Конспект урока по русскому языку для 5 класса "Путешествие в страну Морфологию"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Сайын Айгуль Алексеевна

Тема: Имя существительное

Тип урока:  обобщение и систематизация

Цели урока: совершенствовать и закреплять знания учащихся по теме  имя существительное; углубить представление об имени существительном; воспитать уважение к разным существительным.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в страну Морфологию.

-Что же это за страна и кто в ней обитает?

- Наш путь лежит в самую древнейшую область, которая называется «Существительное».

Вот что говорит о себе эта область:

«Давно живу я в этом мире.

Даю названья всем предметам»

- Дайте названия явлению природы и птице, где одна только гласная е.

Запишите их: ветер, тетерев, селезень.

-Теперь дайте рассказ «В гостях у существительного» (Вспоминаем все признаки существительных).

-А сейчас проведём экскурсию по зоопарку. Поиграем в игру «Домино». Вы будете называть одушевлённое существительное по теме «Зоопарк», следующий ученик называет слово, заканчивающееся на конечную букву например: носорог – газель – лось – слон – норка – антилопа.

  - Имя существительное – древнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.

- Какие же названия предметам даёт существительное (на доске слева написано)

живые существа: мальчик,…

явления природы: молния,….

явления общественной жизни: митинг,…

признак как предмет – беготня,…

- В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных. Послушайте одно стихотворение А. Фета. В нём из 22 слов – 14 существительных, каждое из которых – картина, нет ни одного глагола.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье,

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные трели.

Тени без концов.

Ряд волшебных изменений,

Милого лица.

- Попытайтесь вы представить какую-нибудь картину, используя одни существительные, можно, конечно, сочетать их с прилагательными.

Работа прослушивается в классе, вот что мы услышали и увидели.

1. Величественный город. Раннее утро. Площадь павших борцов. Монумент героям. Прекрасная набережная. Лестница. Река Волга.

2. Осенний парк. Тишина. Белоствольные берёзы. Задумчивые осины. Запах прелой травы.

- А вот послушайте ещё одно стихотворение:

Вечер. Поле.

Огоньки.

Дальняя дорога.

Автор этих строк В. Маяковский.

- Какую картину вы увидели благодаря существительным?

Делаем вывод о роли существительных в речи.

 Синтаксический разбор предложения, объяснение постановки тире.

Имя существительное – хлеб языка.

А сейчас мы начнём работать над сказкой.

Выборы президента Морфологии.

Мы запишем начало, а дома вы продолжите. Запишем.

В зале заседания собрались части речи для решения вопроса о выборах президента.

В стране Слов нет должного порядка, нет сильной власти…

Домашнее задание: дописать рассказ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Урок-соревнование по теме «Лексика»

Тип урока: обобщающий урок

Форма урока: игра

Цели урока: комплексное повторение темы «Лексика»; развитие знания о лексике; воспитание у учащихся чувства сплоченности.

Оборудование: таблички, рисунки, раздаточные квадратики, сигнальные карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Лексика». И проведем мы его необычным образом, будем вести соревнование между двумя командами, чтобы повторить и развивать наши знания по этой теме. И девизом сегодняшнего нашего урока будут вот такие слова, давайте прочтем их вместе:

Повторяем то, что знаем

Вспоминаем, что забыли.

  1. Повторение пройденного.

- Итак, начинаем наше соревнование. Первой командой будет 1 ряд, второй командой 2 ряд. И пускай в этом соревновании победят сильнейшие.

- Ребята. Скажите пожалуйста, чем богата (это область русского языка) лексика?(словами).

-Правильно! Слова являются единицей нашего языка. Без слов нам было бы трудно общаться между собой. И теперь о том, какую большую роль играют слова в нашей жизни расскажет Дан-Хая. Она выразительно прочтет стихотворение Вадима Шефнера «Из жизни слов…» А вы внимательно послушайте стихотворение, и мы будем над ним работать, поговорим о стихотворении, порассуждаем над ним.

-Так о чем это стихотворение?

-В каких словах заложена основная мысль этого стихотворения? (словом можно убить…)

-И действительно, слова в нашей жизни играют большую роль. А Дан-Хая прекрасно рассказала нам об этом в стихотворении. Слова нужны нам как воздух, без слов не будет общения.

- А сейчас начинаем наше соревнование.

- Стартом нашего соревнования будет игра «Угадай-ка». В этом игре мы будем заполнять кроссворд. Решая задачи, приведите примеры.

  1. Все слова нашего языка? (лексика)
  2. Словарный запас одного человека (лексикон)
  3. Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология)
  4. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные)
  5. Слова, имеющие одно значение (однозначные)
  6. Слова, одинаковые по значению, но с разными оттенками (синонимы)
  7. Слова противоположным значением (антонимы)
  8. Слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения (омонимы)

-Молодцы! Вы справились с первым заданием. А теперь вспоминая знания об антонимах, мы поиграем в игру «Соотнеси-ка»

-Следующей нашей игрой будет игра «Найди-ка». Я раздам вам слова, а вы будете находить пару этих слов, т.е. антонимы. Сколько найдете столько квадратиков и получите.

- Понравилась ли вам эта игра? А сейчас мы напишем необычный краткий зрительно-лексический диктант. Я буду показывать вам рисунки, комментируя их, а вы будете записывать в тетрадь.

-Ребята,скажите мне, пожалуйста. Те слова, которые вы только что написали, какими словами являются? (омонимами)

- Следующая игра называется «Подумай-ка» У вас на партах лежат сигнальные карточки, на них написаны прямое,  а на обратной стороне переносное значение слов. Я буду читать словосочетания, а вы подумайте и определите значения этих слов. За каждый правильный ответ квадратик.

(нос человека – нос лодки)

(изумрудная трава – изумрудная брошь)

(родниковый ключ – дверной ключ)

(золотые локоны – золотые серьги)

- Итак, вот и подошло к концу наше соревнование. Давайте посчитаем наши квадратики и подведем итог нашего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 5класса "Путешествие в страну лексикологию"

Тема: Урок-соревнование по теме «Лексика»Тип урока: обобщающий урокФорма урока: играЦели урока: комплексное повторение темы «Лексика»; развитие знания о лексике; воспитание у учащихся чувства сплоченн...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе «Путешествие по стране глаголов».

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян,...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ (ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Путешествие в страну Глаголию"

Конспект урока показывает технологию нетрадиционного урока - путешестствия в страну "Глаголию", используются здоровьесберегающие технологии. Цель урока закрепить изученный материал по т...