Урок русского языка в 6 классе "Гласные в корне с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок – повторительно-обобщающий, направленный на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умения сопоставлять изучаемые языковые явления, обобщать и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse._glasnye_v_korne_s_cheredovaniem.docx | 71.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе.
Выполнил: Глинка Анны Алексеевны.
Тема: Гласные в корнях с чередованием (6 класс)
Методический комментарий:
Данный урок – повторительно-обобщающий, направленный на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умения сопоставлять изучаемые языковые явления, обобщать и делать выводы.
Цель: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-,Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
2. Метапредметные:
- умение аргументировано отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать тексты;
3. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в группах;
Тип урока: систематизация знаний, умений и навыков.
Ход урока:
I. Мотивационный этап
Постановка учебной проблемы: формулирование темы урока с мотивирующим приемом.
1) На слайде текст:
У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)
– Прочитайте высказывание Расула Гамзатова.
– Как вы понимаете его смысл ? (дети высказывают своё мнение)
– Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия чтобы, обобщить знания и применить их на практике.
2)Учитель обращает внимание детей на пропущенные в тексте орфограммы:
– На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Назовите устно пропущенные буквы.
– Давайте исправим текст. (комментированное письмо)
– В чём особенность этих слов ? На какое правило эти орфограммы ?
3) – Ребята, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Чему мы должны научиться? (Цель: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами).
– А зачем нам это нужно? (Чтобы грамотно писать).
УУД: Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные:самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
- Ромашка вопросов Блума. (Расположена на доске. Обучающие подходят к доске и выбирают вопросы, отвечают)
- Материал для наблюдений.(выполнение заданий в тестовой форме)
- Установите соответствие.
Корни с чередованием
Условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием
1. -гар-, -гор-;
А. От ударения;
2. -раст-, -рос-, -ращ-;
3. -зар-, -зор-;
Б. От последующей буквы;
4. -кас-, -кос;
5. -лаг-, -лож-;
В. От наличия суффикса А после корня.
6. -бер-, -бир- и др.
После того, как дети самоопределились, на интерактивной доске появляются правильные ответы: Слайд
1-Б; 2-Б; 3-А; 4-В; 5-Б,В; 6-В.
– Зачеркните свои ошибки, напишите правильные ответы.
Затем учитель просит поднять руки тех, кто безошибочно справился с заданием; тех, кто допустил одну ошибку.
3) Следующее задание направлено на подготовку к ОГЭ (карточки с заданием лежат у каждого ученика):
Учитель предлагает алгоритм работы:
- Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень, вставьте пропущенные буквы.
- Определите, являются ли эти слова однокоренными, вспомните лексическое значение корней с чередованием.
- Найдите “четвертое лишнее”, обведите нужную букву.
I.
1. а) к..сой; b) к..стрюля; c) к..сяк; d) к..сание.
2. a) к..скад, b) к..стер, c) к..сательная, d) к..стюм.
3. a) к..сатка, b) прик..сновение; c) к..стыль; d) к..сынка.
4. a) к..са; b) к..сатик; d) к..суля; d) к..сательство.
II.
1. а) возг..рание, b) возг..раться, c) возг..реться, d) г..рчить.
2. а) г..ра, b) выг..рки, c) выг..рание, d) выг..реть.
3. а) г..рючее, b) г..родок, c) загар, d) г..релый.
4. а) угар, b) разгар, c) г..рчица, d) загар.
III.
- а) р..стение; b) р..стоптать; c) р..сток; d) водор..сли.
- а) зап..реть; b) отп..рать; c) п..рат; d) отп..реть.
- а) ст..реть; b) выт..рать; c) т..раж; d) ст..рать.
- а) см..риться; b) зам..рать; c) зам..реть; d) зам..р.
IV. Подчеркните те слова, для объяснения правописания которых можно применить одно правило:
- Расстилался, умираю, загораю, касаюсь;
- Подгореть, сгорать, замереть, угореть;
- Предложение, растение, заросли, касание.
После того, как ученики сделают свой выбор, на доске появляется слайдс правильными ответами. Дети сверяют ответы, зачеркивают ошибки.
4)Самостоятельная работа с текстом.
- Ребята, что вы видите на слайде? (Текст.)
- Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом?
- Предложите работу с этим текстом. (Назвать тему, основную мысль, озаглавить.)
