Педагогический проект "Вначале было "Слово"...
проект по литературе (9 класс) по теме
Данный проект посвящен исследованию методов организации творческого проектирования в свете новых ФГОСов.
Основной целью предлагаемого проекта является выявление на практическом материале особенностей проектной деятельности в свете традиций внеклассной работы школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.42 КБ |
scenariy_k_proektu_slovo.doc | 56.5 КБ |
slovo_o_polku_igoreve_v_izo_.ppt | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Аржанухина Л.А.,
МОУ «СОШ № 55»
Ленинского района
города Саратова
САРАТОВ
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
Актуалыюсть_ 2
Объект исследования 2
Предмет исследования 3
Задачи исследования 3
Методы исследования 3
- Традиционные формы работы 4
- Проектная деятельность 6
- Проект по «Слову о полку Игореве» 7
Список литературы 11
Приложения 12
Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики - чрезвычайно редкое явление. Как правило, это - рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Значительно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Результаты диагностики показывают, что у детей не в полной мере сформированы компоненты учебной деятельности. Включение учащихся в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот нужно организовать, смоделировать.
Объект исследования - проектная деятельность как развитие традиций творческих методов и приемов, выработанным предыдущим опытом педагогической деятельности.
Предмет исследования — внеклассная проектная деятельность по литературе МОУ «СОШ № 55».
Данный проект посвящен исследованию методов организации творческого проектирования в свете новых ФГОСов.
Основной целью предлагаемого проекта является выявление на практическом материале особенностей проектной деятельности в свете традиций внеклассной работы школы.
Исходя из поставленной цели, в нашем проекте предлагается решение следующих задач:
- Выявить взаимосвязь традиционных видов внеклассной работы с новыми формами, вытекающими из требований проектной деятельности по предмету.
- Подробно описать один из реализованных проектов.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами. Основными методами исследования являются описательный и сравнение традиционных форм работы с инновационными.
Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.
Исходя из инноваций, мы по-новому посмотрели на традиционные формы работы. Попробуем сравнить традиционные методы с теми новыми формами работы, которые подсказывают реалии нового времени.
Задачей любого учителя всегда был поиск наиболее эффективных приемов и методов преподавания. Но поиски нового не означают мгновенного отказа от того, что уже накоплено опытными учителями. Разумное сочетание традиций и новых технологий - путь к переходу к новым образовательным стандартам.
Чтобы заинтересовать, увлечь своих учеников литературой, активизировать познавательный интерес школьников мы всегда использовали разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся. Кроме этого, наверняка многие помнят универсальную программу профессора В. В. Прозорова, направленную на использование выразительного чтения текста на уроке. Ведь именно выразительное чтение, по мнению В.В. Прозорова, помогает «очень лично и непосредственно приблизить читателя к автору, к сотворенной им художественной реальности, к поэтическому миру его чувств, состояний, к его раздумьям о человеческом быте и бытии»[1]. Отказываться от этой традиции никак нельзя. Дело в том, что мы зачастую преподаем литературу не как искусство слова, увлекаемся анализом текста, мысль становится важнее чувства. Поэтому уроки литературы в старших классах становятся неэмоциональными, а действительно прохождением программы, хотя, наверное, и качественными. Но существует реальность: все меньше наших учеников выбирает экзамен по литературе и количество учащихся, поступающих на филологический факультет, становится меньше.
Поэтому на уроках литературы мы стараемся максимально использовать художественное чтение. Читает учитель, читают подготовленные дети, используем записи чтения произведений признанными мастерами в аудиозаписях. Есть в каждом произведении страницы, которые несут такой эмоциональный заряд, столь необходимый нашим ученикам. Кроме сказанного о выразительном чтении, хочется дать положительную оценку театрализованным урокам литературы. В каждой школе проходят литературные вечера. Но они требуют длительной подготовки, в них участвуют, как правило, дети-артисты и проводятся они все-таки нечасто. А вот урок позволяет пропустить через маленькие сценки, инсценировки большее количество учащихся. Да и играть в своем классе перед небольшой аудиторией легче. И иной «середнячок» вдруг раскрывается, оказывается личностью.
Многие возразят, что такие уроки - большая трата времени. Но это только на первых порах. Если такие уроки проводятся в системе, то появляется группа учеников в каждом классе, которая все делает быстро, профессионально. А если такую работу начинать в 5 классе, то к 11 классу появляются не только актеры, но и режиссеры, декораторы, костюмеры. На таких уроках литература учит, воспитывает, развивает. Вспоминается случай: начинаем в 10 классе изучение темы: «Творчество А.Н.Островского». Ребята знают, что начинается новая тема (доска оформлена). Помолчала и начинаю читать монолог Катерины из «Грозы». Вдруг вопрос: «А кто это будет играть?»
За годы работы в школе таких уроков было проведено очень много. Переиграли всего Грибоедова, Пушкина, Островского, Чехова, Зощенко, Маяковского. Конечно, такие уроки - одно из направлений в работе учителя- словесника, существуют и другие, но здесь есть прямая связь с новыми технологиями, с проектной деятельностью. Театрализованные уроки не предполагали научно-исследовательскую деятельность, это, безусловно, стало главным содержанием проектной деятельности.
Литература как учебный предмет - замечательная почва для проектной деятельности.
Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:
- Творчество и любознательность, способность к саморазвитию.
- Критическое и системное мышление
- Умения работать с информацией и медиасредствами
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество - способность работать в команде, продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать.
- Умения ставить и решать проблемы.
- Направленность на саморазвитие
- Социальная ответственность
В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Решенные задачи ставят на очередь смежные, с ними связанные, то есть ведут к комплексированию всей школьной работы. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен.
Мы хотим рассказать об исследовательском творческом проекте, который с большим успехом был реализован в нашей школе. Поскольку в нашей школе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, мы запланировали долгосрочный проект, рассчитанный на несколько лет и отражающий судьбоносные периоды нашей истории, запечатленные в художественной литературе.
Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта мы разбили на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них. Так появились ежегодные проекты «Вначале было «Слово» для 9-х классов (в связи с изучением «Слова о полку...»), «Вам не видать таких сражений» (в связи с изучением «Войны и мира» Толстого в 10 классах), и в этом году к 70- летию Сталинградской битвы проект «Поклонимся великим тем годам» для 11 классов.
Далее были определены способы решения этих задач и разработан подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Конечно, в рамках небольшой работы невозможно рассказать обо всех этапах. Поэтому остановимся на проекте по «Слову о полку...».
Проект по «Слову о полку Игореве» «Вначале было «Слово...»
Тип проекта: исследовательский, творческий Проблема
Почему?
На 1-м этапе работы над проектом - погружении в проект - необходимо было пробудить у обучающихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. Этот проект осуществлялся в 2010 году к 825- летию со дня похода Игоря против половцев. В результате проблематизации совместно с учащимися были определены цель и задачи проекта: обобщить литературоведческие знания, более полно представить красоту мира Киевской Руси, проникнуться духом героических деяний, расширить кругозор новыми знаниями, воспитывать любовь к Родине.
«Слово...» недостаточно глубоко понимается учащимися, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах
I Недостаточно знаний о Руси этого времени | Не интересуемся
Что делать? Как?
I Философское содержание произведения трудно для 1 восприятия учащимися 15-16 лет | Тема патриотизма недостаточно изучается в средних I классах
Изучить «Слово» в доступной, привлекательной для учащихся форме
С использованием дифференцированных групповых заданий
Изучить документы
Что получить? (результат)
С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра)
Итоговое театрализованное представление Познавательный (знания об эпохе Киевской Руси, о произведении древнерусской литературы) Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание)
Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)
На 2-м этапе были организованы группы учащихся и определены цели и задачи каждой из них.
Например:
Собрать и представить материал об исторической основе «Слова»
Исследовать историю его открытия.
Проанализировать текст «слова...» в различных переводах и т.д.
При определении заданий для каждой группы учитывался характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим мы используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.
- й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.
- й этап - презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Группы учащихся, подготовившие свое задание, выступали на специально отведенных информационных площадках с продуктом своей части проекта. Продуктом проектной деятельности разных групп учащихся стали тематические статьи реферативного и исследовательского характера, оформленные в виде выставки стенгазет, тесты и кроссворды на знание текста «Слова...», презентации, мини-спектакли по тексту произведения. Итоговым продуктом данного проекта стало мероприятие на всю параллель 9-х классов.
