Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.
Задачи урока:
Обучающие:
- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
- систематизировать собранный материал;
- формировать навыки самоконтроля;
- провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.
Воспитывающие:
- воспитать самостоятельность;
- творческую активность;
- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
Развивающие:
- развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи в 8б классе по сингапурской системе.
«Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Учитель: Огородникова Л.Н.
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.
Задачи урока:
Обучающие:
- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
- систематизировать собранный материал;
- формировать навыки самоконтроля;
- провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.
Воспитывающие:
- воспитать самостоятельность;
- творческую активность;
- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
Развивающие:
- развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала (урок развития речи)
Ход урока
1. Организационный этап. (30 сек)
Приветствие, сообщение темы и цели урока, количества времени, отведённого для этой цели (2 урока).
- Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона « Мартовское солнце». Художник изобразил самое начало весны- март. (30 сек)
2. Проверка домашнего задания (4 мин.)
Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?
Загадки
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья. (Весна.)
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая. (Зима и весна.)
Пословицы и поговорки
- Весна днём красна.
- Апрель с водой, а май с травой.
- В марте курица из лужицы напьётся.
- Весна да осень – на дню погод восемь.
- Весна – зажги снега, заиграй овражки.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.
Стихотворения.
Учащиеся читают стихи Ф.И. Тютчева «Зима не даром злится…», «Ещё земли печален вид…», А.Н. Майкова «Ласточка примчалась из-за бела моря…»Вероники Тушновой.
3. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся карточками». Учащиеся проверяют и обучают друг друга, используя карточки с вопросами и ответами по теме. (5 мин.)
- Что называется пейзажем? / изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес,поле,горы,роща, города и др.).
Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра.
В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др
- Что значит написать сочинение-описание по картине? /необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение/
- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?/сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/
- Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?
Айвазовский Иван Константинович
Бенуа Александр Николаевич
Куинджи Архип Иванович
Левитан Исаак Ильич
Рерих Николай Константинович
Шишкин Иван Иванович
Юон Константин Фёдорович
4. Выступление подготовленного учащегося о жизни и творчестве художника К.Ф.Юона. ( 8 мин.)
Константин Фёдорович - русский живописец и график, театральный декоратор, педагог. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894—98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, А. М. Корина, затем в мастерской В. А. Серова (1898—99).
Посетил Австрию, Швейцарию, Германию, Италию, Францию, неоднократно путешествовал по древним русским городам. Один из организаторов Союза русских художников (1903—23), член художественного объединения «Мир искусства» и Ассоциации художников революционной России (с 1925 г.). Совместно с И. О. Дудиным руководил художественной школой в Москве (1900—17). Преподавал во Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1939—40), в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1952—55). Был главным художником Малого театра (1945—47). Народный художник СССР (1950).
Юон – мастер лирического пейзажа. В основе его живописного метода – работа на пленэре, увлечение импрессионизмом («Голубой куст», 1907). В картинах художника предстаёт образ России, в которой существуют в гармонии город и деревня, старина и современность.
Юон пишет сияющий радостными, звонкими красками мир русской провинции – раздолье русской природы, стены и башни монастырей, белокаменные соборы с золотыми куполами, деревенские домики. На фоне голубого неба, часто занимающего большую часть пространства, на улицах и площадях кипит оживлённая, праздничная жизнь: несутся повозки, спешат по делам или неспешно прогуливаются люди в ярких одеждах.
Художник особенно любил писать Троице-Сергиеву лавру («К Троице», 1903; «Троицкая лавра зимой», 1910; «Купола и ласточки», 1921, ГТГ) и подмосковное село Лигачёво, где встретил свою будущую жену, крестьянку Клавдию, и вспоследствии поселился.
В картине «Мартовское солнце. Лигачёво» (1915) ощущается морозный воздух, пронзительная голубизна неба и снега. Заходящее солнце «зажигает» золотыми красками стволы деревьев.
