Рабочая программа по русскому языку. 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Фомина Татьяна Михайловна

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе УМК под ред. Баранова, Ладыженской, Тростенцовой. Рассчитана на 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rus.yaz_.8_kl.odt45.32 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В VIII КЛАССЕ

ВСЕГО В ГОДУ—102 ч (ИЗ РАСЧЕТА 3 ч В НЕДЕЛЮ)

Функции русского языка в современном мире (1)

Тема урока, параграф

Кол-во часов

  Результаты обучения

Русский  язык  в   со временном мире              

1

Знать:

русский   язык — язык   великого русского народа и один из бога тых языков мира, поэтому рус ский   язык   функционирует   как язык   межнационального   обще ния и один из мировых языков

Уметь:

опираясь   на   ключевые   слова, план текста и его опорный кон спект,  рассказывать о значении русского  языка  в  современном мире    с    учетом    его    истории (упр. 2, 3) и функционирования в современном обществе (упр. 1); о роли русского языка в разви тии русской литературы (упр. 4)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ (6+2)

Тема урока, параграф

Кол-во часов

Результаты обучения

Пунктуация и орфография

§  1                                    

Знаки препинания: знаки завершения, разделения,   выделе ния § 2

1

1

Знать:

функции знаков препинания в про стых и сложных предложениях: за вершение, разделение, выделение; распределение  знаков   препина ния на группы по их функциям; синтаксические    условия    упо требления    знаков    препинания (анализ таблицы на с. 6—7). Следует обратить внимание на 3-е и 4-е предложения в разделе «Зна ки выделения» таблицы. В дан ных предложениях конструкции, нуждающиеся    в    выделении,— деепричастный  оборот  и  обра щение — находятся    в    нулевой позиции начала и конца предло жения. Поэтому один из выдели тельных, парных, знаков нейтра лизуется,   то   есть   поглощается позицией    начала   предложения или знаком завершения, выделе ния.  Знаки  выделения  как  пар ные знаки препинания можно на блюдать только в том случае, ес-

Уметь:

разграничивать знаки препинания по их функциям (упр. 7, 8, 9); пользоваться  простыми  предло жениями с составным именным сказуемым для  характеристики, оценки   предмета   или   явления (Упр. 11)

ли выделяемая, конструкция на ходится в середине предложения

Знаки  препинания  в сложном    предложе нии

§ з

1

Знать:

виды предложений по количест ву   описанных   ситуаций,   фраг ментов  действительности  (про стые и сложные); средства связи простых предло жений    в    сложные:    союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные); виды сложных союзных предложе ний (сложносочиненные и сложно подчиненные)   в   зависимости   от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства

Уметь:

определять  вид сложного  пред ложения (упр. 12, 13); соотносить   сложное   предложе ние с его  графической схемой, определять по схеме вид слож ного предложения (упр. 14); создавать    графические    схемы сложных предложений (упр.  15, 16, 18, 19) и правильно употреб лять разделительные (упр. 16) и выделительные запятые (упр. 17)

Буквы н,  нн в суф фиксах  прилагатель ных,     причастий     и наречий § 4

2

Знать:

условия выбора и  и нн в суф фиксах полных и кратких прила гательных, причастий, наречий; синтаксическую    роль    наречий (обстоятельство), кратких прила гательных,   причастий,   катего рии состояния (сказуемое)

Уметь:

правильно   писать   орфограмму «Одна и две буквы «» в суффик сах   прилагательных   и   полных причастий  (упр. 21),  существи тельных, прилагательных, прича стий,  наречий (упр. 24), графи чески обозначать условия выбо ра данных орфограмм;

разграничивать краткие прилага тельные   и   краткие   причастия, правильно   писать   орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи (упр. 22); разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и ка тегорию состояния с опорой на их   роль   в   предложении;   пра вильно писать орфограмму «Од на и две буквы н» в суффиксах данных частей речи (упр. 23)

 (Р)Изложение с грамма тическим     заданием по тексту упр. 26

2

Слитное   и   раздель ное    написание    не с   разными   частями речи

§ 5

1

Знать:

условия выбора слитного и раз дельного написания частицы не с разными частями речи: глаго лами,    краткими    причастиями, деепричастиями,  прилагательны ми (относительными и притяжа тельными), числительными

Уметь:   правильно  писать  не  с существительными и глаголами (упр.      29),      прилагательными (упр. 30, 31), наречиями (упр. 31); краткими причастиями (упр. 35); с разными частями речи (упр. 32, 34); обозначать графически усло вия выбора орфограмм

СИНТАКСИС,ПУНКТУАЦИЯ,КУЛЬТУРА РЕЧИ. Словосочетание (2)

Тема урока, параграф

Кол-во часов

Результаты обучения

Словосочетание   как

1

Знать:

Уметь:

единица   синтаксиса

что   такое   словосочетание;   его

составлять разные виды  слово-

§ 9

функция;   виды   словосочетаний

сочетаний (упр. 54);

Виды     словосочета-

по  главному  слову:   глагольные,

определять  роль  разных   видов

нии

именные и наречные

словосочетаний в раскрытии ав-

§ 10

Свободные    словосочетания    и

торского замысла (упр. 55, 56);

фразеологические обороты

разграничивать     разные     виды словосочетаний по их значению

.

