Урок-обобщение "Прощание с причастием"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Алексеева Людмила Анатольевна

Урок по русскому языку в 7 классе проводится после изучения темы "Причастие". Урок содержит задания для самостоятельной работы, также материал для повторения и обобщения, здоровьесберегающие технологии,задания для развития речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-обобщение «Прощание с причастием».

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний о причастии;
  • формирование умения находить причастие в тексте и определять его морфологические признаки;
  • развитие орфографической зоркости и пунктуационной грамотности;
  • развитие речи учащихся за счёт использования причастий в речи
  • воспитание чувства прекрасного.

Оборудование:

  • Карточки с индивидуальными заданиями
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентации учащихся.
  • Тетради-справочники.

Эпиграфы:

«Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

                                                                                                                 М.В.Ломоносов

«Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.»

                                                                                                                            В.И.Даль

Ход урока.

I. Организационный момент.

1.Сообщение цели урока.

-Сегодня на уроке мы обобщим сведения о причастии, закрепим знания о правописании причастий, вспомним условия обособления причастных оборотов, поговорим об употреблении причастий в речи.

2.Проверка домашнего задания.

-Вы получили домашнее задание: найти пословицы и поговорки, содержащие причастие.

 -Какую работу вы проделали?

 -Какие вам удалось найти пословицы?

(Мы работали со сборниками пословиц и поговорок. Искали пословицы, в которых есть  причастия. Нам удалось найти несколько. Мы заметили, что причастия  употребляются редко, гораздо реже, чем прилагательные, потому что пословицы – это произведения устного народного творчества, а причастия употребляются  в речи письменной).

Пословицы.

Что написано пером, того не вырубишь топором.(здесь употреблено краткое  причастие- написано. Является сказуемым))

Заработанная копейка дорого стоит.(В этой пословице употреблено полное страдательное причастие заработанная. Является определением)

Дружба, построенная на выгоде, не бывает прочной. (Здесь  причастный оборот построенная на выгоде, который стоит после определяемого слова дружба, поэтому выделяется  с двух сторон запятыми. Причастный оборот подчёркиваем как определение)

Долго остающаяся на одном месте вода портится. (В этой пословице причастный оборот долго остающаяся на одном месте находится перед определяемым словом вода, поэтому не обособляется. Причастный оборот является определением))

Съеденный до работы хлеб делает лентяев. ( В этом предложении причастный оборот съеденный до работы. Он не обособляется, так как находится перед определяемым словом хлеб, является определением)

-Употребление причастий – экономный способ выражения мысли, поэтому мы их находим и  в пословицах. Ещё М.В.Ломоносов говорил об этих свойствах: « Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.»

II. Повторение и обобщение  изученного. (Запись в рабочую тетрадь число, кл.работа, тема, слова М.В.Ломоносова.

-Что такое причастие? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся признак предмета по действию. Это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Учёные до сих пор спорят по поводу того, самостоятельная    часть речи причастие или нет.)

-Давайте вспомним  высказывания различных учёных о причастии.(Слайд №2)

  • Причастие – это самостоятельная часть речи. (По мнению великого учёного М.В.Ломоносова,  академика Николая Максимовича Шанского, редактора вашего учебника, и других)
  • Причастие – это особая форма глагола. (По мнению акад. Льва Владимировича Щербы и  автора современного учебника проф.  Маргариты Михайловны Разумовской)
  • Причастие – это отглагольное прилагательное. (По мнению  акад. Фёдора Ивановича Буслаева  и других)

-Как называют учёных, изучающих науку о языке? (Лингвисты, языковеды)

Лингвисты - это учёные, изучающие науку о языке. М.В.Ломоносов, Н.М.Шанский, Л.В Щерба,М.М. Разумовская, Ф.И.Буслаев – известные русские лингвисты.(записать в тетрадь, на доске)

Теперь предоставим слово нашей творческой группе, которая подготовила небольшое выступление о причастии и подготовила слайды  

2.Выступление творческой группы. (Слайды №3- №11)

-Какие глагольные признаки имеет причастие?(время, вид, возвратность, обозначает признак по действию)

-Какие признаки прилагательного имеет причастие?(изменяется по падежам, по числам, отвечает на вопросы какая?, какой?, является в предложении определением)

Причастие не имеет собственных признаков, а совмещает признаки глагола и прилагательного.

Вот почему В.И.Даль говорил:« Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.»

3.Повторение теории. Вопросы и задания классу:

-На какие группы делятся причастия? (Причастия бывают действительные и страдательные))

-В чём заключается разница между действительными  и страдательными причастиями? (Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие, н-р, дышит-дышаший. А страдательные причастия обозначают признак предмета , который испытывает на себе действие со стороны другого предмета, н-р, гонимый)

(Слайд № 12)

-Бывают действительные причастия будущего? (Нет. Только действительные причастия настоящего времени с суффиксами –ущ-,(-юш-). –ащ-,(-ящ-) и действительные причастия прошедшего времени с суффиксами-вш- и –ш-.

(Слайд №13)

- А может будущее время встречается среди страдательных причастий?(Нет. Страдательные причастия бывают настоящего времени с суффиксами –ом-,(-ем-) и –им-, страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами –НН-, -ЕНН-,-ЁНН-, -Т-.

(Слайд №14)

 Физкультминутка

(если причастие страдательное – садимся, если причастие действительное - поднять руки вверх)

одевающая, одеваемая, дувший, возвышавшийся, сорванная, изрытая, брошенного, сидящую, процарапанное, спавший, усеянный, сохранившийся, цветущий, сброшенные, увлекаемый, облетевшим.

4. Задание№1.Словарная диктовка.

-Запишите под диктовку причастия, выделите суффиксы.

Видимый, смотрящий, борющийся, ободряемый, колышущий, уважаемый, строящийся, бреющийся, дышащий, лечащий, движимый,

- А  теперь взаимопроверка, правильный вариант на экране. (Слайд № 15)

-Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах –УЩ-(-ЮЩ-), -АЩ-,(-ЯЩ-)? В суффиксах –ЕМ-, -ИМ-?

5. Задание №2 Распределительный диктант (3 мин)

-Запишите в два столбика причастия: с одной буквой Н в первый столбик, с двумя буквами Н во второй столбик.

Некрашеный стол, желанная встреча, книга прочитана, вязанная мамой, плетёная корзина, здание построено, замороженные овощи, кожаный портфель, нежданный гость, размешанные краски,

-А теперь проверьте сами. (Слайд № 18)

-Самое трудное правило: написание одной и двух букв Н в причастиях и в отглагольных прилагательных. В этом случае мы с вами научились рассуждать по алгоритму. (Слайд №17)

Докажите , используя алгоритм, что в  сл/соч плетёная( корзина)  в причастии одна буква Н.

(Во-первых, выяснить, не является ли это слово исключением;

Во-вторых, определить от какой части речи оно образовано;

В-третьих, если образовано от существительного, применяем правило написания одной и двух букв Н в суффиксах  прилагательных.

Если слово образовано от глагола, задаём 4 вопроса.  Оканчивается ли на –ованный или –ёванный? Есть ли приставка, кроме НЕ? Есть ли зависимые слова? Совершенного ли вида глагол, от которого образовано слово?

При одном утвердительном ответе пишем две буквы Н. Если на все вопросы ответим НЕТ, то пишем одну букву Н.)

6. Задание №3. Буквенный диктант. НЕ с причастиями пишется то слитно, то раздельно. Если слитно-пишетеС, если раздельно-Р

(Слайд№18)

НЕ проверяемые ударением гласные; никем не потревоженный зверь, неисчерпаемые богатства, невоспитанный человек, неотправленное письмо, никем не нарушаемая тишина; немеркнущий свет; палата не проветрена, ещё не обжитое место, неосвещённая улица; не прочитанная, а просмотренная работа.

-Проверяем результаты.

III.. В заключение урока выполним очень важную работу – анализ текста

 (Настраивать на творческую работу вас будет и прекрасная мелодия  П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)

Чтение текста.

  •    АНАЛИЗ ТЕКСТА         (ЭКРАН)        +  (листы)        

  1. Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу?
  2. Если у него чуткая душа, –  очень многое.
  3. Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание  порхающих снежинок…
  4. Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки.
  5. Чарующая красота  мира!
  6. Чарующие звуки природы!
  7. Остановись  и ты перед этой небывалой  красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.

1. Какое название более всего соответствует тексту? Напишите правильный ответ.

  1. В зимнем лесу
  2. Порхающие снежинки
  3. Звуки леса                                                                        
  4. Чарующая красота мира                        (объяснить)(Более всего соответствует тексту название «Чарующая красота мира». Я думаю, мир – это и заснеженный лес, и порхающие снежинки, и чарующие звуки .)

2. Определите стиль и  тип данного текста. Напишите номер правильного ответа.

  1. Художественный стиль; повествование
  2. Разговорный стиль; рассуждение                                        
  3. Художественно-публицистический стиль; рассуждение        (объяснить)

4.   Научный стиль; описании

(Текст принадлежит к художественно-публицистическому стилю, так как  автор обращается к широкому кругу читателей  с вопросом, убеждает их.  Здесь есть восклицательные предложения, побудительное предложение, речь автора эмоциональна и выразительна. Это  рассуждение, автор выдвигает тезис – чуткая душа  может увидеть очень много. Приводит примеры, призывает остановиться и читателя.)

3. Укажите номера предложений, в которых употребляются причастия.

                

 4.Списать предложения №1-4. (задание на парте) Выделить причастия и причастные обороты.

 5. Какова же роль причастий в тексте? Каким художественным средством являются использованные в тексте причастия?

Умелое использование причастий в художественном тексте делает его более выразительным, создаёт образную картину, которую легко можно представить. Они являются эпитетами - художественными определениями.

6. Какова идея текста?

Идея текста – надо воспитывать чуткую душу, чтобы увидеть чарующую красоту мира.

IV. Подведение итогов.

  • Сегодня мы повторили правила написания суффиксов причастий, условия обособления причастных оборотов, проверили свои умения и навыки, а также увидели, что умелое использование причастий обогащает нашу речь, делает её эмоциональной, выразительной.
  • Выставление оценок

V. Написать миниатюру, используя причастия, «На свете чудеса рассеяны повсюду» (можно в стихах)

Приложение №1

АНАЛИЗ ТЕКСТА        

  1. Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу?
  2. Если у него чуткая душа, –  очень многое.
  3. Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание  порхающих снежинок…
  4. Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки.
  5. Чарующая красота  мира!
  6. Чарующие звуки природы!
  7. Остановись  и ты перед этой небывалой  красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.

1. Какое название более всего соответствует тексту? Напишите правильный ответ.

  1. В зимнем лесу
  2. Порхающие снежинки
  3. Звуки леса                                                                        
  4. Чарующая красота мира                        (объяснить)

2. Определите стиль и  тип данного текста. Напишите номер правильного ответа.

  1. Художественный стиль; повествование
  2. Разговорный стиль; рассуждение                                        
  3. Художественно-публицистический стиль; рассуждение        (объяснить)

4.   Научный стиль; описание

3. Укажите номера предложений, в которых употребляются причастия.

                

 4.Списать предложения №1-4. (задание на парте) Выделить причастия и причастные обороты.

 5. Какова же роль причастий в тексте? Каким художественным средством являются использованные в тексте причастия?

6. Какова идея текста?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...