Открытый урок в 7 классе "Это удивительное причастие"
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Зайцева Светлана Николаевна
Урок-закрепление наиболее трудных орфограмм по теме "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok_v_7_klasse.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 классе.

УМК под редакцией Н. Шанского

Автор: учитель I категории Зайцева С.Н.

Тема урока:

Это удивительное причастие.

(Правописание суффиксов с н-нн в причастиях и отглагольных прилагательных)

      Цели урока:

  1. Систематизировать уже полученные знания о причастии.
  2. Продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий,  по формированию навыка правильного написания причастий и отглагольных прилагательных..
  3.  Развивать умение пользоваться теоретическим материалом на практике.
  4. Показать роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля.

Необходимый материал:

  • Таблицы по теме «Причастие».
  • Карточки с заданиями.
  • Репродукции картин «Осень в Абрамцеве» В. Поленова, И. Левитана и др.

  1. Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Это будет урок-сюрприз. Но прежде чем мы приступим к дальнейшим испытаниям, давайте запишем предложение.

В осенней природе всё прекрасно: и плывущие по  низкому небу облака, и золотая берёзка, шепчущаяся с травой, и серый лишайник, карабкающийся по склону каменистого откоса.

Найдите в этом предложении удивительную часть речи, соединившую в себе признаки прилагательного и глагола. О чём я сейчас говорю? Вспомните правило о причастии.

Ответы учеников.

Причастие – это особая часть речи, с непростыми орфограммами. Сейчас  постараемся вспомнить всё, что мы узнали на предыдущих уроках.

Объяснительный диктант:

стелющийся туман, озаряемый луной, покачивающиеся ветки, опадающие листья, гонимые ветром облака, освещаемый неярким светом, позолотивший листву берёз, едва слышимый звук, увидевший чудесную картину.

Для того чтобы правильно написать гласные в суффиксах причастий настоящего времени, нужно хорошо знать спряжения глагола. Но ещё больше усилий нужно приложить, чтобы запомнить сложное правило правописания «Н-НН». Вчера я отправила запрос по ИНТЕРНЕТУ, и вот что получила в ответ.

Коллективная  работа на карточках:

(актуализация опорных знаний. Цель – повторить правило написания Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных на основе работы  с текстом)

Смышлёным детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячёной воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежданно-негаданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золочёные  и посеребрённые блюда. Причём непременно все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязанными крючком салфетками.

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать? Сейчас каждый из вас получит карточку, и мы все вместе составим уникальный осенний рецепт салата.

Карточки.

  1. Купле..ый банан.
  2. Реза..ый батон.
  3. Лишё..ый шкурки баклажан
  4. Сваре..ый бульон.
  5. На масле жаре..ый бекон.
  6. Протуше..ый бифштекс.
  7. В духовке испечё..ый кекс
  8. В кастрюльку броше..ый чеснок
  9. Кури..ых ног.
  10. Вяле..ых лещей
  11. Дроблё..ый орех.
  12. Маринова..ный салат.

Уникальный рецепт.

Возьмите ________________________,

Добавьте _________________________,

_________________________________.

И киньте в ________________________.

На _______________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов ____________________________,

В ________________________________.

В_______________________________ -

Приправа для _____________________.

А пара ___________________________

Вкусней тарелки кислых щей,

Вы в свёклу _______________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш  _____________________________

Отведать каждый будет рад!

Возьмите купленный банан,

Добавьте резаный батон,

Лишённый шкурки баклажан

И киньте в сваренный бульон.

На масле жаренный бекон

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов протушенный бифштекс,

В духовке испечённый кекс.

В кастрюльку брошенный чеснок –

Приправа для куриных ног.

А пара вяленых лещей

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в  свёклу  дробленый орех

Добавьте быстро, без помех.

Ваш маринованный салат

Отведать каждый будет рад.

Индивидуальные задания.

Сейчас вы получите конверты-холодильники с продуктами и должны будете не только вставить правильно пропущенные буквы, но и угадать, чем ещё мы будем угощать гостей.

  1. смета..ый, запечё..ый в духовке, украше..ый фруктами, в виде плетё..ой корзинки, пропита..ый масл..ным кремом.
  2. румя..ое, нареза..ое кубиками, мочё..ое, смеша..ое с творогом, очище..ое от кожуры.
  3. выраще..ая собстве..ыми руками, посыпа..ая сахаром, перемеша..ная со взбитыми сливками, мороже..ая.
  4. мелко реза..ые, сушё..ые, тушё..ые со сметаной, маринова..ые, смеша..ые с измельчё..ым луком.
  5. клюкве..ое, посыпа..ое шоколадом, политое крыжове..ым  сиропом, украше..ое заспиртова..ой вишней.
  6. шинкова..ая, тушё..ая с мясом, кваше..ая, соле..ая, приправле..ая майонезом, смеша..ая с морковью.

А сейчас мы поведём наших гостей на прогулку. Но и прогулка тоже будет необычной. Давайте рассмотрим картину «Осень в Абрамцеве» и другие репродукции осенней природы, да и просто посмотрим в окно, вспомним погожие деньки, которые так радовали нас недавно.

Перед нами текст, который нужно отредактировать, добавив в предложения подходящие по смыслу прилагательные, причастия и причастные обороты

На (..)  осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) художник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле  следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.  

