Конспект урока по русскому языку для 5 класса "Путешествие в страну Морфологию"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Тема: Имя существительное
Тип урока: обобщение и систематизация
Цели урока: совершенствовать и закреплять знания учащихся по теме имя существительное; углубить представление об имени существительном; воспитать уважение к разным существительным.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в страну Морфологию.
-Что же это за страна и кто в ней обитает?
- Наш путь лежит в самую древнейшую область, которая называется «Существительное».
Вот что говорит о себе эта область:
«Давно живу я в этом мире.
Даю названья всем предметам»
- Дайте названия явлению природы и птице, где одна только гласная е.
Запишите их: ветер, тетерев, селезень.
-Теперь дайте рассказ «В гостях у существительного» (Вспоминаем все признаки существительных).
-А сейчас проведём экскурсию по зоопарку. Поиграем в игру «Домино». Вы будете называть одушевлённое существительное по теме «Зоопарк», следующий ученик называет слово, заканчивающееся на конечную букву например: носорог – газель – лось – слон – норка – антилопа.
- Имя существительное – древнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.
- Какие же названия предметам даёт существительное (на доске слева написано)
живые существа: мальчик,…
явления природы: молния,….
явления общественной жизни: митинг,…
признак как предмет – беготня,…
- В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных. Послушайте одно стихотворение А. Фета. В нём из 22 слов – 14 существительных, каждое из которых – картина, нет ни одного глагола.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье,
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные трели.
Тени без концов.
Ряд волшебных изменений,
Милого лица.
- Попытайтесь вы представить какую-нибудь картину, используя одни существительные, можно, конечно, сочетать их с прилагательными.
Работа прослушивается в классе, вот что мы услышали и увидели.
1. Величественный город. Раннее утро. Площадь павших борцов. Монумент героям. Прекрасная набережная. Лестница. Река Волга.
2. Осенний парк. Тишина. Белоствольные берёзы. Задумчивые осины. Запах прелой травы.
- А вот послушайте ещё одно стихотворение:
Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.
Автор этих строк В. Маяковский.
- Какую картину вы увидели благодаря существительным?
Делаем вывод о роли существительных в речи.
Синтаксический разбор предложения, объяснение постановки тире.
Имя существительное – хлеб языка.
А сейчас мы начнём работать над сказкой.
Выборы президента Морфологии.
Мы запишем начало, а дома вы продолжите. Запишем.
В зале заседания собрались части речи для решения вопроса о выборах президента.
В стране Слов нет должного порядка, нет сильной власти…
Домашнее задание: дописать рассказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_puteshestvie_v_stranu_leksikologiyu.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-соревнование по теме «Лексика»
Тип урока: обобщающий урок
Форма урока: игра
Цели урока: комплексное повторение темы «Лексика»; развитие знания о лексике; воспитание у учащихся чувства сплоченности.
Оборудование: таблички, рисунки, раздаточные квадратики, сигнальные карточки.
Ход урока:
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Лексика». И проведем мы его необычным образом, будем вести соревнование между двумя командами, чтобы повторить и развивать наши знания по этой теме. И девизом сегодняшнего нашего урока будут вот такие слова, давайте прочтем их вместе:
Повторяем то, что знаем
Вспоминаем, что забыли.
- Повторение пройденного.
- Итак, начинаем наше соревнование. Первой командой будет 1 ряд, второй командой 2 ряд. И пускай в этом соревновании победят сильнейшие.
- Ребята. Скажите пожалуйста, чем богата (это область русского языка) лексика?(словами).
-Правильно! Слова являются единицей нашего языка. Без слов нам было бы трудно общаться между собой. И теперь о том, какую большую роль играют слова в нашей жизни расскажет Дан-Хая. Она выразительно прочтет стихотворение Вадима Шефнера «Из жизни слов…» А вы внимательно послушайте стихотворение, и мы будем над ним работать, поговорим о стихотворении, порассуждаем над ним.
-Так о чем это стихотворение?
-В каких словах заложена основная мысль этого стихотворения? (словом можно убить…)
-И действительно, слова в нашей жизни играют большую роль. А Дан-Хая прекрасно рассказала нам об этом в стихотворении. Слова нужны нам как воздух, без слов не будет общения.
- А сейчас начинаем наше соревнование.
- Стартом нашего соревнования будет игра «Угадай-ка». В этом игре мы будем заполнять кроссворд. Решая задачи, приведите примеры.
- Все слова нашего языка? (лексика)
- Словарный запас одного человека (лексикон)
- Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология)
- Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные)
- Слова, имеющие одно значение (однозначные)
- Слова, одинаковые по значению, но с разными оттенками (синонимы)
- Слова противоположным значением (антонимы)
- Слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения (омонимы)
-Молодцы! Вы справились с первым заданием. А теперь вспоминая знания об антонимах, мы поиграем в игру «Соотнеси-ка»
-Следующей нашей игрой будет игра «Найди-ка». Я раздам вам слова, а вы будете находить пару этих слов, т.е. антонимы. Сколько найдете столько квадратиков и получите.
- Понравилась ли вам эта игра? А сейчас мы напишем необычный краткий зрительно-лексический диктант. Я буду показывать вам рисунки, комментируя их, а вы будете записывать в тетрадь.
-Ребята,скажите мне, пожалуйста. Те слова, которые вы только что написали, какими словами являются? (омонимами)
- Следующая игра называется «Подумай-ка» У вас на партах лежат сигнальные карточки, на них написаны прямое, а на обратной стороне переносное значение слов. Я буду читать словосочетания, а вы подумайте и определите значения этих слов. За каждый правильный ответ квадратик.
(нос человека – нос лодки)
(изумрудная трава – изумрудная брошь)
(родниковый ключ – дверной ключ)
(золотые локоны – золотые серьги)
- Итак, вот и подошло к концу наше соревнование. Давайте посчитаем наши квадратики и подведем итог нашего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 5класса "Путешествие в страну лексикологию"
Тема: Урок-соревнование по теме «Лексика»Тип урока: обобщающий урокФорма урока: играЦели урока: комплексное повторение темы «Лексика»; развитие знания о лексике; воспитание у учащихся чувства сплоченн...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе «Путешествие по стране глаголов».
Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян,...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ (ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Путешествие в страну Глаголию"
Конспект урока показывает технологию нетрадиционного урока - путешестствия в страну "Глаголию", используются здоровьесберегающие технологии. Цель урока закрепить изученный материал по т...