦ      ЛНЦ      ВСТВ  

Запомните их .

- Всегда ли можно объяснить правописание непроизносимых согласных? Не всегда, в словах лестница, чувство, праздник правописание согласных надо запомнить. Это словарные слова.

 

Ш. Закрепление знаний и навыков.

1. Работа с учебником. Упражнение 337. От каких слов образовались данные слова? Запишите их.

2. Всегда ли при наличии нескольких согласных есть непроизносимые согласные?

Тренажер  «Непроизносимые согласные»   Слайд

     Выполните следующее задание. Перед вами слова с пропущенными буквами. Сначала определите, в каких словах пропущена непроизносимая согласная.

     Чтобы проверить себя, перенести его на зеленую доску и закрепить у звёздочки.

  • Звез…ный
  • Сол…це
  • Ужас…ный
  • Сер…це
  • Чудес…но
  • Чес…ный
  • Ус…но
  • Праз…ник
  • Поз…но
  • Мес…ность
  • Парус…ный
  • Ненас…ный

 (Найдите среди этих слов слова с непроизносимой согласной, проверяйте подобрав однокоренные слова, где это возможно. Делают вывод: значит, хотя и в некоторых словах есть стечение согласных, но нет непроизносимых. Проверяют).

2. Самостоятельная работа. Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно)

1.НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ 
 а)  ТРОСТНИК,  МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ 
 б)  ДОРОЖКА,  ПОДРУЖКА , ЗЕЛЁНЫЙ
 в) ЗЕЛЁНЫЙ,  ГОЛОСИСТЫЙ, ШАПКА 

2. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ 
а)  ПОЗДНЯЯ 
б)  ПОЕЗДА 
в)  ОПОЗДАЛ 

 3.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА? 

а)  ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДО, МЕСТНЫЙ - МЕСТО
б)  ОКРЕСТНОСТЬ – ОКРЕСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ - ЧЕСТНО 
в)  ПРЕЛЕСТНЫЙ – ПРЕЛЕСТИ,  ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО 

4.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ? 
а)  ЗДРАВСТВУЙТЕ,  МЕСТНЫЙ,  ЯСНЫЙ 
б)  МЕСТНЫЙ,  ОКРЕСТНОСТЬ,  ЧУСТВА 
в)  КАПУСНЫЙ,  СОНЦЕ, ПРАЗНИК, ЧУСТВО

 5. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА? 
а)  КАПУСТНЫЙ 

б)  ПРАЗДНИЧНЫЙ 
в) ЧУСТВЕННЫЙ 

  6.  В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО Т?

  а)  УЧАС*НИК

  б)  РЕС*НИЦЫ

   в)  ПАС*БИЩЕ

ПРОВЕРКА

  1.   а
  2.   в
  3.   в
  4.   в
  5.   в
  6.   б

IV. Физкультминутка.

Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет – приседаем.

 Поездка, чудесный, несчастный, лесной, поздний, прелестный, прекрасный, лестница,  тесный, вкусный, неизвестный, согласный, красный.

V.  Словарная работа.  Дифференцированные индивидуальные карточки. (1 группа– сильные, 2 группа– слабые)

1 группа

     Отгадывайте слова по лексическому значению. Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.

 -Как называется ряд ступенек, идущих вверх?

- Самая распространенная форма приветствия?  

- Замени одним словом: принимать активное участие в чём-то.  

-  Закончи предложение: Новый год – весёлый …  

- Любящий повелевать - …    

- Центральный орган кровообращения- …

     К словам первого столбика найдите ответы из второго столбика и соедините их стрелками.

2 группа


а) Приветствие при встрече

б) Окружающее пространство, имеющее отношение к звездам

в) Печальный рассказ

г) Шумное торжество

д) Яркое светило

ж) Центральный орган кровообращения

з) Приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз.


Праз..ник

Сер..це

Звёз...ный

Лес..ница

Грус..ный

Со..нце

Здра..ствуй

VI. Подготовка к ГИА.

В ГИА по русскому языку есть задание, которое нельзя выполнить без фонетических знаний. Давайте посмотрим задание А4. Формулировка задания такова.

1.  Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ВТРОЕ первый звук - [ф].
2) В слове ВЕСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
3) В слове ЮШКА все согласные звуки глухие.
4) В слове ПОЁШЬ есть мягкий звонкий звук [й’]

2. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ОБЪЯСНИ звуков больше, чем букв.
2) В слове ПРАЗДНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове СДАЧА первый звук – [з].
4) В слове ПЛЯСАТЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Я.

3. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ТРОСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
2) В слове ЕЖИХА все согласные звуки твёрдые.
3) В слове ЛЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ГРАД последний звук [т].                        

VII. Домашнее задание. 

  1. Подготовить сообщение о правописании непроизносимых согласных в корне, т.е. П.70;
  2. из любого художественного текста, взятого из нашего учебника “Русская литература ” выписать 5 предложений на изученную на уроке орфограмму.  

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Какая тема у нас была сегодня?

-Какие звуки и буквы не произносятся?

-Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?

 -Выполнение какого задания вызвало затруднение?

9.Выборочный диктант. Запишите слова с непроизносимым согласным в корне, которые я нашла в стихотворениях известных поэтов. (слайды)
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный? (А.С.Пушкин)

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А.С.Пушкин)

И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. (Н.А.Некрасов)

Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.  (Н.А.Некрасов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непроизносимые согласные в корне

Разработка урока в 5 классе "Непроизносимые согласные в корне слова"...

Рабочий лист "Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова."

Данный материал содержит графическую схему и практический материал; возможно использование на этапах изучения, закрепления и повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...

План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному...