Урок русского языка в 6 классе "Соединительные гласные о-е в сложных словах"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок -изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема. Соединительные гласные о-е в сложных словах
Подготовила: Гайворонская Марина Николаевна
Тема. Соединительные гласные о-е в сложных словах
Цель:
Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о – е.
Уметь: верно выбирать соединительные гласные о – е в сложных словах.
Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям.
Ход урока:
I.Проверка домашнего задания:
1)Фронтальный опрос – приставки пре и при.
2) Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках. (1 слайд)
1) Час обеда (…)
Топот по двору раздался.
2) Кто-то терем (…)
Да хозяев поджидал.
3) Пирожок лишь разломила
Да кусочек (…) .
4) Пушки с пристани палят,
Кораблю (…) велят.
5) Здравствуй, князь ты мой(…)!
Что ж ты тих, как день ненастный?
6) (…) к нему рыбка, спросила:
« Чего тебе надобно, старче?»
Кто автор этих строчек?
II.Изучение нового материала.
1)Отгадать загадки
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ) (2 cлайд)
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (ПЫЛЕСОС) 3 (слайд)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)(4 слайд)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах…(ПЕШЕХОД) (5 слайд)
2)Беседа:
-Что общего в этих словах?
-Как называются такие слова? Значит сегодня мы будем говорить о сложных словах.
-А что мы знаем об образовании сложных слов?
-Как называется такой способ образования слов?
-Сложные слова образуются путём сложения основ с помощью соединительных гласных
о или е? Могут и без гласной.
-А что мы ещё о них знаем?
-На какие две группы можно разделить данные слова?
-Значит тема нашего урока……
-Что мы должны будем узнать на уроке?
- Работа с учебником:
- Кто хочет побывать в роли учителя? Кто сможет объяснить тему урока у доски.
- Вывод.
III.Закрепление:
1) Работа с текстом (на столе у детей распечатанный текст)
Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы. Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя , а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход. Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» - гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые. В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.
2) Творческая работа (выполняется устно)(6 слайд)
Задание: заменить слова одним сложным словом.
- Пить чай
- Помогать взаимно
- Любить труд
- Люди одной фамилии
- Любить свободу
- Тот, кто ходит пешком
- Старший класс
- (чаепитие)
- (взаимопомощь)
- (однофамильцы)
- (Свободолюбие)
- (пешеход)
- (старшеклассник)
-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
3) Физминутка
4)Образуйте сложные слова по образцу: (7 слайд)
Красная грудка- (какая) красногрудая
Яркая голова-
Длинные ноги-
Короткий хвост-
Пёстрые крылья-
По воде плавает-
5) Попутное повторение ( карточки)
Задание: к данным слова подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной.
- Ленивый ученик -
- Серьёзный юноша –
- Однообразное движение –
- Враждебное отношение –
- Добросовестный
- Легкомысленный
- Многообразное
- доброжелательный
6)Работа в парах.
Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
- Пыль хранить
- Овощи тушить
- Огонь сосать
- Телевидение плавать
- Море передача
- Три бороться
- Земля мерить
7) «Диктант – молчанка». Угадай слово.
Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения.
Машина, которая очищает хлопок;
Завод, где строят корабли;
Бумага, чувствительная к свету;
Здание, построенное из железа и бетона;
Машина, которая очищает дорогу от снега.
8) Самостоятельная работа. Кроссворд.
- Специалист по разведению садов.
- Локомотив с паровым двигателем.
- Канал для выхода дыма из трубы.
- Русская народная игра – пляска.
- Лес, поваленный бурей.
- Бесплановое, стихийное совершение дела, работы.
- Огнестрельное оружие.
9) Контроль знаний. Тест «Сложные слова».
- А сейчас , чтобы проверить , как вы поняли новую тему, выполним тест.
- Сложные слова образованы…
а) сложением основ; б) сложением приставок
- Соединительная гласная е пишется после…
а) твёрдой основы; б) мягкой основы
- Соединительная гласная о пишется после…
а) твёрдой основы; б) мягкой основы
- В слове мухомор соединительная гласная…
а) а; б) о; в) отсутствует
- В слове пылесос соединительная гласная…
а) е; б) и; в) отсутствует
- В слове стенгазета соединительная гласная…
а) е; б) о; в) отсутствует
IV. Домашнее задание
Карточки , п.33, упр.168
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: "Формирование навыка правописания сложных слов"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корн...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"
Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1. Образовательные: познакомить учащихс...
урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов
Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит...