рабочая программа по русскому языку в 8 классе "Страницы истории русского языка"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Аносова Татьяна Александровна

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе предполагает знакомство учащихся с этапами становления русской письменности, с распространением книжности на Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stranitsy_istorii_r._yazyka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

УТВЕРЖДАЮ:                                      СОГЛАСОВАНО:                            РАССМОТРЕНО:

Директор МКОУ                                    Зам. Директора по УВР                   Методическим советом

Аносовская СОШ                                МКОУ Аносовская СОШ                    гуманитарного цикла

Чернышова П.М.                                Яхина О.Р.                                          МКОУ Аносовская СОШ

______________                                 __________________                      Протокол №________

Приказ №_____                                  «___»________2013 г.                    От «___»______2013 г.

«__» _____2013г.

Рабочая программа

на 2013 – 2014 учебный год

по литературе

8 класс

(составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 11 классы»

под общей редакцией Курдюмовой Т.Ф, Колокольцева Е.Н., Леонова С.А., Демидовой Н.А., Марьиной О.Б.  

Издательство «Дрофа»,

Москва, 2008г.)

                                                                                                                                     Программу составила

                                                                                                                              учитель русского языка                        

                                                                                                                          МКОУ Аносовская СОШ

                                                                                                                 Аносова Т. А.

2013 г.

Пояснительная записка.

          Программа элективного курса «Страницы истории русского языка» создана на основе программы курса для 8 класса С.П.Лопушанской, О.А.Горбань, Е.М.Шептухиной из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю.

         Первая часть курса – «Из истории учения книжного» - предполагает знакомство учащихся с этапами становления русской письменности, с распространением книжности на Руси, с историей отечественной учебной книги. Подобранный материал расширит представления учеников в области древних традиций русской грамматической литературы, развития научной мысли как проявления культуры общества определенной эпохи. Это поможет им осознать, насколько велика польза учебных книг, в которых сконцентрировано всё, что многие века по крупице создавалось учеными, учителями, писателями. Вопросы и задания к разделам первой части нацелены на развитие интереса учащихся к истории русского языка, к особенностям словесного творчества, к деятельности подвижников-просветителей, создателей дошедших до нас замечательных произведений «учения книжного».

       Вторая часть курса - «Древнерусские памятники письменности и история русского языка» - знакомит учащихся с содержанием и краткой историей памятников письменности 11-17 вв., наиболее значимых для русской культуры, являющихся образцами книжной, художественной, разговорной речи и воссоздающих богатую языковую культуру Древней Руси.

       Сравнить современные слова, их употребление и значение с древнерусскими поможет работа с оригиналом и его переводом.

       Вопросы и задания к фрагментам текстов направлены на то, чтобы научить школьников объяснять изменения в истории русских слов и словоформ, свободно пользоваться приемами анализа, сравнения и обобщения данных, полученных из нескольких источников. Работа с таблицами облегчает исследовательскую деятельность школьников и экономит учебное время, развивает навыки логического осмысления новой информации, выделения в ней главных компонентов, решения проблемных познавательных задач.

       Цели курса:                                                                                                                                                                                 1) на примере истории учебной книги показать формирование научного знания о языке;                                                       2) раскрыть сложное взаимодействие явлений, возникших в разные периоды развития языка;                                                                                                                                                                                                 3) формировать навыки работы с древнерусским текстом и умение давать исторические комментарии фактам современного языка;                                                                                                                                             

4) на материале памятников письменности 11-17 веков воспитывать уважение к богатой духовной и языковой культуре народа.  

        Данный элективный курс соответствует требованиям дифференцированного и личностно-ориентированного обучения. Он должен помочь учащимся в определении профессиональных интересов, в реализации личностных потребностей и призван способствовать процессу социализации личности, поскольку в задачи курса входит формирование ценностно-мировоззренческой компетентности при помощи таких форм деятельности, как регламентированная дискуссия о духовно-нравственных ценностях, урок-диалог; читательской компетентности благодаря занятиям-исследованиям, аналитическим беседам с обращением к тексту, анализу стихотворений, сопоставительному анализу текстов; речевой компетентности на основе письменных работ, устных сообщений, презентации проектов.

Образовательные результаты.

        В результате изучения курса учащиеся должны:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         - знать основные этапы развития русской книжности и учебной книги на Руси;                                                                                   - иметь представление о важнейших памятниках древнерусской письменности и их значении для истории культуры и языка;                                                                                                                       - знать основные исторические изменения в области фонетики и морфологии русского языка;                                                                                                                                                                                                                                               - уметь проводить исследование на основе сопоставления двух и более источников, анализировать языковые единицы с точки зрения исторических процессов, нашедших в них отражение, делать выводы об исторических изменениях в словоформах;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                - уметь комментировать явления современного русского языка в историческом аспекте.

Литература.

 1. Балалыкина Э.А. Приключения слов.- Казань, 1993.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    2. Горшков А.И. Старославянский язык (древнецерковнославянский) язык.- М., 2002.                                                                                                                                                                              3. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1994.                                                                                                                                                 4. Лопушанская С.П., Горбань О.А., Шептухина Е.М. Страницы истории русского языка. – М., 2007.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    5. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре: Учебное пособие для средних школ. – М., 1995.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                6. Энциклопедический соварь юного филолога: Языкознание/ Сост. М.В. Панов. – М., 1984.                  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 1999.                                                                                                                                          8. Ожегов С.П., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.                                                                                                                  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т.,/Под ред. О.Н.Трубачева. – М., 1996.

Содержание курса.

Раздел. Тема.

Часы

1

Из истории учения книжного.

11

1.1.

Доброе слово о книгах.

3

1.2.

Первые учебные книги.

5

1.3.

Грамматики русского языка. «Российская грамматика» Михайла Ломоносова.

3

2.

Древнерусские памятники письменности и история русского языка.

23

2.1.

Остромирово Евангелие, 1056 – 1057 гг.

3

2.2.

Русские летописи.

5

2.3.

«Поучение Владимира Мономаха».

3

2.4.

«Слово о полку Игореве»

5

2.5.

«Задонщина», конец 16 в.

1

2.6.

«Житие Александра Невского», 13 в.

3

2.7.

«Домострой», 16 в.

2

2.8.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», 1672 – 1675 гг.»

1

                                                                              Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»

Цель работы  данного кружка - формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образования по...

Элективный курс по русскому языку "По страницам истории русского языка"

,      Элективный курс «По страницам истории русского языка» предусмотрен для учащихся 10-11-х классов в рамках организации профильной подготовки учащихся. Данный курс рассчитан на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказ...

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.9 класс.

Конспект первого урока родного (русского) языка за курс 9 класса....