Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме
Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции на уроках
русского языка и литературы
Современные стандарты языкового образования важной задачей определяют формирование коммуникативной компетенции, то есть овладение всеми видами речевой деятельности.
Актуальным в формировании коммуникативной компетенции является связь между процессом изучения и использования языка (Где я могу это применить?), поскольку КК решает актуальные задачи общения
КК
__________________ ↓____________________
↓ ↓ ↓ ↓
Чтение Письмо Аудирование Говорение
Для реализации цели необходимо:
1) Понимание коммуникативной задачи
2) Решение её языковыми средствами
Формирование КК:
умение воспринимать текст умение создавать текст
↓
Через различные виды деятельности:
- На уроках русского языка
- На уроках литературы
- На занятиях коррекции
Формы и приёмы работы по формированию коммуникативных умений навыков дифференцируются в зависимости от уровня психического, речевого развития учащихся, особенностей мышления и памяти.
Цели уровневой дифференциации учащихся:
- Обучение каждого на уровне его возможностей
- Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся
Формируемые речевые умения и навыки, составляющие основу коммуникативной компетенции:
– понимать читаемый текст;
– определять тему текста, позицию автора;
– формулировать основную мысль своего высказывания;
– развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
– выстраивать композицию высказывания, последовательность;
– выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
–отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
– соблюдать при письме нормы русского литературного языка.
Виды работ по формированию коммуникативных умений
в условиях СКОУ
Русский язык
Для учащихся 2 уровня (ЗПР)
- Составление предложений на заданную тему.
- Составление предложений по опорным словам (Отправиться в поход, собирать коллекцию, прилетели птицы)
- Упражнения на основе образцов:
- составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа (Какой февральский день изобразил художник? Как светит солнце весной? Как долго ты делаешь уроки?);
- составление предложений, аналогичных данному (В траве трещат неугомонные кузнечики. Тихо ступаешь по пушистому снегу).
4.Конструктивные упражнения:
- восстановление деформированного текста;
- деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на предложения;
- ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения (Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья)
- соединение 2-3 предложений в одно (Прозвенел звонок. Мы отправились на урок)
- построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами) Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой;
- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла (Я рассердился – Я совершенно потерял душевное равновесие)
Деформированный текст
Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся…….. Костром горят……. Зеленеют молодые……. Весёлым многоцветьем радуют……. Шелестят под ногами……. Ещё цветут кое-где……. цветы. От дерева к дереву протянуты…….. нити………. паутины. Прозрачен и ………воздух.
5. Работа над изложением (вторичный текст) - подготовительный этап к обучению детей самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание.
Памятка в работе над изложением:
– чтение;
– выделение опорных слов и словосочетаний (запись);
– деление текста на смысловые части, составление плана(!);
– указание микротемы и основной мысли каждой части;
– составление собственного высказывания.
6. Творческие упражнения
Примерный порядок работы над сочинением:
1.Устное рассказывание по теме сочинения.
2.Коллективная работа по составлению плана сочинения.
3. Составление ответов на каждый вопрос плана.
4. Запись на доске слов, необходимых для составления сочинения.
5. Связный рассказ по плану.
6. Запись сочинения под руководством учителя.
- Сочинения по картине («Февральская лазурь», «Опять двойка!», «Первый снег», «Друзья»)
- Сочинения по личным наблюдениям («Описание животного», «Осень»)
*Опорный план к сочинению по теме «Осень»
-Погода осенью (Ненастная, облачная, дождливая, ветреная, ненастная, холодная)
Небо, ветер (хмурое, серое, безоблачное, свинцовое; порывистый, студёный, холодный, прохладный, лёгкий)
-Листва (ярко- красная, жёлтая, золотая, облетевшая, багряная)
-Трава (пожелтела, пожухла)
- Впечатление, настроение (безрадостное, печальное; славная, тоскливая, унылая, красивая, яркая, чудесная)
* Сочинение- описание по картине Е.Широкова «Друзья»
-Что изображено на картине?
-Почему художник назвал её «Друзья»?
-Каким настроением проникнуты оба персонажа?
-Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчён?
-Как это отражается в цветовой гамме картины?
-Что могло произойти до момента, изображённого на картине?
(Пример работы ученика)
На картине Е.Широкова «Друзья» изображены мальчик и собака. По картине видно, что им скоро придётся расстаться. Мальчик сидит на полу возле своего друга и нежно гладит его рукой. Собака лежит рядом, положив голову на передние лапы. По грустному настроению друзей можно понять, что им предстоит разлука…..
*Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
- Почему художник так назвал свою картину?
- Какого цвета снег, дома?
- Что видим в центре картины?
- Что делают дети? Почему?
