Методическая разработка урока "Гласные звуки" (в соответствии с ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

По А.Д.Шмелеву

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_zvuki.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Конспект  урока русского  языка

на тему:  «Гласные звуки».                                                                                     

Тема урока:            

 «Гласные звуки».

Базовый учебник:  

Русский язык. 5 класс.  Учебник для образовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва. Издательский центр  «Вентана-Граф».    2012 г.  («Алгоритм успеха.»)

Цели

Личностные: 

  • формировать у детей чувство сострадания и взаимопомощи ближним;
  • воспитывать любовь к родному языку;

Регулятивные 

  • развивать воображение, память, любознательность;
  • развивать речь учащихся;
  • Расширять кругозор учащихся;

 Предметные

  • изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге;
  • научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять;

Тип урока.                

Урок повторения изученного

Формы работы учащихся.        

Коллективная и индивидуальная  работа, фронтальный опрос, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование.        

Компьютер, проектор, экран, аудиозапись.

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Сегодня прекрасный день, у меня отличное настроение, я  буду внимательно слушать учителя и у меня все, все получится!

(Учащиеся, закрыв глаза, повторяют за учителем текс по частям, затем присаживаются за парты). 

Личностные УД: 

  • Самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2.  Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

 Ребята, сегодня, мы с Вами (вдруг раздается стук и входит почтальон с телеграммой). Учитель, поблагодарив его, читает телеграмму, затем обращается к детям.

- Неприятности в стране Мультландии. Там, где живут забавные человечки из известных сказок. Прислал  телеграмму наш старый знакомый Незнайка, который часто приходил к нам на уроки русского языка, теперь ему опять нужна наша помощь.

(Презентация, слайд 2)

- Поможем ему, ребята?

Буква а и буква о
Обижаются давно:
Нас ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Незнайка Ваш,
Который любит весь ваш класс.
Изуродует он слово,
Пишет через
а - «карова».
Букве,
а стоять здесь стыдно.
И в плохих словах - обидно!

-Почему буква а и буква о обижаются на Незнайку?

-Что он забывает сделать, прежде чем написать слово?

-Даже в телеграмме допустил ошибку. Какую?

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на  вопросы.

Познавательные: доказательства.

 Фронтальная работа.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.

Личностные :

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

  Актуализация знаний

Уточнение понятия гласных звуков ударных и безударных

1) - Посмотрите, какие рисунки нарисовал нам Незнайка, давайте поможем их подписать.

(Презентация, слайд 4).

-Выделите ударный гласный звук в первом слове. Как вы думаете расходиться или совпадает в этом слове произношение ударного гласного с его обозначением на письме?

-А в остальных словах?

-Запишите слова в тетрадь, поставьте в них знак ударения.

2) - Но во многих словах произношение и написание гласных, на которые не  падает ударение, не совпадает.

(Презентация, слайд 5.)

-Как вы думаете, что нужно делать с такими словами?

-Такие слова нужно проверять и обязательно подбирать проверочные слова или однокоренные слова, в которых этот гласный будет стоять под ударением. Запишите эти слова вместе с проверочными в тетрадь.

-Всего в русском языке пять гласных, которые нужно проверять. И даже Буратино их запомнил. Давайте и мы их назовем.

(Выходят ребята на груди у которых написаны буквы А, О, Е, И. Я! Читают стихотворение о буквах, которые нужно проверять).

(Презентация, слайд 6)

3) - Незнайка вновь все напутал и неправильно записал проверяемые и проверочные слова, придется нам опять ему помогать.

-Соедините проверяемые и проверочные слова, и запишите их в тетрадь.

столбы 

 

 

 

крот

коты

 

 

 

лес

леса

 

 

 

ряд

ряды 

 

 

 

столб

кроты

 

 

 

нос

носы

 

 

 

кот

(Презентация, слайд 7) 

Проверьте.

4) - Жители Мультландии очень любят стихотворные строки. К сожалению, они забыли, как выделять предложения. Прочитайте строки из стихотворения М.Лермонтова, выделяя предложения.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом
Что ищет он в
стране далекой
Что кинул он в
краю родном

(Презентация, слайд 8) 

Запишите стихи, расставляя знаки препинания. В выделенных словах поставьте знак ударения и отметьте буквы на месте безударных гласных звуков.

Физкультминутка. 

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Познавательные УД:

  • Устная работа по заявленным вопросам;
  • Работа со стихотворением;
  • Работа с учебником;
  • Выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

  • Работа в группах

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ

Предметные :

1.Безошибочное написание безударной гласной в корне слова;

Метапредметные:

1.Научились правил строить свои ответы и высказывания

Этап 4.

Закрепление материала

Закрепление умений по определению гласных звуков

Что нового узнали о гласных звуках и буквах?

Назовите гласные буквы, которые нужно проверять.

В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:

Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!

(Презентация, слайд 9)

-Ребята, посмотрите, и Незнайка уже не плачет, а улыбается. Он сам придумал правило, которое нам нужно запомнить! (Давайте все вместе его повторим).

-Большое спасибо за урок, вы все сегодня постарались. 

(Презентация, слайд10)

Упр. 36, 37

Познавательные УД:

  • Выполнение задания.

Индивидуальная работа.

Развитие  коммуникативных  УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

  Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

Личностные:

  • Самостоятельно выбрать тему домашней работы.

Развитие  регулятивных  УД.

  • Выполнить все требования к домашней работе

Коммуникативные:

  • Обсудить возникающие затруднения по домашней работе

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

Базовый: упр.39

Повышенный: упр.39, 40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты