Рабочая программа по русскому языку 6 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) по теме

Маннанова Рафиня Фанировна

Для учителей русского языка 6 класса с родным (нерусским) языком обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_6_kl_rus.yaz_.docx43.55 КБ
Файл 6_klass_rus.yaz_.docx78.03 КБ

Предварительный просмотр:

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

     Возрастающие требования к воспитанию молодежи, формированию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют решительного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоления процентомании.

    Объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся имеет большое воспитательное значение. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость. Проявление либерализма, завышение или занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, ведут к переоценке своих возможностей.

     В целях преодоления формализма, либерализма и процентомании необходимо при оценке знаний учитывать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, при создании собственных высказываний в устной или письменной форме; умение излагать свои мысли связно, логически последовательно, грамматически правильно, используя языковые средства в соответствии со стилем, темой, ситуацией высказывания; умение включаться в диалог и вести беседу.

    «Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов письменных работ;

 4) критерии и количество отметок за различные виды письменных работ.

   Оцениваются только такие знания, умения и навыки учащихся, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные умения и навыки; 3) речевые умения.

    Проверка знаний, умений и навыков может проводиться как с целью определения их сформированности по этапам обучения (текущий контроль), так и для подведения итогов работы за год (итоговый контроль).

    С целью повышения ответственности учащихся за качество знаний учитель, выставляя оценку, должен не только объявить, но и объяснить ее. Это относится к оценкам как за устные ответы, так и за все виды письменных работ.

    Уровень знаний учащихся о языке в V—XI классах устанавливается путем устного опроса (знание правил, определений, грамматический разбор) и выполнения различных упражнений (списывание с постановкой слов в нужной форме, дописывание окончаний, вставка предлогов, приставок и т. п.) Это дает возможность выявить грамматические знания и умения.

1. Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку, а также выявления у учащихся умений и навыков владения устной (монологической и диалогической) речью.

   При устном опросе ответ ученика считается полным, если в нем содержится исчерпывающая характеристика того или иного языкового явления, приводятся формулировки правил, понятий и примеры, подтверждающие те или иные положения. При этом развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

     При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

     Оценка «5» ставится, если ученик; 1) полно излагает изученный материал (раскрывает тему), дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и полно с точки зрения норм литературного языка, при этом допущено не более одной речевой ошибки, не влияющей на содержание высказывания.

    Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2—3 речевые ошибки, которые сам же исправляет, 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно (раскрывает тему не полностью) и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, допускает 4—5 речевых ошибок. При этом речь ученика недостаточно выразительна.

    Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл (фактические ошибки), беспорядочно и неуверенно излагает материал, не умеет употреблять изученные слова и конструкции, допускает более 5—6 речевых и грамматических ошибок.

   Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, что в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

     При оценке диалогической речи учитывается умение учащихся вести разговор на определенную тему, правильно оформлять вопросы и ответы как грамматически, так и интонационно. Необходимо учитывать также количество реплик (вопросов, ответов), состоящих из полных или неполных предложений, умение включиться в диалог и поддерживать его.

    Примерное количество реплик каждого участника диалога: в V—VII классах — от трех до пяти.

    Оценка «5» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать на них, с достаточной полнотой  раскрывая содержание картины, темы, особенности ситуации; правильно интонирует вопросительные и утвердительные предложения-реплики, употребляет слова в нужной грамматической форме, использует при этом разнообразные синтаксические конструкции. Допустимы 1—2 речевые ошибки.

   Оценка «4» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать собеседнику, передавая основное содержание картины, темы, специфику ситуации, но допускает 2—3 речевые ошибки.

   Оценка «3» ставится, если ученик может задавать, хотя и с трудом, вопросы и отвечать на некоторые из них, но при этом затрудняется в оформлении ответов и допускает 3—5 речевых ошибок.

   Оценка «2» ставится, если ученик затрудняется в составлении вопросов и ответов на заданную тему, ситуацию и допускает большое количество ошибок, речь изобилует продолжительными паузами.

2. Оценка диктанта.

   Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

   Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.

    При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и союзы) также считаются за отдельные слова.

Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество слов, как в диктантах предыдущего класса, затем  в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III четверти число слов в диктанте должно достигать указанной для каждого класса нормы.

   Проверочный диктант по определенной теме должен включать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготовленность учащихся по всем изученным ранее темам.

Объем текстов для диктантов для    VI класса -   80—100 слов.

    При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

При оценке диктантов (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в переносе слов;

5) на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы;

6) в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные

написания, искажающие звуковой облик слова.

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях:

- слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;

— трудного различения частиц не и ни в сочетаниях не кто иной, как...; не что иное, как..., никто иной не...; ничто иное не...;

-  слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4)  в написании ы и и после приставок;

5)  в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7)  в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

   Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипной ошибкой считается написание орфограммы, регулируемой одним правилом, например, правописание безударных гласных, не с глаголами, дефис после приставок и наречиях, н и нн в прилагательных, образованных от существительных и т. д. При этом первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

    Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются на одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

    Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценки диктантов следующие:

     Оценка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

    Оценка «4» выставляется при наличии и работе трех орфографических и трех пунктуационных ошибок, или двух орфографических и четырех пунктуационных, или пяти пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

    Оценка «3» выставляется при наличии пяти орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или четырех орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или девяти пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.
 
Оценка «2» ставится при наличии восьми орфографических и восьми пунктуационных ошибок, или семи орфографических и девяти пунктуационных, или шести орфографических и десяти пунктуационных, или девяти орфографических и семи пунктуационных.
   При некоторой вариативности количества ошибок следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Такой предел для оценки «
З»— пять орфографических ошибок  Для оценки.«2» — девять орфографических ошибок.
   Усвоение орфографии по определенной теме или разделу можно проверить при помощи
словарного диктанта1. Начиная с V класса, словарные диктанты могут быть как обучающие, так и контрольные.
Словарный диктант  может состоять из 15 - 20 слов.

    В диктант целесообразно включать слова, содержащие специфические трудности (непроизносимые согласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные и т. д.).