После Октябрьской революции создал аллегорическую картину «Новая планета» (1921), в которой представлено тревожное утро рождения нового мира. В 1920– 30-х г. создавал историко-революционные и бытовые картины («Вузовцы», 1929; «Утро индустриальной Москвы», «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»; обе – 1949), продолжал создавать лирические пейзажи («Русская зима. Лигачёво», 1947). театрах, создал серию портретов писателей, учёных, актёров («Портрет В. Н. Пашенной», 1945). Учениками Юона были В. И. Мухина, В. А. Ватагин, А. В. Куприн, С. Ю. Судейкин, В. А. Фаворский и многие др. художники.
5.ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН«подумай- запиши-обсуди в команде» Ученики обдумывают ответ на вопрос ,записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде. (10 мин)
Рассматривание картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Беседа по картине
Ответьте письменно на следующие вопросы:
1) Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?
2) Что видите вы на переднем плане картины?
3) Какое сочетание красок использует автор?
4) Какие детали организуют композицию картины?
5) С какой целью в пейзаж включена жанровая сценка?
6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2 мин.)
7.СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ . Примерный план. (4 мин.)
I К.Ф. Юон – мастер пейзажа.
II Сюжет картины «Мартовское солнце».
А) Приметы ранней весны, отраженные в пейзаже.
Б) Передний план картины.
В) Сочетание красок, используемое автором.
Г) Детали, организующие композицию картины.
Д) Цель включения в пейзаж жанровой сцены.
III. Настроение, вызванное картиной
8. СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭБЛ. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги (6 мин.)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
А) Воспроизведение таблицы в тетради и подбор рабочих материалов к сочинению.
Жанровая сценка | Деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка |
Снег в марте | Подтаял, потемнел, осел |
Небо | Голубое, ясное, высокое, лазоревое, светло-синее, лазурное |
Солнце | Льёт свое тепло, играет на снегу |
Воздух | прозрачный |
Деревья | Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви, березы стройные, статные. |
Б) Какие слова называются синонимами?
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует)
Картина – полотно, репродукция.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.
В) Работа над третьей частью упражнения № 239.
Составим с данными словосочетаниями предложения, которые можете включить в сочинение.
На картине К.Ф. Юона изображен предвесенний пейзаж. Художник выбрал праздничное сочетание красок, чтобы передать весеннее, праздничное настроение, царящее в природе. Стволы высоких тополей окрасило золотистым цветом. Они выделяются на ярко-голубом фоне неба. Утренним солнцем слепит глаза. Фигуры людей на лошадях вписываются в пейзаж, придают ему дополнительный смысл. Можно рассматривать картину как жанровую сценку. Весело ехать по последнему снегу на лошадях! Все радуется весне: и деревья, величаво раскинувшие ветви на лазурном фоне неба, и животные, и люди. Обращают на себя внимание детали, подчеркивающие начало весны: осевший снег, испещренные следами, легкие сиреневатые облака, свободные позы всадников, тени на снегу.
9.УСТНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЛАНУ. ( 2 мин.)
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ . ( 2 мин.)
1.Написать сочинение описание по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце».
2.Написать сочинение-миниатюру «Весна», навеянное картиной К.Ф.Юона «Мартовское солнце»
3.Написать сочинение эссе (прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему) по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце», опираясь на слова художника «Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него»( на выбор)
11.РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА. ( 2 мин.)
Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклеите к парковке.Выставляет учащимся оценки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: 1. обучать словесному описанию картины; 2. развивать связную речь учащихся; 3. учить умению высказывать мысли, используя безличные предложения; 4. развивать чувство прекрасного.