(упр. 58);

определять  вид. словосочетания по главному слову (упр. 59), в том, числе в собственных приме рах (упр. 60); использовать  в  речи  синоними-

ческие  по значению  словосоче тания (упр. 61);

разграничивать   свободные   сло восочетания и фразеологические обороты (упр. 63)

Синтаксические свя-

1

Знать:

Уметь:

зи слов в словосоче-

подчинительная   связь — способ

определять  вид  подчинительной

таниях и синтаксический разбор словосочетаний   § 11- 12

слов в словосочетании;виды     подчинительной     связи:

связи  и  средства связи  слов  в словосочетании (упр. 64);составлять     словосочетания     с различными видами связи

Простое предложение (3 +1)

Тема урока, параграф

Кол-во часов

Результаты обучения

Простое    предложе ние.

Грамматическая (предикативная)   ос нова предложения §  13

2

Знать:

виды   предложений  по  наличию главных членов: двусоставные и односоставные;

грамматическая    (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает си туацию, фрагмент действительно сти как реальный или как нере альный: возможный, желательный

Уметь:

разграничивать     односоставные и    двусоставные    предложения (упр. 73, 74);

определять предикативность пред ложения — его     отношение     к описываемому фрагменту дейст вительности (реальному/нереаль ному) (упр. 75)

Порядок      слов      в

предложении и

интонация

§  14 - § 15

1

Знать:

в  русском  языке  порядок  слов

и логическое ударение помогают

выделить наиболее важное слово

в предложении;

основные элементы интонации —

повышение и понижение высоты

тона  и  паузы — и  графические

способы их обозначения

Уметь:

определять   роль   порядка   слов для выделения наиболее важно го слова в предложении (упр. 77, 78);

выразительно читать предложе ния  (упр.   79,  80),  в том  чис ле   по   интонационным   схемам (упр. 81);

выделять с помощью логическо го   ударения   наиболее   важное слово в предложении 1 (упр.  82, 83, 84);

составлять графическую интона ционную    схему    предложения (упр. 87)

(Р) Описание памятника культуры §16

1

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  Главные члены предложения (6+2)

Тема урока, параграф

Кол-во часов

Результаты обучения

Подлежащее §  17

Сказуемое § 18

2

Знать:

способы выражения подлежащего;

способы выражения сказуемого

Уметь:

находить подлежащее и опреде лять   способы   его   выражения (упр. 90, 93, 94); определять способы  выражения сказуемого (упр. 95)

Простое    глагольное

сказуемое

§ 19

1

Знать:

правила   согласования    глагола-сказуемого с подлежащим в чис ле и роде

Уметь:

соотносить   грамматически   гла гол-сказуемое    с    подлежащим, выраженным    существительным общего       рода,       аббревиату рами, заимствованными словами (упр. 97; 98);

согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях (упр. 99, 100)

(Р)Сочинение   на   тему «Чудный собор» Упр.  102

2

.

Составное     глаголь ное сказуемое § 20

1

Знать:

основные   элементы   составного глагольного сказуемого: вспомо гательный глагол  и  примыкаю щая к нему неопределенная фор ма; их функции; способы   выражения   вспомога тельного глагола

Уметь:

находить   составное   глагольное сказуемое,     определять    значе ние    вспомогательного    глагола (упр. 103), способы его выраже ния (упр. 105);

использовать составные глаголь ные сказуемые в речи (упр. 104, 106)

Составное    именное

сказуемое

§ 21

1

Знать:

основные   элементы   составного именного   сказуемого:   именная часть и глагол-связка; их функ ции;

способы выражения именной ча сти

Уметь:

находить составное именное ска зуемое, определять способ выра жения именной части (упр. 107,

1П);

разграничивать простое глаголь ное сказуемое, выраженное гла голом быть, и составное имен ное сказуемое с  глаголом-связ кой быть (упр. 108); определять      вид      сказуемого; пользоваться    синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации (упр. 109, НО)

Тире   между   подле-

1

Знать:

Уметь:

жащим и сказуемым

тире между подлежащим и сказу-

интонационно правильно произ-

§ 22

емым в простом предложении —

носить предложения с отсутству-

знак разделения; правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в про стом предложении

ющей связкой;

употреблять тире между подле жащим и сказуемым в соответст^ вии с правилом (упр. 115), гра фически объяснять условия вы бора тире (упр. 116, 120); пользоваться   синонимическими

вариантами   сказуемых  для. со здания предложений разных сти-

лей (упр. 117);

использовать составные именные сказуемые     с     отсутствующей связкой в речи для характерисг тики человека (упр.  118, 119)

Второстепенные члены предложения (6 + 2)

Тема урока,

параграф

Кол-во часов

Результаты обучения

Второстепенные чле-

1

Знать:

Уметь:

ны предложения.

виды    второстепенных    членов

находить в  предложении второ-

Роль второстепенных

предложения по характеру значе-

степенные члены (упр. 121);

членов в предложении

ния     и     синтаксической     роли

распознавать в предложении до-

§ 23

в предложении: дополнение, оп ределение, обстоятельство;

полнения,   определять   их   вид (прямое/косвенное)     и     способ

Дополнение § 24

1

что такое дополнение, основные способы его выражения; виды    дополнений:    прямые    и косвенные;  способы  выражения прямого дополнения

выражения (упр. 122, 131, 132); разграничивать употребление неопре деленной формы глагола в качестве дополнения и части составного гла гольного   сказуемого   (упр.    124); использовать в речи прямые до полнения,  выраженные  сущест вительным в винительном паде же без предлога (упр. 125, 126) и в родительном падеже без пред лога при отрицании (упр.   127); распознавать дополнения, выражен ные словосочетаниями (упр.  128); разграничивать прямое дополне ние и подлежащее (упр. 129); находить грамматические ошиб ки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка (упр. 130)

Определение

§ 25

1

Знать:

что такое определение;

виды определений в зависимости

от характера связи с определяе-

Уметь:

разграничивать   определение   и именную часть составного сказу емого (упр. 133);

мым   словом:   согласованное   и несогласованное; способы выражения согласован ных и несогласованных опреде лений;

несогласованные      определения могут сочетать значение опреде ления со значениями дополнения и обстоятельства

распознавать    согласованные    и несогласованные      определения (упр.   134) и определять способ их выражения (упр. 135); различать    использование    не определенной  формы  глагола в предложении в качестве сказуе мого, дополнения, определения (упр. 136);

использовать в речи согласован ные и несогласованные опреде ления как синонимы (упр. 137); обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значе ние определения со значением дополнения (упр. 138)

Приложение.

1

Знать:

Уметь:

Знаки      препинания

что такое приложение;

находить в предложении прило-

при нем

способы выражения приложения;

жение  и определяемое слово  и

§ 26

правила постановки дефиса при приложении;

правило согласования имен соб ственных, выступающих в роли приложения,    с    определяемым словом

различать их (упр. 140); использовать приложения в речи (упр.  141);

согласовывать имена собствен ные, выступающие в роли при ложения, с определяемым сло вом, употреблять дефис при оди-

ночных приложениях (упр. 142)

Тема урока,

 параграф

Кол-во часов

Результаты обучения

Обстоятельство

§ 27

1

Знать:

что такое обстоятельство, спосо бы его выражения; виды обстоятельств по значению (места,  времени,  образа дейст вия, причины, цели, условия, ус тупки);

второстепенный член предложе ния   может   совмещать   разные значения,  например дополнения и обстоятельства места или об раза действия

Уметь:

находить в предложении обстоя тельства места,  ставить  к  ним вопросы   (упр.   143,   144,   147), использовать в речи обстоятель ства места и определять способ их выражения (упр. 145, 146); распознавать в- предложении об стоятельства времени (упр.  150) и использовать, их в речи (упр. 148, 149, 151);

находить в предложении обстоя тельства    образа    действия    и определять    их    роль    в    рас крытии      авторского      замысла (упр. 152, 153);

разграничивать разные виды об стоятельств и определять спосо бы их выражения (упр. 159); находить в тексте обстоятельст ва причины и цели, определять способ их выражения (упр. 154); ставить вопросы к обстоятельст вам условия (упр. 155); использовать обстоятельства уступ-

1 ,кй     в     деловом     стиле     речи (упр. 156);

находить второстепенные члены предложения,   в   которых   сов мещаются   несколько   значений, и     определять     эти     значения (упр. 157, 158)

Синтаксический раз бор     двусоставного предложения § 28

1

Знать:

порядок устного и письменного синтаксического разбора двусос тавного предложения

Уметь:

производить устный  и  письмен ный синтаксический разбор двусо ставного предложения (упр. 160)

(Р) Характеристика    че ловека § 29

2

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9 + 2)

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(2)

Тема урока, параграф

Кол-во часов

Результаты обучения

Главный член односо ставного предложения § 30

1

Знать:

грамматическая  основа односо ставного предложения состоит из

Уметь:

разграничивать  двусоставные  и

односоставные предложения, опре-

его    главного    члена,    который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;

способ   графического   обозначе ния главного члена (три прямые линии);

способы    выражения    главного члена односоставного предложе ния;

виды  односоставных  предложе ний по наличию второстепенных членов      (распространенные/не распространенные)

делять способ  выражения  глав ного члена односоставных пред ложений (упр. 171); различать   распространенные   и нераспространенные односостав ные предложения (упр. 172); распространять      нераспростра ненные   односоставные   предло жения (упр.  173)

Назывные предложе ния § 31

1

Знать:

что такое назывное (номинатив ное) предложение, способы вы ражения его главного члена; текстообразующую роль  назыв ных  предложений  (зачин:  лако нично вводит читателя в обста новку событий; ремарка и пр.)

