Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_priroda_6_kl.rar | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Родная природа в лирике русских поэтов XX века».
Цели урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами.
Задачи:
- Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе родного края.
- Совершенствование навыков анализа лирического произведения
- Создание установки на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
2. Актуализация темы. Мотивация.
В стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», которое мы с вами недавно изучали, К. Симонов писал:
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
В стихотворении К. Симонова «Родина», также написанном в годы Великой Отечественной войны, есть такие строки:
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
- С чем связан образ родины для поэта?
(с родной природой)
- А для вас с чем связан образ родины?
Художники, поэты, композиторы в своих произведениях передавали не только неповторимую прелесть природы родного края, но и своё отношение к ней.
Посмотрите внимательно на репродукцию картины русского художника Архипа Ивановича Куинджи и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст. (на слайде).
На картине художника А.И.Куинджи изображена ранняя…(весна). Вся…(природа) просыпается после зимних…(холодов). Небо стало…(синим). Золотое солнце светит…(ярче). Белоствольные берёзки вытянули свои …(ветви) к солнцу и просят…(тепла). Речка постепенно освобождается от…(ледяных оков). Автор использовал…(светлые, нежные) краски, чтобы передать состояние окружающей среды. Это полотно проникнуто чувством…, потому что наступила…
- Как бы вы назвали эту картину?
- Картина А.И.Куинджи называется «Ранняя весна».
- С помощью чего художник передал весенний пейзаж? (с помощью кисти)
- Давайте послушаем музыкальное произведение известного русского композитора П.И. Чайковского.
(ребята слушают произведение «Времена года. Весна. Апрель. Подснежник)
- Понравилась вам музыка?
- Какие чувства она вызвала у вас? (чувства радости, нежности)
- Как вы думаете, какое время года описано в произведении? (весна)
- Какой вы представили весну, слушая музыку?
- При помощи чего музыка передаёт описание природы? (при помощи звуков)
- Композиторы при помощи звуков, художники при помощи кисти создают прекрасную картину природы.
- Скажите, а как ещё можно передать красоту природы? (словом)
- Конечно же, словом. Словом можно выразить всё: и звуки, и краски, и чувства, и даже мысли автора. Но главное – уметь читать, видеть, слышать, понимать поэзию.
- Ребята, какая тема нашего урока?
(Родная природа в лирике русских поэтов XX века)
- Что мы должны узнать на уроке? (поэты в своих произведениях отражали восхищение природой).
3. Изучение нового материала.
Подготовка к восприятию стихотворения.
- Ребята, для того, чтобы передать красоту природы поэты используют в своих стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка.
- Какие вы знаете средства выразительности? (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение)
- Давайте вспомним определение средств выразительности.
Работа в парах.
На партах находятся карточки с таблицами. К словам в левой колонке подберите определение, приведённое в правой колонке. (слайд)
Эпитет | перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. |
Сравнение | употребление слова в переносном значении на основании сходства предметов или явлений |
Олицетворение | образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, имеющий общий признак |
Метафора | образное определение, которое даёт художественную характеристику предмету или явлению. |
-Проверка.
Совместный анализ стихотворений.
Картины родной природы в любом её проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике.
Сегодня на уроке мы будем читать стихи русских поэтов XX века. Как и в пейзажной лирике XIX века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. В XX веке русские поэты по-прежнему внимательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтический язык заметно изменился: в нем появилось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнений.
Анализ стихотворения А.А. Блока «Летний вечер».
- Прочитаем выразительно. (читает наизусть ученик)
Летний вечер
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей – красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
- Что нам даёт знать поэт уже в названии произведения? (Действие происходит летним вечером) Укажите приметы летнего вечера. (Последние лучи заката)
- А это раннее лето, лето в разгаре или подходит к концу? Докажите. (Сжатая рожь, некошеная межа, песня жницы)
- Что описывает автор в 1-ой части? Каково состояние природы? (Ни ветерка, ни крика птицы, замирает песня жницы – в природе минутная тишина)
- Что за приём использует автор в выражении «дремотой розовой»? (Метафора)
- Что такое «дремота» мы уже выяснили. А почему именно «розовая»? С чем у вас ассоциируется розовый цвет? (Нежность, умиротворённость, спокойствие).
- Эта метафора очень точно передаёт состояние природы. Природа замерла. Она в полусонном состоянии. Вокруг – тишина и покой.
- Найдите ещё в 1-ой части метафору, в которой есть цвет? (Красный диск луны)
- С чем у вас ассоциируется этот цвет? (Тревога, беспокойство, суета).
