РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме
Исследовательская работа посвящена раскрытию роли практического применения интегрированного урока русского языка и литературы в подготовке к сочинению-рассуждению в рамках ЕГЭ. Мы попытались исследовать учебно-методический материал по нестандартным формам проведения уроков; рассмотреть интеграцию как современную технологию интегрированных уроков обучения русскому языку и литературе; дать понятие об интегрированном уроке; изучить формы проведения интегрированных уроков; выявить особенности проведения интегрированных уроков русского языка и литературы; раскрыть особенности сочинения-рассуждения как вида творческого задания ЕГЭ.
В результате систематизации теоретико-методологических исследований, касающихся теоретических основ применения интегрированных уроков русского языка и литературы в подготовке к ЕГЭ в качестве основных выводов можно привести следующие положения:
1. Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. Большую роль в этом играют нестандартные формы проведения уроков.
2. Интеграция наиболее продуктивна в филологической области. Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского языка и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы.
3. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Обобщая и систематизируя материал, нам представилась возможность выявить особенности проведения интегрированных уроков русского языка и литературы; рассмотреть сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку. Ведь часть С предназначена для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Ведь одним из условий эффективности речевого развития учащихся на уроках литературы и русского языка является опора на межпредметные связи.
Весьма перспективным и интересным для дальнейшего исследования нам представляется возможность применения межпредметной интеграции русского языка и литературы с различными видами искусства с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся, развития их речи и мыслей, подготовить конкурентоспособную личность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Елабужский филиал Казанского (Приволжского) федерального университета
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Факультет русской филологии и журналистики ЕИ К(П)ФУ
Итоговая аттестационная (проектная) работа
РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
Работа выполнена:
Шакировой Эльвирой Фагимовной, учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т.Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ, слушателем курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы
Руководитель проекта:
Веревкина Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы КФУ
Работа допущена к защите:
Ивыгиной Аленой Александровной, к.ф.н. КФУ, старшим преподавателем кафедры русского языка и контрастивного языкознания
____________________
(подпись)
Елабуга, 21.10. – 01.11.2013 года
Содержание
Введение …………………………………………………………………………… | 3 |
ГЛАВА 1. Теоретические основы применения интегрированных уроков русского языка и литературы в подготовке к ЕГЭ …………………………….... | 7 |
1.1. Интеграция как современная технология интегрированных уроков обучения русскому языку и литературе …………………………………………. | 7 |
1.2. Понятие об интегрированном уроке ………………………………….... | 10 |
1.3. Формы проведения интегрированных уроков …………………..…….. | 13 |
ГЛАВА 2. Применение интегрированных уроков русского языка и литературы в процессе подготовки к ЕГЭ …………………………………..…... | 16 |
2.1. Особенности проведения интегрированных уроков русского языка и литературы …………………………………………................................................ | 16 |
2.2. Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ ………... | 22 |
Заключение ………………………………………………………………………… | 25 |
Список использованной литературы …………………………………………..… | 27 |
Приложения ……………………………………………………………………..… | 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа предполагает изучение теоретических основ и рассмотрение практического применения интегрированных уроков русского языка и литературы в процессе подготовки к ЕГЭ.
Отметим, что тема исследования, вынесенная в заглавие, выбрана не случайно и обусловлена рядом причин теоретического и практического характера.
Во-первых, изменением цели общего среднего образования, где разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий и форм проведения уроков.
Во-вторых, требованиями времени. Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определенных культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников. А формирование и развитие навыков речевого общения на уроках русского языка и литературы проходит на двух уровнях: на репродуктивном (адекватно понимать информацию текста) и продуктивном (создавать текст).
Таким образом, актуальность исследования определяется теоретическими сведениями и практическими рекомендациями для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом части С единого государственного экзамена по русскому языку (сочинению-рассуждению) во время интегрированного урока.
Объектом исследования является интеграция предметов как одного из форм подготовки к сочинению-рассуждению.
Предметом стала методика применения интегрированного урока как одного из способов подготовки к сочинению-рассуждению.
Поэтому целью данной работы стало раскрытие роли интегрированного урока русского языка и литературы как одного из форм подготовки к сочинению-рассуждению в части С ЕГЭ.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих конкретных задач:
– исследовать учебно-методический материал по нестандартным формам проведения уроков;
– рассмотреть интеграцию как современную технологию интегрированных уроков обучения русскому языку и литературе;
– дать понятие об интегрированном уроке;
– изучить формы проведения интегрированных уроков;
– выявить особенности проведения интегрированных уроков русского языка и литературы;
– раскрыть особенности сочинения-рассуждения как вида творческого задания ЕГЭ.
В решении названных цели и задач в работе применялись следующие методы лингвистического исследования:
– теоретический метод;
– метод анализа;
– практический метод.
В процессе изучения и описания обозначенной проблемы мы опирались на предшествующий опыт учителей русского языка литературы.
Научная новизна представленной работы состоит в том, что впервые был систематизирован опыт работы учителей русского языка и литературы по подготовке к части С ЕГЭ и представлено практическое применение этих знаний во время интегрированного урока.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что его результаты расширяют спектр научных взглядов на возможности интегрированного обучения русскому языку и литературе в современной школе в области установления системных связей филологических дисциплин и дополняют содержание вузовской методической подготовки студентов-филологов, конкретизируя его для реализации интеграции русского языка и литературы в профессиональной деятельности учителя-словесника.
Практическая ценность данного исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут найти применение в качестве ценной дополнительной информации как для школьников, сдающих единый государственный экзамен, так и для широкого круга читателей, интересующихся данной проблемой. Материалы могут быть востребованы в практике преподавания русского языка в его органичной связи с дисциплинами филологического цикла в школе; в вузовских курсах методики преподавания русского языка, методики преподавания литературы, во время педагогической практики студентов-филологов на IV и V курсах. Результаты исследования могут быть использованы для обновления содержания вузовских учебных курсов по методике преподавания русского языка и литературы. Кроме того, могут применяться в сфере подготовки научно-педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации учителей.