    При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

    Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

    Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

    Оценка «3»   ставится  за  диктант, 3—4 ошибки.

    Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

    В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Объем диктанта может быть сокращен примерно на 15 слов, если он сопровождается дополнительным заданием.

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится, если все задание выполнено правильно;  
оценка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 задания;

оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания;

оценка «2» ставится за работу, в которой правильно выполнено менее половины задания;

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

 3. Оценка сочинений и изложений

    Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

     Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведения или законченные по смыслу, безукоризненные по языку тексты, принадлежащие к разным типам речи и стилю (в зависимости от программного учебного материала того или другого класса). Тексты для изложений должны отвечать требованиям нравственно-эстетического воспитания учащихся и содержанию учебной программы данного класса.

     С помощью изложений проверяют умения раскрыть тему данного текста, передать его основную мысль, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические знания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.

    Текст изложения должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания выписать их на классной доске.
  Примерный объем текстов для изложения  в VI классе — 120—170 слов.

    Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким:

для V—VI классов — 0,5—1 страница,

    К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития.

    С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

    Кроме того, при оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить текст на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка. Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки — по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оцениваются по следующим критериям:

-  соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

-  правильность фактического материала;

-  последовательность и логичность изложения.

   При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Критерии оценки изложений я сочинений:

Оценка

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание   работы   полностью   соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание   изложено   последовательно (по плану или без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (с незначительными отклонениями от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.

3. Имеются   незначительные    нарушения в последовательности изложения мыслей.

4. Лексический  и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

5. Стиль   работы   отличается   единством и достаточной выразительностью.

6. Допускаются не более 2 недочетов в содержании и 3—4 речевые ошибки.

Допускается: 3 орфографические, 3 пунктуационные и  3 грамматические ошибки.

«3»

1. Допущены существенные отклонения от темы.

2. Имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, ветречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок.

Допускается: 5 орфографических, 5 пунктуационных и 5 грамматических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность в изложении, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими  однотипными   предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи  неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. В работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7—8

орфографических, 8 пунктуационных и 8 грамматических ошибок.

Примечания:

1. При оценке сочинения  необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

4. Оценка обучающих работ

     Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

    При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

    Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимы и 2 исправления ошибок.

     Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

     Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

6. Выведение итоговых оценок

     За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

     Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

    При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».

    В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

    Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся V—IX классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.

График

контрольных работ

№ п/п

Тема

Вид контроля

срок

календ.

факт

Правописание корней

диктант

14.10

словообразование

Диктант с грамматическим заданием

13.11

Имя существительное

изложение

28.11

Имя существительное

тест

23.11

Глагол

Диктант с грамматическим заданием

6.02

Имя прилагательное

диктант

10.03

Имя числительное

диктант

9.04

Местоимение

диктант

12.05

Итоговая работа

тест

28.05

Литература и средства обучения

  1. Ф.Ю. Ахмадуллина, Г.Ф.Хайрутдинова, Р.Ю.Закирова. Русский язык. Учебник для 6 класса татарской средней общеобразовательной школы–Казань Издательство «Магариф», 2006
  2. З.Ф.Юсупова Обучение русским местоимениям в татарской школе ( лингводидактические основы) Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Л.З.Шакировой.-Казань Издательство «Магариф». 2002 г.
  3. Б.А. Макарова. 20 универсальных грамматических таблиц по русскому языку для достижения абсолютной орфографической грамотности 5-11 классы –АСТ Астрель. Москва.  2009 г.
  4. Василенко М.В., Денисова М.А., Лагутина Е.В. Русский язык. Справочник в таблицах и схемах 5-9 класс.-2007 г.
  5. Н.Ю. Кадашникова Русский язык 5-9 классы. Правила орфографии в таблицах и схемах   Дидактический материал –Издательство «Учитель» Волгоград 2009 г.
  6. М.М.Баронова Русский язык 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА-АСТ Астрель Москва -2009 г.
  7. Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов татарской школы- Казань, издательство «Магариф» 1997
  8. Барова Е.С, Богданова М.Р.  Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 6 класс. В  2 частях – М.: Баласс,2006.
  9. А.Б. Малюшкин Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 6 класс. Пособие для учителя-Творческий центр Москва 2009 г.
  10. О. Репина. Тесты по русскому языку. 6 класс. Справочное пособие. - М.:АСТ-ПРЕСС,  1999
  11.  «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  12. http://www.vedu.ru/ExpDic/
  13. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx
  14. http://www.gramma.ru/RUS/?id=12.0
  15. https://edu.tatar.ru/page2592.htm/cors/
  16. http://km.edu.tatar.ru/
  17. http://ruslit.ioso.ru/
  18. http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
  19. http://likbez.spb.ru/



Предварительный просмотр:

№ п/п четверть

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Календар ные сроки

по плану

Фактические сроки проведения урока

Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы

знания

умения

Общие учебные умения, навыки и способы

деятельности

1четверть-  27 часов

1

1

Русский язык как государственный язык Российской Федерации, РТ

1

2.09

Знать содержание и структуру учебного пособия; что язык является важнейшим средством человеческого общения.

Уметь анализировать текст

Владение диалогической речью

Беседа, работа с учебником

Повторение пройденного в 5 классе 3 ч.+2 р.р.

2

2

Словосочетание. Предложение

1

4.09

Знать понятия

«словосочетание», «предложение»

Уметь выделять словосочетания из предложений; определять вид предложения по цели высказывания; связывать слова в предложении

Умение работать с различными источниками информации

Диалог, тренировочные упражнения

3

3

Лексика. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слова.

1

5.09

Знать основные лексические понятия; понятие о лексическом и грамматическом значении слова

Уметь работать с разными видами словарей; отличать омонимы от многозначных слов;

Умение работать со словарем

Работа с учебником, практикум

4

4

Фонетика и графика. Морфемы в слове. Части речи.

1

9.09

Знать основные орфограммы, изученные в 5 классе; понятие  нормы русского языка; предмет изучения фонетики и орфоэпии.