5 этап - оценка проекта: «Слово о полку...» изучается в начале года, на его изучение отводится мало часов, и его чтение не вызывает у учащихся особого интереса. Однако проделанная работа подняла такой мощный пласт
нашей культуры, что произведение стало открытием для всех. На сцене учащиеся увидели героев произведения, услышали язык того времени, в сопроводительном материале, созданном в виде презентаций, содержалась интересная информация об архитектуре, одежде и предметах быта эпохи, часть проекта знакомила с одеждой и вооружением древнерусского воина, были раскрыты темы: «Слово» в живописи и в музыке, в виде круглого стола был представлен вопрос об авторе «Слова» и т.п.
На этапе рефлексии в ходе самооценки, оценки группами части проекта друг друга и оценки специально созданной группы экспертов были проанализированы итоги работы. Практически все учащиеся отмечали, что испытали радость от приложенных усилий, пережили успех достижения цели. Ученики, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, могут и в дальнейшем самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.
Данное исследование показало, что традиционные формы работы, которые по-прежнему достаточно актуальны, помогают в таком новом методе, как проектная деятельность. Значительная часть проектной деятельности - собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием - все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели. Посещая мастер-классы лучших учителей города, убеждаемся, что мы идем в нужном направлении. 21 января 2013 года на семинаре ФТЛ, где своим опытом работы делилась Стрижак О.В., сравнивая поиски инновационных методов данным учителем, мы видели, что мы многое совпадает в нашей работе. Это и инсценирование литературных произведений, и современный подход к постановке классических произведений. Подобная работа над проектами побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметной, индивидуальной и групповой деятельности.
[1] В.В. Прозоров, Е.Г. Елина Введение в литературоведение - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012, 224 с
Предварительный просмотр:
Аржанухина Л.А. МОУ «СОШ № 55» г.Саратова
СЦЕНАРИЙ к проекту «Вначале было «Слово»
1.1185 год. Киевская Русь, раздираемая княжескими междоусобицами, слабеет и подвергается набегам степных племен.
2. Для Киевской Руси возникает угроза гибели не только территории, но и утраты самобытной национальной культуры, начиная с домашней утвари, женских украшений (музыка, архитектура, иконы, фрески, домашняя утварь, украшения)
Гибель русского града
3. Необходимо было сохранить от пожарищ и набегов то, что говорило о величии народа и государства, создавшего на окраине Европы необычайную культуру
4. В это трагическое время появляются произведения неизвестного автора, которому было суждено бессмертие-«Слово».
5.Мы не знаем, каким был автор слова, но попытаемся представить себе его.
6.Автор:
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого.
А воспеть нам, братия, его
В похвалу трудам его и ранам
По былинам времени его
Не гоняясь в песне за баяном.
7. Интересна история открытия «Слова». В 18 веке любитель древностей Мусин-Пушкин обнаружил в одном из храмов Ярославля старинную рукопись. Он понял, что это не летопись. Мусин-Пушкин выкупил ее у монастыря и привез в Москву. С оригинала была сделана копия для Екатерины 2 и подготовлено первая печатная копия (кадры пожара Москвы 1812). Сам оригинал сгорел во время московского пожара 1812 года.
8. «Слово» - литературный памятник, но в художественном произведении возможно отступление от точного изображения исторического лица. Это и сделал автор.
9. У него была цель - пробудить в русских людях, а в первую очередь, в князьях чувство патриотизма. (презентация одежды, орудий и т.д)
10. Автор ощущал приближающуюся с востока опасность и хотел напомнить князьям о необходимости защиты Родины. Поэтому князь Игорь изображен в «Слове» как мужественный воин, наследник славных подвигов русского воинства.
11.Автор:
Тогда вступал Игорь-князь
В стремя золотое
И вот поскакал по чистому полю.
Солнце ему тьмой
Путь преграждало,
Ночь сходила над ним грозою,
Птиц пробудив.
Свист звериный в след летит!
Но взметнулся Див
На вершине Древа.