Как счастье внезапное – оттепель эта. Весны дуновеньем земля обогрета. Ещё не начало весны, а предвестье, и даже ещё не предвестье – намёк, что будет, что рядом, что срок недалёк. Вероника Тушнова
Портреты жены художника Клавдии Алексеевны Юон
А.С. Пушкин «Пушкин на прогулке верхом»
«Васильки в луче солнца» Как много полевых цветов, Их все лишь единицы знают, А вот про брызги васильков Стихи и песни сочиняют. Растут они среди полей, Где колосятся зерновые, Как синий океан во ржи, Такие милые, родные. Кокарев Владимир
«Августовский вечер. Последний луч»
1912 « Пляска свах» Лигачёво
« Тройка в Угличе»
«Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры»
«Утро индустриальной Москвы»
«День Благовещения» Больной, усталый лед, Больной и талый снег... И все течет, течет... Как весел вешний бег Могучих мутных вод! И плачет дряхлый снег, И умирает лед. А воздух полон нег, И колокол поет. От стрел весны падет Тюрьма свободных рек, Угрюмых зим оплот,- Больной и темный лед, Усталый, талый снег... И колокол поет, Что жив мой Бог вовек, Что Смерть сама умрет! Д.С. Мережковский
«Летний пейзаж»
«Апрельское утро» 1903 Чем солнце зимнее теплее, Тем ослепительней снега; А нагота ветвей в аллее Все так же мертвенно строга. Хоть не сдают еще морозы — Но жизни чуется прилив, И светлые роятся грезы, Печаль унылую сменив. Назло зиме, где в полдень жарче, Уж тает ледяной наряд, И капли с крыш алмазов ярче Слезами счастия горят. К.Р.
«Начало весны» 1935 Я вижу тебя, весна, В моё двойное окошко. Ещё ты не очень красна И даже грязна немножко. Пока ещё зелени нет. Земля точно фото двухцветна, И снег только ловит момент Исчезнуть от нас незаметно. В. Шаламов
«Майское утро. Соловьиное место» Быстро тают снега, побежали ручьи, И теплей небеса засинели… Вот недолго еще – прилетят соловьи, Зазвучат их влюбленные трели. Все-то, все тебя ждут, не дождутся, весна! Жду и я наболевшей душою, Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна, Разукрашенный яркой листвою. Сколько раз этот шум, как ему я внимал, На меня навевал примиренье; Я сильнее любил, я полнее прощал, Затихало в груди озлобленье. А.Н. Плещеев
«Весна в Троицкой Лавре»
Весна разлилась по лужицам, Воробей по-весеннему кружится, Сосулька слезливо сосулится, Гудит по-весеннему улица. Эй, сердце, стучи по-весеннему! Стучи же, стучи, строптивое! Смерть всему тускло-осеннему! Да здравствует всё красивое! Павел Коган
«Мартовское солнце» 1915
Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?
Живописец запечатлел на полотне то состояние природы, когда еще не растаяли сугробы и хрустит под сапогами снег, но в ярко-голубом небе, в прозрачном воздухе уже носится едва уловимое ощущение весеннего тепла . Март – это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского солнца и незаметно тает. Но все понимают, что мартовское солнце – это обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго.
Что вы видите на переднем плане картины?
На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они вносят в картину жизнь и движение. Снег отчетливо оставляет следы лошадиных копыт, и кажется, будто мы слышим потрескивание снежных корок. Крестьянские ребятишки только что выехали из села. Мы видим, что позади радостно лает черный пес, играясь с чьим-то отбившимся от двора ярко-рыжим жеребенком, будто призывая его вернуться назад, домой.
Какое сочетание красок использует автор?
В центре картины стройные белоствольные берёзы. От деревьев падают длинные синеватые тени. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого полотно приобретает неимоверную яркость красок! Прозрачные снежно-белые тучки, не спеша, плывут над деревьями. Яркие краски полотна - сочетания голубого, золотистого, розового, сиреневого – помогают живописцу передать ощущение первого весеннего тепла и света. Все это вместе задает тему пейзажа – тему радостного и торжественного пробуждения природы.
Какие детали организуют композицию картины?
В своей картине художник по - новому трактует традиционный русский пейзаж. Красочная декоративность не исключает пространственной глубины, жизненности. Обычная для Юона ритмическая построенность композиции отличается здесь особым совершенством. Художник сознательно выделяет стволы высоких тополей, их величаво раскинутые на голубом фоне неба ветви и другие детали.
С какой целью в пейзаж включена жанровая сцена?
Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить и самый пейзаж, потому что художник глубоко любит эту обжитую и уютную природу Подмосковья.
Каково настроение, вызванное картиной?
Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает каждый человек в конце зимы. Всё истомилось. Всё ждёт тепла и света, но как же жаль уходящей зимы с её красотой, с её забавами. Радостно ждать и ощущать приближение весны. В воздухе висит бодрый весенний дух, вся картина насквозь пронизана им. Хочется во всю грудь вдохнуть скрипучий морозный мартовский воздух!