Уметь применять алгоритмы выбора верного написания; работать с таблицами и схемами; производить фонетический разбор слова

Умение использовать таблицы, схемы

Практикум, вопросы учителя, тест

5

5

Р.р. Лексика. Культура речи. Повторение

1

11.09

Знать основные лексические понятия; понятие о лексическом и грамматическом значении слова

Уметь сравнивать статьи в толковом словаре

Умение воспринимать устную речь, работать со словарем

Беседа по вопросам учителя,

6

6

Р. Р. Текст как речевое произведение. Устное сочинение «Лето- прекрасная пора»

1

12.09

Знать особенности стилей речи,   сферу употребления,   типичную ситуацию речевого общения,   задачу   речи,   умение использовать в речи существительные-синони- мы, прилагатель- ные-синонимы,      глаголы-синонимы  для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного   повтора одних и тех же слов.

Уметь составлять тексты  разных типов  речи,  опознавать стили речи, учитывать их особенности при создании текстов

Умение владеть монологической и диалогической речью

Творческая работа

Лексика и фразеология. Культура речи 4 ч.+3р.р.

7

Однозначные и многозначные слова

1

16.09

Знать основные лексические понятия; понятие о лексическом и грамматическом значении слова.

Уметь работать с разными видами словарей; отличать омонимы от многозначных слов;

Умение работать с различными словарями

Работа с учебником, тренировочные упражнения,

8

8

Р.речи. Изложение «Чехов в Крыму»

1

18.09

Знать особенности изложения близкого к тексту

Уметь адекватно передавать содержание текста с заданной степенью свёрнутости

Умение  передавать в развернутом виде содержание прочитанного текста.

Творческая работа

9

9

Синонимы.

1

19.09

Знать/ понимать определение синонимов; различие синонимов( оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью); словари синонимов;  роль синонимов в речи

Уметь употреблять синонимы в качестве средства межфразовой связи;  подбирать синонимы к данному слову

Умение подбирать аргументы, формулирование выводов

Работа с текстами, беседа

10

10

Омонимы.

1

23.09

Знать определение термина, чем отличаются омонимы от многозначных слов.

Уметь находить в толковом словаре омонимы; отличать омонимы от многозначных слов

Умение подбирать аргументы, формулирование выводов

Работа с текстами, беседа

11

11

Фразеологизмы

1

25.09

Знать/ понимать термин «фразеологизмы»

Уметь употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи; пользоваться фразеологическими словарями; подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы

Умение подбирать аргументы, формулирование выводов

Работа с текстами, беседа

12

12

Р. речи Виды и способы связи предложений в тексте.

1

26.09

Знать виды и способы связи предложений в тексте

Уметь связывать предложения в тексте с помощью местоимений, глаголов, наречий, союзов

Создание письменных высказываний

Творческая работа

13

13

Р.речи. Текст, его признаки. Тема и основная мысль текста. Подготовка к домашнему сочинению.

1

30.09

Знать признаки текста;

важность обогащения лексического запаса

Уметь определять тему и формулировать основную мысль текста.

Создание письменных высказываний

Творческая работа

Словообразование. Орфография. Культура речи. 15ч.+2р.р.

14

14

Словообразование. Орфография. Корень слова.

1

2.10

Знать о лексическом значении слова и закреплённости его в корне, способы образования слов; способы проверки слов с орфограммами в корне. Иметь представление о корневой омонимии

Уметь различать однокоренные слова и формы слова; находить, подбирать и образовывать однокоренные слова; находить корень, подбирая родственные слова

Умение приводить примеры,подбирать аргументы

Работа с учебником, тренировочные упражнения

15

15

Чередование звуков в корне слова. Правописание чередующихся согласных.

1

3.10

Знать понятие чередование , основные чередования гласных и согласных

Уметь выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками

Умение приводить примеры,подбирать аргументы

Тренинг, беседа

16

16

Буквы а и о в корне –кас-, -кос-

1

7.10

Знать / понимать правило чередования гласных в корне

Уметь выделять  корни с чередованием гласных; писать и произносить слова с чередующимися гласными

Умение приводить примеры,подбирать аргументы

Вопросы учителя, работа с учебником

17

17

Буквы а и о в корне -зар-, - зор-, -гар -,

 -гор-.

1

9.10

Знать / понимать правило чередования гласных в корне

Уметь выделять  корни с чередованием гласных; писать и произносить слова с чередующимися гласными

производить морфемный и словообразовательный разбор имён существительных; находить изученные орфограммы в именах существительных ,

определять тип и вид орфограмм, правильно писать

слова с названными в теме

орфограммами;

Вопросы учителя, работа с учебником

18

18

Буквы а и о в корне _лаг-, -лож-, -раст,

 -рос-

1

10.10

Знать / понимать правило чередования гласных в корне

Уметь выделять  корни с чередованием гласных; писать и произносить слова с чередующимися гласными

Вопросы учителя, работа с учебником

19

19

Контрольный диктант по теме  «Правописание корней»

1

14.10

Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Морфемика. Орфография»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

20

20

Буквы з и с на конце приставок. Ы и И после приставок

1

16.10

Знать способ действия при выборе з-с на конце приставок

Уметь владеть этим способом; разграничивать значение, произношение и написание слов типа сдать и здесь

производить морфемный и словообразовательный разбор имён существительных; находить изученные орфограммы в именах существительных (в том

числе, ы, и после ц, слитное/

раздельное написание не),

определять тип и вид орфограмм, правильно писатьслова с названными в теме

орфограммами;

21

21

Правописание приставок при-, пре-

1

17.10

Знать значение слов с приставками пре-/ при-

Уметь правильно писать гласные в приставках пре-/при-; различать значение и написание одинаковых по звучанию слов с этими приставками; подбирать синонимы и антонимы к словам с приставками пре-/при

Тренировочные упражнения, выборочный диктант

22

22

Выполнение упражнений по теме «Приставки пре-, при-»

1

21.10

Знать значение слов с приставками пре-/ при-

Уметь правильно писать гласные в приставках пре-/при-; различать значение и написание одинаковых по звучанию слов с этими приставками; подбирать синонимы и антонимы к словам с приставками пре-/при