Кличет во мгле,
Велит трепетать
Незнаемой земле…
12. Игорь:
Братья и дружины!
Лучше быть убитым от мечей,
Чем от рук поганых полоненным
Сядем, братья, на лихих коней
До посмотрим синего мы Дона
Острое копьё хочу сломить
В половецком поле незнакомом
С вами, братья, голову сложить
Либо Дона зачерпнуть шеломом.
Русичи, сомкнем щиты рядами
К славной изготовимся борьбе.
И добудем острыми мечами
Князю славы, почестей себе.
Брат мой Всеволод, веди
Ты свои могучие дружины.
Сыновей своих мы в бой возьмем
Мы с тобой, мой брат, во всём едины.
13. Всеволод:
Один брат
Один свет светлый – ты, Игорь!
Оба мы – Святославичи!
Седлай же, брат
Своих борзых коней,
А мои – то дружинники – опытные воины
Под трубами повиты
Под шлемами взлелеяны,
С конца копьев вскормлены,
Пути им ведомы,
Овраги им знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены.
Сабли изострены.
Сами скачут как серые волки в поле.
14. Игорь:
Ища себе чести Князю славы
Брат мой Всеволод все знаю
За родную землю ты стоишь
Прыщешь стрелы острыми клинками
О шеломы ратные дренишь
Где ты не проскачешь брат
Шеломом золотым посвечивая, там
Вражьи головы слетают – с громом
Падают, разбиты пополам!
И слетают головы с поганых
Саблями порубаны в бою.
И тебе ли, брат, скорбеть о ранах,
Если жизнь не ценишь ты свою!
Знаю я,что ты на ратном поле
Жизнь готов за Родину отдать,
Так покажем ворогам поганым,
Что в бою не страшно умираить.
15. Автор:
День - другой – бились.
А на третий день к полудню
Стяги Игоря упали.
Тут два брата разлучились
На быстрой на Каяле.
Тут кровавого вина не хватило.
Тут храбрые русичи пир завершили,
Сватов напоили, а сами полегли
За Русскую землю.
16. Инсценировка «В шатре Кончака»
Кончак:
Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Все пленником себя ты здесь считаешь,
Но разве ты живешь как пленник, а не гость мой?
Сознайся: разве пленники так живут? Так ли?
О нет, нет, друг, нет, князь,
Ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня дорогой!
Знай, друг, верь мне,
Ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою да за удаль в бою.
Я уважаю тебя, князь,
Ты люб мне был всегда, знай!
Да, я не враг тебе здесь, а хозяин твой,
Ты мне гость дорогой!
У меня есть красавицы чудные:
Косы, как змеи, на плечи спускаются,
Очи черные, влагой подернуты,
Нежно и страстно глядят из под темных бровей.
Что ж молчишь ты?
Если хочешь, любую из них выбирай!
17. Плач Ярославны
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опу́шкой
Наклонясь, в Кая́ле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы полове́цкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?»
«Днепр мой славный! Каменные го́ры
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобя́ковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»
«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»
18.
В Путiвлi – градi
Вранцi рано
Спiваэ, плаче Ярославна
Полечу, каже, я зiгзицею,
Пiэю чайкою – вдовицею,
Та по – над Доном полечу.
Рукав бобровий омочу
В рiцi Каялi…
У на тiлi на княжiм
Бiлiм, коморнiлiм,
Омию кров суху,
Отру глибокii, тяжкii рани…
В Путiвлi - градi
Вранцi рано
Не плаче –
Стогне Ярославна.
19. Автор:
Тоска разлилась по Русской земле,
Печаль потекла обильно
Среди земли Русской.
И сами князья
Ковали крамолу на себя,
А поганые повадились
На Русскую землю –
Подавай им белку
От каждого двора!
20. Главная идея произведения прозвучала в «Золотом слове» Святослава, осудившего Игоря и Всеволода за необдуманность и самоуверенность предпринятого похода.
21. Святослав:
О сыны, не ждал я зла такого,
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою.
Вражью кровь на землю проливая,
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном,
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам.
А ведь было время, без щитов,
Выхватив ножи из голенищ,
Шли князья на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наше пепелища.