С учетом изложенных цели и задач определена структура данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указывается цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указываются методы, сообщается, в чем заключается научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов, определяется структура работы.
В первой главе «Теоретические основы применения интегрированных уроков русского языка и литературы в подготовке к ЕГЭ» исследуется учебно-методический материал по нестандартным формам проведения уроков; рассматривается интеграция как современная технология интегрированных уроков обучения русскому языку и литературе; дается понятие об интегрированном уроке; изучаются формы проведения интегрированных уроков.
Во второй главе «Применение интегрированных уроков русского языка и литературы в процессе подготовки к ЕГЭ» выявляются особенности проведения интегрированных уроков русского языка и литературы; раскрываются особенности сочинения-рассуждения как вида творческого задания ЕГЭ.
В заключении приводятся выводы в соответствии с поставленными целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список литературы включены исследования разного порядка, касающиеся обозначенной проблемы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы применения интегрированных уроков русского языка и литературы в подготовке к ЕГЭ
1.1. Интеграция как современная технология интегрированных уроков обучения русскому языку и литературе
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.
Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования Гельплинг: http://nsportal.ru.
Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. Большую роль в этом играют нестандартные формы проведения уроков Романова: http://nsportal.ru.
Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Интеграция – от латинского integer – целый, восстановление. Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения отдельного предмета. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего Мишурина: http://www.natapop.ru.
К вопросу интеграции в обучении обращались многие классики педагогической мысли: Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов, Дж. Дьюи, Г. Фрезинг, Е. Хофман.
В современной школе интеграция как технология и метод обучения, с одной стороны, это способ, помогающий связать в единое целое разрозненные части и элементы, с другой – установить взаимосвязь внутри системы. Такого рода внутренняя интеграция есть результат многообразных проявлений множественных связей Веременникова: http://do.gendocs.ru/docs/index-305541.html.
Итеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной Микушева: http://nsportal.ru.
Апробируются различные виды интеграции:
а) проблемная интеграция (предполагает обращение на уроке или на ряде уроков к одной и той же ключевой идее, которая становится не объектом для повторения, а примером для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления);
б) тематическая интеграция (создаётся общей темой урока, одновременно давая возможность развернуть главное содержание при обращении к разным аспектам);
в) межпредметная интеграция (в рамках урока сближаются предметы, близкие по способу познания мира: литература и МХК, музыка и литература, русский язык и литература, литература, музыка и ИЗО) Веременникова: http://do.gendocs.ru/docs/index-305541.html.
Интеграция в сфере образования, обусловленная логикой развития науки, связана с активным проявлением тенденции к интеграции научных знаний на современном этапе и является одним из наиболее продуктивных и перспективных направлений. Именно интеграция рассматривается как условие обобщения научных знаний, повышения их комплексности и системности. Исследование общих закономерностей формирования целостной творческой личности в процессе обучения различным дисциплинам наиболее продуктивно в филологической области Белова: http://www.dslib.net.
Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского языка и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков – интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования Мишурина: http://www.natapop.ru.
1.2. Понятие об интегрированном уроке
Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не являются исключением русский язык и литература. Напротив, по своей сути, эти предметы являются интегрированными. Они пронизаны межпредметными связями и предлагают учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни Герасимова: http://www.bestreferat.ru/referat-137351.html.
Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Преимущества интеграции на уроке:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
различных предметах.
5. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
6. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке Шамаева: http://yandex.ru.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий,
4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
5. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
6. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
В качестве примеров можно привести уроки, связанные с изучением «Жития Бориса и Глеба» (литература, русский язык, история, МХК), поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (литература, русский язык, МХК), романа И.А. Гончарова «Обломов» (литература, русский язык, МХК), рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (литература, русский язык, музыка) и т. д.
Прекрасные разработки уроков словесности (русского языка и литературы) можно найти в сборнике Г.А. Соколовой «Уроки русского языка и словесности» Веременникова: http://do.gendocs.ru/docs/index-305541.html.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:
1. цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.);
2. подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока;
3. определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это – идея, явление, понятие или предмет);
4. создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний;
5. переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы) Веременникова: http://do.gendocs.ru/docs/index-305541.html.
Интегрированные уроки известны уже довольно давно, но и в условиях внедрения ФГОС, они принесут хорошие результаты. Ведь интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию окружающего мира, к осмыслению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.
Это уроки здоровьесберегающие: снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
Наконец интеграция дает возможность для самореализации, творчества учителя, раскрытия его способностей.
Современное общество нуждается в высококлассных специалистах. И для учителя важно осознавать, что его интегрированные уроки этому способствуют Веременникова: http://do.gendocs.ru/docs/index-305541.html.
1.3. Формы проведения интегрированных уроков
Комплексность подачи учебного материала раздвигает рамки урока, превращает интегрирование в процесс, соединяющий воедино обучение, воспитание и развитие. Урок любой формы и любого типа может быть построен как интегрированный, где интеграция понимается как способ решения учебной задачи, способ действий на уроке с целью создания устойчивого интереса к предмету.
В методической литературе выделяются интегрированные уроки самых различных форм. Вот некоторые из них:
- Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.
- Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки, чтобы, проверяя знания одноклассников, каждый школьник имел удобную и всем известную шкалу (систему) показателей для оценки.
- Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.
- Урок-издание газеты или альманаха. Группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания.
-Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Патентное бюро», «Учёный совет» и др.
-Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
- Уроки, напоминающие публичные формы общения – «Пресс-конференция», «Аукцион», «Бенефис», «Митинг», «Панорама», «Телемост», «Рапорт», «Живая газета», «Устный журнал» и др.
- Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков»» и др.
- Уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.
- Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др. Микушева: http://nsportal.ru.
Интегрирование – это не только особая комбинация учебного материала, но и способ организации учебной деятельности, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций, вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера. Интегрирование позволяет направить урок в русло сотрудничества, где мнения могут быть противоречивы, но любое мнение уважаемо всеми, даже если с ним не согласны. Это помогает развить одно из ценнейших достоинств: умение слушать другого, вникать в его доказательства, сравнивать чужую точку зрения со своей Микушева: http://nsportal.ru.
ГЛАВА 2. Применение интегрированных уроков русского языка и литературы в процессе подготовки к ЕГЭ
2.1. Особенности проведения интегрированных уроков русского языка и литературы
Актуальность проблемы реализации интегративного подхода в школьном филологическом образовании обусловлена противоречием между усилением интегративных процессов в современной науке и образовании и преимущественной ориентацией методической системы общеобразовательной школы на традиционные предметные области, не решенным на настоящий момент. В сфере образования на уровне теоретических разработок и в практической работе учебных заведений идут активные поиски линий взаимодействия, взаимодополнения учебного материала различных дисциплин, определяются возможности для внедрения интеграционных процессов в школьную систему предметного преподавания (работы Р. И. Альбетковой, Е. С. Антоновой, М. Т. Баранова, Г. И. Беленького, Н. А. Беловой, М. Г. Боровик, А. И. Власенкова, А. И. Горшкова, А. Д. Дейкиной, Н. В. Колокольцева, М. Л. Макеевой, А. И. Пайгусова, Л. А. Сарнаковой, А. А. Скальской, Е. А. Солнцевой и многих других ученых), несмотря на это, многие вопросы, связанные с содержательной и процессуальной сторонами осуществления интеграции филологических дисциплин в школе, не имеют однозначной оценки, а имеющиеся методические подходы – массового распространения, реализуясь исключительно в профессиональной деятельности отдельных методистов-разработчиков или учебных заведений Белова: http://www.dslib.net.
Интеграция русского языка и литературы (а также других филологических учебных предметов) в школьном обучении имеет несомненное достоинство, связанное с естественными связями этих дисциплин, – возможность дать учащимся системные филологические знания. При этом видимым недостатком интегрированных курсов является то, что они не могут полностью заменить традиционные дифференцированные учебные предметы, поскольку без усвоения школьниками базового содержания русского языка и литературы невозможно установление межпредметных связей между ними.
Анализ проблемы интеграции с дидактической точки зрения показал, что ее решение применительно к системе школьного образования должно идти с учетом всех этапов проектирования педагогического процесса, отражаться на содержательной и процессуальной сторонах обучения Белова: http://www.dslib.net, т.е. речь должна идти о разработке интегративной технологии обучения филологическим дисциплинам. В.В. Гузеев определяет образовательную технологию в узком смысле как «систему, включающую некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критериев выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий. Здесь модель обучения – система, состоящая из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде. Дидактическая основа модели обучения состоит из метода обучения и организационной формы, в которой он реализован, а педагогическая техника объединяет средства и приемы, непосредственно используемые в учебном процессе». Обратимся к рассмотрению дидактической основы модели обучения: организационным формам и методам обучения, которые позволяют реализовать интегративную технологию.
Прежде всего важно выяснить, чем определяется необходимая степень установления взаимосвязи учебных дисциплин, или уровень интеграции, – в нашем случае – интеграции предметов филологического цикла в школе (русского языка и литературы). При определении уровней интеграции русского языка и литературы важно обратиться к исследованиям Н.А. Беловой, которая описывает три основных уровня интеграции: уровень межпредметных связей, уровень дидактического синтеза и уровень целостности.
Уровень межпредметных связей реализует минимальное содержательное интегративное взаимодействие родственных дисциплин, на нем происходит параллельное использование в процессе изучения русского языка и литературы общих понятий, определений. Межпредметные связи могут быть как разовыми, так и систематическими, являясь наименее глубоким уровнем интеграции. Очевидно, что отбор художественных текстов как дидактического средства регулируется целями урока межпредметных связей русского языка и литературы. Можно выделить различные типы таких уроков с опорой на художественный текст и учетом последующих и перспективных связей при изучении дисциплин: а) рассмотрение смежных понятий родственных дисциплин с целью расширения филологических знаний учащихся (антонимы – антитеза – прием контраста; лексическое значение слова – переносное значение слова – эпитет, метафора и др.); б) наблюдение за особенностями функционирования единиц всех уровней языковой системы в художественном тексте, их изобразительными возможностями (например, звуки речи – звукопись: приемы аллитерации, ассонанса, использование частей речи, передающих звуки живой и неживой природы и деятельности человека; значимые части слова – морфемный повтор, слова с суффиксами оценки, индивидуально-авторские слова; имя прилагательное в роли эпитета, использование форм времени глагола в переносном значении и др.) Белова: http://www.dslib.net.
На уровне дидактического синтеза (средний уровень) происходит интеграция всех компонентов учебного процесса при решении ведущей дидактической задачи изучения нового интегрированного материала на базе одной из объединяемых дисциплин. Так, в результате реализации данного уровня развитие связной речи учащихся может осуществляться в рамках или школьного курса «Русский язык», или предмета «Литература» за счет часов, отводимых на развитие речи и той, и другой дисциплиной. При этом выстраивается общая система работы по развитию связной речи учащихся (обучение изложению и сочинению), ориентированная на образцовые тексты художественных произведений как основное дидактическое средство Белова: http://www.dslib.net.
Высшим (уровнем целостности) является уровень максимальной содержательной и процессуальной интеграции учебных дисциплин, на котором рождается новая дисциплина, представляющая собой иное качественное образование. Речь в данном случае идет о систематизации как теоретическом синтезе, в процессе которого появляется новая учебная дисциплина интегрированного типа – «Русская словесность». «Русская словесность» занимает свое место в системе школьных филологических дисциплин, преследуя цель углубления и систематизации лингвистических, речеведческих, литературоведческих, а также культурологических знаний учащихся Белова: http://www.dslib.net.
Обозначенные уровни интеграции русского языка и литературы реализуются на интегрированных уроках и интегрированных курсах как основных формах организации процесса обучения. Интегрированные уроки и курсы русского языка и литературы дополняют систему традиционного предметного преподавания дисциплин, позволяют обращаться к изучению тех явлений, фактов, вопросов, которые остаются вне основного содержания обучения дифференцированных предметов. Оба предмета «пересекаются» в области развития связной речи учащихся, развития творческого начала личности школьника. Так, на интегрированных уроках русского языка и литературы учащиеся постигают особенности функционирования языковых средств, закономерности употребления единиц языка в художественной речи, их роль в создании художественных образов; формируют умения воспринимать художественные и публицистические тексты различных жанров как произведения искусства слова, учатся продуцировать собственные тексты на основе изучения образцов русской речи. Ведущим методом обучения на интегрированных уроках, построенных на базе художественных и публицистических текстов, является филологический анализ текста. Как составные элементы он включает лингвистический анализ текста (уровень межпредметных связей), лингвостилистический и литературоведческий анализ текста (уровень дидактического синтеза). Собственно филологический анализ текста уместен на уровне целостности (уроках словесности), поскольку текст здесь выступает уже не просто как дидактическое средство, а непосредственный объект изучения Смирнова: http://yandex.ru.
Выявление интеграции русского языка и литературы на уровне межпредметных связей может быть особенно эффективным на уроках изучения лексики. Слово получает точный смысл во фразе. Значение часто определяется контекстом, а не самим словом. Без тропов наш язык был бы гораздо беднее, так как слово употреблялось бы только в одном главном значении, а благодаря тропам мы употребляем слова в ряде значений. Ни один троп или словесный прием не выражает в непосредственной форме содержания, не имеет самостоятельного эстетического значения. Все художественно-изобразительные средства можно оценить только в их функциональной значимости.
Средства выразительности имеют огромное значение для развития речи учащихся. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа». Коммуникативный смысл этой работы не только в том, чтобы сделать речь учащихся более точной, но воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого конкретного случая языковые средства, особенно изобразительные. При этом предметом работы на уроках русского языка становится функционирование языковой единицы, под которым необходимо понимать не просто значение, функцию, роль той или иной единицы языка в системе языка, а назначение, применение, использование языковых средств для передачи некоторого «интеллектуального» содержания, их употребление в живом общении, организацию языковых единиц и их взаимодействие в коммуникативном акте, реализацию потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания Байгужина: http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-8691.
В связи с этим одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.
Анализ учебников русского языка (учебники для 5-9 классов под редакцией Н.М. Шанского; под редакцией В.В. Бабайцевой; под редакцией М.М. Разумовской) позволяет сделать следующие выводы: одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. Так, например, М.М. Разумовская в пятом классе на уроках русского языка предлагает ребятам знакомиться с такими тропами, как эпитет, метафора и олицетворение. Работа с эпитетом представлена в следующих разделах: «Синтаксис и пунктуация», «Словосочетание», «Имя прилагательное»; работа с олицетворением – в разделах «Имя существительное», «Имя прилагательное»; работа с метафорой – в разделе «Словосочетание». В 6 классе автор предлагает развивать у учащихся понятие об олицетворении, метафоре и эпитете и знакомить со сравнением. Работа с олицетворением и эпитетом представлена в разделах «Правописание» и «Причастие и деепричастие»; работа с метафорой – в разделе «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов»; работа со сравнением в разделах «Речь», «Причастие и деепричастие» и «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов».
Авторы учебников и программ по литературе (под редакцией В.Я. Коровиной; под редакцией Т.Ф. Курдюмовой; под редакцией В.Г. Маранцмана и др.) предлагают познакомиться в 5 классе с эпитетом, сравнением, метафорой и олицетворением, в 6 классе – изучить понятия гиперболы, постоянного эпитета и развивать понятие об олицетворении и метафоре. Это говорит о том, что работа над образной стороной речи в 5-6 классах проводится, но в старших классах она не становится систематичной. Это приводит к тому, что собственная речь школьников отличается однообразием, бедностью словаря и не отражает умения использовать изобразительно-выразительные ресурсы русского языка (согласно результатам ЕГЭ в 11 классе, задание С).
Эффективность решения данной задачи повышается, возможно, если систематически проводить интегрированные уроки русского языка и литературы, начиная с 5 класса и по 11-ый: на материале художественного или публицистического текста давать школьникам понятие о тропах, видах тропов, специально обучать их анализу и пониманию речевой формы высказывания, изобразительно-выразительных функций единиц языка различных уровней его системы, а также уместному использованию выразительных средств при написании творческих работ. На уроках русского языка и литературы необходимо больше внимания уделять образной стороне речи учащихся; разрабатывать такую систему работы, которая будет способствовать сознательному употреблению изобразительных средств в собственной речи Братухина: http://sosh-pravdinsk.ucoz.ru .
2.2. Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов Захарьина: http://www.saharina.ru/metod/ege/metod/les1.
Важным условием успешной работы в данном направлении выступает такая организация процесса обучения, при которой формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся осуществляется в тесной взаимосвязи.
Развитие речи учащихся – главная цель обучения русскому языку в школе. Осуществление данной цели связано с формированием коммуникативной компетенции учащихся, на что указывается в государственном стандарте основного общего образования по русскому языку (2004 г.). Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы)».