Словарный диктант

23

23

Беглые гласные о и е

1

23.10

Уметь выделять части слов с беглыми гласными; произносить и писать слова с беглыми гласными

Упражнения, работа с учебником

24

24

Образование слов с помощью суффикса и приставки. Основные способы образования слов

1

24.10

Знать понятие этимология слова; основные способы образования слов; лексическое значение некоторых приставок и суффиксов;

Уметь определять способ образования слова ( от чего и с помощью чего образовано слово); производить словообразовательный разбор

Выполнение упражнений, разбор слов

25

25

Сложные слова

1

28.10

Знать понятие «сложное слово»

Уметь применять полученные знания на письме

Выборочный диктант, тренировочные упражнения

26

26

Сложносокращенные слова

1

30.10

Знать понятие сложносокращенные слова; способы их образования

Уметь правильно читать сложносокращенные слова, определять как они образованы; связывать сложносокращенные слова с глаголами прошедшего времени

Тренинг,упражнения

27

27

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

31.10

Знать различия словообразовательного   разбора   и   разбора слова по составу,

уметь определять значения морфем, группировать   слова   по   общности словообразовательных признаков и общности морфем, производить     словообразовательный разбор и разбор слова по составу

Словарный диктант Упражнения

II четверть -20 часов

28

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование»

1

13.11

Уметь определять тему, основную  мысль,   тип,   стиль  речи, выполнять задания по грамматике на основе исходного текста

Контрольный диктант с грамматическим заданием

29

2

Работа над ошибками.

Р.р. Виды смысловых связей в тексте.

1

14.11

Знать различия словообразовательного   разбора   и   разбора слова по составу, уметь определять значения морфем, группировать   слова   по   общности словообразовательных признаков и общности морфем, производить     словообразовательный разбор и разбор слова по составу

Опознавать   изученные   орфограммы в слове, группировать их,   разграничивать   написания проверяемых   гласных   от   непроверяемых

Знать понятия «цепная» и «параллельная» связь предложений

Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки,  корректировать и редактировать готовый текст

Уметь устанавливать смысловую связь предложений в текстах повествования и описания

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

умение перефразировать мысль

Работа над ошибками, словарный диктант;

работа над текстом

30

3

Р. речи Стили речи. Разговорный стиль. Художественный стиль

1

18.11

Знать стили речи

Уметь различать стили речи

Творческая работа

Имя существительное 14 +2р.р.

31

4

Имена существительные женского, мужского, среднего рода. Одушевленные и неодушевленные им. сущ.

1

20.11

Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний  имен существительных, синтаксическую роль     в     предложении,     выразительную роль имен существительных в речи. Уметь распознавать    существительные    на основе общего значения, морфологических   признаков,   синтаксической     роли,     типичных суффиксов и окончаний

Уметь воспринимать текст на слух, выделять существительные в нем. В художественном тексте узнавать    приемы    олицетворения, безошибочно писать падежные окончания существительных

Распознают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; приводят соотвеиствующие примеры

Беседа по вопросам, работа с учебником

32

5

Р. речи  Рассуждение и его построение. Навыки речевого этикета. Поздравление. Пожелание.

1

21.11

Уметь пользоваться формами этикета в устной и письменной речи

Определяют основную и второстепенную информацию

Творческая работа

33

6

Имена существительные общего рода.

1

25.11

Знать   об   именах   существительных   общего   рода

Уметь опознавать  их,   согласовывать подлежащее   -   существительное общего рода и сказуемое, употреблять в речи

Распознают имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводят соотвеиствующие примеры

Выботочный диктант, упражнения

34

7

Склонение им. существительных.I склонение. Правописание падежных окончаний существительных I скл.

1

27.11

Знать окончание имен существительных I склонения

Уметь определять падеж существительных с помощью падежных вопросов; правильно писать падежные окончания

Группируют имена существительные по заданным морфологическим признакам

Упражнения, тренинг

36

8

II склонение. Правописание падежных окончаний.

1

28.11

Знать окончание имен существительных II склонения

Уметь определять падеж существительных с помощью падежных вопросов; правильно писать падежные окончания

Группируют имена существительные по заданным морфологическим признакам

Практикум, упражнения

35

9

Р. речи Контрольное изложение «Ёлочка»

( Магариф  2003 №4)

1

2.12

Знать согласование имен прилагательных с именами существительными и глаголами прошедшего времени с существительными.

Уметь передавать содержание прочитанного текста

Творческая работа

37

10

III склонение. Правописание падежных окончаний

1

4.12

Знать окончание имен существительных III склонения

Уметь определять падеж существительных с помощью падежных вопросов; правильно писать падежные окончания

Группируют имена существительные по заданным морфологическим признакам

Практикум, упражнения

38

11

Склонение существительных во множественном числе (туч, ножей. врачей). Склонение сущ-ых на йй, ия, ие.

1

5.12

Знать правописание существительных на шипящий в род. п. мн. числа

Уметь правильно писать падежные окончания существительных на -ия, -ий. -ие

Определяют род, число, подеж, тип склонения имен существительных

Практикум, упражнения

39

12

Разносклоняемые существительные. Существительные на –мя

1

9.12

Знать, что существительные на -МЯ  и  слово  ПУТЬ  находятся вне склонений;  правило склонения   существительных   на   -МЯ.

Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных,      обосновывать выбор гласной в окончаниях

Умение определять основную и второстепенную информацию

Объяснительный  диктант. Тренировочные упражнения

40

13

Склонение существительных мать и дочь

1

11.12

Уметь употреблять в устной и письменной речи падежные формы существительных мать, дочь

Практикум. упражнения

41

14

Несклоняемые имена существительные

1

12.11

Знать несклоняемые существительные

Уметь определять род и падеж имен существительных, согласовывать прилагательные с несклоняемыми  существительными и сложносокращенными словами; употреблять в речи несклоняемые собственные имена

Распознают несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, приводят соотвеиствующие примеры;

правильно употребляют несклоняемые имена существительные

Практикум, упражнения

42

15

Образование имен существительных с помощью наиболее употребительных суффиксов. Гласные в суффиксах –ек-, -ик-.

