«В начале было Слово…» (Образование имён существительных с помощью суффиксов)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 5 классе | 726.5 КБ |
Урок русского языка в 5 классе | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №60. Методические материалы
2011/2012
Конспект урока
Предмет: русский язык
Возрастная категория: 5 класс
Тема урока: «В начале было Слово…» (Образование имён существительных с помощью суффиксов)
Место урока в системе уроков: заключительный урок по теме «Образование имён существительных с помощью суффиксов»
Цели и задачи урока:
- систематизировать знания по таким разделам языка, как Орфография, Морфемика, Словообразование;
- создать условия для применения обобщённых знаний на новом языковом материале (подготовка к диктанту);
- развивать образное и аналитическое мышления; творческие способности учащихся, их устную и письменную речь;
Оборудование: презентация Power Point;
Приложение: диск CD-R c материалами по методическому обеспечению педагогических образовательных технологий
Ход урока
- Объявление темы и целей урока
Задача этапа: заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать на уроке комфортную рабочую атмосферу для дальнейшей деятельности.
Учитель объявляет тему урока, напоминая о том, что она учащимся знакома, обращает внимание на тему урока.
Ученики определяют цели урока, среди которых называют такие: углубить знания о суффиксальном способе словообразования; повторить правописание суффиксов имён существительных; закрепить знания и умения, полученные на предыдущих уроках.
- Актуализация полученных на предыдущих уроках знаний.
Задачи этапа: осуществить связь между полученными ранее знаниями, обратить внимание учащихся на те разделы науки о языке, повторению которых будет посвящён урок.
1) «Словесная дуэль» - традиционная форма устной разминки, во время которой два ученика задают друг другу вопросы по материалу предыдущих уроков.
2) Устный фронтальный опрос по теме «Образование имён существительных с помощью суффикса»
- Систематизация знаний, полученных при изучении темы «Образование имён существительных с помощью суффиксов»
Задачи этапа: применять на практике полученные знания, решать «орфографические» задачи.
Учитель хвалит ребят за верные ответы, предлагает проверить теоретические знания на практике и объявляет название этого этапа урока- «Готовимся к ГИА»
Работа основывается на тексте, известном по урокам литературы, - К.Г.Паустовский «Рождение сказки».
А)Перед началом работы ученик выразительно читает текст.
Б) Затем класс выполняет задания:
1) Определите способ словообразования слова «рождение».
2) Выпишите слово, правописание которого регулируется правилом: « Приставк «при» пишется в глаголе, обозначающем неполное действие».
3)Укажите количество грамматических основ в предложении №3.
4) Выпишите слово, в состав которого входит суффикс «чик».
5) Выпишите слово, в состав которого входит суффикс «ик».
По окончании работы ученики меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку с объяснением, за пять верных ответов ставится «+».
Учитель напоминает, что многие существительные образуются суффиксальным способом и важно уметь определять морфемы.
В) У доски ученик выполняет морфемный разбор слов приходилось, присутствовать.
Задание: определить часть речи (какие морфемы помогают в этом?), образовать от глаголов существительные, определить способ словообразования.
Г) Вернёмся к предложению №3, в котором определили 3 грамматические основы. Ученики определяют, какой по числу главных членов является каждая часть ( I- односоставное предложение, II, III- двусоставные).
Задание: образовать от всех существительных из этого предложения с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов другие существительные.
На этом этапе урока ещё раз повторяется правило о правописании суффиксов «чик»-«щик», «ек»-«ик».
Учитель объявляет, что этап «Готовимся к ГИА» пройден успешно.
4. Интеллектуальная двигательная разминка.
Учитель формулирует условия игры:
Если в слове суффикс «чик»,
Сядем мы на стульчик,
Если в слове суффикс «ек»,
Начинаем быстрый бег.
Учитель называет слова, а ученики выполняют условия игры: перебежчик, кусочек, извозчик, комочек, платочек, носик.
- Систематизация знаний, полученных при изучении темы «Образование имён существительных с помощью суффиксов»
Работа со II частью текста «Рождение сказки» (К.Г.Паустовский).
Задание: - как называется речь двух действующих лиц?
- чем отличается постановка знаков препинания при диалоге от прдложений с прямой речью?
- образуйте от двух существительных из текста существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами «ок», «ек»;
- записать получившиеся слова жучок, мужичок;
- записать слова, обозначить орфограмму: зайчонок, медвежонок, мышонок, собачонка, мальчонка.
По окончании работы учитель сообщает, что записанные слова выбраны не случайно: они ласково называют героев сказок, которые ребята написали, подражая Дж.Родари. Учитель показывает, какой сборник получился.
6. Подведение итогов урока, выполнение письменной работы.
Задачи этапа: выявить уровень сформированности умений и навыков, над которыми работали на уроке.
.Учитель задаёт вопросы:
- Что было интересно?
- Что было ново?
-Что было полезно?
Задание: выполнить тест.
По окончании работы ребята сдают тетради (отметки выставляются в журнал), тест проверяется.
- Заключительный этап урока.
Задачи этапа: подвести итоги урока, проанализировать и оценить работу, дать домашнее задание.
Слово учителя: К.Г.Паустовский писал: «Мы живём в мире сбывшихся сказок… Сказки не только умирают – они рождаются непрерывно. Рождаются они и сейчас». Желаю вам сохранить творческое начало на всю жизнь. На память об уроке – наклейки с изображением сказочных героев.
Литература
Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике. – Санкт-Петербург, 1997
Г.А.Богданова. Опрос на уроках русского языка.- Москва ,1989
Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. Современный русский язык. – Москва, 1991
А.С.Пушкин. Повести.- Москва , 1999
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 5 классе Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»
Урок по русскому языку в 5 классе Тема: «Образование имён существительных при помощи суффиксов»...
День славянской письменности и культуры "В начале было слово..."
Урок по этой теме был дан в рамках празднования Дня славянской письменности. Цель урока: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. На уроке происходило формирование...
В начале было слово...
Классный час для 8 класса "В начале было слово.." знакомит обучающихся с нормами употребления слов, в соответствиии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью, формирует умения и навы...
В начале было слово...
Классный час для 8 класса "В начале было слово..." формирует нравственное отношение к культуре речи....
Устный журнал "В начале было слово..."
Сценарий внеклассного занятия для предметной недели русского языка и литературы...
Интерактивная игра. Образование существительных с помощью суффиксов -er, -or.
Учащийся может в игровой форме отработать словобразование наиболее праспространенных существительных....
Конспект группового логопедического занятия в 3–4-м классе для детей с ОНР III уровня "Образование имен существительных с помощью суффиксов -ушк-, -юшк-"
Конспект группового логопедического занятия в 3–4-м классе для детей с ОНР III уровня "Образование имен существительных с помощью суффиксов -ушк-, -юшк-"...