Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Открытый урок-анализ стихотворений по русской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_obrazy_russkoy_prirody.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века».
Цель урока: 1)познакомить уч-ся с лирикой русских поэтов 19 века;
2) учить уч-ся анализировать стихотворения;
3) продолжить работу над выразительным чтением стихотворений;
4) воспитывать у уч-ся любовь к родной природе.
Тип урока: анализ художественного текста.
Оборудование: выставка книг по лирике русских поэтов, пейзажные репродукции, музыкальное оформление.
Планируемые результаты: учащиеся продолжат совершенствовать навык по анализу художественного текста; продолжат работу над выразительным чтением стихотворений.
Ход урока:
I.Оргмомент.
II. Объявление темы, целей урока.
III.Вступительное слово учителя.
-Ребята, как вы думаете, что такое лирика? (ответы учеников)
-Что сказано о лирике в «Словаре литературоведческих терминов»? (отвечает заранее подготовленный ученик, остальные записывают в тетрадь)
-А что же такое пейзажная лирика?
-Давайте вспомним по какому плану мы анализировали стихотворения раньше?
(план анализа на доске)
План анализа стихотворения.
- Какую картину нарисовал поэт в стихотворении?
- На сколько строф делится стихотворение? Определите способ рифмовки.
- О чем говорится в каждой строфе?
- Какое настроение возникает при чтении стихотворения?
- Какие художественные средства использует автор?
- Определите размер стихотворения.
- Какова главная мысль стихотворения, что нам хотел сказать автор этим стихотворением?
-Скажите, какие художественные средства вы знаете?
-Что такое эпитет?
-Что называется олицетворением?
-Дайте определение метафоре.
-Что такое размер стихотворения, какие размеры вы знаете?
Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать стихотворения, в которых описывается природа, времена года, природные явления.
IV. Основная часть урока.
1. Анализ стихотворения Я.Полонского «По горам две хмурых тучи…» (наизусть читает подготовленный ученик)
-Какие слова вам непонятны?
-Какую картину вы видите перед собой? (высокие горы, поросшие лесом; среди них скала, к которой прижимаются две хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ)
-Какой художественный прием позволяет нам представить эту картину? (олицетворение: тучи ссорятся, эхо засмеялось, скала вздохнула)
-Назовите глаголы, используемые в этом стихотворении?
-Для чего поэт использует много глаголов? (действие, движения помогают нам представить за образами туч и скалы переживания людей)
-Какие художественные средства еще используются в стихотворении? (эпитеты)
-Назовите их.
-Какое настроение выражено в стихотворении? (сначала тревога, беспокойство, а потом тишина и покой).
-Разобьем стихотворение на строфы. На основании чего вы разделили стихотворение? (рифмующихся строк)
-Что такое рифма?
-Назовите способы рифмовки.
-Определите в этом стихотворении способы рифмовки. (1-3 строфы – перекрестная, 4 – опоясывающая).
-Почему в последней строфе используется опоясывающая рифмовка? (стихотворение завершается, настроение меняется)
-Определите размер стихотворения.
-Прочитайте стихотворение еще раз, передавая чувства, которые оно вызывает именно у вас.
2. Следующее стихотворение, которое мы с вами разберем «Неохотно и несмело» Ф.Тютчева. (наизусть читает подготовленный ученик)
-Все ли слова вам были понятны?
-Как Тютчев изображает приближение грозы в стихотворении? (солнце смотрит «неохотно и несмело», земля «принахмурилась», порывы теплого ветра, гром, начинающийся дождь)
-Найдите олицетворения, какова их роль? (приблизить состояние природы к чувствам человека, показать их единство)
-Назовите эпитеты в стихотворении.
-Что такое аллитерация? (отвечает подготовленный ученик, остальные записывают в тетрадь)
-В каких строках поэт использует аллитерацию и для чего? («ветра теплого порывы, дальний гром и дождь порой», чтобы читатель услышал звуки грома)
-Определите размер стихотворения.