В современной методике русского языка последовательно проводится идея о необходимости целенаправленного формирования видов речевой деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и поиска эффективных путей решения этой проблемы. Это нашло отражение во всех нормативных документах последних лет, в ряде школьных программ, учебниках и учебных пособиях под редакцией В. Бабайцевой, М. Разумовской, А. Дейкиной и Т. Пахновой, в научно-методическом журнале «Русский язык в школе».
В настоящее время пристальное внимание педагогической общественности привлечено к Единому государственному экзамену по русскому языку. Задания по ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства. Именно поэтому доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.
Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения. Формирование коммуникативных умений и навыков, связанных с написанием сочинения, требует усвоения учащимися знаний как по стилистике, так и по грамматике, потому что создание связного текста предполагает не только организацию его содержательной стороны и композиционное оформление, но и выбор, уместное использование в тексте необходимых языковых средств – тех или иных грамматических единиц. Овладение базовыми знаниями по грамматике обеспечивает формирование языковой компетенции учащихся, к главным составляющим которой относятся «овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение ... грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов».
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном Захарьина: http://www.saharina.ru/metod/ege/metod/les1.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С – небольшое сочинение-рассуждение – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Ведь одним из условий эффективности речевого развития учащихся на уроках литературы и русского языка является опора на межпредметные связи.
Формы работы по развитию речи многообразны:
1. сочинение, где ребенок рассказывает о себе или о своих близких, носящее, так сказать, исповедальный характер;
2. это сочинения, описывающие художественные памятники прошедших эпох;
3. это описания природы, различных ее уголков;
4. это творческое изложение, где учащийся не только излагает текст, но и рассуждает о нем, делает из него выводы;
5. это сочинения по картине, причем картины могут быть любых жанров, и очень хорошо, если они будут созвучны изучаемому в этот момент литературному материалу (например, «Бурлаки на Волге» И.Репина и «На Волге» Н.Некрасова);
6. сочинение публицистического характера;
7. это сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей;
8. это сочинения собственно литературные, то есть посвященные произведениям по внеклассному чтению или изучаемым в классе, со сравнительной характеристикой персонажей;
9. это сочинения с грамматическими заданиями.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался Захарьина: http://www.saharina.ru/metod/ege/metod/les1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательская работа была посвящена раскрытию роли практического применения интегрированного урока русского языка и литературы в подготовке к сочинению-рассуждению в рамках ЕГЭ.
В заключение отметим, что данная работа велась в соответствии с поставленными целью и задачами. Мы попытались исследовать учебно-методический материал по нестандартным формам проведения уроков; рассмотреть интеграцию как современную технологию интегрированных уроков обучения русскому языку и литературе; дать понятие об интегрированном уроке; изучить формы проведения интегрированных уроков; выявить особенности проведения интегрированных уроков русского языка и литературы; раскрыть особенности сочинения-рассуждения как вида творческого задания ЕГЭ.
В результате систематизации теоретико-методологических исследований, касающихся теоретических основ применения интегрированных уроков русского языка и литературы в подготовке к ЕГЭ в качестве основных выводов можно привести следующие положения:
1. Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. Большую роль в этом играют нестандартные формы проведения уроков.
2. Интеграция наиболее продуктивна в филологической области. Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского языка и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы.
3. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Обобщая и систематизируя материал, нам представилась возможность выявит особенности проведения интегрированных уроков русского языка и литературы; рассмотреть сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку. Ведь часть С предназначена для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Ведь одним из условий эффективности речевого развития учащихся на уроках литературы и русского языка является опора на межпредметные связи.
Весьма перспективным и интересным для дальнейшего исследования нам представляется возможность применения межпредметной интеграции русского языка и литературы с различными видами искусства с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся, развития их речи и мыслей, подготовить конкурентоспособную личность.
Список использованной литературы
1. Афанасьева Н.А. Технология интегрированных уроков. [Электронный ресурс] // [2012]. – URL: http://school634.com/tehnologiya-integrirovannyh-urokov (дата обращения 28.10.2013).
2. Бабенко Л.П. Возможности интегрированных уроков русского языка при подготовке к ЕГЭ в условиях внедрения ФГОС. [Электронный ресурс] // [2012]. – URL: http://pedsovet.su/load/61-1-0-30206 (дата обращения 30.10.2013).
3. Байгужина Э.Ш. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-8691 (дата обращения 30.10.2013).
4. Белова Н.А. Научно-методическая подготовка студентов-русистов к интеграции филологических дисциплин в школьном образовании: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02; Москва [Электронный ресурс] // [2012]. – URL: http://www.dslib.net (дата обращения 29.10.2013).
5. Братухина Е.В. Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://sosh-pravdinsk.ucoz.ru (дата обращения 30.10.2013).
6. Булатова Е.Н. Типы уроков [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/vidy-i-tipy-urokov (дата обращения 28.10.2013).
7. Веременникова И.П. Интеграция как современная технология обучения на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] // [2010]. – URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-305541.html (дата обращения 26.10.2013).
8. Воробьев А.Б. Интеграция урока литературы в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку (написание сочинения). [Электронный ресурс] // [2012]. – URL: http://u4eba.net (дата обращения 26.10.2013).
9. Гельплинг Е.М. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://nsportal.ru (дата обращения 27.10.2013).
10. Герасимова Т. Роль нетрадиционных уроков в формировании коммуникативных навыков в процессе изучения иностранного языка. [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://www.bestreferat.ru/referat-137351.html (дата обращения 30.10.2013)
11. Дегтярева И.В. Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть С) [Электронный ресурс] // [2012]. – URL: http://lib.znate.ru/docs/index-200765.html (дата обращения 27.10.2013).
12. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия – 2001. – №1. – С.13-15.
13. Захарьина Е.А. Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://www.saharina.ru/metod/ege/metod/les1 (дата обращения 30.10.2013).
14. Звегинцева Н.Н. Нестандартные формы уроков литературы как один из путей активизации творческих способностей учащихся [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://www.pandia.ru/text/77/197/81303.php (дата обращения 30.10.2013).