Уметь:

распознавать  назывные  предло жения,    находить    их    главный член, определять способы его вы ражения; разграничивать главный член   назывного   предложения   и подлежащее двусоставного пред ложения (упр. 174,  175, 181); определять роль назывного пред ложения в художественном тексте (указание на время, место дейст-

вия; ремарка; указание на фраг ментарность воспоминаний и пр.)

(упр. 176, 178, 181);

пользоваться   двусоставными   и

односоставными назывными пред ложениями как синтаксическими синонимами (упр. 177); использовать  назывные  предло жения в речи в качестве ремарок (упр, 179), для создания впечат ления   фрагментарности   воспо минаний (упр. 182)

Определенно-личные

1

Знать:

Уметь:

предложения

что   такое   определенно-личное

распознавать    определенно-лич-

§ 32

предложение,   способы   выраже-

ные  предложения,   находить  их

ния его главного члена;

главный член, определять способ

■     ■ ■    .

текстообразующую роль  опреде ленно-личных предложений (обоб щение жизненного опыта в по словицах и поговорках)

его выражения (упр. 184, 185); разграничивать разные варианты выражения главного члена опре деленно-личного      предложения (упр. 186);

пользоваться   двусоставными   и односоставными     определенно-личными    предложениями    как синтаксическими      синонимами (упр. 187);

использовать определенно-личные предложения в речи (упр. 188)

Тема урока, параграф

Кол-во часов

Результать

[ обучения

Неопределенно-лич-

1

Знать:

Уметь:

ные предложения

что такое неопределенно-личное

распознавать неопределенно-лич-

§ 33

предложение,  способы  выраже ния его главного члена; текстообразующую роль неопре деленно-личных предложений

ные предложения,  находить их главный член, определять способ его выражения (упр. 190, 191); разграничивать    неопределенно-личные   и   определенно-личные предложения с обобщенным зна чением (упр. 192)

Инструкция

1

§ 34

Безличные     предло-

1

Знать:

Уметь:

жения

что такое безличное предложе-

разграничивать безличные предло-

§ 35

ние,    способы    выражения    его главного члена;

функции   безличных   предложе ний в речи (описание состояния человека или природы, побужде ние к действию)

жения, обозначающие состояние природы  и состояние человека; находить  главный  член безлич ных    предложений,    определять способ его выражения (упр. 199); использовать безличные предло жения в заданной речевой ситуа ции (упр. 200); пользоваться   двусоставными   и

односоставными безличными предложениями

как синтаксическими синонимами (упр. 201, 202, 203); различать разные способы выра жения главного члена безлично го предложения (упр. 204); находить   безличные   предложе ния, выступающие в роли побу дительных;   определять   способ выражения   их   главного   члена; правильно интонировать данные предложения (упр. 205)

(Р) Рассуждение § 36

2

Неполные предложе ния

§ 37

2

Знать:

что такое неполное предложение; варианты   неполных   предложе ний: по смыслу или по составу членов предложения; диалогичный контекст использо вания неполных предложений в речи;

правило употребления тире в не полном предложении

Уметь:

распознавать  неполные  предло жения, определять их тип, нахо дить пропущенный член предло жения, ставить тире на месте не названного  члена,   выраженного глаголом (упр. 213); распознавать  неполные  предло жения,   находить   пропущенные члены (упр. 214); использовать  неполные  предло жения в диалоге (упр. 215)

Тема урока, параграф

Кол-во часов

Результаты обучения

Синтаксический  раз бор   односоставного предложения § 38

1

Знать:

порядок  проведения  устного  и письменного      синтаксического разбора односоставного предло жения

Уметь:

производить устно и письменно синтаксический  разбор односо ставного предложения (упр. 216)

Повторение по теме: «Синтаксис»

1

Контрольный диктант по теме: «Синтаксис» и его анализ

1

Однородные члены предложения

(12  +2)

Понятие об однород ных членах  предло жения § 40

1

Знать:

что   такое    однородные    члены предложения;

способы выражения однородных членов (все члены предложения), тип    связи    (сочинительная)    и средства  связи  (перечислитель ная   интонация,   союзы)   между собой;

функции     однородных     членов предложения  в речи  (детализа ция,  создание  комического  эф фекта, классификация и пр.)