1

16.12

Знать образование имен существительных с помощью существительных

Уметь правильно произносить суффиксы, употреблять в речи в соответствии с их значением

Умение строить логические цепи рассуждений

Работа с учебником, тренинг

43

16

Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях сущ- ых

1

18.12

Знать правописание слов с гласными после шипящих

Уметь переводить предложения с родного языка на русский, соблюдая правила образования и написания слов в русском языке

Умение строить логические цепи рассуждений

Тренинг, упражнения

44

17

Буквы щ и ч в суффиксах –щик-, -чик-.

1

19.12

Знать правило выбора согласного в суффиксах

Уметь правильно писать согласные в суффиксах -чик,-щик

Умение строить логические цепи рассуждений

Объяснительный диктант, тест

45

18

Правописание не с существительными Морфологический разбор существительных

1

23.12

Знать правописание не с существительными

Уметь разграничивать не- приставку и не -часть корня; правильно (слитно и раздельно) писать не с существительными; использовать в речи существительные- синонимы с не и без не

Умение строить логические цепи рассуждений

Словарный диктант

46

19

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

25.12

Уметь использовать полученные знания

Диктант

Глагол. 14 ч.+1ч. р.р

47

20

Вид глагола. Глаголы со словообразующими и формообразующими   приставками

1

26.12

Знать виды  глаголов

Уметь дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида; правильно образовывать, писать видовые формы глагола

характеризовать значе-

ние, морфологические призна-

ки, различать способы слово-

образования глаголов, производить морфологический, словообразовательный и морфемный разбор глаголов; находить и правильно писать глаголы с изученными буквенными и небуквенными орфограммами,

группировать глаголы с разными видами орфограмм, определять синтаксическую роль глаголов, различать простое.и сложное предложение

Группируют глаголы по заданным морфологическим признакам; соблюдают видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте

Умение осознавать качество и уровень усвоения

Выбирают форму глагола для выражения разной разной степени категоричности при выражении волеизъявления

Распознают разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, приводят соответствующие примеры

Распознают переходные и непереходные глаголы, приводят соответствующие примеры

Выполнение упражнений, практикум

III четверть-   30 часов

48

1

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов

1

13.01

Знать корни с чередованием гласных

Уметь дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида; правильно образовывать, писать видовые формы глагола

Тренинг, беседа

49

2

Глаголы несовершенного вида с суффиксом

 –ва.

1

15.01

Знать способы образования видовых пар глагола

. Уметь использовать эти навыки в речи.

Тренинг, ответы на вопросы

50

3

Глаголы несовершенного вида и совершенного вида с разными корнями и основами

1

16.01

Тест, упражнения

51

4

Глаголы движения с приставками и без приставок.

1

20.01

Знать глаголы движения с приставками, имеющими пространственное значение.

Уметь употреблять в связной речи бесприставочные глаголы движения; употреблять приставочные глаголы движения совершенного и несовершенного вида; распознавать глаголы  движения в переносном значении

Беседа по вопросам

52

5

Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Изменение глаголов настоящего времени, будущего времени.

1

22.01

Знать видовременные формы глагола.

Уметь устанавливать форму изъявительного наклонения и форму времени глагола ; соотносить вид и время глагола; изменять глаголы настоящего, будущего (простого и сложного) времени и правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения.

Беседа, практикум, проблемные задания

53

6

Правописание личных безударных окончаний глагола 

23.11

54

7

Разноспрягаемые глаголы и их правописание.

1

27.01

Знать разноспрягаемые глаголы и их правописание,

Уметь правильно образовывать личные формы разноспрягаемых глаголов; правильно употреблять разноспрягаемые глаголы в устной и письменной речи

Практикум, упражнения, индивидуальные задания

55

8

Переходные и непереходные глаголы

1

29.01

Знать различия переходных и непереходных глаголов в значении и сочетаемости с падежными формами существительных.

Уметь разграничивать переходные и непереходные глаголы; правильно сочетать переходные глаголы с существительными, числительными, местоимениями в форме винительного падежа без предлога; сочетать переходные глаголы с существительными

Практикум, задания в карточках

56

9

Условное наклонение. Значение, образование, правописание глаголов условного наклонения

1

30.01

Знать значение, образование и правописание глаголов условного наклонения

Уметь определять глаголы условного наклонения и правильно употреблять их в связной речи; строить СПП предложения с условными придаточными

Беседа, проблемные задания

57

10

Повелительное наклонение

1

3.02

Знать значение, образование и правописание глаголов повелительного наклонения.

Уметь употреблять видовые формы глаголов повелительного наклонения в речи, определять их значение:  повеление, категорическая просьба (совершенный вид), призыв к повторным, длительным действиям (несовершенный вид), приглашение, просьба (несовершенный вид), запрещение при отрицании (несовершенный вид);  интонационно оформлять высказывание, содержащее глаголы повелительного наклонения, и правильно употреблять их в речи; правильно писать глаголы повелительного наклонения; переводить предложения с глаголами повелительного наклонения с родного на русский язык.

Беседа, практикум проблемные задания

58

11

Развитие речи. Изложение по тексту

« Ежик»( упр 480)

1

5.02

Уметь употреблять глаголы в качестве разных типов сказуемых; употреблять неопределенную форму глагола в роли главных и второстепенных членов предложения; использовать соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых в разных типах речи (повествовании, описании);

использовать видо-временные формы глаголов как средство межфразовой связи в тексте.

разграничивать простые и сложные предложения, предложения с

прямой и косвенной речью,

пунктуационно оформлять

предложения с разными смысловыми отрезками, составлять схемы предложений и

конструировать предложения

по схемам, определять роль знаков препинания в предложениях

Творческая работа

59

12

Синтаксическая роль глагола.

Морфологический разбор глагола

1

6.02

Знать синтаксическую роль глагола

Уметь разбирать предложения

Аналазируют и характеризуют общекатегариальное значение, морфологические признаки глагола, определяют его синтаксическую функцию

Упражнения, разбор глагола

60

13

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1

10.02

Уметь определять глагол по его морфологическим признакам.

Умение осознавать качество и уровень усвоения

Контрольный диктант с грамматическим заданием

61

14

Работа над ошибками

1

12.02

Уметь опознавать глаголы на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний, различать однокоренные глаголы и правильно употреблять их в речи

Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Работа над ошибками


Имя прилагательное 10 ч.+1 ч. р.р

62

15

Значение, основные морфологические признаки имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именами существительными

1

13.02

Знать род, число, падеж прилагательных как показатель их зависимости от существительных

Уметь  работать с деформированным повествовательным текстом

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определяют его синтаксическую роль

Индивидуальные задания

63

16

 Склонение имен прилагательных в единственном числе

1

17.02

Уметь образовывать, правильно произносить и писать падежные формы прилагательных единственного числа в связной речи

владеть разными вида-

ми аудирования, механизмами

и приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, вычитывать разные

виды текстовой информации,

перерабатывать и преобразовывать информацию (текст,таблица, вопросы, ключевые

слова), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждение,

соблюдать языковые нормы

речевого общения, осуществлять речевой самоконтроль,

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

упражнения

64

17

Падежные окончания прилагательных с основой на шипящий.

1

19.02

Знать падежные  окончания прилагательных

Уметь правильно произносить и писать падежные окончания прилагательных с основой на шипящий

Выборочный диктант

65

18

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

1

20.02

Знать склонение имен прилагательных во множественном числе

Уметь образовывать и правильно употреблять падежные формы прилагательных множественного , числа в устной и письменной речи.

Словарный диктант

66

19

Качественные прилагательные. Их значение, морфологические признаки.

1

24.02

Знать  разряды прилагательных

Уметь разграничивать имена прилагательные в зависимости от характера признака, выраженного ими, морфологических особенностей;

ставить вопросы к притяжательным прилагательным, употреблять их в речи и писать Ь перед падежными окончаниями;

Различать качественные, относительные

и притяжательные прилагательные, группировать прилагательные по заданным при-

знакам, определять синтаксическую роль полной и краткой формы, производить морфологический разбор прилагатель

ных

Составление сказки по данному началу

67

20

Относительные прилагательные. Их значение, морфологические признаки.

1

26.02

Уметь разграничивать имена прилагательные в зависимости от характера признака, выраженного ими, морфологических особенностей;

ставить вопросы к притяжательным прилагательным, употреблять их в речи и писать Ь перед падежными окончаниями

Выборочный диктант, работа с текстами

68

21

Притяжательные прилагательные Их значение, морфологические признаки.. Полные и краткие имена прилагательные.

1

27.02

Знать разряды прилагательных.

Уметь разграничивать имена прилагательные в зависимости от характера признака, выраженного ими, морфологических особенностей; ставить вопросы к притяжательным прилагательным, употреблять их в речи и писать Ь перед падежными окончаниями правильно образовывать краткие формы прилагательных  и употреблять их в речи; правильно произносить краткие прилагательные с учетом перемещения ударения при изменении их по родам и числам;

Употреблять  краткие прилагательные в роли сказуемых  в книжной речи.

Упражнения, работа с текстами, учебником,

69

22

Р. речи  Сочинение по картине И.И. Шишкина «Зима»

1

3.03

Уметь разграничивать имена прил. в зависимости от характера признака, выраженного ими и морфологического признака, составлять словосоч. и предл.

наблюдать за особенностями использования прилагательных в текстах-описаниях,

составлять рассказ

Творческая работа

70

23

Степени сравнения качественных имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Превосходная степень имен прилагательных

1

5.03

Знать    способы    образования сравнительной степени, способы    образования превосходной степени, закономерности чередования согласных в корне при образовании форм    простой    превосходной степени

Уметь образовывать простую и составную формы превосходной степени и употреблять их в речи с учетом сферы использования.

распознавать

полные и краткие формы прилагательных, правильно обра-

зовывать формы сравнения

(сравнительную и превосходную), анализировать и образовывать простую и составную форму сравнения

Упражнения, беседа по вопросам

71

24

Морфологический разбор имени прилагательного. Синтаксическая роль имен прилагательных

1

6.03

Знать морфологические   признаки   имени   прилагательного 

Уметь использовать имена прилагательные в роли согласованного определения и именной части составного именного сказуемого;

употреблять прилагательные в прямом и переносном значениях;

подбирать к прилагательным синонимы и антонимы;

пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и устранения неоправданных повторений одних и тех же слов;

использовать в тексте имена прилагательные как одно из средств межфразовой связи;

употреблять имена прилагательные в художественной и научной речи.

производить морфологический разбор прилагательных, применять нормы

согласования прилагательных

с существительными в практике речи, наблюдать за особенностями использования прилагательных в текстах-описаниях

Разбор прилагательных, предложений

72

25

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

10.03

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС

Контрольный диктант

Имя числительное 8 ч.+2 ч. р.р

73

26

Имя числительное как часть речи. Значение, грамматические особенности.

1

12.03

Знать общее значение   числительного,   морфологические признаки, синтаксическую    роль    в    предложении

Уметь разграничивать числительные и другие части речи ( числовым значением; разграничивать количественные и порядковые чист тельные по значению и вопросам (сколько? который?);        употреблять в устной и письменной речи количествен ные числительные в роли подлежащего и сказуемого, порядковые числительные — в роли определения

владеть разными видами чтения и аудирования,

извлекать информацию из

словарей и источников, пред-

ставленных в разных формах

(текст, схема, таблица), преоб-

разовывать информацию (в

таблицу, схему, алгоритм,

ключевые слова), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждение.

М/к: учитывать разные  мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве, строить связное монологическое высказывание, вы-

ступать перед аудиторией

сверстников, осуществлять

взаимный контроль и оценивать речевое высказывание,

характеризовать значение и

морфологические признаки

количественных числительных, отличать количественные числительные от слов других частей речи с числовым

значением, распознавать простые, сложные и составные

количественные числительные,  различать целые, дробные, собирательные числительные, группировать числительные по заданным признакам, склонять целые, дробные

и собирательные ислительные, писать изученные орфограммы в числительных (букву

и в безударных падежных

окончаниях, букву ь в сложных числительных), устанавливать связь числительного с

существительным, определять

синтаксическую роль, производить морфологический разбор

числительных.

