Технологическая карта к уроку "Проверяемые гласные в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Плетнева Лилия Григорьевна

Технологическая карта к уроку "Проверяемые гласные в корне слова" составлена исходя из требований к уроку по ФГОС. В ней расписаны все структурные элементы  урока-развивающего контроля. Она может быть образцом для составления собственной технологической карты урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnaya_tekhnologicheskaya_karta.docx94.16 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Универсальная технологическая карта урока

Предмет

Учебный предмет:  русский язык 

Класс: 5

Автор УМК (программы учебного курса): А. Д. Шмелев

Класс

5

Тема урока

Безударные гласные в корне слова

Педагогические цели урока

Создать условие для совершенствования навыка написания слов на изученное орфографическое правило с использованием алгоритма, учитывая морфемный состав и лексическое значение при выборе проверочного слова для написания безударных гласных в корне. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формировать способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Тип урока

Урок развивающего контроля

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

- осуществлять проверку безударных гласных в корне подбором однокоренных слов и форм слова;

- дифференцировать безударные гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся);

- объяснять выбор написания орфограммы в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки в словах на данную орфограмму.

Получит возможность:

- анализировать и оценивать речевые высказывания одноклассников;

- познакомиться с понятием «деловой стиль» текста;

- восстанавливать  предложения, текст;

- извлекать необходимую информацию из словарей, учебника, схемы, алгоритма; использовать ее в процессе письма;

- развивать монологическую речь.

Регулятивные:

- принимать, формулировать и сохранять учебную задачу;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить логические операции.

Познавательные:

- освоить способы проверки безударных гласных в корне слова;

- определить цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- составить алгоритм, определяя последовательность действий;

-ориентироваться в разнообразии способов решения лингвистических задач;

-осуществлять рефлексию деятельности;

- осуществлять контроль (само-, взаимоконтроль) деятельности

Коммуникативные:

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- слушать и понимать речь других;

-ставить вопросы, необходимые для организации взаимодействия;

-формулировать собственное мнение

- осознание возможностей  русского языка для самовыражения и развития; творческих способностей обучающихся

- принятие и освоение обучающимися предложенной социальной роли;

- сформированность мотивации к обучению и познанию учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

1. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией А.Д. Шмелева.

2. Толковый словарь С.И. Ожегова.

3. «Пословицы русского народа». Сборник В. Даля в 3х томах.

Компьютер, проектор,

интерактивная доска, планшет

Основные понятия

Орфограмма, однокоренные, проверочные, проверяемые слова, деловой стиль.

Форма проведения урока

Урок — игра «Детективное агентство»

Мотивация к контрольно -коррекционной деятельности (3 минуты)

Цель: смотивировать учащихся на работу с темой

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Слово учителя .

Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда-Сиянье ваших умных глаз! Наш урок сегодня не простой: у нас сегодня  - детективное агентство.

Учитель предлагает учащимся текст письма:

Письмо из государства Грамматика              Уважаемые детективы!     В нашем государстве появились пять нарушителей: Е, И, А, О, Я. Они одинаково ходят, разговаривают, в целях конспирации меняют внешность. Тысячи учеников проливают слезы, стараясь отыскать этих невидимок. Ребята стали хуже учиться и просят отыскать и обезвредить нарушителей. Начальник по борьбе с нарушителями.

Тогда срочно беремся за дело!

Вопрос к учащимся. Кто такой детектив?

Вопрос учащимся. Ну что, ребята, поможем жителям государства Грамматика?

Учащиеся в словаре С. И. Ожегова  находят ответ (сыщик, агент.)

Предметные

- получит возможность работать со словарем.

УУД

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

Актуализация знаний и самоконтроль с фиксацией затруднения в индивидуальной деятельности (8 минут)

Цель: повторить изученное и определить уровень знаний.

Учитель: Чтобы наша работа была эффективнее, поделимся на 4 группы. Предлагаю вашему вниманию текст.

Задания классу. Сформулируйте ответы нашим коллегам по плану.

Вам предложены материалы дела.

Земой в лису сказочно кросиво и тихо. Но вот мы видим слиды . Это пробижала леса, а под кустом протоился зойчонок.  Птицы перелитают с ветки на ветку. Лес жевет сваей жизнью.

1.Назвать слова, в которых допущены ошибки на правописание О-А (1 группа)
2. Назвать слова, в которых допущены ошибки на правописание Е –И (3 группа)
3. Где совершилось преступление и почему?
4. Где находятся эти нарушители,
что у них общего?
5. Агенты  группы 4, какие пути предупреждения нарушений
существуют?
6. Какова тема нашего дела

Знакомятся с текстом.

Делятся на 4 группы.

1 группа – Составляет фоторобот нарушителя, выписывают слова с О-А и готовят ответ по предложенному плану (карточка).

(Учащиеся работают со словарем иностранных слов);
2 группа – определяет место преступлений (выписывает все слова с ошибками) и причины.
3 группа – определяет тему дела, которое должны раскрыть (выписывает слова с Е -И).
4 группа – Работает с документацией (готовят монологический ответ о способах проверки безударных гласных в корне). Учебник, стр. 38, упр.60

Выполняют задания.

Группы докладывают о проделанной работе по плану и формулируют тему и цель урока

Ученик научится: осуществлять проверку безударных гласных в корне подбором однокоренных слов и форм слова; выявлять и  определять причины ошибок на правописание безударных гласных.

коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение;

познавательные УУД:

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; анализировать предложенный материал;

регулятивные:

формирование способности личности к целеполаганию и построению плана работы; самоанализ

Локализация затруднений и их коррекция (10 минут)

Цель: определить характер затруднений и провести их коррекцию

Учитель предлагает индивидуальное задание повышенной сложности  на восстановление  текста (вставить пропущенные буквы и слова).

Учитель: Давайте проверим, не пробрались ли нарушители и к нам в агентство.

Задание классу.

Учитель проводит локализацию и коррекцию затруднений.

Текст задания.

Уважаемые коллеги! Довожу (до) вашего сведения, что преступники найдены и обе..врежены. Предлагаем вашему вн..манию пути борьбы с ними: безударные гласные в …….. слова нужно пров..рять ……… с пом..щью ……… слов и изм..нения ….. слова. Агент В. Иванов

Слайд 11

Ученик выполняет  индивидуальное задание на планшете.

Работа в группах.

1 группа списывает и вставляет пропущенные буквы;

2 группа определяет пропущенные безударные гласные по лексическому значению;

3 группа вставляет пропущенные буквы во втором и третьем предударных слогах.

4 группа списывают, подчеркивают слова с  проверяемыми безударными гласными.

1 группа — самопроверка по образцу;

3 группа — взаимопроверка по образцу;

2 и 4 группа работают устно, корректируя монологические ответы друг друга.

Учащиеся 1 и 3 групп докладывают о результатах работы.

Получит возможность  научиться  восстанавливать текст делового стиля.

Научатся обнаруживать и исправлять орфографические ошибки в словах на данную орфограмму.

регулятивные:

формирование умения планировать свою деятельность при выполнении самостоятельной работы;

познавательные:

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

–устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные УУД:

–формулировать собственное мнение и  аргументировать позицию.

Обобщение затруднений во внешней речи (7 минут)

Цель: проверить умение учащихся строить монологическую речь

Учитель сообщает о получении СМС от Проверяемых безударных гласных.

Вопросы классу:

Прав ли Незнайка?

Зачем нужно выделять корень в слове?

Задание для учащихся:

Уважаемые детективы! Прошу возбудить дело против Незнайки, который несанкционированно пробирается в школы и распространяет там ложный алгоритм по проверке безударных гласных. Просим принять меры!

Предлагается алгоритм.

1.Определи безударную гласную.

2.Подбери проверочное слово.

3.Выдели корень.

4. Прочитай слово

5.Поставь ударение.

Учащиеся заслушивают письмо делового характера, написанное агентом Виктором, анализируют и оценивают его.

Учащиеся устно работают с алгоритмом, определяя верный порядок действий для нахождения и  проверки безударной гласной; восстанавливают алгоритм:

1. Прочитай слово.

2. Выдели корень.

3. Поставь ударение.

4. Определи безударную гласную.

5. Подбери проверочное слово

и отвечают  на предложенные вопросы

Получат возможность развивать монологическую речь.

Коммуникативные: формирование

умения слушать и анализировать  услышанное.

