Урок–проект в 6 классе по русскому языку по теме «Фразеологизмы – языковые самородки»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Волюшкина Валентина Ивановна

 

Урок–проект в 6 классе по русскому языку по теме «Фразеологизмы – языковые самородки»     Проект осуществляется для учащихся 6 класса. Актуальность и значимость его заключаются в том, что он направлен на развитие речи учащихся, на формирование умения последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_v_6_klasse.rar132.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок–проект в 6 классе по русскому языку по теме «Фразеологизмы – языковые самородки»

ААвтор проекта – Волюшкина Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ Тащиловская СОШ

  Цель проекта:

     - углубить знания учащихся о фразеологизмах.

   Задачи проекта:

         1) научить детей распознавать устойчивые выражения и свободные словосочетания,  находить  фразеологизмы в речи;

         2) обогатить словарный запас учащихся;

         3) развивать умение пользоваться фразеологизмами в своей речи;

         4) познакомиться с историей возникновения некоторых фразеологизмов.

  Аннотация

     Проект осуществляется для учащихся 6 класса. Актуальность и значимость его заключаются в том, что он направлен на развитие речи учащихся, на формирование умения последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы. Занимаясь подготовкой  к ГИА и ЕГЭ в старших классах, я выявила, что учащиеся с большим трудом находят фразеологизмы, и еще раз убедилась в том, что просто необходимо, чтобы урок-проект на тему «Фразеологизмы» был ярким, интересным, необычным и запоминающимся. Учащиеся познакомятся с фразеологическими оборотами, благодаря которым их речь станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Ребята повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнут в тайны истории и происхождения слов.

  Этапы проекта

           

       Этапы

Деятельность  учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение творческого названия проекта. Постановка целей.

Постановка проблемы, целей. Помощь в определении творческого названия проекта.

2. Организация деятельности.

Организация групп, распределение ролей в группах.

Формирование трех творческих групп. Каждая получает задание.

3. Самостоятельная работа в группах.

Поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов.

Консультирование, контроль.

4. Презентация проекта.

(Урок-презентация)

Работа на уроке.

Взаимооценка.

Обобщение результатов, подведение итогов, оценивание.

 Оборудование урока:  компьютер, проектор, словари, раздаточный

                                             материал, рисунки учащихся.

     Ход урока:

     1. Оргмомент. Целеполагание.

           Слово учителя.

      Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Мы будем говорить о фразеологизмах. Вы проделали большую работу, готовясь к уроку. Давайте выясним, какую цель вы преследовали, выполняя свое задание. (Слайд 1)

    (Каждая группа говорит о своей цели.   Слайд 2)

С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы употребляем в разговоре. Вам иногда трудно определить их значение. Над этой проблемой вы работали по группам, и в течение урока мы должны выяснить, что это за выражения, как определить их значение, как они образуются.

   2. Усвоение новых знаний.

       Вопросы к учащимся:

    1) Что такое словосочетание?

    2) Какие бывают словосочетания?

    3) Какие значения имеет слово?

      Задание 1: найти в предложениях свободные и несвободные словосочетания (задания у каждого на листочке).

     А) Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперек.

    Б) Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.

    В) Отец не находил себе места от волнения.

    Г) Я не нашел себе места и стал в проходе.

    Д) За едой малыш прикусил язык и заплакал.

    Е) Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

 

     Задание 2: составить пары предложений со свободными и несвободными сочетаниями, используя следующие выражения: не разгибая спины, в двух словах, много воды утекло, заварить кашу ( дети работают в парах).

    Слово учителя:

   - Вот такие несвободные словосочетания и называются фразеологизмами. (Слайд 3)

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Источники их возникновения различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из сказок, песен, загадок, литературных произведений.

Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее выразительной,  образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.  Очень интересна история возникновения многих фразеологизмов. И мы с вами сейчас узнаем тайну происхождения некоторых из них.

      «Почему мы так говорим?»     (Слайд 4)

   - Выступление учащихся первой группы. Они рассказывают о происхождении фразеологизмов: остаться с носом, оставить с носом, зарубить на носу, спустя рукава, на седьмом небе, время истекло, дело в шляпе, козел отпущения.

                 

  Задание 3: составить предложение, включив в него один из этих фразеологизмов.

    «В двух словах»     

  - Выступление учащихся второй группы. Они читают свои рассказы, в которые они включили фразеологизмы. Остальные учащиеся находят их и определяют значение.

    «Что бы это значило?»              (Слайд 5)

   - Выступление учащихся третьей группы.  Они объясняют значение фразеологизмов: ни гроша не стоить, филькина грамота, кусать себе локти, ни в какие ворота не лезет, иметь голову на плечах, точить лясы (балясы), без сучка, без задоринки, плестись в хвосте, лакомый кусок, не ударить лицом в грязь.

    Задание 4:   игра «Четвертое лишнее»      (Слайд 6)

     

    Задание 5:    «Кто больше?»       (Слайд 7)

                       - из текста выписать фразеологизмы, объяснить значения

                                  Глупые вороны.

   Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа.

   Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

    «Полминутки для шутки»        

    - Демонстрируются рисунки учащихся, нужно определить, какой фразеологизм они отражают.

3. Рефлексия.

     - Почему фразеологизмы называют языковыми самородками?

     - Интересно ли вам было на уроке?

 - А теперь оценим вашу работу на уроке.

4. Домашнее задание.

     Написать сочинение-рассказ, используя несколько фразеологизмов.

    Спасибо за урок! Вы хорошо потрудились, работали не покладая рук. Молодцы!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы"

Презентация поможет организовать повторение темы "Фразеологизмы" в 10-11 классах....

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" для 5 класса

Урок предназначен для учащихся 5 класса, содержит различные задания для ознакомления с новым материалом....

Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»

Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...