- О какой же тревоге говорит автор? (О чьей тревоге?)
- Лирический герой говорит, что день с его тревогой, суетой беспокойством уступил место предстоящей ночи. Все переживания ушли вместе с уходящим днём.
Здесь не остается места заботам, печалям, повседневной, обыденной жизни. Все это ушло, как исчезли все практические цели и интересы, которые одолевали человека днем. Вечером и особенно ночью он вольно отдается размышлениям и чувствам, высоким настроениям и переживаниям о великом и бесценном.
Впрочем, Блок знает и другую ночь («О, как безумно за окном...»), не щадящую бездомных, лишенных крова страдальцев, которых треплет бушующий ветер. Это не столько обычный, всем знакомый ветер, сколько ветер метафорический. Он заставляет страдать несчастных и сам же сочувствует им, изнывая в своих нескончаемых стонах.
О, как безумно за окном
Ревет, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождем,
И ветер воет, замирая!
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишенных крова,
И сожаленье гонит прочь
В объятья холода сырого!..
Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя...
О, как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
- В чем смысл стихотворения? Какое настроение передает нам автор?
В стихотворении «О, как безумно за окном...» Блок описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.
Сергей Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни.
Для Сергея Есенина природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.
Анализ стихотворения С.А. Есенина «Ночь».
Ночь
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, склоняся, дремлет
Под звуки песен соловья.
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника.
- Какую картину рождает наше воображение?
- Изменяется наше настроение в процессе чтения или нет?
- Найдите примеры олицетворения.
- Что помогает “увидеть” и услышать “ночь”? (мы, словно, слышим музыку звучащей ночи)
Анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша».
- Прочитаем выразительно это стихотворение. (читает наизусть ученик)
Пороша.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
- О чём это произведение? Какова его тема? (Зимний сказочный пейзаж)
- В какое время суток едет герой по зимнему лесу? Как вы догадались? (Утром. Пороша – это снег, шедший ночью и переставший идти утром. На снегу видны свежие следы.)
- Что это за «невидимка» заколдовал лес? (Снег, который шёл всю ночь)
- Найдите олицетворения, сравнения.
(Дремлет лес, подвязалася сосна; как старушка, лентой убегает, словно косынкой подвязалася)
- С кем сравнивает поэт сосну? С какой целью использует именно такое сравнение – «как старушка»?
- Почему лес «дремлет», а не спит? (В лесу есть жизнь: движение, звуки)
- Какие слова передают движение? (Еду, понагнулась, оперлась, скачет, валит, убегает)
- Каково состояние героя? Какие чувства он испытывает? (лирический герой любуется увиденным – загадочностью, таинственностью, фантазирует)
- Как характеризует это лирического героя? (Наблюдательный, чуткий)
Для творчества Анны Андреевны Ахматовой тема природы не была главной. Но в русской поэзии, пожалуй, никто не прошел мимо жанра пейзажной лирики.
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…». (стихотворение читает ученик)
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело- сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
- Какие слова помогают выразить состояние души лирической героини?
- Каким чувством пронизано стихотворение?
- В чём же мастерство А.А. Ахматовой?
Наступает весна – и все на свете меняется: «Шумят деревья весело-сухие, и теплый ветер нежен и упруг». То, что, казалось бы, каждый день перед глазами – дом, песня, – обновлено дыханием весны, мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится легким и неузнаваемым.
- Какие художественные средства использует автор?
Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» описывает приближение, предчувствие весны. Поэтесса использует различные художественные средства: олицетворение («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («под плотным снегом», «деревья весело-сухие», «теплый ветер»).
Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа:
...И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
4. Рефлексия.
Мы сегодня с вами замечательно поработали: и анализировали стихотворения, и выразительно читали их, почувствовали душу родной природы. Итогом нашей работы станет небольшое творческое задание.
Слайды – Предложения с пропущенными словами.
- Вставьте пропущенные слова в предложенный мной текст.
На уроке я познакомился с творчеством поэтов, которые любят природу и вдохновенно пишут о ее красоте. Это ____________. Тема прочитанных стихотворений - _____________. Лирический герой стихотворений представляется мне _________________, так как он _________________.
Желая показать, что у природы есть душа, художники слова используют такие изобразительно-выразительные средства, как______________________ .
В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Поэты, художники и композиторы стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине.
5. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение (на выбор учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...
Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"
Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...
Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс
Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...
Родная природа в лирике русских поэтов XIX века
План урока...
Урок литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
Урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» с применением компьютерных технологий....
Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....