Сценарий урока литературы в 7 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19-20 веков».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Данный урок позволит показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока литературы в 7 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19-20 веков».

Ход урока

I. Вступительное слово.

   Тему нашего урока сегодня я предлагаю вам угадать самим. В этом вам поможет презентация.

II. Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова под музыку Чайковского.

 - Итак, о чём сегодня пойдёт речь? (О природе, о родном крае, о Родине).

 - В этом вам помогли репродукции картин  И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова и «Времена года» П.И.Чайковского. А теперь давайте в тетрадях  запишем тему нашего урока:

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.(СЛАЙД №28)

- Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много.(Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)

- Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям). 

- Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.

Каждая группа учащихся представит на нашем уроке — презентации своего поэта: литературоведы расскажут о самом художнике слова, чтецы  прочитают стихи поэта,  критики, в роли которых вы все выступите, попробуют высказать свое мнение о чувствах и переживаниях лирического героя, о художественных средствах языка произведения, его композиции, позволяющих увидеть своеобразие стихотворения, художники представят нам свои иллюстрации.  Итак, мы начинаем поэтическую презентацию.

IIIАналитическая работа с текстами.

     Первая  группа учащихся представляет стихи В А Жуковского
    
1.Литературовед.
     2. Выразительное чтение стихотворения Жуковского

     3. Работа критиков.

   Анализ стихотворения - беседа по следующим вопросам: (в разговор вступают критики)

 

   Слово учителя:
     4.
 Слово художнику (учащийся представляет свою картину: что автор хотел изобразить на ней, какие использует для этого краски)
     - Удалось ли нашему художнику показать настроение стихотворения?

ФИЗМИНУТКА.
Вторая группа учащихся представляет стихотворение А.К.Толстого

     1.Литературовед.
     2. Выразительное чтение стихотворения Жуковского

     3. Работа критиков.

    Анализ стихотворения - беседа по следующим вопросам: (в разговор вступают критики)

Слово учителя:
     4.
 Слово художнику (учащийся представляет свою картину: что автор хотел изобразить на ней, какие использует для этого краски)
     - Удалось ли нашему художнику показать настроение стихотворения?

Третья группа учащихся представляет стихотворение Бунина

     1.Литературовед.
     2. Выразительное чтение стихотворения Жуковского

     3. Работа критиков.

   Анализ стихотворения - беседа по следующим вопросам: (в разговор вступают критики)

Слово учителя:
     4.
 Слово художнику (учащийся представляет свою картину: что автор хотел изобразить на ней, какие использует для этого краски)
     - Удалось ли нашему художнику показать настроение стихотворения?


IV. Работа с рабочей тетрадью на печатной основе задание №       с.

А теперь поведем работу в парах. Откройте рабочие тетради №1. Выполните з.№    с. Вы работаете в парах, потихоньку можно совещаться с соседом.  Работа выполнена, произведем проверку. Ответ записан на доске. Проверьте себя . Оцените.

V. Самостоятельная работа.

Мы очень часто и на уроках литературы , и на уроках русской речи работаем с изобразительно-выразительными средствами языка. Я сегодня намеренно практически не уделила внимание этому виду анализа. Вы сейчас выполните его самостоятельно.  Возьмите карточки с название самостоятельная работа и заполните второй столбик примерами из текста  стихотворения, над которым работала ваша группа.

  VI.  Заключительное слово:
- Подошла к концу презентация стихов русских поэтов ХХ века о родной природе. На уроке вы говорили о судьбах поэтов, читали их стихи, представляли свои иллюстрации  и, самое главное, вы пытались понять автора, его чувства и переживания, высказать своё мнение, свою точку зрения. Мы познакомились только с маленькой капелькой огромного моря под названием ПОЭЗИЯ. 
    Читайте как можно больше, «открывайте для себя «новых» поэтов, учитесь у них любить родную природу, родину, землю, на которой живёте.

VII. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

- мне больше всего удалось…

- я могу себя похвалить…

- я хочу похвалить одноклассников…

- меня удивило…

- для меня было открытием…

- мне показалось важным…

- я понял, что…


Учитель:- Поэзия есть огонь,

Загорающийся в душе человека.

Огонь этот жжёт, греет и освещает. Л. Н. Толстой 
- Молодцы, я очень довольна вашей работой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...

Литературный вечер в 6 классе. « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».

Литературный вечер в 6 классе. Тема: « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»...

Урок литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»

Урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» с применением компьютерных технологий....

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...

презентация к уроку литературы 8 кл "Родная природа в произведениях русских поэтов"

ЭОР к уроку литературы в 8 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов"...