. Уметь:

распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией, составлять графические схемы однородных членов; использо вать разделительные запятые в предложениях с однородными членами (упр. 223, 225, 227, 232);

находить однородные члены предложения, распознавать ха рактер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюз ная) (упр. 226);

использовать однородные члены предложения в заданной ситуа ции: для достижения комическо го эффекта (упр. 228), для де тального описания явления в книжных стилях (упр. 229, 230, 231, 233)

Однородные   члены, связанные только пе речислительной   ин тонацией, и пунктуа ция при них § 41

2

Знать:

правило постановки знаков пре пинания при однородных членах, связанных только перечислитель ной интонацией;

правило постановки знаков пре пинания при однородных членах с обобщающим словом

Уметь:

правильно ставить знаки препи нания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией (упр. 235);

использовать однородные члены предложения,  связанные  только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации; пра вильно расставлять знаки препи нания (упр. 236, 241); интонационно  правильно читать предложения с обобщающим сло вом при однородных членах, пра вильно расставлять знаки препи нания при однородных членах с обобщающим словом (упр. 240)

(Р)Изложение по тексту упр. 242

2

Однородные и неодно родные определения § 42

1

Знать:                                          

 что такое однородные и неодно родные определения; основные случаи  использования

Уметь:

разграничивать однородные и неод». породные определения (упр. 243); использовать однородные и неод-

неоднородных определений в ка-  честве однородных; правило постановки знаков пре пинания при однородных и неод нородных определениях

нородные  определения  в  задан ной речевой ситуации (упр. 244); распознавать    использование    в тексте  неоднородных определе ний в качестве однородных, пра вильно расставлять знаки препи нания (упр. 245); определять роль однородных и не однородных определений в раскры тии авторского замысла (упр. 246)

Однородные   члены, связанные     сочини тельными    союзами, и    пунктуация    при них § 43

2

Знать:

разновидности сочинительных со юзов, которые используются для связи однородных членов предло жения:   по значению — соедини тельные,  противительные,  разде лительные; по составу — одиноч ные, повторяющиеся, двойные; функционирование   союза   и   в предложении (для связи простых предложений в составе сложно го, при однородных членах); правила постановки знаков пре пинания при однородных членах, связанных сочинительными сою зами;

фразеологические обороты с по вторяющимися   союзами   и — и,

Уметь:

правильно расставлять знаки препи нания в предложениях с однородны ми членами, связанными сочинитель ными, противительными (упр. 248), разделительными (упр. 249), двой ными союзами (упр. 250); использовать предложения с одно родными членами, связанными бес союзной связью и союзной (с по мощью двойных союзов), как син таксические синонимы (упр. 251); разграничивать разные  функции союза  и  в  предложении:   связь простых предложений в составе сложного и однородных членов; распознавать разновидность со юза  и  по  составу   (одиночный,

ни — ни, не разделяющимися за пятыми

повторяющийся); правильно рас ставлять знаки препинания при союзе и (упр. 252, 254); использовать однородные члены предложения,  связанные  повто ряющимся союзом и, в речи для усиления утверждения (упр. 253); разграничивать     использование -повторяющихся   союзов   и — и, ни — ни при  однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки пре пинания (упр. 255, 256); определять    роль    однородных членов в раскрытии замысла ху дожественного       произведения, правильно    расставлять    знаки препинания     при     однородных членах (упр. 259, 260); использовать однородные опре деления в заданных речевых си туациях (упр. 261, 263, 264)

Обобщающие    слова при однородных чле-

2

Знать:  правило постановки знаков пре пинания (двоеточия и тире) при

Уметь:                        

находить   обобщающее   слово   и

определять его позицию (после

нах и знаки препина-

 однородных членах с обобщаю-

однородных членов или перед ни-

ния при них

§ 44

щим словом в разных позициях; способы выражения обобщающе-

ми), правильно расставлять знаки препинания (упр. 266, 268, 269);

го слова (имя существительное, словосочетание,      местоимение,

интонационно правильно произ носить предложения с обобщаю-

наречие)

щими словами при однородных членах (упр. 267); использовать обобщающие сло ва, выраженные  местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять   знаки   препинания (упр. 270, 271);

разграничивать разные позиции обобщающего слова по отноше нию к однородным членам, пра вильно расставлять знаки препи нания (упр. 270)

Синтаксический раз-

1

Знать:

Уметь:

бор   предложения   с

порядок устного и письменного

производить устно и письменно

однородными  члена-

синтаксического разбора предло-

синтаксический  разбор  предло-

ми § 45

жения с однородными членами

жения с однородными членами (упр. 276, 277)

Пунктуационный

1

Знать:

Уметь:

разбор   предложения

порядок устного и письменного

производить устно и письменно

с однородными чле-

пунктуационного разбора  пред-

пунктуационный разбор предло-

нами § 46

ложения с однородными членами

жения с однородными членами (упр. 278, 279, 280)

Повторение по теме: «Однородные члены предложения»

1

Контрольный диктант по теме«Однородные члены предложения» и его анализ

1

 Обращение, вводные слова и междометия (9 +2)

Обращение.