3. Сравнительный анализ стихотворений «По горам две хмурых тучи…» и «Неохотно и несмело».
-Что общего в этих стихотворениях?
-Чем они отличаются друг от друга?
-Посмотрите на репродукции картин, скажите, какие из них могут служить иллюстрацией к изученным стихотворениям? Почему?
ВЫВОД: У Полонского гроза – это спор, мы видим не раельную природу, а изображение человеческих отношений и переживаний. Тютчев же изображает именно изменение природы перед грозой, каким оно бывает на самом деле. Тютчев более ярко описал приближение грозы, можно представить не только зрительную сторону, но и звуковую.
4. Далее анализируем стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья» (чтение наизусть подготовленным учеником)
-Какие слова вам непонятны?
-В чем особенность этого стихотворения? (оно написано от лица листьев)
-Какие чувства возникают при его прочтении? (трепет и дрожь листьев передаются короткими предложениями, порыв, стремление, радость от воспоминаний)
-Назовите глаголы в этом стихотворении.
-Для чего поэт использует много глаголов? (действие, динамичность, впечатление танца)
-Определите способ рифмовки.
-Определите размер стихотворения.
-Прочитайте стихотворение еще раз с теми чувствами, которые возникли в результате анализа.
5. Анализ стихотворения А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила» (чтение наизусть подготовленным учеником)
-Какие слова показались вам непонятными?
-Какие чувства вызывает это стихотворение? (грусти и одиночества, ожидания изменений в природе)
-Сколько раз поэт произносит слово «ветер»? Для чего он это делает?
-Когда наступает перелом в стихотворении? (когда поэт слышит охотничий рог, развеивается чувство одиночества)
- Определите способ рифмовки.
-Найдите слова, которые вам кажутся народными? (чу, гудет)
-Найдите слова, которые вам кажутся торжественными, высокими? (взывающий, сладостен, зов, глашатай)
-Изменяется ли с появлением таких слов настроение стихотворения?
-Определите размер стихотворения.
6. Сравнительный анализ стихотворений «Листья» и «Ель рукавом мне тропинку завесила».
-Что общего в стихотворениях? (картины осени, листопада)
-Чем отличается друг от друга?
-Какие репродукции, по-вашему мнению, схожи с темой стихотворений?
ВЫВОД: В стихотворении Тютчева листья живые, трепещущие, а у Фета – мертвые. У Тютчева динамику стихотворению придают листья, их чувства, а у Фета – звук рога, показывающий, что с наступлением зимы жизнь не прекращается.
V. Заключительная часть урока.
1. Подведение итогов.
-Чем мы занимались на уроке? Чему научились? Что нового узнали?
2. Заключительное слово учителя.
-Тема природы в стихотворениях тесно связана с темой Родины. В стихотворениях описана природа нашей страны, именно природа выступает для поэта источником вдохновения. Но картины природы автор воспринимает через призму своих чувств, а читатель определяет близко ему это состояние или нет.
3.Выставление оценок.
VI. Дом. Задание
На выбор: 1) выучить стихотворение о природе, на уроках ни разу не звучавшее;
2) проанализировать любое понравившееся стихотворение;
3) мини-сочинение «Необычное в обычном» (рассказать о своих наблюдениях о природе, о чем-то необычном, увиденном в обычном явлении природы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку литературы в 5 классе Родная природа в лирике поэтов 19 века
Материал в форме презентации содержит репродукции картин русских художников, которые сопровождаются вопросами, связанными со стихотворениями поэтов 19 века о родной природе....
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Картины природы в лирике поэтов 19 века"
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "Картины природы в лирике поэтов 19 века" составлена по всем требованиям ФГОС. Указаны все УУД, выполнена технологическая карта урока....
Сценарий урока литературы в 7 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19-20 веков».
Данный урок позволит показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов....
Разработка урока литературы в 6 классе на тему «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»
Разработка урока литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»...
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...
Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»
Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»...