- Выразительное чтение текста вслух. Определение темы текста, основной мысли. Заглавие – У озера. Отдых на озере и др.
- Что ещё можно сделать с этим текстом? (Выписать слова с чередующимися гласными, разделить их по группам в зависимости от условия выбора гласной.
Только ли чередующиеся гласные вызывают у нас сомнения. Какие есть ещё орфограммы гласные? ( Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.) - Сколько колонок у нас получится? (Три)
- Как вы назовёте первую колонку? (Проверяемые гласные.)
- Вторую? (Непроверяемые гласные.)
- Третью? (Чередующиеся гласные.)
- Что вы будете делать? (Выписывать слова с пропущенными буквами и распределять их по колонкам.) (Работа в парах. Проверка - по 1 ученику называют записанные слова. Другие дополняют.)
- А теперь проверьте себя, может быть вы что-то не выписали.)
Слайд .
Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на парту.)
Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Заг..релые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало. Догорала вечерняя з..рька, когда мы в..рнулись домой.
Слайд
Ключ.
Проверяемые безударные гласные : задержались, у озера, на плоту, пекло. Непроверяемые безударные гласные: камышом, ребята, сверкало, вернулись. Чередующиеся безударные гласныепредполагали, растительности, расположились, заросшего, загорелые, прикоснуться,зорька
УУД:
Познавательные: выполнение действий по алгоритму; анализ с целью выделения общих признаков; выбор критериев для классификации объектов; работа с таблицей, текстом.
Регулятивные: контроль, самокоррекция.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
III. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.
На интерактивной доске появляется таблица. Учитель задает вопросы классу:
– Посмотрите на таблицу, подумайте, что объединяет все эти орфограммы? Как мы должны ее озаглавить? (Правописание гласных в корне слова).
– Что мы должны записать в правом окне? (Чередующиеся гласные в корне слова).
Учитель предлагает детям открыть справочники, в которых есть такая же таблица, заполненная на половину на предыдущих уроках. Учащиеся должны самостоятельно заполнить (или дописать недостающие сведения) в рамки под номерами 1, 4-12. После этого – взаимопроверка. Дети работают в парах, партнеры – соседи по парте.
(1. Б/у гласн. в корне; 4. Чередующиеся гласные в корне слова; 5. -раст-, -рос-, -ращ-; 6. а//о; 7. -кас-, -кос-; 8. -зар-, -зор-; 9. Под ударением – о, без ударения – а. Исключения; 10. -гар-, -гор-; 11. Под ударением – а, без ударения – о. Исключ.; 12. Если после корня есть суффикс а, пиши И).
Правописание гласных в корне
После взаимопроверки готовая таблица появляется на экране.
УУД:
Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов.
Регулятивные: выполнение действий по алгоритму, контроль, коррекция.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником.
V. Подведение итогов урока.
Учитель задает вопросы классу:
– Ребята, давайте вернемся к цели нашего урока. Как вы считаете, достигли ли мы ее?
– Чем мы занимались на уроке?
Дети отвечают. (Да, мы повторили изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов, закрепили на практике умение писать слова с изученными орфограммами. Это значительно повысит уровень нашей грамотности, поможет успешно написать проверочную работу на следующем уроке).
– Что нужно знать, чтобы безошибочно выбирать гласную в корнях с чередованием? (Дети отвечают, что нужно знать условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием)
- Что было для вас самым сложным?
- Что необходимо для того, чтобы не возникало подобных сложностей? (Практика).
УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
VI. Домашнее задание.
1. Повторить изученный материал.
2. Подготовиться к контрольному диктанту по изученной теме.
VII. Рефлексия
Список литературы:
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. "Рабочая программа по русскому языку. 6 класс (по программе М. Баранова, Т. Ладыженской и др.) ФГОС"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».
Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...
Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...
Урок русского языка в 5 классе "Корни с чередованием гласных е-и"
Данная презентация послужит сопутствующим материалом к уроку русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"...
Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.
Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ". Для повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового использую игровой момент....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Корни с чередованием Е-И".
Урок-практикум для сильных учащихся....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....
Проверочная работа по русскому языку. 6 класс. "Правописание корней с чередованием"
Проверочная работа состоит из двух заданий: 1) списать, вставляя пропущенные буквы; 2) тест...