Формирование нравственно-оценочных умений на уроках русского языка.
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Из опыта работы по формированию личностных УУД на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО - ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Жить  без нравственного усилия – это сон.

Л.Н. Толстой

Современная образовательная система и заложенные в ней принципы преподавания  помогают учителю в выполнении основной задачи – помочь ребёнку раскрыть и вырастить его личностные качества, т.е. стать Личностью. Учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающие условия для полноценного проявления и развития личностных качеств учащихся. Последние годы в практику работы школы широко внедряется комплекс современных технологий, которые позволяют обеспечить достижение нового образовательного результата в виде результатов метапредметных – универсальных учебных действий:                                                

- регулятивных действий (организационных умений);

- познавательных действий (интеллектуальных умений);

- личностных действий (нравственно-оценочных умений);

- коммуникативных действий (умений).

Как же формируются нравственно-оценочные умения (личностные УУД) на уроках гуманитарного цикла?

Не стоит убеждать в том, что каждый урок литературы - это урок, формирующий основу духовно-нравственной жизни человека, начиная с нравоучительного вывода произведений устного народного творчества: «добро побеждает зло» -  до осмысления «вечных» проблем, поднятых авторами «Войны и мира», «Преступления и наказания», «Тихого Дона». Уроки литературы помогают ребёнку познать себя, учат через великолепные образцы художественной литературы оценивать жизненные ситуации и свои поступки с позиции общечеловеческих ценностей.

Как литература, так и русский язык – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного воспитания учащихся. Причём, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку, а какую огромную работу можно по ним провести. Часто на уроке русского языка  использую заставки под названиями «Мудрые мысли»,  «Заповеди человечности», «Азбука нравственности». Вот примеры предложений и текстов на нравственную тематику:

«Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость, уважение».

«Большое зло – корыстолюбие. Корыстолюбивый не может быть ни правдивым, ни принципиальным, ни мужественным, ни верным своему долгу. С малых лет учись жить бескорыстно».

«Поступок важен в жизни каждого человека, в общении между людьми. По поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности, ответственности. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни».

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе».

Такая ненавязчивая, на первый взгляд, а на самом деле продуманная воспитательная работа на уроке даёт положительные результаты. Почти ежедневно приходится вести этические беседы с учащимися. Часто видим, что наши замечания, поучения, советы  надоедают детям и восприятие их в такой ситуации поверхностное, реакция показная. И удивительно приятно наблюдать, как к нравственным проблемам относятся учащиеся на уроке, проявляя заинтересованность, желание выразить своё мнение. В таких диалогах, спорах, дискуссиях и формируются нравственно-оценочные умения учащихся.

В моей практике есть  уроки русского языка, весь материал которых посвящён  одной теме. Среди них особое место занимают «уроки нравственности». Примером такого урока может быть урок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения. Обобщение изученного». Воспитательные цели урока таковы:

- обогащать словарь учащихся словами нравственной тематики;

- учить школьников выражать своё доброе отношение к людям.

Урок начинается с чтения строчек из стихотворения  поэтессы О. Фокиной:

Зорко следите за юными всходами

Зла и добра, восхищенья и зависти,

Будьте красивыми, сильными, добрыми,

Зависть и зло вырывайте без жалости.

Вопрос: какие темы синтаксиса ярко иллюстрирует это пожелание поэтессы, заданный учащимся после чтения стихотворения, побуждает их самостоятельно сформулировать тему урока («Односоставные предложения») и цель. Далее сообщается, что этот урок можно будет назвать ещё и уроком нравственности, потому что на нём мы будем говорить о многих нравственных понятиях, столь важных для каждого из нас.

Лексическая работа в начале урока (самодиктант) направлена на выявление знания учащимися слов нравственной тематики: вспомните и запишите существительные, обозначающие положительные  качества человека. Следующее задание поможет учащимся осмыслить данные слова, глубже понять их значение:

- Объяснить лексическое значение данных слов способом подбора синонимов (антонимов). (Пример выполнения задания: благодарность – неблагодарность; верность - измена; доброта - жестокость; правдивость – лживость; храбрость – трусость; чуткость – равнодушие). Ориентиром в мире слов, обозначающих нравственные качества, для учащихся могут служить словарики, которые являются или результатом лексической работы на уроках, или  результатом индивидуальной работы  учащихся. Такими заранее подготовленными словариками  можно воспользоваться при выполнении упражнений.

Интересным для учащихся является задание, направленное на формирование умения осознавать и называть свои личные качества и черты характера. Поэтому лексическая работа может быть далее направлена на решение таких вопросов:

- Какие из перечисленных положительных качеств свойственны вам?  

- Какие отрицательные качества  присущи вам?

- Какие из них мешают вам установить добрые взаимоотношения с родными, со сверстниками?

- Посмотрите, каких качеств у вас больше: положительных или отрицательных? Есть ли над чем поработать?

Конечно, результаты таких наблюдений не озвучиваются и не оцениваются; но такое тестирование  помогает учащимся самоопределяться в жизненных ценностях.

Очень часто, когда речь идёт о положительных и отрицательных качествах человека, первым словом в ряду положительных качеств называют слово «доброта».  Почему? Этот вопрос стал главным в работе со словами, которую провели ученики, участвовавшие в проекте «Слово о словах».