1

Знать:

Уметь:

Назначение  обраще-

какие слова не являются члена-

подбирать  примеры,   иллюстри-

ния

, ми    предложения    (обращения,

рующие   назначение  обращений

§ 55

вводные слова, междометия);

(название лица или кличка жи-

Распространенные

функции   слов,   не   являющихся

вотного   для    привлечения    его

обращения

членами предложения (коммуни-

внимания,  поэтическое  обраще-

§ 56

кативная, эмотивная);

ние) (упр. 342);

Выделительные  зна-

что такое обращение;

интонационно  правильно  произ-

ки   препинания   при

способы выражения обращения;

носить  предложения с  обраще-

обращении

что такое распространенное обра-

ниями (выделяя обращения зва-

§ 57

щение;

правила выделения обращения в устной речи (звательная интона ция) и на письме (выделитель ные знаки препинания)

тельной интонацией), правильно расставлять   знаки   препинания для   выделения   обращений   на письме (упр. 343, 344, 348); обнаруживать      обращение      в тексте,       определять       способ его     выражения,     разграничи вать  обращение  и   подлежащее (упр. 344, 345); использовать   распространенные

*>

/1

обращения в речи (упр. 346)

Употребление   обра щений § 58                    

1

Уметь:

использовать обращения в рече вых ситуациях: разговор по те лефону,   поздравление,   деловое письмо и пр. (упр. 349, 350, 354, 355, 357, 358, 360); определять речевой контекст ис пользования разных видов обра щений, пользоваться обращения ми в собственной речи (упр. 351); распознавать обращения в текс те, правильно расставлять выде лительные знаки препинания при обращениях (упр. 352, 353, 359); определять   способ   выражения обращений,  интонационно  пра вильно   произносить   предложе ния с обращениями (упр. 353); определять     текстообразующую* роль обращений (упр. 356)

(Р) Составление делово го письма

Упр. 360

1

Вводные    конструк

ции  § 59 и  Группы        вводных слов и вводных сочетаний слов по значению  § 60

1

Знать:

что такое вводные слова;

группы вводных слов по значе-нию;  правила    выделения     вводных

слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выдели тельные знаки препинания)

Уметь:

интонационно правильно произносить предложения с вводными

словами,   разграничивать   вводные слова и слова, являющиеся

членами предложения (упр; 361;

362);

разграничивать      употребление  слова однако в качестве вводно-

го и в качестве противительного

союза, выделять вводные слова знаками препинания (упр; 363); использовать вводные слова разных значений в речи (упр. 364, | 365, 367, 368); обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания (упр. 369);  определять    текстообразующую роль вводных слов (упр. 370)

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводныхВыделительные знаки препинания при вводных словах, вводных

Выделительные знаки препинания при вводных словах,    вводных сочетаниях слов и вводных предложениях § 61

2

Знать:

что такое вводные предложения их виды, опознавательные признаки, правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;

частицы и наречия, не являющиеся вводными словами.

Уметь:

распознавать вводные слова, оп-ределять их значение, правильно выделять вводные слова; использовать их в заданной речевой конструкции;правильно расставлять знаки препинания; использовать в речи синонимические вводные слова; разграничивать слова вводные и не являющиеся вводными; употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте.

Вставные слова, словосочетания и предложения  § 62

1

Знать:

их назначение; правила    выделения    вставных конструкций в устной речи и письме                                                 

Уметь:

обнаруживать вставные конст рукции в тексте; определять их назначение (упр. 385); распознавать вставные конструк ции, выделять их на письме зна ками препинания (упр. 387); употреблять вводные   слова   и вставные конструкции как сред ство связи предложений а текс те (упр. 389); обнаруживать вводные  слова и вставные конструкции в тексте (упр. 390)

(Р) Публичное выступление Упр.386

1

Междометия в пред ложении  § 63

1

Знать:

что такое междометие,  его на-

значение;

правила выделения междометий

на письме

Уметь:

обнаруживать междометия в тек сте, определять их текстообразующую роль (упр391); распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно пра вильно произносить предложе ния с междометиями, прав ил ьно расставлять знаки препинания при междометиях (упр. 392);

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями, вводными словами и междометиями

1

Знать:

порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложений с обращениями, вводными словами и междометиями

Уметь:

 производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложений  с обращениями, вводными словами и междометиями

Повторение по теме: « Обращения, вводные слова и междометия»