15. Ильина О.И. Межпредметная интеграция как условие развития целостной картины мира у младших школьников [Электронный ресурс] // [2010]. – URL: http://yandex.ru (дата обращения 28.10.2013).
16. Калуцкая Е.Н. Особенности интегрированного урока литературы в старших классах средней школы: На примере литературы и немецкого языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02; Самара [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://www.dissercat.com (дата обращения 30.10.2013).
17. Краснова Г.М. Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения. [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://nsportal.ru (дата обращения 29.10.2013).
18. Микушева Т.А. Технология интегрированного обучения как средство формирования культурологической компетенции обучающихся [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://nsportal.ru (дата обращения 30.10.2013).
19. Мишурина Н.Н. Интеграция на уроках литературы. [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://nsportal.ru (дата обращения 26.10.2013).
20. Поп Н. Контроль знаний учащихся по русскому языку. [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://www.natapop.ru (дата обращения 30.10.2013).
21. Романова О.Н. Новые формы уроков русского языка и литературы. [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://nsportal.ru (дата обращения 30.10.2013).
22. Свечникова О.Н. Типология заданий, направленных на формирование компетенций учащихся второй ступени обучения в условиях активизации познавательной деятельности на уроках русского языка [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://livnylicey.narod.ru/page11.htm (дата обращения 30.10.2013).
23. Слабова Т.Л. Нетрадиционные уроки [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/414974/?numb_artic=414974 (дата обращения 28.10.2013).
24. Смирнова М.В. Интегрированные уроки русского языка, литературы и риторики как средство развития лингвистической, литературоведческой и коммуникативно-речевой компетентностей. [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://yandex.ru (дата обращения 30.10.2013).
25. Соколов Д.В. ЕГЭ по русскому языку: несколько полезных советов о том, как написать сочинение. Пособие для проведения уроков и консультаций по русскому языку в старших классах. [Электронный ресурс] // [2011]. – URL: http://nsportal.ru (дата обращения 30.10.2013).
26. Цыбулько И.П. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании русского языка в средней школе» [Электронный ресурс] // [2008]. – URL: http: // www.fipi.ru (дата обращения 27.10.2013).
27. Шамаева Н.Н. Методика проведения интегрированных уроков литературы [Электронный ресурс] // [2010]. – URL: http://yandex.ru (дата обращения 30.10.2013).
28. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка // Русская словесность. – 2000. – №5. – С.16-19.
29. Яковлева Т.В. Цели, задачи и особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе [Электронный ресурс] // [2010]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/607504 (дата обращения 30.10.2013).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Формы уроков.
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ ЯЗЫК
Приложение 2.
Типы уроков.
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ ЯЗЫК
Приложение 3.
Классификация уроков нетрадиционной формы
Приложение 4.
Применение интегрированного урока при подготовке к сочинению-рассуждению как виду творческого задания ЕГЭ
Форма урока: интегрированный
Тип занятия: занятие обучающего сочинения.
Цель: подготовить учащихся к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
воспитательные: 1. воспитать чувство ответственности перед родителями;
2. раскрыть роль родителей в становлении личности подростка;
3. прививать любовь к классической литературе.
образовательные: 1. познакомить учащихся с особенностями задания С ЕГЭ по русскому языку: объем сочинения, алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста, возможные варианты выполнения задания;
2. дать учащимся материал, необходимый для успешного выполнения задания С;
3. закрепить полученные знания в практической деятельности.
развивающие: . 1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
2. развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;
3. развивать умение собирать и систематизировать
материал для сочинения;
4. развивать умение строить сочинение в определённой
композиционной форме;
5. развивать память учащихся и умение пересказывать;
6. развивать речевую культуру учеников.
План занятия:
I. Организационный момент
II. Актуализация
III. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения
1. План сочинения-рассуждения
2. Как правильно понять исходный текст?
3. Чтение текста
4. Анализ текста
А) Определение стиля и типа речи
Б) Нахождение проблемы текста
В) Комментарии к исходному тексту
Г) Нахождение позиции автора
Д) Аргументация
Е) Заключение
IV. Физкультминутка
V. Подведение итогов
1. Повторное чтение текста
2. Обобщение
3. Рефлексия
VI. Домашнее задание
Ход занятия:
- Организационный момент
– Здравствуйте! На уроках литературы мы познакомились с двумя пьесами Н.А. Островского «Свои люди – сочтемся» и «Гроза». Сегодняшнее наше занятие мы посвятим подготовке к сочинению-рассуждению, т.е. части С ЕГЭ по русскому языку. А говорить мы будем об одной из вечных и актуальных проблем, поднятых в этих произведениях, – теме «отцов и детей».
II. Актуализация
– В 11 классе Вам предстоит сдавать экзамены, и одним из самых сложных считается обязательный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. Мы уже начали с вами подготовку и сегодня познакомимся с особенностями задания С: с объемом сочинения, алгоритмом выполнения задания, структурой создаваемого текста, возможными вариантами выполнения задания. Одним из важных условий успешной сдачи экзамена является знание критерий оценивания. Сегодня нам предстоит решить все эти задачи.
Вы уже знаете, что экзаменационное задание ЕГЭ по русскому языку состоит из трех частей:
Часть А: 30 заданий с выбором ответа – 30 баллов.
Часть В: 8 заданий с кратким ответом – 11 баллов.
Часть С: сочинение-рассуждение по заданному тексту. Объем не менее 150 слов – 23 балла.
Общее количество баллов – 64.
В дальнейшем набранная сумма баллов по каждой части умножается на определенный коэффициент и максимально возможная сумма баллов, которую может получить ученик, – это 100 баллов.
Часть С (сочинение по исходному тексту) представляет особую трудность. Не секрет, что мало кто сейчас любит писать сочинение, а тем более умеет это делать. При этом сочинение, которое нужно написать при выполнении части С имеет свои специфические особенности, соблюдение которых приносит ученику столь необходимые баллы, а несоблюдение – лишает их.