Огромный материал, который подбирается к уроку, можно использовать благодаря проектной технологии. Проект побуждает учащихся проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями. Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, презентация, творческий отчет и т.д. Метод проектов позволяет формировать личностные качества, среди которых в первую очередь можно выделить такие, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды. С моей точки зрения,  нравственно-оценочные умения учащихся наиболее эффективно формируются именно  на уроках-проектах.

При подготовке проектов ученики обращаются к  разным источникам информации: и к словарям, и к текстам художественной, научной и публицистической литературы, и к Интернету. Материал, подготовленный участниками проекта «Слово о словах»,  используется как дидактический  в работе по повторению основных вопросов урока. В качестве примеров употребления слов нравственной тематики часто берутся пословицы, ведь произведения устного народного творчества всегда служили источником нравственного опыта. Они помогают нам определиться с выбором многих нравственных качеств, таких, как доброта, честность, верность, скромность, щедрость: «Про доброе дело говори смело». «Жизнь дана на добрые дела». «Худо тому, кто добра не творит никому». «Скромность красит человека». «Береги честь смолоду». «Правдой мир стоит».

Важным в формировании нравственно-оценочных умений является не только сообщение общеизвестной информации, но и открытие новых знаний о словах нравственной тематики. Таким открытием для учащихся становится знакомство со словом «эмпатия». Осмыслить новое понятие помогают материалы проекта  «Искусство быть другим». Такие виды деятельности, как работа со словарём, исследование текстов художественной литературы, решение жизненных тестов-задач, социологический опрос, помогают осознать то, что особо ценным в человеке является его способность понять другого, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Всё это определяется одним словом – «эмпатия».

Выяснение лексического значения новых слов, казалось, близких по значению, помогает учащимся не допускать речевых ошибок:

«Альтруизм – способность человека бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами».

«Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека».

«Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, участие».

«Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они».

Ответ на проблемный вопрос проекта:  Способны ли вы к сочувствию? - находим при решении теста-задачи про карлика: «Карлик жил на 20-м этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10-го этажа, а оттуда шёл вверх пешком.  Почему?  Ваши версии». Ответы предлагаются самые разные, и лишь немногие сказали, что карлик мал ростом и мог дотянуться только до кнопки 10-го этажа. Чтобы решить эту задачу, нужно поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а мы обычно делаем наоборот – ставим кого-то на своё место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким образом.

Определить, способны ли мы к сочувствию, к состраданию, помог и такой вид работы, как социологический опрос. Социологический опрос является интересным видом деятельности для учащихся. Ученики любят опрашивать сверстников, а ещё лучше взрослых. Опрашивают, анализируют, подсчитывают и сообщают результаты, составляя таблицы, диаграммы. К результатам опроса мы присоединили результаты проанализированных сочинений на тему: «Самый несчастный день». Проведённые исследования показывают, что примерно пятая часть опрошенных способна на высокое чувство – сострадание. А остальные?

- Можно ли научиться сочувствию?

Ответы на вопросы, возникшие при проведении исследования, учащиеся находят, выполняя творческое задание такого характера:

 - Составьте правила, которыми должен руководствоваться человек, стремящийся развить в себе способность к сочувствию, к состраданию (правила, которые, по вашему мнению, помогут установить добрые взаимоотношения с людьми).

Результатом выполненного задания могут быть такие «Правила человечности»:

1. Научитесь ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

2. В каждом умейте видеть его достоинства.

3. Любите людей.

 «Заповеди человечности»:

 1. Люби ближнего своего.

 2. Не проходи мимо страдающего.

 3. Помоги ближнему своему.

 4. Учись бескорыстно действовать на пользу другим.

В ходе такого урока  осмысление нравственных понятий  часто происходит в диалоге, который возникает между учителем и учащимися и между самими учениками. Данный урок завершается диалогом учителя с учениками:

-  Можно ли научиться любить людей?

- Научиться любить людей трудно, но возможно.

- Скажите, как можно выразить своё доброе отношение к человеку?

- Поступком, жестом, мимикой, словом.

- Конечно, свои чувства мы можем выразить не только словом, но и мимикой, например улыбкой.

Приёмом рефлексии настроения и эмоционального состояния в конце деятельности может быть игра-этюд  «Чужая роль»: улыбнитесь друг другу так, как  улыбаются добрые друзья.

Выбирая приёмы и формы работы для проведения уроков «нравственности», учитываю, безусловно, как велика потребность учащихся в познании своего характера, характера других людей и стремление выразить познанное в слове. Виды деятельности и технологии,  которые использую  на уроках, способствуют формированию таких  нравственно-оценочных умений обучающихся, как умение оценивать ситуации и поступки; умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей; умение самоопределяться в жизненных ценностях. Анкетирование, анализ сочинений, опрос, наблюдения показывают неплохие результаты развития нравственно-оценочных умений обучающихся, но убеждают и в том, что работа по формированию личностных качеств ребёнка – это длительный и трудоёмкий процесс.

Прокопенко Валентина Степановна,

учитель русского языка и литературы

 1-й категории МОУ-СОШ №3

города Аткарска Саратовской области

 имени Героя Советского Союза

Антонова Владимира Семёновича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Главное на уроке русского языка, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытия, свои маленькие «открытия», пусть уже сделанные кем-то из больших ученых. Язык наших п...

Формирование умений на уроках русского языка.

Формирование умений морфологических, синтаксических и по развтию речи....

Современные средства и источники формирования информационных учебных умений в курсе русского языка и литературы

В работе говорится о том, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и по...

Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...