Разработка урока литературы в 6 классе на тему «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Шелемех Ольга Викторовна

Разработка урока литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  «Марьяновская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект

урока по литературе в 6 классе

Тема

«Пейзажная лирика русских поэтов

 XIX века Е.А.Баратынского,
Я.П. Полонского, А.К. Толстого»

Провела учитель русского языка и литературы О.В.  Шелемех

Цели урока:

1. Обучающие:

  • расширить знания учащихся о Я.П. Полонском,  Е.А. Баратынском, и А. К. Толстом;
  • закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

  • развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
  • развить навыки защиты проекта;

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

  • Предметные: способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
  • Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
  • Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
  •  Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем, родителями и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

1.        репродукции картин русских художников.

2.        аудиозаписи симфонического цикла А.Вивальди “Времена года”

3.        компьютер, проектор.

4.         мультимедийное обеспечение (презентация).

  1. Ход занятия

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте!

Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво.

    Давайте теперь улыбнемся друг другу,

    Улыбки подарим гостям.

    Тихо сядем, спинки прямо.

    Вижу: класс наш хоть куда.

    Мы начнем урок, друзья.

    Готовы книжки и тетрадки?

    А дневники у вас в порядке?

    Пора за дело приниматься.

    И надо очень постараться,

    Чтобы урок полезным был,

    Прибавил знаний вам и сил.

      Удачи всем!

СЛАЙД 2

Учитель:  - Ребята, наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой  родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе.

Учитель: - Что означает слово ПЕЙЗАЖ?  (ответы детей)

СЛАЙД 3

- Пейзаж – (фр.) картина природы.  Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».

Учитель: - Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? ( о том, как прекрасна природа)  Как можно сформулировать тему нашего урока?

Ребята с помощью учителя формулируют тему урока.

«Пейзажная лирика русских поэтов  XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского,

А.К. Толстого».

СЛАЙД 4

Учитель: – А теперь обратимся к  эпиграфу нашего  урока. Вспомните, что такое эпиграф? ( отражает главную мысль).

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

                          Ф.И.Тютчев

Учитель: – Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)

Запись темы урока и эпиграфа в тетради. 

Учитель: – Посмотрите ещё раз на эпиграф. Какова цель занятия?

СЛАЙД 5

Постановка целей и задач занятия.

 ( на примере лирических произведений, музыки и  изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)

На уроке мы обратимся к стихам Евгения Абрамовича Баратынского, Якова Петровича Полонского и Алексея Константиновича Толстого. А также обратимся к полотнам известных художников- пейзажистов, послушаем музыку.

СЛАЙД 6

Анализ стихов Баратынского.

  1. Знакомство с краткой биографией Баратынского. (Сообщение  ученика)

Евгений Абрамович Баратынский родился в Тамбовской губернии, и там провёл раннее детство. Родители очень заботились о его образовании – в 5 лет он выучился русской грамоте, а в 6 хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправили в Петербург в военное учебное заведение – Пажеский корпус.

Баратынский много читал, рано стал писать стихи.

В 18 лет Евгений поступил на военную службу в Петербурге, к этому времени у него уже было написано много стихов.

Его стихи стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты.

Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Много стихотворений он посвятил русской природе, которую хорошо знал и любил с детских лет.

СЛАЙД 7

  1. Учитель:  - Давайте послушаем стихотворение.  Вот как Евгений Абрамович Баратынский  пишет о весне. 

.Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна!..» под красивую мелодию подготовленным учеником.

СЛАЙД 8

3. Беседа:

- Какова тема стихотворения? (Наступление весны, пробуждение природы)

- Какие приметы весны видит автор? ( чистый воздух, ясный небосвод, бегущие ручьи и т.д.).

- Какой литературный приём помогает сделать картину живой?

- Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?

- Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

СЛАЙД 9

  1. Обобщение ученика

Стихотворение Евгения Баратынского  – гимн весне. Поэт рад ей, это чувствуется по восклицательным предложениям (их здесь 9). Он восхищён весенним воздухом, ясным небосклоном, облаками, которые ласкаются к солнечным лучам, любуется ручьями, рекой, несущей «на торжествующем хребте поднятый ею лёд».

Поэт пытается разобраться, что с его душой: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка! / С ним журчит, / Летает в небе с ней!»

Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней.

В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн».

  1. Вывод учителя. Стихотворение Евгения Баратынского необычно тем, что передаёт состояние души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое. (запись в тетрадях).

СЛАЙД 10

Учитель: - Ребята, мы уже сказали, что музыка, поэзия и живопись взаимно дополняют друг друга. Сейчас мы послушаем сообщение о композиторе, который также тонко чувствует природу, как и Е.Баратынский.

  1. Биографическая справка о А. Вивальди (рассказывает ученик)

Учитель: - А теперь послушаем музыку Антонио Вивальди «Времена года. Весна».

Одновременно посмотрим на полотна известных художников и выберем произведение, которое больше других соответствует  стихотворению «Весна, весна…»

СЛАЙД 11

(«Ранняя весна» Архип Иванович Куинджи, И.Левитан «Весна. Большая вода», Б.Щербаков «Журчат ручьи весенние», «Ранняя весна. Оттепель» Саврасов Алексей Кондратьевич).  Демонстрация картин происходит под музыку Антонио Вивальди «Весна. Времена года»

Учитель:  - Почему вы выбрали эту картину, объясните.

Учитель:  - Понравилась ли вам музыка Вивальди? Какое она передает настроение?

СЛАЙД 12

Анализ стихотворений Полонского

1.        Биографическая справка о Я.Полонском.

Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898 год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья.  В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» ( «Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».

СЛАЙД 13

  1. Выразительное чтение стихотворения “ По горам две хмурых тучи” в исполнении А. Тинкасова (фонохрестоматия).

СЛАЙД 14

                  3.  Беседа:

- Что вы себе представили, читая это стихотворение? (Летний горный пейзаж,… действия происходят ночью, тучи ..)

- Назовите основные образы. (Тучи, скала)

- Какие художественно – выразительные средства использует автор?

(Олицетворения– эхо засмеялось, тучи ссорятся, скала вздохнула; эпитеты – яркая молния, скала горючая, хмурые тучи, дебри влажные, знойный вечер. Эти средства помогают нам понять красоту природы;)

Не только эпитеты и олицетворения помогают нам увидеть красоту природы, услышать звуки грозы.

- Найдите глаголы движения (блуждали, сошлись, сползали, не уступили, огласили, улеглись) глаголы говорят о том, что пейзаж динамичен, действие постепенно нарастает и успокаивается

- С помощью каких звуком мы слышим раскаты грома? (Ра, ры, ру, рю, ро, ря, ре, ри)

СЛАЙД 15

- Как называется такое изобразительное средство, когда сочетаются согласные звуки? (аллитерацией)

- Что вы можете сказать об отношениях туч между собой, почему они поспорили?

-Как отозвалась скала на эту ссору?

- Можно ли перенести описание явлений природы на человеческие отношения? ( да, отношение родителей и детей)

- Какова главная мысль произведения?  ( все в природе гармонично, даже ссора заканчивается примирением)

4.  Анализ картин.

СЛАЙД 16

5. - Послушайте музыку А.Вивальди «Лето. Гроза». Посмотрите на репродукции картин. Какие полотна иллюстрируют картину, изображенную Полонским в стихотворении?

(Николай Рерих. «Зов неба. Молния», М.Ю.Лермонтов. «Кавказ»)

- Что общего вы заметили между музыкой Вивальди, картинами и стихотворением?

СЛАЙД 17

Анализ стихотворения Толстого

1. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.

А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине , там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.

 Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь : за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу , сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»

Учитель: - Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…»

СЛАЙД 18

  1. Чтение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» (читает учитель)  СЛАЙД 19

3.  Беседа:

- Какой пейзаж изображен А.Толстым ? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)

4. Словарная работа: Омут - водоворот на реке, образуемый встречным течением.

-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?(Это стихотворение - сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз , заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)

-Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, анафорой (одинаковым началом строк), мерным,  плавным,  ласковым ритмом.)

СЛАЙД 20

 Подведение итогов урока

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?

– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?

- С какими стихотворениями, музыкальными произведениями, художниками мы познакомились на уроке?

СЛАЙД 21

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять , что природа неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая! Еще раз обратимся к эпиграфу.

- Чтение эпиграфа

- А теперь давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели ни березки, ни заснеженного кустика,  ни травинки.

- Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)

- Как же нужно относиться к нашей природе?

- Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей природы?

СЛАЙД 22

Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника 

Рефлексия.

На уроке

  • Я узнал (а)
  • Я научился
  • Мне понравилось
  • Я затруднялся
  • Моё настроение

        Выставление оценок.

СЛАЙД 23

        Домашнее задание.

Дома вы попробуете проанализировать стихотворение Толстого « Где гнутся под омутом лозы», сделать иллюстрацию к нему. Выучите стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.                                    ...

Урок литературы в 5 классе по теме: "Пейзажная лирика Тютчева Ф.И"

Технологическая карта урока. Тема. Цели. УУД ....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...

Урок литературы в 5 классе по теме "Пейзажная лирика С. Есенина"

Урок с применением ИКТ-технологии, технологии развивающего обучения....