12 класс Контрольная работа № 3 1.Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Присоединив Коломну к Московскому княжеству, |
| 1) | была обеспечена надёжная защита Москвы с юго-востока. | | 2) | устанавливался контроль над важнейшим торговым путём по реке Оке. | | 3) | князь Даниил мог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. | | 4) | Коломна стала верной защитницей Москвы. |
|
Потеряв к концу XVII века значение оборонительного сооружения, |
| 1) | Земляной вал стал таможенной границей Москвы. | | 2) | на Земляном валу возникли таможенные заставы. | | 3) | Земляной вал сделали таможенной границей Москвы. | | 4) | в воротах Земляного вала стали собирать таможенные пошлины. |
|
Адресуя свою книгу детям, |
| 1) | автором описываются сложные явления простым языком. | | 2) | она написана живым и образным языком. | | 3) | учёный сумел занимательно рассказать о сложных явлениях. | | 4) | главной целью учёного было воспитать думающее молодое поколение. |
|
2.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). |
| 1) | В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы XIX века. | | 2) | Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма. | | 3) | Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе. | | 4) | Музыка может не только выразить нежность и радость, а также и тревогу, печаль. |
|
|
| 1) | Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом. | | 2) | Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году. | | 3) | Сёстры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке. | | 4) | В «Ровеснике» печатают много интересных статей. |
|
|
| 1) | Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. | | 2) | В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом. | | 3) | Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. | | 4) | В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники. |
|
3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. |
| 1) | машет рукой | | 2) | шестьюстами рублями | | 3) | способные инженеры | | 4) | ихние книги |
|
|
| 1) | в ста семидесяти восьми томах | | 2) | не машите руками | | 3) | шире | | 4) | килограмм макаронов |
|
|
| 1) | полки для кухонь | | 2) | красивее дочери | | 3) | мощные компьютера | | 4) | в тысяча девятисотом году |
|
4.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? |
| 1) | С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах. | | 2) | Солнечная энергия, которая падает на фотосинтезирующие органы растений, аккумулируется во вновь образующихся органических соединениях. | | 3) | Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги. | | 4) | Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, которые возводились во славу Рима. |
|
|
| 1) | Нередко художник-витражист дополняет свой рисунок чёрными линиями, которые нанесены кистью на поверхность стекла. | | 2) | Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме. | | 3) | В Каракумах нет мельчайшей пыли, которая в предгорьях Средней Азии образует сухой туман. | | 4) | Степные реки состоят из цепи омутов или небольших глубоких и прозрачных озёр, которые соединяются между собой перекатами. |
|
|
| 1) | В 1804 году австрийский эрцгерцог Рудольф, которому в то время было 16 лет, начал брать уроки игры на фортепиано у Бетховена. | | 2) | И.И. Шишкин был и навсегда остался непревзойдённым знатоком дерева, художником, который не имел соперников в изображении хвойного леса. | | 3) | В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, которые были посвящены творчеству Н.В. Гоголя. | | 4) | Друзья и родные Шопена в Польше смотрели на композитора как на гения, который был призван раскрыть миру красоту души польского народа. |
|
5.В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ? |
| 1) | Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНЯНОГО сланца. | | 2) | Давыдов принес из кухни ГЛИНЯНУЮ чашку с холодными щами. | | 3) | В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита. | | 4) | Однажды я увидел возле этой хаты женщину, она растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг. |
|
6.В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ? |
| 1) | АРТИСТИЧЕСКАЯ уборная В. Высоцкого превращена в музей. | | 2) | Алевтина прекрасно понимала, что АРТИСТИЧЕСКАЯ карьера не для неё. | | 3) | Этот актер обладал редким АРТИСТИЧЕСКИМ темпераментом, который легко подчинял себе зрителей. | | 4) | Выступление нашего гимнаста было на редкость АРТИСТИЧЕСКИМ. |
|
7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое. |
| 1) | 1, 2 | | 2) | 1, 3 | | 3) | 3, 4 | | 4) | 1, 2, 3, 4 |
|
Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность. |
| 1) | 1 | | 2) | 1, 2 | | 3) | 1, 4 | | 4) | 2, 3 |
|
Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души. |
| 1) | 1 | | 2) | 2 | | 3) | 2, 3 | | 4) | 1, 3 |
|
8.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: На земле жилось нелегко ( ) и поэтому я очень полюбил бездонное небо. |
| 1) | Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. | | 2) | Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. | | 3) | Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. | | 4) | Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. |
|