Формирование метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал по литературе на тему

Лустина Нина Владимировна

Доклад на учительской конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predmetnyh_i_metapredmetnyh_znaniy_doklad.docx22.85 КБ
Файл doklad.pptx97.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных знаний

и умений  на уроках русского языка и литературы.

( слайд 2) «Жизнь на уроке должна стать подлинной».

Сделать ее такой – задача современного учителя.

( слайд 3) "Мета "–(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

( слайд 4) Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные  результаты образовательной деятельности -  это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

 Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.

(слайд 5) Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: 
•  развивающее обучение Эльконина-Давыдова; 
•  мыследеятельностная педагогика; 
•  коммуникативная дидактика; 
•  эвристическое обучение; 
•  логико-смыслового моделирования; 
•  школа М.Щетинина

• технология развития  критического мышления и др.

( слайд 6) Усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.)  учащимися происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете,тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»  (Б.Паскаль).   ( слайд 7) Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

 ( слайд 8) Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление деревьев понятий, кластеров,  схем, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).

( слайд 9) Таким образом, достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры дают ученику интегрированные уроки. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.  Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

( слайд 10) Интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени литература и история, физика и химия, литература и музыка. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя. В противном случае польза от интегрирования сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный.

   Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нем рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Например, на уроке по литературе рассказать об истории, к примеру, урок по "Евгению Онегину" и рассказать о том времени, о людях, нравах, дуэлях, а если еще обратить внимание на использование французских слов в романе, то это уже будет связь с уроком иностранного языка.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. 

Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

 ( слайд 11) Метапредметный урок- это урок, целью которого является 

-обучение переносу  теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося ;

- подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;

 - формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;

 - формирование метапредметных  и  универсальных учебных   действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;   

- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся; 

 - получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях;

- формирование универсальных учебных действий;

- ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновений позиций науки и искусства;

-необходимые знания используются не  только для запоминания, но и как знания для использования осмысленного;

-  умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;

- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в  одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;

- формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает. 

( слайд 12, 13, 14) Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

      Преподавание русского языка, и в большей степени литературы, с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся, что в современных условиях непрерывного потока разноречивой и не всегда качественной информации кажется практически неосуществимой задачей.

( слайд 15) На уроках литературы ученики получают навыки анализа и синтеза текстов разных уровней сложности, осуществляют поиск проблемы, переводя ее в плоскость общечеловеческого содержания. Так, подобные мыслительные операции способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.  ( слайд 16) Именно уроки литературы занимают ключевую позицию в воспитании гармонически развитой личности, подобные качества ребенок может и должен применять и на других предметах, в рамках всей своей учебной деятельности. Под влиянием изучения литературы учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике.  ( слайд 17) И наоборот, знание литературы и культуры влияет на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются устойчивые связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.

     В качестве примера приведу урок литературы в 5 классе по теме " К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". Дети и война ", ориентированный на метапредметные связи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил учитель русского языка и литературы Лустина Н.В. Формирование метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.

Слайд 2

Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.

Слайд 3

" Мета "–(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность , метапредмет , метазнание , метаумение , мыследеятельность ( метаспособ ).

Слайд 4

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности . По-мнению А.А. Кузнецова , метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Слайд 5

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: • развивающее обучение Эльконина-Давыдова ; • мыследеятельностная педагогика; • коммуникативная дидактика; • эвристическое обучение; • методика логико-смыслового моделирования; • школа М.Щетинина; • технология развития критического мышления и др.

Слайд 6

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (Б.Паскаль)

Слайд 7

Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности , то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Слайд 8

Принцип « метапредметности » состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление деревьев понятий, кластеров, схем, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).

Слайд 9

Достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры дают ученику интегрированные уроки.

Слайд 10

Интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени литература и история, физика и химия, литература и музыка.

Слайд 11

Метапредметный урок - это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения; происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения; обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания. С его помощью можно подготовить ребенка к реальной жизни.

Слайд 12

Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя. Это возможно благодаря тому, что на метапредметных и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и учителя.

Слайд 13

Очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения: 1. умение извлекать информацию из различных источников; 2. умение составлять план; 3. умение отбирать материал по заданной теме; 4. умение составлять письменные тезисы; 5. умение подбирать цитаты; 6. умение составлять таблицы, схемы, графики.

Слайд 14

Очень важно сформировать у учащихся необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения: 1.умение составлять связное устное высказывание; 2.умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы; 3.умение выделять интонационно-значимые части высказывания; 4.умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения; 5.умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах; 6.умение использовать различные средства наглядности; 7.умение выражать свое мнение и аргументировать его; 8.умение оформлять научно-исследовательские работы; 9.умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); 10.умение вести дискуссию.

Слайд 15

На уроках литературы ученики получают навыки анализа и синтеза текстов разных уровней сложности, осуществляют поиск проблемы, переводя ее в плоскость общечеловеческого содержания. Так, подобные мыслительные операции способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.

Слайд 16

Именно уроки литературы занимают ключевую позицию в воспитании гармонически развитой личности, подобные качества ребенок может и должен применять и на других предметах, в рамках всей своей учебной деятельности. Под влиянием изучения литературы учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике…

Слайд 17

И наоборот, знание литературы и культуры влияет на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются устойчивые связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

"Система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы учителя).

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания  не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, зачастую навязанным са...