Технологическая карта. Чередующиеся гласные в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Астахова Е.Н.

План-конспект урока русского языка в 5 классе

 

Тема мероприятия/занятия: Буквы О-А в корнях –раст, - ращ, -рос

Форма проведения : урок - открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_paket_2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 5 классе

Тема мероприятия/занятия _ Буквы О-А в корнях –раст, - ращ, -рос 

Форма проведения : урок - открытие новых знаний

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.): УМК: учебник Русский язык. 5 класс. Учебник. Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.;

мультимедиа, алгоритм проверки чередующихся гласных в корне, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм.

Обозначим настроение

Подготовка класса к уроку

Ученики выбирают цветные  магнитики, крепят на доску, демонстрируя своё настроение. (от желтого +  до красного-)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение

изученного материала, необходимого для

« открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Игра «Третий лишний».

Записать в строчку слова, найти и подчеркнуть «лишнее» слово.

Гора, загорелый, угар.

Пригорает, гараж, нагорит.

Подросли, растение ,расстилается.

Коснуться, касаться, загореть.

Дают ответ:

Выходят к доске  и выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности.

Учащиеся графически комментируют изученную на прошлых уроках орфограмму

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

4. Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Учитель предлагает слова для морфемного разбора:

Неприкосновенный запас,

прилагать усилия, написать предложение, знать прилагательное, рослый мальчик, прикасаться к растению.

Какие слова вызвали затруднения?

Рослый , растения

Как проверить написание?

Можно ли подобрать проверочные слова?

 расти

растительность

приращение

подрасти

росли

вырос

Какой можно сделать вывод?

Обратимся к учебнику, прочитаем параграф 85

Какой алгоритм можно составить, используя таблицу

-СТ –Щ----- суффикс А. (назовем суффикс командиром)

Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения.

Из слов- исключений придумаем веселое предложение.  Ростовщик Ростислав из Ростова купил росток и развил отрасль.

Почему они являются исключениями?

Учащиеся распределяют слова по известным  орфограммам.

Учащиеся читают примеры слов и приходят в затруднение.

Учащиеся в результате наблюдения приходят к выводу, что известные способы не подходят.

Учащиеся приходят к выводу, что перед -СТ,-Щ ставится -А.

Учащиеся ставят цели и формулируют тему урока.

Знакомятся  с правилом в  учебнике и выполняют задание учителя.

Составляют план достижения цели и определяют средства

( алгоритм, модель)

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия

 Развитие устной речи.

 Прочитайте несколько раз скороговорку, объясните правописание слов:
Прор…сли р…стки, повыр…сли, да ростом р…стки не выр…сли.

Вставить  в корень слова нужную букву: а или о

  Деревья быстро выр..сли, богатая  р..стительность, взр..щённый цветок, подр..стает свежая трава, выр..щенные в оранжерее розы, листья р..стения, р..сток розы.

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Поочерёдно по цепочке  комментируют

6 . Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний

Тест (у каждого ученика)

1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?

А. Р..стение, водор..сли

Б. Выр..щивать, возр..ст

В. Р..сток, зар..сли

Г. Подр..стая, выр..сти

2. В каком варианте указаны все слова, где пропущена буква А?

А. Подр..стал

Б. Подр..сший

В. Отр..сль

Г. Разр..стается

3. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?

А. Р..сло, выр..щиваем, водор..сли

Б. Зар..стает, пор..сль, возр..ст

В. Отр..сль, дикор..стущие р..стения

Перед вами кроссворд, вставьте в слова кроссворда недостающие буквы и объясните правописание.

http://festival.1september.ru/articles/620627/img1.gif

Самостоятельная работа .

Осуществляют самопроверку, меняясь с соседом по парте. Ответ на слайде.

7. Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Домашнее задание:

1.Учить п.  85, упр. 456;

2. Составить кроссворд на изученные орфограммы.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку....

Карточка "Чередующиеся гласные в корне слова"

Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме "Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-"...

Игра-тренажер по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корне слова»

Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс);  фронтальная/индивидуальная форма работы....

Проверочная работа "Чередующиеся гласные в корне слова"

Проверочная  работа по русскому языку для обучающихся 5 класса...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления и здоровьесберегающей....

Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...