Грамматические игры на уроках русского языка как средство повышения грамотности учащихся
статья по русскому языку
В современной методике и практике обучения русскому языку в школе все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию различных, форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи образовательной программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Грамматические игры на уроках русского языка как средство повышения грамотности учащихся
В современной методике и практике обучения русскому языку в школе все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию различных, форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи образовательной программы.
Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности школьников на уроках русского языка, развития их самостоятельности, мышления, является грамматическая игра.
Как писал Д.Б. Эльконин, «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир человека вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Так что нет ничего страшного, если на каком-то этапе интеллектуальная игра сочетается с трудом, ведь благодаря именно ей дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками» [1, с. 21-23].
Грамматические игры завоевывают популярность среди преподавателей русского языка, так как в них как нельзя лучше реализуется технологический подход к обучению.
Игры на уроках русского языка можно классифицировать по обобщенному признаку следующим образом:
- фрагментарные дидактические игры, когда в основе каждого фрагмента игры лежит решение одной педагогической задачи, связанной с конкретным элементом учебного материала;
- целостно-тематические дидактические игры, которые связаны с решением нескольких педагогических задач по теме;
- комплексные дидактические игры, в которых сочетается репродуктивная и продуктивная деятельность учащихся и решается комплекс образовательных и развивающих задач [2, с. 82-83].
Основные принципы организации игры:
- Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
- Принципы развития игровой динамики.
- Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).
- Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
- Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».
При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях процесс организации грамматической игры может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в младший школьный возраст, игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду повзросления, сокращается и обобщается, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично, или полностью в умственном плане и плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).
Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.
При применении элементов технологии дидактической игры на всех этапах урока можно использовать разнообразные формы грамматических игр: состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.
К примеру, для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» на уроках используются красочные рисунки, изображения разных предметов, читаются загадки, чтобы учащиеся отгадывали предмет.
Большой интерес учащихся вызывает проведение различных грамматических игр, построенных на решении логических задач. К примеру, игра "Четвертый лишний": среди названных слов надо найти "лишнее" существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных. Например, диктуются слова:
плащ печь нож мышь
рожь тишь врач камыш
Игра "Кто наблюдательнее?" развивает внимание учащихся к слову, улучшает их речь. При повторении суффиксов прилагательных и существительных можно провести игру "Сложи слово". Ученики готовят дома чистые полоски бумаги. В классе на больших полосках записали корни слов: хозяйство, государство, общество, полотно, кожа, машина, на маленьких полосках записали суффиксы и окончания: енн-ый, ан-ый, ян-ый, ин-ый. Ученики составляют слова из двух полосок.
Можно использовать и такую форму, как диктант - молчанка. Учитель показывает картинки с изображением разных предметов, а учащиеся записывают слова: стакан, морковь, лестница, карандаш, огурец, заяц и т.д.
Важным стимулом в игре является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ученика, его воля к победе.
Игра помогает учителю сплотить ученический коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других людей. В играх учитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них. Игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
В нашей практике применяются правила, следуя которым, можно сделать игровой урок увлекательным:
- Игра должна приносить радость ученику и учителю.
- Заинтересовать ученика игрой.
- Развивающие игры - игры творческие. Все задания ученику нужно выполнять самостоятельно.
- Успех в самом начале - обязательное условие.
- Не переоценивайте уровень развития учащегося.
- Создайте в игре непринужденную обстановку.
- Побудите учеников к соревнованию [3, с. 79].
Таким образом, игру на уроке можно рассматривать как особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, как одно из серьезных средств педагогического воздействия на школьников, а главное, как средство увлекательной работы над повышением уровня грамотности учащихся. Но необходимо помнить, что игра - не самоцель, она не должна быть единственным средством обучения и воспитания; ведь, как гласит народная мудрость, лекарство отличается от яда только дозой, поэтому важно обеспечить сочетание игры с другими видами деятельности на уроке.
Список литературы
1.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка, М., Русский язык, 1989 г.
3.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся начальной ступени обучения»
доклад на муниципальных педагогических чтениях...
« Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся начальной ступени обучения»
презентация...
Учебно-методическое пособие для учащихся 5 – 11 классов ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Ролевая игра на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся»
Данный материал предназначен для учащихся 5-11 классов....
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями
Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....
Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....
Коррекционная работа на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспектив...