Разработка урока по русскому языку по теме "Личные местоимения" для 6-го класса.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Молокина Татьяна Егоровна

Урок в 6-м классе по теме «Личные местоимения»

с применением интерактивной доски.

( по программе C. И. Львовой,В.В. Львова)

Цели:

Обучающая:

- познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, изменения;

- познакомить с правильным употреблением личных местоимений в речи;

- повторение ранее изученных орфограмм, синтаксический разбор предложения;

Развивающая:

Развивать внимание, память, способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, обогащению их словарного состава.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к слову и родному языку, вызвать интерес к урокам русского языка.

 

Оборудование:

Система интерактивного тестирования.

- проектор, интерактивная доска.

- презентация «Личные местоимения»

- учебник 6 класса под редакцией  В.В. Львова, С.И. Львовой.

Ссылка на план-конспект урока: https://drive.google.com/file/d/0B92MDNedSSeLa1FVZi00eUJPMEk/edit?usp=sharing

Ссылка на архив с презентацией к уроку: https://drive.google.com/file/d/0B92MDNedSSeLbTM0M3o0dS1uTlU/edit?usp=sharing

Ссылка на образ мультимедийного CD с презентацией и  всем необходимым програмном обеспечением. + бонус - пакет бесплатных антивирусных программ: https://drive.google.com/file/d/0B92MDNedSSeLdHkzbHVKQTFsS2M/edit?usp=sharing

Для нормальной работы презентации архив надо распаковать в одну папку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №3 г. Сковородино

Урок по русскому языку в 6 классе

с применением интерактивной доски

на районный смотр - конкурс

ТЕМА: Личные местоимения

( по программе C. И. Львовой, В.В. Львова)

Выполнила:

Учитель русского языка и литературы

Молокина Т.Е.

г. Сковородино, 2013 г.


Урок в 6-м классе по теме «Личные местоимения»

с применением интерактивной доски.

( по программе C. И. Львовой,В.В. Львова)

Цели:

Обучающая:

- познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, изменения;

- познакомить с правильным употреблением личных местоимений в речи;

- повторение ранее изученных орфограмм, синтаксический разбор предложения;

Развивающая:

Развивать внимание, память, способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, обогащению их словарного состава.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к слову и родному языку, вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

Система интерактивного тестирования.

- проектор, интерактивная доска.

- презентация «Личные местоимения»

- учебник 6 класса под редакцией  В.В. Львова, С.И. Львовой.

                                           Ход урока

Слайд 1

  1. Орг.  момент
  2. Словарная работа . Рабочая тетрадь упр.216

Слайд 2

  1. Проверка дом.задания

Интерактивное тестирование.

Слайд 4

Физминутка.

«Я. т ы, он, она – вместе целая страна…»

Слова какой части речи мы видим на слайде?

Как вы узнали местоимения среди других частей речи?

 На что указывают данные местоимения? ( на человека, личность)

Кто сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас?  (о личных местоимениях)

Тема урока:

Личные местоимения

Слайд 5

Цель:

- познакомиться с разрядом личных местоимений, узнать об особенностях их склонения, о причинах и условиях появления буквы Н при склонении местоимений 3 лица (он, она, оно, они), узнать о синтаксической роли личных местоимений и правильном употреблении в речи.

Слайд 6

Вернемся к физминутке. О чем песня, которую исполняет С.Ротароу?

А как думаете вы? Что такое Родина?

В своем стихотворении, написанном в начале войны в 1941 году, К.Симонов с большой любовью говорит о Родине и о необходимости

защиты ее рубежей.

Выделить местоимения, определить их  разряд .

           Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину  - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Слайд 7

Прочитать стихотворение М.Раскатовой «Моя грамматика»

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так,

Перво-наперво решительно

Скажет вам моя семья,

Что, конечно,

Именительный –

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

Родительный

Для кого? А для Меня;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки.

Дательный –

Это значит  - только Мне!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

 И запомните:

Винительный

Не касается Меня!

Жизнь легка  упоительна

За родительской спиной!...

Нет, друзья, падеж

Творительный

Сотворен совсем не Мной!

Ждете, видимо,

Предложного?

Новых данных обо Мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

Откройте рабочую тетрадь упр 214 (2). Просклоняйте местоимение «я»

Проверим себя.

Слайд 8

Именительный Я

Родительный – Меня;

Дательный – Мне;

Винительный – Меня;

Творительный – Мной;

Предложный – обо Мне.

