Урок по теме" Это удивительное причастие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Материал содержит конспект урока и презентацию по теме !Это удивительное причастие" в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-labirint_v_6_klasse._tema_obobshchenie_po_teme_imya_prilaga.doc | 60 КБ |
povtorenie_temy_imya_prilagatelnoe.ppt | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-лабиринт в 6 классе.
Тема: «Обобщение по теме: « Имя прилагательное».
Цели:
- обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;
- закрепление умений отграничивать прилагательные от других частей речи, правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Конспект урока.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
Здравствуйте, ребята, сегодня у нас с вами необычный урок-
2. Работа над эпиграфом к уроку. (Слайд 1.)
- Какая часть речи может так себя охарактеризовать?
Конечно, имя прилагательное. Мы закончили изучение этой замечательной части речи.
- Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Слайд 2) Обобщение по теме: «Имя прилагательное». В тетрадях запишите число, классная работа и тему урока.
- Сообщение целей и задач урока. (слайд № 3)
- - Сегодня на уроке мы повторим изученную нами тему «Имя прилагательное». Вспомним морфологические признаки и синтаксическую роль данной части речи. Конечно, обратим внимание и на орфографические правила. Определим, какова роль прилагательных в речи. Убедимся в том, что прилагательные нужно знать и беречь, чтобы не получилось как у Митрофана из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». А вот и он сам…
Инсценировка (исполняют заранее подготовленные ученики).
Входит Митрофан, здоровается (гордо, с видом знатока).
Митрофан: А что вы делаете?
1 ученик: Прилагательное повторяем.
Митрофан: А, прилагательна. Знаю. Ещё существительна знаю.
2 ученик: Хорошо. А вот, к примеру, слово «дверь» какое имя: прилагательное или существительное?
Митрофан: Котора дверь?
1 ученик: Вот эта. (указывает)
Митрофан: Эта? Прилагательна.
2 ученик: (удивлённо) Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так та покамест существительна.
Учитель: Ребята, вы согласны с Митрофаном?
Ребята: (хором) Нет!
Митрофан удивляется, чешет затылок и разводит руками.
Учитель: Как правильно ответить на заданный Митрофану вопрос?
1 ученик: Слово «дверь» является именем существительным, так как отвечает на вопрос « что?» и обозначает предмет. Относится к женскому роду, изменяется по падежам и числам. В предложении может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством.
2 ученик: Имя прилагательное – такая часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой? чей?», изменяется по родам, падежам и числам. Может иметь краткую форму. В предложении бывает сказуемым, определением. ( слайд №4)
Митрофан внимательно слушает.
1 ученик: Митрофан, садись с нами заниматься.
Митрофан с радостью занимает своё место.
- Спасибо, ребята. Молодцы! Определения прилагательного и существительного вы хорошо знаете
3. Лабиринт.
Чтобы обобщить и систематизировать знания по данной теме, мы отправимся в лабиринт.
- А кто знает, что это такое?
1.Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [первонач. в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами].
2. перен. Сложное, запутанное расположение, сочетание чего–н. Л. улиц. Л. мыслей.
Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна.
С давних времён выражение «нить Ариадны» означает путеводная нить. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки. Поэтому девизом нашего урока будут слова пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием!».
На выходе из лабиринта нас ожидают «5» и «4».Но в лабиринте нас ждут препятствия, с которыми, я надеюсь, вы справитесь. Путь по лабиринту вы будете отмечать в оценочных листах красным и зеленым цветом.(Красный кружок вы ставите в том случае, если вами были допущены ошибки, а зеленый-если в работе не было ошибок)
Счастливого пути!
1)Перед нами первое препятствие –
Поселок ошибок.
Приготовьтесь сигнализировать карточкой ошибку, если услышите ее в предложении.
1Существуют два разряда прилагательных - качественные и относительные.
2.От относительных прилагательных можно образовать степени сравнения.
3.Качественные прилагательные образуют краткую форму.
4.Окончание имени прилагательного определяется по глаголу.
5.В прилагательных, образованных при помощи суффикса ин пишется н.
6.Не с именами прилагательными пишется раздельно, если слово можно заменить синонимом без не.
7.Прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень сравнения.
8.Через дефис пишутся прил. в том случае, если они образованы от словосочетания.
Как вы считаете, мы успешно преодолели это препятствие? Отправляемся дальше.
Мы приближаемся к СЛЕДУЮЩЕМУ препятствию-
Поэтической загадке.
Нам понадобится ваше знание литературы. Вспомните строки известного поэта, вставьте имена прилагательные. С какой целью употребляется эта часть в речи в предложения и текстах?(работа со сладом, запись стихотворения в тетрадь) !» ( С помощью прилагательных создаётся образная картина природы, которую легко можно себе представить по этому описанию. Чувствуется авторское отношение к описываемым предметам. С.А. Есенин, широко используя прилагательные, передает свое видение природы как одухотворенного, светлого и солнечного мира.)
Выполните синтаксический разбор предложения.(1 ученик разбирает предложение у доски)
- Все справились с заданием? Идем дальше.
- Физкультминутка. А сейчас немного отдохнем- я называю слово, если это прилагательное, поднимите руки вверх.