Работа над текстом, упражнения

74

27

Р. речи

 Официально- деловой стиль. Объявление, приглашение, расписка, почтовый перевод

1

13.03

Знать признаки официально-делового стиля

Уметь разграничивать числительные и другие части речи ( числовым значением; разграничивать количественные и порядковые чист тельные по значению и вопросам (сколько? который?);        употреблять в устной и письменной речи количествен ные числительные в роли подлежащего и сказуемого, порядковые числительные — в роли определения

Творческая работа

75

28

Числительные простые , сложные, составные.

1

17.03

Знать признаки   простых и  составных, сложных   числительных

Уметь различать имена числительные по составу; сочетать имена числительные с существительными в составе словосочетаний, предложений

Выборочный диктант, упражнения

76

29

Р. речи  Сжатое изложение.  (упр. 581)

1

19.03

Уметь сжато передавать содержание прочитанного текста

Творческая работа

77

30

Количественные числительные. Правописание  произношение количественных числительных

1

20.03

Знать условия    употребления мягкого знака на конце и в середине   числительных

Уметь произносить и правильно писать количественные числительные в составе словосочетаний, предложений и текста;

употреблять числительные в деловой и научной речи; обозначать приблизительное число предметов с помощью сочетания количественного числительного и существительного: минут пять, километров двадцать).

Упражнения, беседа по вопросам

IV четверть- 28 часов

78

1

Склонение количественных числительных

5-20,30

1

2.04

Знать склонение количественных числитель ных 5-20, 30

Уметь правильно образовывать падежные формы числительных;

употреблять числительные один, два, три, четыре в устной и письменной речи;

сочетать числительные один (одна, одно), два (две) с существительными;

произносить и правильно писать количественные числительные от пяти до двадцати, тридцать в составе словосочетаний, предложении и текста.

Выполнение упражнений

79

2

Порядковые числительные

1

3.04

Знать признаки порядковых числительных,     правила     согласования их с существительными

Уметь ставить вопросы к порядковым числительным (кото рый? которой? которое? которые?);

образовывать порядковые числительные от простых и производных колич-ых числительных, обозначающих целые числа (пять — пятый, пятнадцать — пятнадцатый);

образовывать порядковые числительные от составных количественных числительных (пятьсот шестьдесят пятый);

-согласовывать порядковые числительные с существительными в роде

-употреблять падежные формы порядковых числительных в устной и письменной речи

стремиться к координации действий в сотрудничестве, строить связное монологическое высказывание, вы-

ступать перед аудиторией

сверстников, осуществлять

взаимный контроль и оценивать речевое высказывание

80

3

Морфологический разбор имени числительного

1

7.04

Уметь разграничивать порядковые  и  количественные числительные;   правильно   согласовывать их с существительными, употреблять   в   речи,   определять    сходства    морфологические и синтаксические порядковых числительных  с  именами прилагательными, употреблять порядковые    числительные    в косвенных падежах,  использовать числительные с существительными в названии дат, в составлении деловых бумаг, определять синтаксическую роль в предложении; производить морфологический разбор числительного

строить связное монологическое высказывание, вы-

ступать перед аудиторией

сверстников,

Словарный диктант

81

4

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

1

9.04

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками  на уровне ОС.

Контрольный диктант

82

5

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1

10.04

Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы, сравнивать и анализировать языковые факты.

Работать со словарем

Работа над ошибками, словарный диктант

Местоимение 12+1 ч. р.р

83

6

Личные местоимения, их значение

1

14.04

Уметь употреблять личные местоимения в прямом и косвенном падежах

Использовать таблицы, схемы

тестиование

84

7

Роль местоимений в предложении

1

16.04

Знать   особенности   местоимения как части речи (указательно -заместительная     функция), особенности                  лексико-граммати- ческого         значения, роль местоимения как средства связи   предложений   в   тексте, синтаксичес- кую   функцию местоимения; находить    местоимения в тексте, правильно их употреблять

Разбор предложений, упражнения

85

8

Разряды местоимений. Морфологические признаки, синтаксическая роль.

1

17.04

Уметь находить    местоимения в тексте, правильно их употреблять

Использовать таблицы, схемы

Ответы на вопросы, упраднения

86

9

Возвратное местоимение себя

1

21.04

Знать особенности   склонения местоимения   СЕБЯ,   лексическое значение.

Уметь определять разряд местоимения по значению, по соотношению с другими частями речи;

 употреблять падежные формы возвратного местоимения, соотнося их со словами любого рода и числа (Брат купил себе книгу. Сестра купила себе книгу. Мы купили себе книгу.)    — употреблять фразеологизмы с местоимением себя (себе на уме, прийти в себя и др.).

Упражнения, беседа

87

10

Вопросительные местоимения, их значение в речи

1

23.04

Знать назначение     вопросительных местоимений; особенности их склонения.

Уметь употреблять вопросительные местоимения в различных падежных формах в устной и письменной речи;

правильно употреблять при вопросительном местоимении кто  подлежащем глагол-сказуемое;

правильно интонировать предложения с вопросительными местоимениями;

правильно произносить и писать вопросительное местоимение чей? (чья? чье? чьи?) в разных падежных формах.

Использовать таблицы, схемы

Задания на индивидуальных карточках

88

11

Относительные местоимения, их значение в речи

1

24.04

Знать назначение  относительных местоимений, особенности их склонения, опознавать в тексте,  различать  относительные местоимения в сложном предложении;

Уметь определять относительные местоимения в письменной речи и устанавливать их роль в сложном предложении;

разграничивать вопросительные и относительные местоимения, сходные по звучанию и написанию;

составлять из простых предложений сложные, используя вместо личного местоимения относительное местоимение который; интонировать предложения с относительными местоимениями и ставить в них знаки препинания;

правильно определять синтаксическую роль относительных местоимений.

