Формирование умений на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Формирование умений морфологических, синтаксических и по развтию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_umeniy_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование умений морфологических, синтаксических и по развитию речи.
Компоненты методической системы | Морфология | Синтаксис | Развитие речи |
Цель и задачи изучения раздела | Сформировать у учащихся объективные законы строения и правила использования в речи слов и предложений. Умение определять части речи, грамматические значения слов, формы, изменения слов. | Способствовать изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника. Обобщение и систематизация знаний о предложений, развитие интонационно выразительной речи, активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи, конструирование предложений, самостоятельное употребление синтаксических структур, развитие логического и абстрактного мышления. | Сформировать в речевой деятельности учащихся воплощать структурные средства языка, его единицы. Изучить структурную организацию и грамматические значения синтаксических единиц, формирование коммуникативных навыков, анализ содержания, строения, изобразительно-выразительные средства языка текста, соотн. Плана, содержание и плана выражения. |
Содержание обучения | Изучение:
| Изучение:
| Изучение речеведческих понятий, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; |
Основные понятия | Морфология как раздел грамматики. Усвоение учащимися основных морфологических понятий. Способы различения частей речи и их форм. | Познакомить с основными синтаксическими понятиями, грамотно оформлять предложения и словосочетания, показать связь морфологии и синтаксиса, синтаксические категории, отношения, синтаксический разбор. | Функциональные стили, стилистика; стиль, классификация стилей; лексические, морфологические, синтаксические особенности стилей. |
Методические принципы обучения | Обобщение при изучении морфологических категорий. Методы и приемы изучения частей речи. Различия в методике изучения знаменательных и служебных частей речи. Связь морфологии с синтаксисом. Изучение морфологии на синтаксической основе. Перспективность в изучении грамматики.
| Методическая характеристика синтаксиса как раздела грамматик. Использование сведений по морфологии при изучении синтаксиса. Словосочетание и его структура в отношении к учению о предложении и второстепенных членах предложения как проблема методическая. Способы усвоения учащимися связей слов. Система изучения простого и сложного предложений и их структурных компонентов. Интонация как грамматический признак и речевой компонент. Изучение сложного синтаксического целого как методическая проблема. Синтаксический разбор. Конструирование и моделирование в работе по синтаксису. Грамматическая синонимика (умение различать стилистические особенности параллельных конструкций и устанавливать своеобразие каждой из них).
| Понятие "развитие речи" в методике русского языка. Разделы работы по развитию речи, их взаимосвязь. Задачи работы по развитию речи в школе. Основные принципы работы по развитию речи учащихся: связь работы по развитию речи с развитием мышления, наблюдательности, эмоциональной культуры учащихся; связь этой работы с изучением грамматики, правописания, с уроками чтения и литературы. Создание благоприятной речевой среды и согласованность в требованиях к речи учащихся как условие успешной работы по развитию речи. Словарная работа. |
Формируемые умения | Анализировать синонимические средства морфологии, различать грамматические омонимы, опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их, извлекать необходимую информацию из словарей. | Самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический материал, обогащать свою речь, находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений, владеть навыками стилистической правки текста, самостоятельно конструировать синтаксико-стилистическую структуру предложений, использовать синонимические варианты выражения одной и той же речи. | Сформировать понятие о нормах русского языка, владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью, владение умением анализа текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров. |
Основной метод изучения раздела | Анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | Анализировать и разбирать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности. | Различать и анализировать тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств, создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи, сформировать представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка. |
Классификация упражнений |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация личностного потенциала ребенка через развитие общеучебных и специальных умений на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.
Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....
Семинар "Формирование компетенций на уроках русского языка и литературы"
Презентация к семинару...
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
Главное на уроке русского языка, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытия, свои маленькие «открытия», пусть уже сделанные кем-то из больших ученых. Язык наших п...
Формирование нравственно-оценочных умений на уроках русского языка.
Из опыта работы по формированию личностных УУД на уроках русского языка....
Формирование метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
Доклад на учительской конференции....