Если не прилагательное-в стороны.(Зимний, полдень, завьюжило, белоснежный, солнце, ослепительный, летит, быстро, солнечный.)
Препятствие 3 «Водопад орфограмм»
- Не-частица, не - приставка. Запишите в тетрадь словочетания, обозначая их правильное написание.(работа у доски-по одному ученику)
2.Посмотрите на доску, прочитайте стихотворение. О каком правиле идет речь?(слайд)
Работа по группам.
1группа пишет буквенный диктант,
(Учащиеся сверяют слова с ключом на слайде, обмениваются тетрадями и выставляют друг другу оценки)
Впереди 3 препятствие-«Третье лишнее».Найдите в ряду прил. лишнее и объясните свой выбор. Запишите слова в тетрадь, обозначьте орфограмму.
Все справились с заданием? Идем дальше.
- Как вы считаете, мы успешно преодолели это препятствие? Отправляемся дальше.
Ели остается время А теперь немного поиграем.Чтобы выполнить задания, мы должны потренироваться.
1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):
,) Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)
,) Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)
2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
1 группа – трава 2 группа – горы
3 группа – снег 4 группа – море
Так для чего нужны имена прилагательные?
(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Поэтому прилагательные о себе говорят так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
И последнее препятствие. Оно называется
«Вокруг нас мир» .Вокруг нас мир, который нельзя представить без имён прилагательных. Без них мы не могли бы общаться, речь наша была бы скучной и однообразной.
Имена прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной и более точной. Составьте по данной картине текст из 5-6 предложений, в которых используйте прилагательные.( работа с карточками слабых детей-вставить подходящие по смыслу прилагательные в исходный текст.( Ребята зачитывают свои тексты)
12. Обобщение.
Итак, мы успешно преодолели все препятствия. Вышли из лабиринта. Урок наш подошёл к завершению. Вы хорошо потрудились. Молодцы!
Чему вы научились на уроке? Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. Какие вы?
( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)
- Посчитайте количество кружков в оценочных листках.
13.Домашнее задание на выбор: (
- Составить словарный диктант, включающий все виды орфограмм, изученных в теме «Имя прилагательное».
- Упражнение480
- 14. Рефлексия.
- Что дал вам сегодняшний урок?
- Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обобщение по теме «Имя прилагательное». Урок-лабиринт
Цель урока : : Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном; Закрепление умений отграничивать прилагательные от других частей речи, правильно писать прилагательные, объяснять орфограммы; Воспитывать интерес к русскому языку .
Лабиринт препятствий Сведения о стране Имя Прилагательное Вокруг нас мир Посёлок ошибок Водопад Орфограмм Третье лишнее
Поселок ошибок
Задр..мали звёзды……… , Задр…жало зеркало затона. Брезжит свет на заводи……. И румян..т сетку небосклона. Улыбнулись …. б..ре..ки, Растр..пали ….. косы. Ш..лестят ….. сере..ки, И горят ……. росы. С.Есенин
Водопад орфограмм
( Не ) добрый, а злой человек ; ( не)громкий голос; нисколько (не)интересная книга;(не)дорогой, а дешевый товар;(не)лепый вид;(не)верный ответ; ( не ) вежливый ученик ;(не)настная погода; (не)веселый человек. Не - частица, не - приставка
. Мой друг, к окошку подойди, Коснись поверхности стекля нн ой, Здесь оловя нн ый шпингалет И подоко нн ик деревя нн ый.
чугу…ая решётка ветре…ый день багря…ые закаты гуси…ые лапки маши…ое отделение болезне…ое чувство дикови…ое происшествие стари…ые часы стекля…ая ваза ледя…ая вода станцио..ый смотритель жестя…ая коробочка жизне…ая драма дли..ый коридор
чугу нн ая ветре н ый багря н ые гуси н ые маши нн ое болезне нн ое дикови нн ое стари нн ые стекля нн ая ледя н ая станцио нн ый жестя н ая жизне нн ая дли нн ый 5» - за 14 правильных ответов «4» - за 12 «3» - за 7 «2» - за 1-5
Третье лишнее 1)Древне(русский),северо(западный), иссиня(черный). 2)Сине(зеленый), русско(французский),тихо(океанский) флот. 3)Бледно(лицый), яркая(яркая),дальне(восточный ).
Вокруг нас мир
Домашнее задание (на выбор) Упражнение 480(задание 1,2) Составить словарный диктант, включив в него все орфограммы, изученные по теме «Имя прилагательное»
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 7 классе "Это удивительное причастие"
Урок-закрепление наиболее трудных орфограмм по теме "Причастие"...
Презентация к уроку "Это удивительное причастие"
презентация к уроку по теме "Причастие"...
Осенние причастия. Урок обобщения по теме "Причастие"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие"....
Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Цели урока:1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.2.Развивать логическое и образное мышление учащихся, исследовательские и творческие навыки, форми...
Урок по теме «Удивительный мир степеней» (обобщающий урок к главе «Степень с рациональным показателем»)
Цели урока:1. Развивать познавательный интерес к изучению предмета и навыки выполнения простейших преобразований выражений, содержащих степени с целым показателем.2. Обобщить и систематизировать...
Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""
Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...
Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13294049","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...