Сценарий урока литературы в 7 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19-20 веков».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Данный урок позволит показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 7 классе по пейзажной лирике | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока литературы в 7 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19-20 веков».
Ход урока
I. Вступительное слово.
Тему нашего урока сегодня я предлагаю вам угадать самим. В этом вам поможет презентация.
II. Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова под музыку Чайковского.
- Итак, о чём сегодня пойдёт речь? (О природе, о родном крае, о Родине).
- В этом вам помогли репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова и «Времена года» П.И.Чайковского. А теперь давайте в тетрадях запишем тему нашего урока:
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.(СЛАЙД №28)
- Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много.(Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)
- Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям).
- Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.
Каждая группа учащихся представит на нашем уроке — презентации своего поэта: литературоведы расскажут о самом художнике слова, чтецы прочитают стихи поэта, критики, в роли которых вы все выступите, попробуют высказать свое мнение о чувствах и переживаниях лирического героя, о художественных средствах языка произведения, его композиции, позволяющих увидеть своеобразие стихотворения, художники представят нам свои иллюстрации. Итак, мы начинаем поэтическую презентацию.
IIIАналитическая работа с текстами.
Первая группа учащихся представляет стихи В А Жуковского
1.Литературовед.
2. Выразительное чтение стихотворения Жуковского
3. Работа критиков.
Анализ стихотворения - беседа по следующим вопросам: (в разговор вступают критики)
Слово учителя:
4. Слово художнику (учащийся представляет свою картину: что автор хотел изобразить на ней, какие использует для этого краски)
- Удалось ли нашему художнику показать настроение стихотворения?
ФИЗМИНУТКА.
Вторая группа учащихся представляет стихотворение А.К.Толстого
1.Литературовед.
2. Выразительное чтение стихотворения Жуковского
3. Работа критиков.
Анализ стихотворения - беседа по следующим вопросам: (в разговор вступают критики)
Слово учителя:
4. Слово художнику (учащийся представляет свою картину: что автор хотел изобразить на ней, какие использует для этого краски)
- Удалось ли нашему художнику показать настроение стихотворения?
Третья группа учащихся представляет стихотворение Бунина
1.Литературовед.
2. Выразительное чтение стихотворения Жуковского
3. Работа критиков.
Анализ стихотворения - беседа по следующим вопросам: (в разговор вступают критики)
Слово учителя:
4. Слово художнику (учащийся представляет свою картину: что автор хотел изобразить на ней, какие использует для этого краски)
- Удалось ли нашему художнику показать настроение стихотворения?
IV. Работа с рабочей тетрадью на печатной основе задание № с.
А теперь поведем работу в парах. Откройте рабочие тетради №1. Выполните з.№ с. Вы работаете в парах, потихоньку можно совещаться с соседом. Работа выполнена, произведем проверку. Ответ записан на доске. Проверьте себя . Оцените.
V. Самостоятельная работа.
Мы очень часто и на уроках литературы , и на уроках русской речи работаем с изобразительно-выразительными средствами языка. Я сегодня намеренно практически не уделила внимание этому виду анализа. Вы сейчас выполните его самостоятельно. Возьмите карточки с название самостоятельная работа и заполните второй столбик примерами из текста стихотворения, над которым работала ваша группа.
VI. Заключительное слово:
- Подошла к концу презентация стихов русских поэтов ХХ века о родной природе. На уроке вы говорили о судьбах поэтов, читали их стихи, представляли свои иллюстрации и, самое главное, вы пытались понять автора, его чувства и переживания, высказать своё мнение, свою точку зрения. Мы познакомились только с маленькой капелькой огромного моря под названием ПОЭЗИЯ.
Читайте как можно больше, «открывайте для себя «новых» поэтов, учитесь у них любить родную природу, родину, землю, на которой живёте.
VII. Рефлексия.
Сегодня на уроке:
- мне больше всего удалось…
- я могу себя похвалить…
- я хочу похвалить одноклассников…
- меня удивило…
- для меня было открытием…
- мне показалось важным…
- я понял, что…
Учитель:- Поэзия есть огонь,
Загорающийся в душе человека.
Огонь этот жжёт, греет и освещает. Л. Н. Толстой
- Молодцы, я очень довольна вашей работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...
Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"
Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...
Литературный вечер в 6 классе. « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».
Литературный вечер в 6 классе. Тема: « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»...
Урок литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
Урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» с применением компьютерных технологий....
Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"
Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...
презентация к уроку литературы 8 кл "Родная природа в произведениях русских поэтов"
ЭОР к уроку литературы в 8 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов"...