конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном выступлении в том числе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.r.publichnoe_vystuplenie._6_kl.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Челябинская область
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Брединская средняя общеобразовательная школа № 3
457311 п. Бреды, ул. Мира, 9. Тел. (835141) 3-41-72. email: MOU_BSOSH_3@mail.ru
Конспект личностно ориентированного урока русского языка в 6 классе
Учитель: Родионова М.Н.
Урок развития речи.
Тема: Публичное выступление «Памятные даты».
Приложение: презентация с музыкой.
Этап урока | Содержание урока | № слайда | Примечание |
I | Оргмомент. 1. Приветствие. 2.Запись даты. Лингвистическая разминка (работа со словосочетанием «Пятнадцатое февраля»): В данном словосочетании главное слово «февраля»; это имя существительное, состоит из корня «феврал» и окончания «я»; в корне – безударная непроверяемая гласная «е» и проверяемая безударная «а» - «февраль»; зависимое слово «пятнадцатое» - порядковое числительное, так как обозначает порядок при счёте и отвечает на вопрос: «какое?»; по вопросу выбираем окончание «ое»; в корне «пят» - проверяемая ударением безударная гласная «а» - «пять»; в суффиксе «надцат» - непроизносимый согласный «д», написание которого следует запомнить; в этом слове 11 букв и 11 звуков: отсутствие звука на месте буквы «д» компенсируется за счёт двух звуков, обозначенных буквой «е», стоящей после гласной «о». | 1 | |
II | Актуализация знаний. - Над какой темой работали в последнее время? (Имя числительное) - Какими знаниями и умениями по теме овладели? (Узнали, какая часть речи называется числительным, что числительные бывают количественные и порядковые, количественные – целыми, дробными, собирательными, изменяются по падежам, а порядковые – по р, ч, п; в предложении числительные могут быть любым членом предложения; овладели умением употреблять «ь» в конце (5-20, 30) и в середине числительных (50-80, 500-900). - С какими трудностями столкнулись? (Употребление числительных в речи: склонение и согласование с именем существительным составных порядковых числительных и числительных «оба», «обе») | ||
III | Цель изучения имени числительного: - в совершенстве овладеть умением грамотно употреблять имя числительное в устной и письменной речи. Задача урока: - научиться применять полученные знания и умения при подготовке публичного выступления. Лексическая задача: - как вы понимаете значение слова «публичный»? А вот какое толкование даёт Толковый словарь русского языка, составленный С.И.Ожеговым: «Публичный - 1.В присутствии публики, открытый: публичное выступление. 2.Общественный, не частный (устаревшее значение): публичный музей». Орфографический анализ слов «публичный» и «общественный» (на доске и в тетрадях). Проблема урока: каким образом и в каком количестве использовать имена числительные в публичном выступлении? Для решения проблемы обратимся к теме «Памятные даты». Запись темы урока в тетради. Лексическая задача: - как понимаете значение слова «памятный»? Толкование по словарю С.И.Ожегова: «Памятный – 1.Сохранившийся в памяти, незабываемый: памятный день моей жизни» | 2 3 | |
IV | Содержание публичного выступления. 1. Аналитическая беседа с элементами орфографического, синтаксического, пунктуационного разбора. - С какими событиями могут быть связаны памятные даты? (исторические события: войны, революции…; научные открытия: рентгеновские лучи…; технические достижения: сооружение космического корабля…; события культурной, спортивной, общественной жизни…) - Пятнадцатое февраля – тоже памятная дата. С каким событием она связана? (Вывод советских войск из Афганистана). Запись под диктовку на доске и в тетрадях: Пятнадцатое февраля – День вывода советских войск из Афганистана. - Проверьте орфографию, объясните постановку знаков препинания(графически). - В каком году произошло это событие? (в 1989 г.) Запишите предложение – ответ рядом с предыдущим предложением (на доске и в тетрадях): Это событие произошло в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году. -Проверьте орфографию. Какое правило правописания числительных вы применили? (употребление «ь»). Обозначьте условие выбора «ь». Обозначьте разряд, падеж числительного (порядковое, составное, п.п.) и роль его в предложении (обстоятельство) графически. - Как долго длилась эта война? (10 лет). Запишите ответ: Эта война длилась девять лет. Обозначьте разряд, падеж числительного (колич., прост., в.п.) и роль его в предложении (обстоятельство) графически. 2.. Цифры и факты. Краткая запись в тетради. - 9 лет – это много или мало? - Как вы думаете, сколько было лет солдатам, призывавшимся на эту войну? (возраст солдат - 18 – 20 лет) - Все ли вернулись с той войны живыми и невредимыми? По данным на август 1989 г: - Всего погибло в той войне – 14453 чел. - Из Брединского района призывались – 79 чел. - Погибли – 4 чел. Вячеслав Кузеванов – шк. № 1 Сергей Пустовалов – шк. № 1 Гатьятуллин Рифат – Рымникская СОШ Сергей Высоцких – Боровская шк. … - В каком году отмечалось 20-летие вывода войск? (В 2009 г.). Запишите: 20-летие окончания войны – в 2009 г. Каким может быть план выступления об Афганской войне? 1. 15.02.1989 – День вывода советских войск из Афганистана. 2.Незабываемые страницы войны: а) начало; б) участники и герои войны; в) «навеки 19-летние»; г) судьба солдат после войны. 3.Память жива. Как можно использовать записи, сделанные в ходе урока, при подготовке к выступлению? (Это может быть вступление – см. предложения в начале урока, фактический материал в основной части – см. цифры и факты из презентации, вывод – см. перечень фамилий погибших брединцев) 3. Поиск решения проблемы урока (выбор оптимального количества и качества числительных в публичном выступлении): - Если вам предстоит рассказать публично биографию солдата – участника той или иной войны, какие даты из его жизни вы станете использовать? (даты рождения, поступления и окончания школы, дата призыва в армию, продолжительность службы, дату возвращения домой или дату гибели…) - О чём ещё можете рассказать? (О том, через какие испытания прошёл, как сложилась судьба…) Памятка для составления публичного выступления: 1.Подумай, с какой целью будешь говорить. (Зачем? Для чего?) 2.Определи тему, основную мысль, основной тон высказывания (торжественный, спокойный, возмущённый, критический и т.д.) 3.Собери или отбери необходимый материал. 4.Реши, какой тип речи будет преобладать в высказывании (повествование, рассуждение, описание). Почему? 5.Определи возможный стиль высказывания (разговорный; публицистический, научный, официально-делеовой). 6. Составь план. Запиши тезисы выступления. 7.Проговори своё высказывние перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой. Попроси кого-нибудь из друзей послушать тебя, учти их замечания. Используй магнитофон: прослушивание записи поможет усовершенствовать высказывание. | 4 5 6 | |
V | Образец выступления. Подготовленное выступление ученицы. (Обоснование выбора темы, типа, стиля речи, рассказ об этапах работы над выступлением. Раскрытие темы). | 7 | |
VI | Подготовка к выполнению Д.З. «Наводящие вопросы»: - Какая ещё памятная дата России отмечается в феврале? (23 февраля – День защитника Отечества). - Как первоначально назывался этот праздник? (День рождения Красной армии). - Какой год считается годом рождения Красной армии? (1918). - Как назывался этот праздник в СССР? (День рождения Советской армии и военно-морского флота). - Назовите героев Красной армии периода гражданской и Отечественной войн (С.И. Будённый, А.П.Гайдар, В.И.Чапаев, Г.К.Жуков…). - В каком стиле желательно создавать высказывание о защитниках Отечества? (публицистическом). Почему? Информация об особенностях публицистического стиля. (Е.И.Никитина. Русская речь, 5-7 класс, § 43. Москва, Просвещение, 1993) - Какой тип речи более соответствует публицистическому стилю? (Рассуждение) - Из каких частей состоит рассуждение? (Тезис. Доказательства. Вывод.) | 8 9 | |
VII | Подведём итоги. - Что каждый из вас узнал на уроке? - Чему все вместе учились? - Что понравилось на уроке? Почему? - Что не понравилось на уроке? Почему? - Что хотели бы выполнить ещё раз? - А что хотели бы сделать по-другому? | 10 | |
VIII | Домашнее задание. Составить публичное выступление на тему «Памятные даты», посвящённое Дню защитника Отечества. Выступления заслушаем на классном часе, посвящённом этой дате. Инструктаж. 1.Содержание. Выступление может быть (на выбор) о каком-то событии, о конкретном человеке, о песне, о книге, посвящённой памятной дате…Может быть основано на чьих-то воспоминаниях, рассказе, почерпнуто из книг, газет, интернета… 2.Форма записи. Можете использовать (на выбор) различные варианты записи выступления: полный текст, тезисы, схематичный план, карточки… 3.Числовые данные можете записать словами или цифрами (если уверены, что прочитаете их верно при выступлении). | ||
IХ | Оценки за урок. | 11 |
России верные сыны…
Ильина Т., 6 класс МОУ БСОШ № 3
(Образец публичного выступления).