1

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (18+2)

Понятие об обособ лении § 47

2

Знать:

обособление — выделение второ степенных членов  предложения в устной речи интонационно, на письме   с   помощью  запятых   и тире;

графическое   обозначение   обо собленных членов  предложения и интонации обособления

Уметь:

интонационно правильно произ носить  предложения  с  обособ ленными членами, определять их роль в предложении (упр. 287); выделять   запятыми   обособлен ные члены,  выраженные  прича стными  и деепричастными обо ротами,  показывать  графически интонацию обособления (упр. 288, 289);

распространять  обособленные члены (упр. 290)

Обособленные опре деления. Выделительные   знаки пре пинания при них

§ 48

    3

Знать:

виды обособленных определений (согласованные  и  несогласован ные);

способы  выражения  обособлен ного   определения   (причастный оборот,  одиночные  прилагатель ные,  прилагательные  с  зависи мыми словами, существительные в  косвенном  падеже,  сочетание существительного с прилагательным или числительным;способы выражения определяе мого слова (нарицательное, соб ственное существительное, мес тоимение);

правило обособления согласог ванных определений (постпози ция по отношению к определяе мому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, нали чие добавочного обстоятельст венного значения); правило обособления несогласо ванных определений (характер добавочного, разъясняющего за- мечания)

Уметь:

правильно    расставлять    знаки препинания для выделения обо собленных   определений,   выра женных причастными оборотами (упр. 291, 292, 293); интонационно правильно произ носить  предложения  с  обособ ленными  несогласованными  оп ределениями   (упр.   295),   выде-лять на письме несогласованные определения (упр. 296); находить обособленные опреде ления и слова, к которым они от носятся, объяснять условия обо собления определения (упр. 297); находить определения, нуждаю щиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графи чески условия обособления (упр. 298, 299, 300)

(Р) Рассуждение на дис куссионную тему

§ 49

   2

Обособленные   при ложения.       Выдели тельные   знаки   пре пинания при них  § 50

    3

Знать:

правила обособления приложе ний (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собствен ное в роли определяемого слова, дополнительное      обстоятельст венное значение)

Уметь:

распознавать приложение, нуж дающееся в обособлении, выде лять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления (упр. 307, 308);объяснять   использование   тире для      выделения      приложения (упр. 309);

использовать   распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки    препинания    (упр.    312, 313

Обособленные      об-

стоятельства.   Выде лительные знаки пре-пинания при них § 51

   3

Знать:

способы  выражения  обособлен-ного обстоятельства (одиночное

деепричастие,      деепричастный оборот);

правило    обособления    обстоя тельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты  обо собляются всегда);

фразеологические   обороты,   не являющиеся деепричастным

Уметь:

распознавать  обособленные  об стоятельства,  выделять  их графически, объяснять условия обо собления (упр. 314, 315, 316); обнаруживать обстоятельства, нуж дающиеся в обособлении, выде лять их запятыми, объяснять ус ловия  обособления  графически(упр. 317, 319)распознавать определения и об стоятельства,    нуждающиеся    в обособлении, правильно расставлять знаки  препинания,  объяс нять условия  обособления  гра фически (упр. 318)обнаруживать обособленные оп ределения, приложения и обсто ятельства в художественном тек сте,  объяснять  их роль  в рас крытии      авторского      замысла (упр. 320, 321);

согласовывать обстоятельство, вы раженное деепричастием, со ска зуемым,  находить  и  исправлять грамматические недочеты в пост роении предложений с обособлен ными обстоятельствами (упр. 322)

Обособленные уточ няющие члены пред ложения.

Выделительные  зна ки   препинания   при уточняющих   членах  предложения § 52

   3

Знать:

виды уточняющих членов пред ложения (обстоятельство, допол нение); правила выделения уточняющих членов предложения

Уметь:

находить   обособленные   члены предложения, разграничивать обо собленные с>бстоятельства, опреде ления и уточняющие члены пред ложения; объяснять графически ус ловия обособления (упр. 323, 324); находить обособленные уточня ющие члены предложения, выде лять их знаками препинания, оп ределять    их текстообразующую роль (упр. 325, 326); распознавать  обособленные  об стоятельства уступки  с  предло гом  несмотря на,  выделять их запятыми (упр. 327);распознавать обособленные  оп ределения и уточнения в художе ственном тексте;  объяснять  ис пользование авторских выдели тельных знаков  вместо запятых; определять их роль в раскрытии авторского замысла (упр. 328); использовать предложения с обо собленными    определениями    и уточнениями в заданной речевой ситуации (упр. 329)

Синтаксический раз бор   предложения   с обособленными чле нами § 53

  1

Знать:

порядок устного и письменного синтаксического разбора предло жения с обособленными членами

Уметь:

производить устно и письменно синтаксический разбор предло жения с обособленными членами (упр. 330, 331)

