«Имя числительное как части речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Тихонова Людмила Аркадьевна

 

 Класс:   6           

 Тема урока Имя числительное как часть речи.

 Тип урока: урок изучения новой темы

 Содержание:  Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки. Синтаксическая функция

 Цели урока:

Обучающие:  Дать понятие об имени числительном. Раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.

Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся к предмету с помощью дополнительной информации.

Воспитательные:  Способствовать развитию общеучебной и предметной мотивации (через использование  имеющихся знаний). Продолжить развитие коммуникативных умений в процессе коллективной работы.

 Метод обучения: репродуктивный.

 Форма организации урока:  индивидуально-групповая.

Средства обучения:

·         учебники, дидактические карточки для проведения работы в группах, мультимедийный комплекс;

·         презентация.

 Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_chislitelnoe.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Старотимошкинская средняя школа»

Аксубаевского муниципального района РТ

                                Конкурс методических разработок проектов

                                   

Разработка проекта урока на тему:

«Имя числительное как части речи»

                                                                                                                                                                         

                                                                                              Разработала учитель

                                                                                              русского языка и литературы                                                                                                                                    

                                                                                              Тихонова Людмила Аркадьевна

 

2011 год

                 

                                                                                 

Методическое описание проекта

 Класс:   6            

 Тема урока Имя числительное как часть речи.

 Тип урока: урок изучения новой темы

 Содержание:  Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки. Синтаксическая функция

 Цели урока:

Обучающие:  Дать понятие об имени числительном. Раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.

Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся к предмету с помощью дополнительной информации.

Воспитательные:  Способствовать развитию общеучебной и предметной мотивации (через использование  имеющихся знаний). Продолжить развитие коммуникативных умений в процессе коллективной работы.

 Метод обучения: репродуктивный.

 Форма организации урока:  индивидуально-групповая.

Средства обучения:

  • учебники, дидактические карточки для проведения работы в группах, мультимедийный комплекс;
  • презентация.

 Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Хронометраж урока:

  • Организационный этап     2 мин.
  • Подготовка к основному этапу занятия – 5 мин.
  • Обобщение и систематизация ранее изученного – 5мин.
  • Изучение нового 15 мин.
  • Закрепление полученных знаний -10
  • Информация о домашнем задании – 5 мин.
  • Подведение итогов урока – 3 мин.

Содержание и ход  урока

Этапы урока

Цель этапа урока

Формирование субъект-субъектных отношений

         

          Деятельность учителя

         

Деятельность учащихся

1

Организа-ция начала занятия

Подготовить учащихся к работе на занятии.

Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Организация работы, контроль.

Готовность класса  к работе.

2

Подготовка к основному этапу занятия

Вспомнить именные части речи. Подготовить  к восприятию нового материала, выявлению неизвестного.

Подтверждение успешности ученика в познавательной деятельности.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в тридевятое царство, в тридесятое государство и познакомимся с новой именной частью речи.  А как называется это царство, мы узнаем, вспомнив некоторые орфографические правила.

 Запись даты.  (Слайд 1)

Повторение  орфограмм.

 

( Слайд 2). Запись слов с пропущенными буквами.

Запись темы урока

Создать проблемную ситуацию, позволяющую убедиться в необходимости изучения новой темы.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Создание проблемной ситуации.  

Нам придётся вспомнить, какие именные части речи мы уже знаем. Во время путешествия встретятся препятствия.

Первое препятствие  - текст

Работа с текстом.  

(Слайд 3)

Выписываем из текста слова с числовым значением, ставим к ним вопросы и определяем, какая это часть речи.

3

Изучение нового материала

Обобщить и систематизиро-вать знания об именных частях речи. Дать понятие об имени числительном. Раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.

Обеспечение

восприятия, осмысления и запоминания   морфологичес-ких признаков имени числительного. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Демонстрация языкового материала

для наблюдения. Организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

- Какие морфологические признаки имени существительного и имени прилагательного  вы знаете?

-Вспомните план морфологического разбора имени существительного и имени прилагательного.

- Что можете сказать об имени числительном? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

 - Какие разряды бывают? Как изменяются?

Актуализация знаний об именных частях речи.

Работа по слайдам 9-16. Заполнение таблицы.