Вы ж решили бить наудалую;
«Нашу славу силой мы возьмем
А за ней поделим и былую,
Малой силой мы врага побьем».
Мало толку в силе молодецкой
Время точно двинулось назад
Русичи под саблей половецкой
На полях сражения кричат.
Если б только русские князья
Привели на помощь свои рати.
Мужеством бы их гордился я
Забывать нельзя, что вы все братья.
Всеволод и Игорь, богатыри
Смолкли ваши воинские громы.
Это вы раздорами и смутой
К нам на Русь поганых завели,
И с тех пор житья нам нет от лютой
Половецкой проклятой земли.
Государи, други, наша сила в братстве,
Я зову вас, мудрые князья,
Прежние забыть обиды,
Ждет защиты русская земля.
22. Волей автора Игорь слышит слова мудрого князя и бежит из половецкого плена.
(на фоне звучания гуслей)
Коня в ночи подзывая,
Овлур за рекой свистнул.
Знак подает князю,
А тот уже наготове!
Стукнула земля, травы всшумели
Шатры половецкие назад полетели.
А Игорь поскакал
Горностаем к тростникам,
Белым гоголем на воду упал.
И вскочил на спину быстрого коня,
И волком с него соскочил,
И к излучине Донца поскакал…
Солнце светит веселей –
Игорь – князь в Русской земле!
Девицы поют на Дунае –
Вьются голоса через море до Киева!
Страны рады – грады веселы!
23. «Слово» стало источником для многих видов искусства: живописи, музыки, литературных переводов….
При работе над образами слова художники создавали варианты иллюстраций, создавали эскизы костюмов, декорации к театральным спектаклям, балетам, операм.
Рассказ о картинах.
ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ БИЛИБИН
К теме этого произведения обращался и другой известный русский художник - «сказочник» Иван Яковлевич Билибин. Более известный как книжный график; он добился большого успеха и в своих театральных работах, в том числе к оперному спектаклю «Князь Игорь». Его эскизы к опере Бородина «Князь Игорь» отличает яркая декоративность, образность, зрелищность, умение раскрыть национальный характер оперы.
ИВАН ИВАНОВИЧ ГОЛИКОВ (1886-1937)
Героические образы «Слова» ожили перед нами в иллюстрациях разных, таких не похожих друг на друга художников. Одним из них был Иван Иванович Голиков.
Вот огромная, могучая фигура Игоря на богатырском коне, резко выделяющаяся среди «поганых». «Мне хотелось передать силу русского человека»,- вот смысл, который художник вкладывал в эту сцену пленения Игоря. Подробно ведет художник повествование, выбирая для иллюстраций наиболее значительные события «Слова».
Горделиво выступают «борзые» кони, снежно-белые и причудливо-алые, изумрудные и розовые…В черном небе летят стрелы калёные, трещат копья булатные… «Быть грому великому! Пойти дождю стрелами с Дона великого!»
Великий русский художник ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1848-1926)
Знакомство Виктора Михайловича Васнецова с величайшим памятником древнерусской письменности произошло в Вятке. Перед нами картина «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов-русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками. Это Князь Изяслав. И прекрасный юноша, князь Ростислав, пронзенный стрелой в сердце. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершенного подвига.
По всему полю рядом с русскими лежат поверженные половцы. Они гибли в судорогах и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, темное, красное как бы умытая в крови луна. На степь ложится сумрак.
ДМИТРИЙ СПИРИДОНОВИЧ БИСТИ
Считал «Слово…» первым и ярчайшим шедевром русской литературы.
Художник размещает гравюры то у колонок текста, в виде полуполос, то на развороте листов. В случае разворотной иллюстрации ее композиция объединяет две развернуты страницы книги. На первом развороте в правой его половине возникает могучий образ князя Игоря-воплощение мужественности, героичности и силы. Левой половине разворота отводится роль своеобразного «зачина». У его левого края помещены летящие птицы с распластанными крыльями и кинжалоподобными перьями. Они, словно возникая из туч, задают направления общего движения и его стремительный ритм.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестация педагогических работников в педагогических учреждениях
Это разработка семинара заместителей директоров...
Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого
Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое наследие: выдающиеся педагоги и педагогические шк...
МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....