Примерный план сочинения I К.Ф. Юон – мастер пейзажа. II .Сюжет картины «Мартовское солнце». А) Приметы ранней весны, отраженные в пейзаже. Б) Передний план картины. В) Сочетание красок, используемое автором. Г) Детали, организующие композицию картины. Д) Цель включения в пейзаж жанровой сцены. III . Настроение, вызванное картиной.
1.Написать сочинение описание по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце». 2.Написать сочинение-миниатюру «Весна», навеянное картиной К.Ф.Юона «Мартовское солнце» 3.Написать сочинение эссе (прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему) по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце», опираясь на слова художника «Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него»( на выбор)
Спасибо за работу на уроке
Предварительный просмотр:
- Что называется пейзажем?
/ изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, города и др.).
- Что называется пейзажем?
\ Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра
- Что называется пейзажем?
/ изображение природы
В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др
- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?
/сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/
- Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?
Айвазовский Иван Константинович
Бенуа Александр Николаевич
Куинджи Архип Иванович
Левитан Исаак Ильич
Рерих Николай Константинович
Шишкин Иван Иванович
Юон Константин Фёдорович
- Что называется пейзажем?
/ изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, города и др.).
- Что называется пейзажем?
\ Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра
- Что называется пейзажем?
/ изображение природы
В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др
- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?
/сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/
- Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?
Айвазовский Иван Константинович
Бенуа Александр Николаевич
Куинджи Архип Иванович
Левитан Исаак Ильич
Рерих Николай Константинович
Шишкин Иван Иванович
Юон Константин Фёдорович
- Что называется пейзажем?
/ изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, города и др.).
- Что называется пейзажем?
\ Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра
- Что называется пейзажем?
/ изображение природы
В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др
- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?
/сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/
- Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?
Айвазовский Иван Константинович
Бенуа Александр Николаевич
Куинджи Архип Иванович
Левитан Исаак Ильич
Рерих Николай Константинович
Шишкин Иван Иванович
Юон Константин Фёдорович
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
А) Воспроизведение таблицы в тетради и подбор рабочих материалов к сочинению.
Заполните таблицу своими примерами.
Жанровая сценка | |
Снег в марте | |
Небо | |
Солнце | |
Воздух | |
Деревья |
Б) Какие слова называются синонимами?
Подберите и запишите синонимы к данным словам.
Художник –
Создает –
Картина –
Блестит –
Поражает –
В) Работа над третьей частью упражнения № 239.
Составьте и запишите с данными словосочетаниями предложения, которые можете включить в сочинение.
Ответьте письменно на следующие вопросы:
1) Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?
2) Что видите вы на переднем плане картины?
3) Какое сочетание красок использует автор?
4) Какие детали организуют композицию картины?
5) С какой целью в пейзаж включена жанровая сценка?
Вариант ответа
На картине К.Ф. Юона изображен предвесенний пейзаж. Художник выбрал праздничное сочетание красок, чтобы передать весеннее, праздничное настроение, царящее в природе. Стволы высоких тополей окрасило золотистым цветом. Они выделяются на ярко-голубом фоне неба. Утренним солнцем слепит глаза. Фигуры людей на лошадях вписываются в пейзаж, придают ему дополнительный смысл. Можно рассматривать картину как жанровую сценку. Весело ехать по последнему снегу на лошадях! Все радуется весне: и деревья, величаво раскинувшие ветви на лазурном фоне неба, и животные, и люди. Обращают на себя внимание детали, подчеркивающие начало весны: осевший снег, испещренные следами, легкие сиреневатые облака, свободные позы всадников, тени на снегу.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка по формированию УУД с применением сингапурской методики
Тема у рока | «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце»» |
Учитель | Огородникова Л.Н. |
Место работы | МБОУ «CОШ №6» г. Бавлы |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Класс | 8б |
Место урока в базовой учебной программе | Урок 44, II четверть |
Место проведения урока | Кабинет русского языка№9 |
Цель урока | Развивать речевую культуру учеников, навыки описания картины; научить использовать односоставные предложения в творческих работах. |