Имя числительное.

1. Общее значение:  обозначает количество предмета и порядок при счёте. Отвечает на вопросы сколько?  и  который?

  2. (Слайды 9, 10)

 Морфологические признаки:

Количественные и порядковые.

Изменяются по падежам, по родам и по числам.

 3.(Слайды 14- 16)

Синтаксическая функция: любым членом предложения

4

Закрепление знаний

Понаблюдать за языковым материалом.

Установить правильность и осознанность учащимися изучаемого материала, обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изучаемого материала, глубины усвоения.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Отработка логики в применении изученного материала, использование полученных выводов и знаний в работе  над языковым материалом.

Организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся в группах.

Так как у большинства учащихся слабо развиты мыслительные ОУУН, есть проблема с концентрацией и устойчивостью внимания (без чего невозможно хорошее усвоение материала), то считаю уместным использование игровой формы закрепления полученных знаний.

В  классе большинство визуалов, и они лучше запоминают, если «видят», и, следовательно, лучше  работают и усваивают материал. По этой же причине урок сопровождается презентацией.

1. Числительные часто используются в пословицах и поговорках (слайд 17)

2.Дети разгадывают ребус – зашифрованные предложения с именами числительными  (слайд18)

3.Класс делится на две команды.

При делении  на команды следует учесть степень обученности учащихся, чтобы уровень команд был примерно одинаков.

При таком подходе к формированию групп происходит снижение степени тревожности у учащихся с низкой степенью обученности, так как они рассчитывают на сильных учеников.

Команды получают  карточки с заданием: продолжить пословицы и поговорки с использованием числительных.

4.Отгадать загадки. Выписать имена числительные.

Две плетёнки, две сестрёнки 
Из овечьей пряжи тонкой. 
Как гулять, так надевать, 
Чтоб не мерзли пять да пять.

У него глаза цветные, 
Не глаза, а три огня. 
Он по очереди ими 
Сверху смотрит на меня.

Ежегодно приходят к нам в гости: 
Один седой, другой молодой, 
Третий скачет, 
А четвертый плачет.

У него два колеса 
И седло на раме. 
Две педали есть внизу. 
Крутят их ногами.

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки. 
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.

Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет?

Организация проверки работ учащихся.

Работа учащихся в группах.

Устная работа.

Чтение пословиц и поговорок, нахождение числительных.

 Работа по карточкам. Запись в тетрадь.

1 команда – карточка №1

...раз отмерь, ….раз отрежь.

….в поле не воин.

… одного не ждут.

2 команда – карточка №2

… пашет, а … руками машут.

Не имей … рублей, а имей … друзей.

 Лучше … раз увидеть, чем … раз услышать.

 Две – сколько? Количественное.

Пять – сколько? Количественное.

Три – сколько? Количественное.

 Третий – который? Порядковое.

Четвёртый – который? Порядковое?

.

Ребята, отвечая на вопросы , аудиально  и визуально вспоминают изученный материал.

5

Информа-

ция о домашнем задании, инструктаж по его выполне-

нию.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения, мотивация к выполнению домашнего задания, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Предоставление возможности выбора задания по своему желанию и по степени сложности.

Организация дифференцированного  домашнего  задания, инструктаж по его выполнению.

Проверка записей в дневниках:

1.Повторить материал урока по учебнику (стр.143-145)

2. Выполнить упражнение 345.

3. (индивидуально): записать 5 загадок с именами числительными

 Формирование позитивной мотивации на выполнение домашнего  задания

Выбор задания по интересу, запись в дневнике.

6

Подведение итогов урока

Проверить уровень усвоения материала по теме урока, дать качественную оценку работ отдельных учеников, групп, класс в целом.

Одобрение деятельности отдельных учащихся, класса, стимулирование интереса к предмету.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Так как же мы ответим на вопрос, поставленный в начале урока, чем похожи имена числительные на остальные именные части речи?

.

Спасибо за работу на уроке.

На уроке мы говорили об имени числительном, его признаках.

Имена числительные похожи на имена существительные и имена прилагательные своими морфологическими и синтаксическими признаками

Учащиеся получают удовлетворение оттого,  что их мнение об уроке интересует учителя. Формирование положительной мотивации на предмет и всю учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....