Использовать таблицы, схемы

Практикум, проблемные задания, упражнения

89

12

Притяжательные местоимения

1

28.04

Знать признаки   притяжательных    местоимений,    различия личных и притяжательных местоимений.

Уметь употреблять падежные формы притяжательных местоимений в устной и письменной речи;

употреблять для обозначения принадлежности формы родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, ее, их (книга);

правильно писать местоимение вы, ваш в соответствии с содержанием высказывании

Использовать таблицы, схемы

Беседа, проблемные задания,

90

13

Р. речи. Сочинение-рассуждение на тему «Почему местоимения его, её, их не только притяжательные»

1

30.04

Знать основные способы связи предложений в тексте.

Уметь создавать письменное монологическое высказывание

Уметь употреблять в речи местоимения.

пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего, поискового) и аудирования (ознакомительного, выборочного, детального), менять стратегию чтения

в зависимости от цели и вида чтения, извлекать, перераба- тывать и преобра- зовывать информа- цию (таблица, схема,

план, ключевые слова),анализировать, сравнивать, делать

выводы

Творческая работа

91

14

Указательные местоимения

1

1.05

Знать значение   указательных местоимений

Уметь употреблять падежные формы указательных местоимений в устной и письменной речи; использовать указательные местоимения как средство связи между предложениями и тексте.

Использовать таблицы, схемы

Беседа, практикум, проблемные задания

92

15

Определительные местоимения

1

5.05

Знать значение определительных местоимений, особенности изменения   местоимений   каждый, всякий, сам, самый

Уметь правильно произносить, и писать падежные формы определительных местоимении;

употреблять определи- тельные местоимения в соответствии с их значением в речи; строить предложения с определительными местоимениями

Беседа, практикум, упражнения

93

16

Морфологический разбор местоимений

1

7.05

Знать план разбора местоимений

Уметь производить устный и письменный разбор место имения

договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности, вы-

сказывать и обосновывать

свою точку зрения, выступать с сообщением и оценивать устное речевое высказывание, владеть монологической и диалогической формами речи.

Разбор местоимений

94

17

Повторение

1

8.05

Знать морфологические признаки,   порядок  морфологического разбора    местоимений.    

Уметь определять     морфологические признаки   местоимений,   производить     их     морфологический разбор,    безошибочно    писать местоимения, распознавать их и определять   разряд

договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности, вы-

сказывать и обосновывать

свою точку зрения, выступать с сообщением и оценивать устное речевое высказывание, владеть монологической и диалогической формами речи.

Тренинг. Выполнение упражений                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       контрольные вопросы

95

18

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

12.05

Контрольный диктант

Повторение изученного 8 ч.+ 2 ч. р.р.

96

19

Комплексное повторение. (Фонетика, лексика, культура речи, орфография) Выполнение упражнений

1

14.05

Уметь различать на слух и правильно произносить ударные и безударные гласные, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные, сочетать согласные, слова с непроизносимыми согласными

договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности, вы-

сказывать и обосновывать

свою точку зрения, выступать с сообщением и оценивать устное речевое высказывание, владеть монологической и диалогической формами речи.

Словарный диктант

97

20

Комплексное повторение. (Словообразование. Морфемика. Морфология)

1

15.05

Уметь распознавать части речи с учетом   разных   признаков   слов, уметь  определять  синтаксическую роль в предложении, выразительно читать тексты, выбирая   наиболее   подходящий для содержания и настроения тон речи. Понимать взаимосвязь морфемики и словообразо- вания, уметь    определять    основные способы        словообразования, правильно писать морфемы с опорой   на морфемно- словообразовательный   анализ слов,   распознавать   употребительные корни с чередованием, правильно    писать    наиболее распространенные слова с этими корнями,использовать   в речи    слова    с    суффиксами оценки, работать со словарям

договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности, вы-

сказывать и обосновывать

свою точку зрения, выступать с сообщением и оценивать устное речевое высказывание, владеть монологической и диалогической формами речи.

Разбор слов, тренинг, графический диктант

98

21

Комплексное повторение.

(Орфография, морфология, синтаксис, культура речи)

1

19.05

Уметь уместно   употреблять   в   речи разносклоняемые       существительные,   существительные   с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные в качестве  эпитетов,   глаголы   в составе фразеологических оборотов в прямом и переносном значении,      существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа, краткие и полные прилагательные в сравнительной и превосходной степени,   согласовывать   глаголы   в форме прошедшего времени с существительными  

договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности, вы-

сказывать и обосновывать

свою точку зрения, выступать с сообщением и оценивать устное речевое высказывание, владеть монологической и диалогической формами речи.

Тест, практикум, беседа

99

22

Правописание ь после шипящих. Гласные О, Е, Ё в разных частях слова после шипящих

1

21.05

Уметь опознавать части речи, выделять   морфему   с   орфограммой,   делать    правильный выбор и, зная условия выбора, делать обобщенные выводы на основе изученного

договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности, вы-

сказывать и обосновывать

свою точку зрения, выступать с сообщением и оценивать устное речевое высказы- вание, владеть монологической и диалогической формами речи.

Диалог, упражнения. Словарный диктант

100

23

Р. р. Типы речи. Текст и его признаки. Дорогами доброты.

Работа над сочинением-рассуждением «Я знаю очень доброго человека».

1

22.05

Уметь   доказывать     признаки текста (единство темы, наличие основной мысли, относи- тельная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь), уметь построить текст любого типа в соответ- ствии   с темой,   основной мыслью, выбранным    стилем речи, использовать    лексические и граммати-ческие средства связи предложений в тексте

договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности, вы-

сказывать и обосновывать

свою точку зрения, выступать с сообщением и оценивать устное речевое высказывание, владеть монологической и диалогической формами речи.

Творческая работа

101

24

Написание сочинения

1

26.05

102

25

Повторение. Итоговый тест за курс 6 класса.

1

28.05

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

тест

103

26

Работа над ошибками

1

29.05

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Работа над ошибками

104-105

27

28

Резервные уроки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....