разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку по теме "Образование действительных причастий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока в 7 классе с родным (нерусским) языком обучения | 55.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Образование действительных причастий прошедшего времени»
Образовательные:
познакомить учащихся с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени;
отработка навыков написания гласных перед суффиксами причастий.
Повторить написание глаголов в прошедшем времени; написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Развивающие:
1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,
2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.
Воспитательные:
1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,
2)воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: экран, компьютер, карточки
Ход урока
- Организационный момент
- Создание комфортного психологического климата
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я с вами проведу урок русского языка. Зовут меня Маннанова Рафиня Фанировна. Я хочу начать урок необычно. Выйдите, пожалуйста, к доске и встаньте в круг спиной друг к другу. Видите ли вы то, какой взгляд у одноклассников и у меня? А теперь повернитесь лицом в круг? Улыбнитесь друг другу. Вам было комфортнее в первом положении или сейчас. Конечно, когда мы можем видеть глаза нам более комфортно. Вот так, смотря друг – другу в глаза доброжелательным взглядом, я надеюсь проведем и урок. Садитесь.
III. Вступительное слово учителя
- Послушайте, пожалуйста, сказку.
Было это или не было, не знаю, но слышала я эту сказку от доброй феи и хочу рассказать ее вам.
Есть на свете государство с гордым названием Русский Язык. Много в нем славных городов: Фонетика, Словообразование, Лексика, Синтаксис... Но речь не о них. Самый богатый город этого государства - Морфология. Живет в нем губернатор Глагол. Лучше него правителя трудно найти: справедливый, внимательный, добрый. И все у него в жизни есть: и слава, и богатство, и молодая распрекрасная жена по имени Прилагательное. Жить бы ему да радоваться. Но есть у него печаль тайная. Не дает Бог детей. И что только они с молодой женой не делали! Не осталось в государстве ни одной доброй колдуньи, к которой бы они не обращались с просьбой помочь своей беде. Но бессильны добрые колдуньи. Совсем отчаялись Глагол и Прилагательное. Приуныли.
И вот однажды глубокой ночью пробудился губернатор Глагол от того, что кто-то дергает его за большой палец правой руки, которая свесилась с кровати во сне. Открыл губернатор глаза и дивится: на прикроватном коврике сидят странные маленькие бородатые люди и смотрят на него. Он скорей будить свою молодую жену. Пробудилась и она. Взглянула на коврик и ахнула:
- Кто эти гномы?
Вперед вышел самый бородатый из человечков, и вот что он сказал:
- Мы великая семья гномов. Нас прозвали Суффиксами за то, что мы помогаем людям завести детей. Мы услышали, что у вас беда, и поспешили на помощь. Меня зовут Ущ, а еще здесь есть мои братья Ющ, Ащ, Ящ, мои сестры Ом, Ем, Им, мои дядьки Вш и Ш, их жены Нн, Енн и их дети Ённ и Т. Все мы готовы помочь вам. Но и себе взамен кое-что попросим.
- Что же вы хотите? - спросил Глагол.
- Вот наше условие: пусть дитя ваше никогда и никуда не появляется без кого-нибудь из нас. А коли забудет хоть раз про нас - исчезнет тотчас же! - отвечал гном Ущ.
Долго думали добрые супруги, долго советовались. Много просят Суффиксы за свою услугу, но ведь и услуга велика. Наконец решились. И обратился Глагол к Суффиксам с такой речью:
- Будь по-вашему. Хоть и тяжелое ваше условие, выполним мы его. Мы согласны!
И только проговорил он эти слова, гномы исчезли. Подивились Глагол и Прилагательное и вскоре уснули крепким сном...
...Не обманули Суффиксы Глагола. Через некоторое время родилась у супругов дочка, да такая пригожая, что и в сказке не сказать. Назвали ее Причастие. И у отца, и у матери взяла она их лучшие качества: вид у нее отцовский, время тоже его. А у матери позаимствовала она волшебные способности изменяться по родам, падежам и числам, а также сокращаться (быть в краткой форме). И никогда не забывает мудрая губернаторская дочка обещания, данного ее родителями гномам Суффиксам - всегда берет кого-нибудь из них с собою...
Было это или не было, не знаю, но слышала я эту сказку от доброй феи и рассказала ее вам всю, ничего не прибавив, ничего не убавив.
- О чем эта сказка?
- Какую тему вы изучаете сейчас?
IV.
1. Фронтальный опрос
1. От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени? ( несовершенного )
2. С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? (ущ, ющ, ащ, ящ)
3. Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Да)
4. Расскажите о выборе суффикса действительного причастия настоящего времени.
К глаголам 1 спр.-ущ-, -ющ-
2 спр. –ащ-, -ящ-
2.Устно объясните выбор орфограммы в суффиксе причастий.
1. Хвал… щийся своими успехами; та… щий на солнце снег; реж… щий металл станок; числ… шиеся по списку ученики; колонны держ… щие балкон; беспоко… щаяся о здоровье ребенка мать; по обстоятельствам не завис… щим от нас; знач… щиеся по списку; отвеча…щая у доски девочка; дежур… щий милиционер; огни маяч… щие во тьме; школьники готов… щие выступление; ветер колыш… щий тростник, косынка трепещ… щаяся на солнце; решение завис… щее от друзей; зверек меч… щийся в испуге.
Алгоритм определения спряжения глагола и выбора гласного в суффиксах причастий.
Алгоритм
- Определю, от какого глагола образовано причастие
- Определю спряжение глагола
пишу в причастии пишу в причастии
- ущ (- ющ) -ащ- -ящ-
3. Сообщение темы урока
- Давайте еще раз обратимся к сказке. Какие признаки Глагола- отца взяли причастия ( вид и время)
-Значит, причастия могут быть настоящего и прошедшего времени.
И сегодня мы с вами будем говорить об образовании и правописании действительных причастий прошедшего времени.
4. Словарная диктовка.
Учащиеся записывают в два столбика глаголы, объясняя графически написание гласной перед суффиксом –л- прошедшего времени, оставляя место для третьего столбика, куда после объяснения нового материала записываются действительные причастия прошедшего времени. Запись будет выглядеть так:
Строил — строить – строивший.
Засеял поле, читал правило, затеял спор, услышал шорох, увидел террасу, заклеил конверт.
-Еще от одного слова попробуем образовать действительное причастие прошедшего времени.
Унес товар
Делается вывод: (показ слайда №8)
Написание гласной в глаголе прошедшего времени перед суффиксом –л- и в действительном причастии прошедшего времени не определяется спряжением, а зависит от того, какая гласная стоит в неопределенной форме глагола перед –ть.
5. Работа над текстом
Сейчас от былого величия остались только свидетели его – замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас – тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом.
В. Некрасов
- Определить значение выделенных слов.
- Выписать причастия, определить действительное или страдательное.
- Выделить суффиксы причастий.
- Объясните правописание суффиксов причастий.
Алгоритм определения спряжения глагола
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"
Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...