Пунктуационный разбор   предложения с обособленными чле нами § 54

   1

Знать:

порядок устного и письменного пунктуационного разбора  пред ложения с обособленными  чле нами

Уметь:

производить устно и письменно пунктуационный разбор предло-  жения с обособленными членами (упр. 332, 333)

Повторение по теме: «Обособленные члены предложения»

    1

Контрольный диктант по теме: «Обособленные члены предложения»  и его анализ

 

    1

Прямая и косвенная речь (6+1)

Понятие о чужой речи

§ 65

     1

Комментирующая часть§ 66.   Прямая и косвенная речь § 67. Косвенная речь

§ 68.                                         

      1

Знать:

структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чу жую речь, и комментирующая часть);

что такое прямая речь; что такое косвенная речь; структуру   предложений  с  кос венной речью; текстообразующую роль предло жений с косвенной речью

Уметь:

конструировать предложения с чужой речью; разграничивать глаголы разной семантики в ;. комментирующей части (упр. 402);,                    распространять комментирую щую часть предложений с чужой речью (упр. 403);разграничивать предложения с прямой и косвенной речью (упр. 404);

обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующу ю роль,

заменять прямую речь косвенной

Прямая речь § 69

     1

Знать:

структуру предложений с пря мой речью; правила постановки знаков пре пинания в предложениях с пря мой речью;

текстообразующую роль предло жений с прямой речью

Уметь:

конструировать     комментирую-, щую   часть   предложения,   пра вильно расставлять знаки препи нания (упр. 407, 412); обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции; . ч &   ' составлять   графические   схемы предложений, в которых коммен тирующая    часть    расположена внутри            прямой            речи

(упр. 408);

 Диалог   § 70

    1

Знать:

 что такое диалог; правила пунктуационного оформ ления диалога

Уметь:

соотносить структуру предложе ния с его схематической записью;  анализировать языковые средства, помогающие автору в реали зации   замысла     произведения;

объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой

речи, составлять  его графичес кую; схему,  пользоваться логическими сино нимами для более точного обо значения   характера, речи,   пра- вильно расставлять знаки  препинания

(Р) Рассказ § 71

1

Цитата § 72

    1

Знать:

что такое цитата; способы введения цитаты в ав торский текст;

правила пунктуационного оформ ления цитат

Уметь:

определять     текстообразующую роль   цитаты;   обнаруживать   в комментирующей   части   слова, указывающие  на характер речи (упр. 422);

распознавать   цитаты   в  тексте, правильно     расставлять    знаки препинания    при    цитировании (упр. 423, 424);

вводить    цитату    в    авторский текст  разными   способами:   как составную часть и как предложе ние с прямой речью (упр. 425); определять     текстообразующую роль цитаты (упр. 426); использовать    цитаты    в    речи (упр. 427);

исправлять    речевые    недочеты при цитировании (упр. 428); цитировать стихотворный текст (упр. 429);

Синтаксический разбор   предложений   с чужой речью

       1

Знать:

порядок устного  и  письменного

разбора   предложений   с   чужой

речью

Уметь:

производить устно и письменно синтаксический  разбор  предло жений с чужой речью (упр.431)

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ (5 + 1)

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Синтаксис и морфо логия» § 73

      1

Знать:

о взаимосвязи синтаксиса и мор фологии;

первичных и вторичных синтак сических функциях различных частей речи

Уметь:

производить синтаксический раз бор предложения, разграничи вать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи (упр. 435, 436); разграничивать функционирова ние слов в составе грамматичес кой формы и в качестве само стоятельного члена предложения (упр. 437)

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Синтаксис и пунктуа ция» § 74

 1

Знать:

о    значении    пунктуации    для оформления письменной речи; о    взаимосвязи    синтаксиса    и пунктуации;

алгоритм  рассуждения  при  по становке знаков препинания

Уметь:

пользуясь алгоритмом, расстав лять знаки препинания в тексте (упр. 440);

разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделе ние, завершение) (упр. 441,442)

(Р) Изложение по тексту упр. 443

  1

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Синтаксис и культу ра реч軧 75

   1

Знать:

содержание   понятия   «культура

речи»;

о    взаимосвязи    синтаксиса    и

культуры речи

Уметь:

правильно употреблять форму зависимого слова при управле нии (упр. 445, 446); правильно строить предложе ние с деепричастным оборотом (упр. 447);

пользоваться синтаксическими синонимами для избежания пов торов (упр. 448)

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Синтаксис   и   орфо графия»

§ 76

  1

Знать:

о взаимосвязи синтаксиса и ор фографии

Уметь:

правильно писать слова с изу ченными орфограммами, объяс нять синтаксические условия вы бора правильного написания (упр. 449, 451, 452);

Итоговый контрольный диктант

    1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....