Как  называется изменение местоимения по падежам?

Что особенного вы отметили в склонениях данного местоимения?

Вывод:  Я – только в Им. п. , в остальных  падежах меняется все слово.

Правильно, это первая особенность: при склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а  в родительном -= совсем другая основа – Меня.

Слайд 9

Вторая особенность:

Иногда в корне происходит чередование например:

Смотри таблицу стр

Тебя-тобой; меня – мне.

Слайд 10

Третья особенность:

Местоимение 3-го лица Он изменяется по родам: она, оно;

В чем заключается особенность склонения местоимения он?

Слайд 11

 Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-го лица у местоимений появляется буква Н вначале ( к нему, у нее)

Это связано с историей развития языка. Раньше предлоги «в», «с», «к»  оканчивались на носовой согласный и имели вид «вън», «сън», «кън». В дальнейшем конечный «Н» предлога перешел к местоимению: въ немъ, съ нимъ, къ нему. По аналогии с предлогами «в», «с», «к» начальное «н» появилось и после предлогов у, возле, около и др. Однако после предлогов позднейшего образования (благодаря, вопреки, навстречу, согласно) и после прилагательного в сравнительной степени «н» в местоимениях не употребляется: возле него, но навстречу ему.

- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и правильно использовать их на письме

Вернемся к предложению, записанному нами ранее. Найдите  личные местоимения, определите каким членом предложения они являются. Сделайте вывод о синтаксической роли личных местоимений.

Слайд 12

Вывод: личные местоимения в предложении могут быть подлежащим или дополнением.

Чтобы закрепить полученные знания, выполним ряд упражнений.

Слайд 13

1.Запишите правильные формы местоимения, указав их падеж. Вставьте пропущенные буквы.

Навстречу (ему, нему)

Старше (его, него)

Вокруг (ей, нее)

Б.ежать впереди (ее, нее)

См.яться над (им, ним)

Д.брее  (его, него)

Пр.близился к (нему, ему)

Пр.готовить для (ее,нее)

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.

Упр.819

Слайд 14

  1. Навстречу (он) ему идет вдохновенный кудесник.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          2. З(с)десь тучи смиренно идут подо (я); сквозь (они) ни.вергаясь шумят водопады; под (они) утесов немые гр.мады. 3.Под (он) струя светлей л.азури над (он) луч солнца золотой. 4 Как тягаться (она) со (я)? Я в (она) дурь-то успокою.

Слайд 15

        2.Поиграем?

Какие два местоимения мешают автомобилям?

Я –МЫ

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. А вместе они – овощ.

ТЫ-КВА

Какие местоимения самые чистые?

ВЫ-МЫ-ТЫ

Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ

СЕМЬ-Я

Слайд 16

Исправим ошибки в речи детей:

  1. -  Это чей такой хорошенький котенок?

- Еешний. А вот щенок, он егошный.

- Кому еще дать листок бумаги?

- Мене! Мене!

- На кого собака лает?

- На ихнюю кошку.

Что нового узнали на уроке?

О каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?

Как пишутся личные местоимения с предлогами?

Слайд  17

Спасибо за урок. Попрощаться сегодня с вами хочу стихотворением.

Улыбайся солнцу, улыбайся песне!

Улыбайся также радости друзей.

Уж тогда и жизнь покажется чудесней

При любом ненастье, при любой грозе.

Улыбайся детям, девушкам красивым.

Но и некрасивым – тоже не забудь.

И тогда уж точно

Будешь ты счастливым.

И притом не как-то и не как-нибудь.

Улыбайся травам, и цветам любимым.

Улыбнись, конечно, всем цветам другим.

И тогда уж точно

Будешь ты

Лю-би-мым,

Ну , а для кого-то

Самым дорогим.

Запишем домашнее задание.

Литература:

В.В..Волина «Занимательная грамматика. Русский язык» Москва «Дрофа» 2003

Учебник 6 класс «Русский язык» С.И.Львова, В.В. Львов «Мнемозина» Москва 2011г.

Рабочая тетрадь «Учимся читать, слушать, говорить, писать» 6 класс И.П.Васильевых, С.И.Львова «Мнемозина» Москва 2012 г.

Тесты по русскому языку к учебнику С.И. Львовой, В.В.Львова «Русский язык. 6 класс»,Экзамен Москва 2013 г.

Интернет-ресурсы:

www.gramota.ru

www.samsdam.net

www.rassiantest.narod.ru

www.testent.ru

        www.nsportal.ru

        www.festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...