(…) поле из  серой  пустыни стало вдруг (…) щ_том   из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые  опу_ки  вдруг приподнялись,  (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные  фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий,  летящий)

А теперь настало время для развлечения гостей.

                                    Игра «Буриме»

1. Этой игрой на заданные рифмы увлекались поэты 17 века. Попробуйте и вы свои силы. Напишите стихотворение по заданным рифмам.

  1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

  2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

2. Сравните четверостишие, написанное вами, с первыми опытами ваших сверстников.

Не гуди ты, сильный ветер,                     Берёзоньку качает ветер,

Не крутись ты, листопад.                         Пронёсся с шумом листопад,

Фонари, как звёзды светят,                      Уныло солнце с неба светит,

Липы голые стоят.                                    И дни прохладные стоят.

А теперь подведём итоги нашего урока-сюрприза. Мы с вами встретили гостей, угостили их, сводили на прогулку, развлекли сочинением стихов, а заодно повторили очень сложную орфограмму «Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

Домашнее задание: П. 20, упр. 120.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые  и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Купл..ый

банан

Реза..ый

батон

Лишё..ый шкурки баклажан

Сваре..ый бульон

На масле жаре..ый бекон

Протуше..ый бифштекс

В духовке испечё..ый кекс

В кастрюльку броше..ый чеснок

Кури..ых ног

Вяле..ых лещей

Дроблё..ый орех

Маринова..ый салат

смета..ый, запечё..ый в духовке, украше..ый фруктами, в виде плетё..ой корзинки, пропита..ый масл..ным кремом.

румя..ое, нареза..ое кубиками, мочё..ое, смеша..ое с творогом, очище..ое от кожуры.

выраще..ая собстве..ыми руками, посыпа..ая сахаром, перемеша..ная со

мелко реза..ые, сушё..ые, тушё..ые со сметаной, маринова..ые, смеша..ые с измельчё..ым луком.

клюкве..ое, посыпа..ое шоколадом, политое крыжове..ым  сиропом, украше..ое заспиртова..ой вишней.

шинкова..ая, тушё..ая с мясом, кваше..ая, соле..ая, приправле..ая

майонезом, смеша..ая с морковью.

На (..)  осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) художник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле  следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.  

(…) поле из  серой  пустыни стало вдруг (…) щ_том   из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые  опу_ки  вдруг приподнялись,  (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные  фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий,  летящий)

На (..)  осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) художник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле  следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.  

(…) поле из  серой  пустыни стало вдруг (…) щ_том   из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые  опу_ки  вдруг приподнялись,  (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные  фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий,  летящий)

На (..)  осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) художник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле  следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.  

(…) поле из  серой  пустыни стало вдруг (…) щ_том   из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые  опу_ки  вдруг приподнялись,  (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные  фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий,  летящий)

На (..)  осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) художник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле  следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.  

(…) поле из  серой  пустыни стало вдруг (…) щ_том   из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые  опу_ки  вдруг приподнялись,  (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные  фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий,  летящий)

На (..)  осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) художник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле  следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.  

(…) поле из  серой  пустыни стало вдруг (…) щ_том   из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые  опу_ки  вдруг приподнялись,  (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные  фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий,  летящий)

На (..)  осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) художник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле  следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.  

(…) поле из  серой  пустыни стало вдруг (…) щ_том   из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые  опу_ки  вдруг приподнялись,  (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные  фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий,  летящий)

На (..)  осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) художник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле  следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.  

(…) поле из  серой  пустыни стало вдруг (…) щ_том   из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые  опу_ки  вдруг приподнялись,  (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные  фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий,  летящий)

 

 1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

 1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

 2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

  1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

 2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

  1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

 2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

  1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

 2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

  1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

 2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

  1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

 2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

  1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

 2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

  1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

 2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

  1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

 2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

  1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

 2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.

  1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________    светит,

_________________________________________    стоят.

 

 2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________  просим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Это удивительное причастие"

презентация к уроку по теме "Причастие"...

открытый урок по теме "Удивительный мир Пифагора",8класс геометрия

урок- изучение новой темы, ученики выполняют исследовательскую работу, закрепляют новый материал, заранее готовят исторический материал....

Открытый урок в 5 классе по теме "Удивительный мир многогранников. Пирамиды"

На данном уроке я попробовала связать метапредметную тему "Порядок и хаос" с темой по математике "Удивительный мир многогранников. Пирамиды". Этот материал отображен в презентации к уроку....

Урок по теме" Это удивительное причастие"

Материал содержит конспект урока и презентацию по теме !Это удивительное причастие" в 6 классе....

Открытый урок по теме "Удивительные природные места в России и в англоговорящих странах."

Цели урока: образовательные:- обеспечить в ходе урока закрепление изученной лексики;- создать условия для отработки навыков поискового чтения, говорения, письма;- создать условия для закрепления ...

Урок-путешествие "В мире удивительных Прилагательных". (Открытый урок русского языка в 6 классе с использованием ИКТ).

Цель урока-путешествия :повторение изученного об имени прилагательном,отработка умений и навыков по ихправописанию и употреблению в речи....