Россия…Родина…Как часто она нуждалась в защите своих сынов, которые по первому зову, не щадя себя, шли на борьбу с её врагами. Эти люди – истинные защитники Отечества. Защищал интересы России и мой папа, выполняя интернациональный долг в республике Афганистан. Призван в армию он был в 1984 году. В Афганистан попал в мае 1985 года после окончания Межотрядной школы сержантского состава строевой службы. Папа скуп на воспоминания о своей службе в Афганистане, потому что слишком суровым и жестоким было это испытание смелости, отваги, доблести и героизма молодых солдат.
Когда я училась в 4 классе, я написала в школьную газету сочинение о папе. О событиях тех далёких лет я узнала от мамы. Мой брат намного старше меня, и он о той войне знает больше: ему рассказывал папа, да и сам он много читал. Моё выступление основано на рассказах отца, мамы, брата и материалах, которые я нашла в Интернете.
В декабре 1989 года советские войска вошли в Афганистан для оказания поддержки дружественному народу в борьбе за свободу и независимость. В Афганистане шла гражданская война. В ней участвовали советские солдаты, которым было 18-20 лет. Многие не вернулись с той войны. По подсчётам военных историков больше всего погибло солдат и офицеров в 1982 году – 1948 человек, в 1984 году – 2343 человека, в 1985 году – 1868 человек. А вообще потери составили за 9 лет 13833 человека. Через 10 лет после вывода советских войск из Афганистана, в 1999 году, уже зазвучало число 26000 – это с учётом пропавших без вести. Умерших от ран и болезней.
Из Брединского района на эту войну было призвано 80 человек. 12 из них награждены медалями: 5 – медалью «За отвагу», 7 – «За боевые заслуги», в том числе медаль «За боевые заслуги» вручена и моему папе Ильину Андрею Павловичу. Четверо наших земляков не вернулись с той войны живыми. Двое посмертно награждены «Орденом Красного Знамени»: Высоцких Сергей, Пустовалов Сергей, один – «Орденом Красной звезды» - это Кузеванов Вячеслав.
Немного расскажу о боевом прошлом папы. Зона ответственности у подразделения, в котором служил папа, была высокогорная – от 2 до 5 тысяч метров. На высоте в 3 с половиной тысячи метров недостаёт 40 % кислорода. Весь боевой комплект – снаряжение и сухой паёк – переносили на себе, вес достигал 60 килограммов. Находясь в засаде, жили в окопах, накрытых плащ-палатками, спали в спальниках. Условия были ужасные: днём мог быть дождь, а ночью – мороз со снегом. Участвуя в одной из боевых операций, папа получил травму ноги и попал в окружной госпиталь в Алматы. После операции. К весне, вернулся в своё подразделение, именовавшееся «Восточная десантно-штурмовая маневренная группа». Исполнял должность командира отряда миномётного взвода. Участвовал в операциях против бандитских формирований, занимавшихся по ночам разбоем в кишлаках. Бандиты нападали на колонны с гуманитарным грузом, продуктами. В долинах афганцы выращивали опиумный мак, получали из него опиум и героин, пытались нелегально переправить наркотики в Таджикистан через реку Гяндж.Советские воины преграждали им путь. Сейчас мой пап стоит на защите уже экономических интересов нашей Родины, несёт службу в Таможне в должности заместителя начальника «СОБРа», предотвращая контрабандный провоз оружия, наркотиков, продовольственных и промышленных товаров. За достойную службу награждён медалями: «За усердие» и «За доблесть». Я горжусь своим отцом.
В заключении выступления я прочитаю стихотворение уральской поэтессы Аси Борисовны Горской, посвящённое солдатам «горячих точек».
Ещё зелёные, уже седые,
Качаются деревья на ветру…
Сковали их кольчуги ледяные
Негаданно – нежданно поутру.
Возможно, этот снег ещё растает,
Водой холодной в реку утечёт,
Но след на каждой ветке он оставит
И листьев изумрудных не вернёт.
Ещё зелёные, уже седые,
Деревья мне напомнили сейчас
Ребят, что записали в рядовые,
Списали инвалидами в запас…
Как защитить их души молодые,
Чтобы опять поверили добру?
Ещё зелёные, уже седые,
Ребята, как деревья на ветру.
Закончить выступление хочу обращением ко всем нам: Давайте будем помнить о тех, кто в разные годы стоял на защите Родины, отдавал жизнь за неё. Я думаю, мы, россияне, должны знать историю своей страны и серьёзно относится к её изучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "
Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец работы творческой группы уч...
урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "
Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец работы творческой группы уч...
Конспект урока развития речи "Напиши мне письмо...",6 класс
Данный урок может быть проведен в 6 классе, по своей структуре относится к урокам изучения нового материала по теме: уроки развития речи. Тип урока: комбинированный урок. На уроке используется ме...
Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"
Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...
Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....
Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи», 9 класс
Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи»Класс: 9Цели:1)...
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...