И мне хочется сегодня поделиться с вами теми знаниями, тем материалом, который в дальнейшем поможет вам правильно построить свой экзаменационный текст и успешно сдать экзамен по русскому языку.
Разработчики контрольно измерительных материалов (так называемых КИМ) отбирают тексты из произведений, в основном, современных авторов на различные темы. К каждому тексту дается следующее задание:
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
III. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.
– И прежде чем мы перейдем собственно к тексту, вспомним структуру сочинения-рассуждения (тезис, доказательства, вывод).
– Скажите, пожалуйста, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?
1. План сочинения-рассуждения
- Вступление.
- Основная часть:
–тема;
–проблема;
–комментарии к проблеме;
–позиция автора;
–собственное мнение (2 аргумента по проблеме).
- Заключение.
– Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет примерно 7-8 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения.
– Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями «Как правильно понять исходный текст?»
2. Как правильно понять исходный текст
- О чем текст? (Ты увидишь тему).
- Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
- Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
- Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)
3. Знакомство с автором текста
– Итак, представьте, что вы на экзамене, и перед вами лежит текст, автором которого является А. Лиханов. Что вам известно о нем? (ответы учащихся) (портрет на слайде)
Выступление подготовленного ученика по биографии писателя.
– Обычно после текста дается некая информация об авторе. Обратите внимание, что о нем написано?
Альберт Анатольевич Лиханов – детский писатель. Сфера его научных интересов – права ребенка, защита отечественного обездоленного детства.
– Как вы думаете, эти сведения могут помочь вам при написании сочинения? (ответы учащихся).
– Информация об авторе, данная после текста, может натолкнуть вас на главную проблему, поднимаемую в отрывке.
4. Чтение текста (у каждого на парте лежит текст).
(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже – часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие... (2)Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг? (4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела... (5)И это ставится чуть ли не в упрёк. (6)А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7)Разве не рядом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где–то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8)Будет ли она со временем развиваться? (9)И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, – только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот... (10)Разве может возвысить человека такое «добро» – сначала отправить учиться своё чадо в «престижную» школу, «престижный» вуз, а отдыхать только на «престижный» курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни... (12)Вряд ли такое «добро» сделает добрее. (13)Скорее будет наоборот. (14)И ещё. (15)Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе – много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом – их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека. (20)...Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него. (23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом не задумывался. (27)Его этому не научили. (28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему–то, когда нет веры в кого–то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. (30)Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким. (32)Но и добрым он не будет. (по А. Лиханову)
4. Анализ текста.
А) Определение стиля и типа речи.
– Итак, начнем работу над текстом. Определите стиль и тип речи
(рассуждение с элементами повествования, публицистический).
– Какова тема текста?
– Прежде напомните, что такое тема текста.
Тема – это то, о чем идет речь в произведении, круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного изображения (тема «отцов и детей»).
Б) Нахождение проблемы текста.
– Какова проблема данного текста? Что такое проблема?
Проблема – это основной вопрос, который поднял автор.
– А для определения проблемы нашего текста выполните следующее задание: Соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах. Обратите внимание на то, что к одной теме может относиться несколько проблем.
– Это задание поможет вам разобраться в понятиях «тема» и «проблема».
Темы | Проблемы |
1Война 2. Музей 3. Природа 4. Роль книги 5. Честь и достоинство 6. Человек, любящий свою Родину 7. Спор, дискуссия 8. Язык |
|
Образец выполнения (слайд 8)
Темы | Проблемы |
Роль книги | Проблема нравственного воспитания |
Человек, любящий свою Родину | Проблема патриотизма |
Война | Проблема сохранения человеческого достоинства Проблема патриотизма Проблема мужества |
Природа | Проблема отношения человека к природе Экологическая проблема |
Честь и достоинство | Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке |
Музей | Проблема исторической памяти Проблема сохранения духовного наследия |
Язык | Проблема экологии языка |
Спор, дискуссия | Проблема общения Проблема этики, хороших манер |
– Какова основная проблема, поставленная автором? (ответы учащихся)
– Основной проблемой, поднимаемой в тексте, является проблема влияния «близких» (окружающих, семьи, общества) на становление личности.
В) Комментарии к исходному тексту
– Итак, проблема сформулирована, теперь нужно ее прокомментировать. Что же такое комментарий?
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
– В комментарии не должно быть:
- пересказа исходного текста;
- рассуждения по поводу всех проблем текста;
- общих рассуждений о тексте.
– Перед выполнением заданий по поиску комментариев к сформулированной проблеме ответьте на вопросы:
- К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
- Актуальна эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества?
- Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий и т.п.?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
- К каким выводам автор подводит читателя?
Комментарий: Конфликт «отцов и детей» – это одна из самых распространенных проблем общества. Именно поэтому он имеет социальный характер. Ведь ячейка общества – семья, в которой воспитывается член данного социума. Данный вопрос был актуальным во все времена и не потерял свою значимость сегодня. Не случайно писателя ХХ века привлекает проблема, к которой в свое время обращались Н.А. Островский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев и др. В тексте автор говорит о том, что родители часто сами отгораживаются от своего ребенка деньгами, обучением в престижных учебных заведениях, занятостью. А есть и другие родители, которые приносят себя в жертву, забывают о своей личной жизни ради дорогого чада. И те и другие, по мнению автора, совершают большую ошибку.
Г) Нахождение позиции автора
– Переходим к определению авторской позиции. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте; способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи; в текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте. В сочинении вы можете раскрыть позицию автора, как в сжатом, так и в развёрнутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.
– В нашем случае мы авторскую позицию соединили с комментарием (И те и другие, по мнению автора, совершают большую ошибку).