- Кто ещё изображён на картине?
- Каким настроением проникнута эта картина?
*Сочинение по картине А. Комарова «Наводнение»
* Описание животного (план, рабочий материал)
1.Внешний вид
А)
Б)
В)
2.Повадки
3. Моё отношение.
Опорные слова:
шерстка | мурлыкать | лапки | быстрый | |
ходить | мех | хорошенький | ||
есть | шубка | забавный | ||
питаться | хвостик | шелковистый | ||
мчаться | слух | белая |
Задача формирования КК у детей с ЗПР сложная, поэтому цель может быть достигнута только при постоянной, систематической работе на уроках русского языка и литературы (характеристика героя, сравнительная характеристика, написание отзыва, рецензии и другие виды работ – только с подготовительной работой).
Русский язык и литература
Для учащихся 1 уровня
Новые методы усвоения коммуникативных умений:
- Моделирование речевого высказывания: создание текстов различных стилей (научных, художественных, публицистических) в зависимости от содержания, целей, ситуации и сферы общения
- Сочинения на лингвистическую тему («Инверсия», «Зачем нужны орфографические правила?», «Роль односоставных предложений»)
- Сочинения по личным впечатлениям («Осень»)
- Создание текстов различных типов (эссе, очерков, лингвистических сказок, рассуждений)
- Выбор темы, интересной для детей
Сочинения-миниатюры «Утро», «Осень»
«Сказка о родственниках Родовых» - сказка с использованием терминов языка (Лексика, Синтаксис и др.)
Фольклор (сочинить прибаутку, пестушку, дразнилку о себе)
(Сочинение ученицы 8 класса на тему «Односоставное предложение»)
Утро.
Резкий свет.
Который час? Безрезультатно. Помутнение. Неясность мыслей. Страшно открыть глаза. Жарко. Где я? Странно: местонахождение определяет мое тело, по ощущениям лежащее на мягкой от росы траве. Лес?
-Утро.
Спасибо, сама догадалась.
-Кто это?
Молчание. Это естественно. Попытки открыть глаза тщетны. Птицы! Неописуемое пение птиц. Или кажется? Ну и пусть. В любом случае звуки, доносящиеся до самой дальней клетки моего мозга, прекрасны. Солнце. Значит – не рай….
- Совершенствование языка, использование средств художественной выразительности для достижения цели (метафоры, эпитеты, сравнения, стилистические фигуры). Осваивая эти средства, ученики начинают понимать, «как автор это делает», т.е. как он создает свое произведение, и будут учиться у писателей, мастерству владения родным языком.
(Из сочинений учащихся)
Осень
1) Когда наступает осень, наш сад становится «золотым». Грустные деревья стоят, поникнув. С опущенных вниз ветвей облетели листья, и только последние яблочки мужественно держатся на ветках. Золотой ковёр из пожелтевших листьев лежит у корней деревьев. А под листьями торчат иголочки зелёной травы. Весёлые кустики стоят, раскинув свои ветви, как руки. Осеннее лазурное небо очень красиво. По небу плывут белые кораблики облаков. Стоят последние тёплые деньки.
Осень- это самое красивое время года.
2) Ветви грустных деревьев опущены вниз. Сквозь редкие листья видно бледно-голубое небо. Золотой ковёр из сухих листьев хрустит под ногами. Из-под него скромно выглядывает пожухлая трава. Рябины усыпаны маленькими ягодами красного цвета. Скоро ударят морозы, и алые шарики станут сладкими…
3) Играет на рояле грусть,
В лесу стоит последний груздь.
Листва, налившись желтизной,
В чащобе отдохнёт лесной.
Земля, укрывшись инеем, готовится к пурге,
И осень отступает,
Давая путь зиме.
Основные принципы работы по формированию
коммуникативной компетенции:
- Работа по совершенствованию речевых навыков должна проводиться постоянно, на каждом уроке.
- Взаимодействие русского языка и литературы («Греческая мифология в языке» - использование фразеологизмов;
Язык Чехова)
3. Составление устного или письменного ответа на проблемный вопрос, высказывание суждений, написание отзывов и рецензий (книга, спектакль, фильм)
* Кто герой нашего времени?
* Умеем ли мы разбираться в людях? (По рассказу «Бирюк»)
* Чичиков – живая или мёртвая душа?
* Горе ли от ума?
* Злодей или спаситель? ( Пугачёв)
* В чём ценности жизни? (По роману «Евгений Онегин»)
* Каково назначение искусства? (Гоголь «Портрет»)
* Нужно ли сочувствие и сострадание? («Юшка»)
4. На уроках литературы
- обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов до творческих высказываний,
- организация диалогов, диспутов,
- создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи. (Подготовь диалог с любимым писателем. Подумай, о чём бы ты хотел его спросить, что рассказать?)
