"В начале было слово..." Игра по лексике 7-8 классов
презентация к уроку по русскому языку (7, 8 класс)
В этой презентации подобраны разнообразные задания по лексике русского языка для обобщения по теме"Лексика" 7-8 класса .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра по лексике русского языка для 7-8 классов | 122.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1.Определите значения следующих слов: Бартер, консенсус, триллер, шоумен, гран-при, йети, ноу-хау, саммит, эксклюзивный, кемпинг, рефери, дефолт.
Задание 2.Соедините слова и толкование их значений. Вирши Буклет Буколика Адекватный Апломб Дилогия Закоснелый Меморандум Монография Регресс А. Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо. Б. Силлабические стихи, распространенные в русской литературе 17 – 18 веков. В. Два произведения одного автора, связанные единством замысла и сюжета. Г. Застарелый, косный. Д. Род поэзии, идеализированно изображающий пастушескую жизнь; пастораль. Е. Научное исследование, посвященное одному вопросу, одной теме. Ж. Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся, как ширма. З. Излишняя самоуверенность в поведении, в речи. И. Направление развития от высшего к низшему, движение назад, упадок. К. Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос.
З адание 3.Каждое толкование замените одним словом. Краткая приветственная застольная речь. Настенный светильник из одной или нескольких ламп. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы. Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с одной стороны глазурью. Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства. Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения. Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо. Грубый, невоспитанный человек. Тоска по родине. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или стеной.
Задание 4.Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях: Свежий ветер, свежий воздух, свежий хлеб, свежие новости, свежее решение, свежая газета; чистые намерения, чистый спирт, чистое белье, чистое небо, чистое стекло.
Задание 5.Подберите подходящие по смыслу антонимы: Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история, живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный фильм, тяжелый день, тяжелый чемодан.
Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям. Современный Дон Кихот Дон Жуан Троянский конь Вернуться к своим пенатам Настоящий Квазимодо Петь дифирамбы Гордиев узел Вылитый Плюшкин Синий чулок Перейти Рубикон Биться как рыба об лед Терять голову Держать камень за пазухой Тришкин кафтан Прокрустово ложе
А. Сложное, запутанное дело Б. Добрый, бескорыстный человек В. Уродливый, безобразный Г. Восхвалять, прославлять Д. Коварные дары, несущие гибель Е. Вернуться в родной дом Ж. Ловелас, распутник, волокита З. Совершить решительный поступок И. Бесполезная попытка поправить дела К. Мерка, под которую подгоняют Л. Бесполезно добиваться чего-либо М. Ничего не интересует, кроме книг Н. Таить зло О. Скряга, жадина П. Совершать необдуманные поступки
Задание 7.Объясните, какие значения будут приобретать словосочетания. Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, влево, в плен).
Задание 8.Объясните значения следующих слов. Бережный – бережливый, боязливо – боязно, масленый – масляный, встать – стать, нетерпимый – нестерпимый, убежденно – убедительно, невежа - невежда, почтительный – почтенный, командированный – командировочный, горделивый – гордый, значимый – значительный, финал – финиш.
Задание 9.Объясните различия в значении следующих паронимов. Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт – фактор, логический – логичный.
Задание 10.Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов. … молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый); … завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый); … привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный); … браслет, … бой, … дерево (гранатный, гранатовый); … принадлежности, … бумага, … работа (писчая, письменная); … собрание, … бои, … произведение (классовый, классический, классн ый); … гордость, … отношение (фамильный, фамильярный); … район, мальчонка (соседский, соседний); … вид, … метод (эффектный, эффективный).
З адание 11.К словам первой группы подберите синонимы из второй группы. А) Абстрактный, адекватный, инертность, колоссальный, комичный, лексикон, маг, матовый, орфография, позитивный, полемика, резолюция, сувенир, токсичный, фамильярный, фиаско, эмоции, юриспруденция. Б) Бездеятельность, бесцеремонный, волшебник, неудача, одобрять, огромный, отвлеченный, памятный, подарок, положительный, постановление, правоведение, правописание, словарь, смешной, спор, тождественный, тусклый, чувства, ядовитый.
1 2 . Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом. Ланиты А. грудь Чело Б. лоб Выя В. живот Перси Г. шея Чрево Д. щеки
13 . Установите соответствие между устаревшим словом и его современным синонимом. Зодчий А. воин Кормчий Б. колдун Бражник В. архитектор Волхв Г. рулевой Витязь Д. пьяница
З а За дание 1 4 .Продолжите фразеологизмы, объясните значение. 1. Невзирая … 2. Буря в … 3. За семь верст … 4. Кисейная … 5. Голод … 6. Танцевать от … 7. Ждать у … 8. Волчий … 9. Имеющий уши … 10. Не видеть дальше …
Задание 15 .Замените одним словом. Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.
16. Исправьте ошибки в предложениях, запишите их правильно. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. Ее объяснение было очень доходным. Сейчас будем веселую комедию смотреть. В Индии живут индейки, а в Корее – корейки. Она печет очень замечательные пироги. Мальчик добился пересиления чувства страха. Более полно и ярко Некрасов изобразил образы крестьян – борцов. За дорогой на вершине холма – хвойный лес, а на его склонах раскинулись луга. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе. Новая программа ежемесячно регулярно знакомит нас с новинками литературы.
. Задание 17. . Найдите ошибки, исправьте предложения. К такой мебели подходит только такой натюрморт одежды. Все дети страшно обрадовались новому мультфильму. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. Большую роль в спортивной закалке имеет тренировка, выдержка, упорство. Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся.
Ажиотаж- искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.
Аккомодация -приспособление к чему-либо; адаптация.
Альтернатива- необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных
Апартеид- политика насильственного разделения.
Инфантилизм- отсталость развития.
Консенсус- общее согласие по спорному вопросу.
Кредо- мировоззрение, чьи-нибудь убеждения .
Мезальянс- брак с лицом низшего социального положения; неравный брак .
Менталитет- склад ума; мироощущения; психология .
Ноу-хау- обобщающий термин для различных «секретов производства» — сведений ,
Ханжество- поведение, свойственное ханжам (ханжа- лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью).
Эпатаж- скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В начале было Слово…» (Образование имён существительных с помощью суффиксов)
Урок русского языка в 5 классе....
День славянской письменности и культуры "В начале было слово..."
Урок по этой теме был дан в рамках празднования Дня славянской письменности. Цель урока: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. На уроке происходило формирование...
В начале было слово...
Классный час для 8 класса "В начале было слово.." знакомит обучающихся с нормами употребления слов, в соответствиии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью, формирует умения и навы...
В начале было слово...
Классный час для 8 класса "В начале было слово..." формирует нравственное отношение к культуре речи....
Устный журнал "В начале было слово..."
Сценарий внеклассного занятия для предметной недели русского языка и литературы...
В начале было слово...
Кн Книга является ярким проявлением духовной жизни общества. Изучение книжной культуры – составляющая часть проблемы общест...
В начале было слово...
Литературно-историческая викторина, посвященная Дню славянской письменности и культуры, написанная и проведенная в соавторстве с Труфановой Е.В.,учителем истории, и учениками 6 классов...