– Со следующего абзаца вы должны высказать собственное мнение (собственную позицию) по поводу проблемы, поднятой автором, присоединившись или нет к его точке зрения. Ни в коем случае нельзя останавливаться на фразе: «Я согласна с мнением автора». Наиболее удачные варианты следующие:
Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:
- я согласна с мнением автора в том, что…
- автор прав в том, что…
- я согласен с позицией автора и считаю, что…
и далее вновь повторяем позицию автора только другими словами.
Д) Аргументация
– Затем вы должны доказать свою позицию, привести аргументы в ее защиту. Высказывание собственного мнения и его аргументация, вывод являются своеобразным мини-сочинением-рассуждением. А значит иметь тезис, доводы и вывод.
– При аргументации можете организовать поиск афоризмов, изречений, крылатых слов (КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. Например: Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито).
– Вы должны аргументировать свое мнение, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
I. Логические аргументы.
1. Факты.
2. Выводы науки.
3. Статистика (количественные показатели).
4. Законы природы.
5. Свидетельства очевидцев.
6. Данные экспериментов и экспертиз.
II. Иллюстративные аргументы-примеры.
- Конкретные примеры:
а) пример – сообщение о событии (берется из жизни, рассказывается о действительно имевшем место случае)
б) литературный пример.
2. Предположительный пример (рассказывается о том, что могло быть при определенных условиях).
III. Ссылки на авторитет:
- Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа и т.д.
- Мнение специалиста, эксперта.
- Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
– Каждый аргумент необходимо писать с красной строки, одним из самых удачных приемов включения аргументов в текст сочинения считают использование вводных слов во-первых, во-вторых. Но можно аргументировать и без вводных слов. Не советуют приводить аргументы, используя конструкцию с союзом потому что.
– В рамках нашего интегрированного урока русского языка и литературы мы приведем аргументы из литературных произведений, а именно из пьес Н.А. Островского «Свои люди – сочтемся» и «Гроза».
Выступление двух подготовленных учащихся о проблеме отцов и детей (поколений) в данных пьесах.
– Кто хочет попробовать выразить своё мнение по сформулированной нами проблеме, поставленной автором текста и аргументировать его примерами из пьес.
Аргументация:
Н.А. Островский в пьесе «Свои люди – сочтемся» описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. В основе сюжета произведения лежит распространенный в XIX веке случай мошенничества в купеческой среде, где главную роль играют материальные отношения. Они же определяют все особенности быта, морали, поведения описанных автором героев. Однако изображение жизни в этой комедии сложнее, и, как всегда это будет у Островского, в самой интриге пьесы все житейские материальные проблемы выведены в область нравственных. «Порча нравов», обозначить которую в пьесе призвано поведение «детей», выражается и в том, что если Большов, задумывая фальшивое банкротство, во всем полагается на незыблемость своего патриархального дома и верность детей и домочадцев, то Подхолюзин всех подкупает: сваху, стряпчего и даже мальчика Тишку. Однако в целом для Островского в этой пьесе очень важно, что порча не привнесена извне, ее провоцирует нарушение нравственных законов самим главой патриархального дома, «отцом», а уже грехи детей – печальное следствие, результат действий старших. В пьесе показан мир безнравственных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.
В драме «Гроза» показана другая интерпретация проблемы отцов и детей. В трагедии описывается быт провинциального поволжского городка Калинова, живущего по не лучшим положениям «Домостроя». Калиновское общество устарело и переживает кризис, ломку, вследствие чего само по себе конфликтно: старшее поколение (Дикой, Кабаниха) поучает младшее (Борис, Тихон, Варвара, Катерина), причем делает это в настолько явной, неприкрытой форме, что весь город знает об отношениях в семье, хотя, например, Кабанова предпочитает тиранить ближних не на людях, а дома (как говорит Кудряш: «Ну, да та хоть по крайности, все под видом благочестия, а этот (Дикой) как с цепи сорвался!»). Основой семейных отношений Кабаниха считает порядок, при котором жена должна бояться мужа и свекровь. Размеренно и монотонно изматывает Кабаниха домашних своими нравоучениями. Она неустанно повторяет, что заботиться о детях, старается показать свою религиозность. Кабанова поддерживает суеверие и предрассудки, решительно пресекает всякие проявления свободомыслия. Она является выразителем идеологии «темного царства», по которой слабый должен бояться сильного. Именно поэтому Тихон формируется забитым и покорным («Скучно мне глядеть-то на тебя», – говорит Варвара).
Е) Заключение
- Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны.
Заключение.
- Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.
- Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.
- Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
- Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.
- Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.
IV. Физкультминутка
- Итак, основная работа над сочинением завершена. Пришло время немного отдохнуть.
Физкультминутка. (Можно включить отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года»)
- Сядьте удобно, глубоко вдохните, выдохните, расслабьтесь. Займите удобное положение, закройте глаза.
Представьте, что вы оказались на берегу моря, на горизонте догорает вечернее солнце, вода ласково плещется у ваших ног, ветерок нежно обдувает.
Ваше дыхание ровное. Вам очень спокойно, морской воздух согревает вас изнутри. Вам легко и приятно. Открываем глаза.
V. Подведение итогов урока
1. Повторное чтение текста.
- Для написания сочинения-рассуждения я вам предлагаю памятку (у каждого на столе), которая, надеюсь, вам поможет.
2. Обобщение.
- Что нового узнали на уроке?
- Как это может помочь в учебе?
- Что было интересным?
- Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.
3. Рефлексия.
VI. Домашнее задание:
- Написать сочинение-рассуждение по тексту А. Лиханова в формате ЕГЭ (задания для части С).
- Для аргументации собственного мнения по проблеме используйте материалы уроков литературы по творчеству Н.А. Островского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»
Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе (урок с использованием здоровьесберегающих технологий)
Тема урока:...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".
Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...
Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 классИнтегрированные уроки &ndash...