Примеры творческих работ учащихся 1 уровня
Друзья (7 класс)
Когда я гладил его шерсть, я не мог себя простить за то, что он ранен. Все мне казалось в мире серым, неинтересным и незначительным, ведь болен мой единственный верный друг.
И самое ужасное было то, что я ничем не могу ему помочь, кроме моральной поддержки.
Началось все с обычной прогулки: я учил Рика новым командам, мы с ним играли, бегали, даже успели упасть и искупаться в луже. Ужасно вымотанные, мы побрели обратно в дом. Неожиданно из-за угла выскочил боксерский пес и с бешеными глазами понесся на меня! Внутри у меня все сжалось в комок. Я думал лишь о том, чтобы успел убежать Рик!
Но когда собака подбежала ко мне и уже хотела схватить меня за ногу, дорогу ей преградил Рик. Он накинулся на пса и начал отражать его нападение.
Битва продлилась недолго. Рик выиграл. Но какой ценной! Он был весь искусан и потрепан. На руках я донес его до дома…
Друзья
Я похлопал Бобика по загривку.
- Не грусти, – ласково сказал я, – я же не навсегда уезжаю. Я вернусь через два года.
Пёс мрачно смотрел вдаль неподвижным тяжёлым взглядом янтарно – жёлтых глаз. Он лежал, не шевелясь, лишь иногда поднимая и опуская левое ухо. Я не уверен, что он понимает человеческую речь, но почему-то он всегда знает, если со мной что-то не так…
Снег…первый снег… (По картине И.Попова «Первый снег», 7 класс)
Утро. Воскресенье.
Не надо торопиться в школу.
Окно. Да уж, не солнечно. Снег?! УРА!
В одно мгновение проснулось мое сознание, я быстро побежала умываться. С какой-то песенкой собственного сочинения я влетела в комнату и стала собираться на улицу. Настырный носок никак не хотел вылезать из-под кровати, но все-таки я дотянулась до него. Одним прыжком я оказалась у шкафа, быстро нашла теплые вещи и вылетела коридор, накинув пальто. Застегивала я его одновременно с тем, как влезала в сапоги. На лету схватила шапку. Съехала в один момент по перилам. И наконец-то выбежала на улицу, где плыл по воздуху долгожданный, белый, сверкающий на солнце снег.
Я начала кружиться, представляя, будто я одна из тех снежинок…
- Маруся! – крикнули в один голос Роза и Вика.
Я подбежала к ним, нам даже не надо было слов, чтобы выразить свою радость, мы просто кружились и смеялись, на душе было так спокойно и весело.
Где-то вдалеке пробежала собачка, она звонко тявкнула и, махнув хвостиком, убежала ловить снежинки. На улице никого нет, наверное, потому что взрослые больше хотят отоспаться и понежиться в теплых кроватях, чем выйти и почувствовать, как на тебя опускаются белоснежные и пушистые хлопья первого снега. Странно то, что некоторым людям больше нравится смотреть на это через окно, сквозь стекла, через которые не пролетает снег, а от зимы на них остаются лишь узоры и холод…
А вот какой-то дядя разговаривает в телефонной будке. Интересно, а он рад, что выпал снег?
Наводнение (5 класс)
Жил на свете заяц-русак. Жил он на маленьком островке, посреди озера.
Однажды он бегал по острову, лакомясь молодыми ростками травы, как вдруг услышал нарастающий гул. Он обернулся и увидел гигантскую волну. Волна обрушилась на остров и затопила его.
Бедный заяц оказался в воде. Он уже начал тонуть, когда увидел льдину. Оттолкнувшись от затопленного дерева, он запрыгнул на льдину, а с неё перебрался на крепкую ветку большого дуба…
Постоянная работа на уроках позволит сформировать у учащихся главные коммуникативно-речевые умения:
- ставить коммуникативные задачи (сообщить, побудить, убедить);
- осознавать замысел высказывания (зачем говорю);
- ориентироваться в условиях речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
- планировать речевые действия (построение, тип речи, жанр, стиль);
- выражать и развёртывать мысль (что говорю);
- целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю).
- соблюдать языковые нормы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы....
Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"
Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом ми...
Приемы многосенсорного представления информации при формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Задача учителя – понять, как работать с учащимися в разных модальностях для эффективного обучения их способам создания собственного текста и понимания текстов, созданных другими, а так же повышения ур...
Доклад «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»
В данном докладе обобщен опыт профессиональной деятельности. Рассмотрены направления работы по формированию коммуникативной компетенции. Указаны результаты сдачи выпускниками ОГЭ и ЕГЭ....