Задачи урока (С описанием формирования УУД) | Познавательные УУД: формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать написанное и прочитанное с целью подготовки к обсуждению Коммуникативные УУД: развитие речи и творческою мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как умение строить собственное устное высказывание). Личностные УУД: умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль: воспитание интереса к классической литературе, а также живого интереса к изучаемому; продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание. Регулятивные УУД: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать. |
Основные понятия | Пейзаж, односоставные предложения, |
Межпредметные связи | Искусство, живопись, литература |
Ресурсы | Русский язык, 8 класс под ред, С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. презентация, (ЭОР) |
Этапы урока: | ЭОР, формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Хронология | |
1. | Орг.момент | Слайды №1,2 | Эмоциональный настрой Приветствие, сообщение темы и цели урока, количества времени, отведённого для этой цели (2 урока). | Готовность к сотрудничеству в решении познавательной проблемы | 30 сек. |
2 | Целеполагание и мотивация | Слайд №3 Регулятивные: целеполагание лаган не | Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона « Мартовское солнце». | Высказывания, ответы на вопросы. | 4 мин. |
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно | «Мартовское солнце» Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете? | ||||
3 | Актуализация знаний | Слайды № 4 Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы | Что называется пейзажем? / изображение природы/ Что значит написать сочинение-описание по картине? Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете? | КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД | 5 мин. |
4. | Первичное закрепление 1)в знакомой ситуации (типовые) | Слайды №5-20Регулятивные поогнозирование - | Выступление подготовленного учащегося о жизни и творчестве художника К.Ф.Юона | Работа на местах | 8мин. |
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний Личностные: действие смыслообразования | |||||
2)в изменённой ситуации (конструктивные | Слайд № 21-32 Познавательные: самостоятельное выделение в формулирование познавательной цели Коммуникативные: умение | Рассматривание картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Беседа по картине. Ответьте на следующие вопросы: 1) Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже? 2) Что видите вы на переднем плане картины?3) Какое сочетание красок использует автор? 4) Какие детали организуют композицию картины? 5) С какой целью в пейзаж включена жанровая сценка? 5) С какой целью в пейзаж включена жанровая сценка?
| ФИНК- РАЙТ-РАУНД РОБИН - «подумай- запиши-обсуди в команде» | 10 мин. |
5 | Физкультминутка | участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Слайд № 33, ЦОР | 2 мин | ||
6. | Составление плана сочинения | Слайд № 34. Познавательные: извлечение необходимой информации из прочитанного текста Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний | Составление плана сочинения .Примерный план. I К.Ф. Юон – мастер пейзажа. II.Сюжет картины «Мартовское солнце». А) Приметы ранней весны, отраженные в пейзаже. Б) Передний план картины. В) Сочетание красок, используемое автором. Г) Детали, организующие композицию картины. Д) Цель включения в пейзаж жанровой сцены. III. Настроение, вызванное картиной | Доказательные высказывания Письменные ответы на вопросы | 4 мин. |
7, | Творческое применение и добывание зданий в новой ситуации (проблемные | Регулятивные: ( прогнозирование) Коммуникативные: итегрироваться в группу и | 1.Словарная работа. Воспроизведение таблицы в тетради и подбор рабочих материалов к сочинению. Подберите синонимы к словам. Какие слова называются синонимами? | СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭБЛ | 8 мин. |
задания) | строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 2.Работа над третьей частью упражнения № 239. Составим с данными словосочетаниями предложения, которые можете включить в сочинение. 3.Устное рассказывание по плану. | |||
10 | Домашнее задание | Слайд №35 Регулятивные: элементы волевой саморегуляции, способность к преодолению препятствий | 1.Написать сочинение описание по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце». 2.Написать сочинение-миниатюру «Весна», навеянное картиной К.Ф.Юона «Мартовское солнце» 3.Написать сочинение эссе (прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему) по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце», опираясь на слова художника «Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него»( на выбор) | Учащиеся записывают задания | 2 мин. |
11 | Рефлексия | Слайд № 36 Личностные: действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и нравственных ценностей | Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке. Выставление учащимся оценок. | Предположения, выводы | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.
Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся. При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...
Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"
Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи. 2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Урок развития речи 7 класс Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».
Изложение по тексту Куприна "Тапер"...
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...