регулятивные УУД: формирование умения планировать учебную деятельность при решении лингвистической задачи; определять

последовательность производимых действий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 минуты)

Цель: проконтролировать умение находить проверочные слова

Учитель предлагает провести проверку агентов на профессионализм.

Из предложенных групп слов выписать только проверочные:

Зимушка, зима, зимовье.

Ходили, ходок, ходит.

Стрелок, стрелы, стрелять.

Плясать, пляска, плясун.

Выписывают из каждой группы проверочные слова и проводят проверку по эталону.

Слайд

Научатся находить проверочное слово среди предложенных однокоренных слов.

Регулятивные:

умение производить анализ предложенного материала и выбирать нужное.

Повторение  и решение заданий творческого уровня (4 минут)

Цель: формировать умение использовать изученный материал при решении творческих задач

Учитель.

К нам в детективное агентство обратилась Пословица.

Давайте решим проблему Пословицы и объясним ее смысл.

Вопросы классу.

Зачем земле нужен отдых? В каком словаре можно узнать значения пословиц и поговорок?

Задание творческого характера.

Восстановите пословицу, вставьте пропущенные буквы объясните ее смысл.

Я рассыпалась, потеряла всякий смысл жизни! ПОМОГИТЕ!!!

З..мля   ____?____  отдыхает, а ___?___расцв..тает.

(З..мой, в..сной)

Учащиеся восстанавливают пословицу, вставляют пропущенные буквы и объясняют ее смысл.

Научатся восстанавливать  предложения, текст.

коммуникативные УУД:

- принимать участие в групповой деятельности;

-договариваться, приходить к общему решению;

- регулятивные :

активизируют мыслительную деятельность; устанавливают логические связи.

Рефлексия контрольно — коррекционной деятельности (8 минут)

Цель: проверить и оценить уровень достижения поставленных целей

Агентство завершает свою работу.

Подведем итог.

Вопросы классу.

Учитель предлагают учащимся схему подведения итогов урока.

Учитель предлагает выполнить тест.

Учитель. Дома:

Для допустивших ошибки в тесте — упр. 61 (заполнить предложенную таблицу своими примерами). Для тех, кто справился

1 группа – Мини-сочинение на тему: «Осенний лес»

с использованием проверяемых безударных гласных.

2 группа – По любой репродукции (иметь с собой)

Записать слова с проверяемыми безударными

гласными.

3 группа – приготовить карточки для одноклассников

На тему: «Гласные в корне».

Какая тема рассматривалась нами?

Кто по памяти воспроизведет алгоритм?

ЧТО

ГДЕ

КАК                            НАДО ПРОВЕРИТЬ?

ЧЕМ

ЗАЧЕМ

Итоговый контроль (1 вар)

1. Выпиши лишнее: гроза, далеко, полезный, находка.

2.Выбери слова с пров. безуд. гласными: гористый, загорать, подловить, малина.

3.К проверочным подбери по 2 проверяемых:             лес -            море –. 4. Составь словосочетания, чтобы в корне бала разная буква: спЕ/Иши, примЕ/Ирять.

5. Проверочным для слова ГОЛУБКА является:   а) голубь   б) голубой   в)голубчик.

(2 и 3 вариант получают тесты на листах)

Учащиеся повторяют тему урока и воспроизводят алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Учащиеся задают вопросы друг другу по цепочке и отвечают на них.

Учащиеся выполняют задания тестового характера и проверяют (самопроверка – 1 вариант, взаимопроверка – по ключу 2 и 3 вариант).

Получат возможность  подводить итог, используя алгоритм, схему;

проконтролируют свой уровень знаний, умений и навыков с последующей коррекцией знаний.

- регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; формирование рефлексивной самооценки своих способностей и возможностей.

личностные:

умение проявлять интерес,  стремление к самообразованию и самооценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Чередующиеся гласные в корне слова.

План-конспект урока русского языка в 5 классе Тема мероприятия/занятия: Буквы О-А в корнях –раст, - ращ, -росФорма проведения : урок - открытие новых знаний...

Технологическая карта урока "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова»....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления и здоровьесберегающей....

Технологическая карта урока к уроку в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки  безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и  в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся ...

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные" 5 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные"....

Технологическая карта 5кл "Правописание гласных в корне слова"

Данная технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» полезна учителям русского языка и литературы, работающим с УМК под реда...