Психолого-педагогические основы игр при изучении русского языка.
статья по русскому языку по теме
Психолого-педагогические основы игр при изучении русского языка. Игра требует сотрудничества всего коллектива и создает атмосферу здорового соревнования.Также дает возможность учащимся оценить себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические основы игр при изучении русского языка.
Игра сопровождает человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.(1) Действительно, в игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, т.е. обеспечивается познание и усвоение самой действительности, игра способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности.
А.С.Макаренко и другие русские педагоги утверждали, что надо широко применять игру в учебном процессе, так как она дает возможность облекать познание мира в иные формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. С возрастом, пишут психологи, потребность в игре не исчезает, меняется лишь её характер и уменьшается время, которое ёй уделяют.
Что же привлекает педагогику в игре? Какие качества игры являются дидактически ценными?
Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Современный русский психолог А.Н.Лук пишет: «В игре нет принуждения, а также нет непосредственно жизненной, так называемой утилитарной необходимости. Это чисто добровольная деятельность».(2)
Так как учеба (особенно в детском возрасте) часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуя развитию интереса не только к игре, но и к самому учебному предмету. «Развитие интереса имеет определенную тенденцию: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Да и не во всякой игре её форма является чем-то только внешним, безразличным для существования дела».(3)
Игра дает возможность учащимся оценить себя на фоне других учеников. Умение же оценить себя правильно – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.
Игра выдвигает как бы новый критерий оценки. Ведь победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее, точнее реагировать в игровой ситуации, «кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но и может с умом воспользоваться её богатствами».(4)
Игра характеризуется наличием двух планов. С одной стороны, играющий выполняет реальные действия, связанные с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; с другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью, наказуемостью и дать волю фантазии, сняв барьер страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.
Игра требует сотрудничества всего коллектива, она создает атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности учащегося, так как от его ответа зависит не только личная отметка, но и победа команды. Игра, следовательно, вырабатывает у учащегося чувство долга перед коллективом.
А.С.Макаренко писал, что усилия, которые ученик делает в игре. Плодотворны, что в игре незаметно для себя учащиеся вырабатывают навыки и умения, необходимые для данного предмета, а также и такие, которые пригодятся им в жизни» Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», – писал К.Д.Ушинский. Игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в то же время большое удовольствие.
Литература:
1.А.А. Леонтьев. Путешествие по карте языков мира.
М., 1990г.
2. В.А.Иванова, З.А. Потиха. Занимательно о русском языке. Ленинград, 1990г.
3. Г.Г. Гранкин, С.М. Бондаренко. Секреты орфографии.
М., 1991г
4. «Веселые картинки» 1990г. № 6,7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИЙ ЯЗЫК НА БОРТУ КОРАБЛЯ «БРИГАНТИНА»
Данная методика основывается на игровой деятельности. Она предполагает, что на уроках русского языка учебнывй материал будет изучаться в форме путешествия на борту корабля "Бригантина"....
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
Психолого-педагогические особенности использования ТСО на уроках английского языка
Использование технических средств обучения на уроках английского языка большую роль в повышении интереса учащихся к занятиям иностранных языков...
Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.
Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Формирование коммуникативных УУД на основе текстового принципа изучения русского языка
В статье рассматриваются виды заданий на основе текстового подхода, которые учитель может успешно использовать на уроке русского языка....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Вопросам обучения лексике методистами уделяется довольно большое внимание. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений.Методика обучения...