КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ (ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_grammatiku.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ

(ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)

ЦЕЛИ УРОКА:

       - дать сведения о том, что такое причастие;

       - формировать умение образовывать причастия, определять его признаки;

       - совершенствовать речь, работая по текстам с причастиями.

ТИП УРОКА:  урок усвоения нового материала.

МЕТОДЫ:  исследовательский, проблемный

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. таблица и карта для каждого ученика,
  2. большая таблица для доски, карточки с текстами,
  3. учебник М.М.Разумовской «Русский язык. 6 класс».

ЭТАПЫ УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Усвоение новых знаний.
  4. Первичная проверка и обобщение изученного.
  5. Информация о домашнем задании.
  6. Подведение итогов урока.  Рефлексия.    

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию новой темы.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Вы знаете несколько частей речи, активно их  используете.

- О каких частях речи я говорю? /глагол, имя существительное, имя прилагательное /

Сегодня мы отправимся  к ним в гости в страну Грамматика, в которой живут особые суффиксы, но им очень одиноко, никому они не нужны. Вот и решили суффиксы пойти за помощью к глаголам, которые действуют, работают. Возьмите карту и посмотрите, о каких суффиксах идет речь, они записаны в три столбика. Когда суффиксы пришли к глаголам и рассказали о своем желании приносить пользу, глаголы предложили им свои основы, но, к сожалению, слова не получились.

ЧИТА+ЮЩ…      ПОЛЕТЕ+ВШ…

И решили суффиксы пойти к прилагательным, они добрые, милые, отзывчивые, значит, помогут. Прилагательные предложили свои окончания, и слова получились:

ЧИТА+ЮЩ+ИЙ           ПОЛЕТЕ+ВШ+ИЙ

С той поры суффиксы служат русскому языку, делая его содержательнее, точнее, красивее.

  1. Усвоение новых знаний.

В образовании новых слов участвовали глагол и прилагательное,  необходимо вспомнить характеристики этих частей речи.

  • На какой вопрос отвечает глагол?
  • Каково его значение?
  • Какие виды глагола вы знаете?
  • Что такое возвратность?
  • Сколько спряжений у глагола?
  • Какие времена есть у глагола?
  • Охарактеризуйте глаголы, которые мы использовали сегодня, образуя новые слова.

        ЧИТАТЬ - несовершенный вид, 1 спряжение, невозвратный

         ПОЛЕТЕТЬ –  совершенный вид, 2 спряжение, невозвратный

- Почему не указали время? (В Н.Ф. глагола нет времени)

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Каково его значение?

- Как изменяется имя прилагательное?  ( По родам, числам, падежам)

ВЫВОД:

Новые слова заимствовали характеристики глагола и имени прилагательного. У новых слов можно определить по окончанию прилагательного род, число, падеж. А от глагола  остаются такие признаки: вид, время, возвратность. Новое слово оказалось связанным с двумя частями речи, поэтому называется причастием.

IV. Первичная проверка и обобщение изученного.

1.  Чтение параграфа учебника.

2.  Беседа по содержанию.

3.  Выполнение упражнений.

*Заполнение личной карточки

Задания: 1) Образовать причастия от данных слов, выделяя суффиксы и окончания.

                  2) Составить предложения, используя словосочетания: искрящийся снег, летящие снежинки, застывшие лужи, тускнеющее солнце.

                  3) В полученных карточках от  глаголов,  которые записаны в скобках, образуйте причастия.

ОБРАЗЦЫ КАРТОЧЕК

А.  Снег выпал. Он преобразил все вокруг. /Искриться/ снежинки медленно кружатся./Одеть/ в зимний наряд деревья красивы. /Блестеть/ искорки инея радуют взор.

Б. Зима. На окнах /сверкать/ узоры. /Запушить/ снегом ветки очень красивы. /Заковать/ морозом реки и озера блестят под лучами неяркого солнца.

В. Снег падал медленно. Его хлопья были /искриться/,  пушистые. Снежные вершины гор осветились лучами /восходить/ солнца.

ВЫВОД:

Образованные причастия сделали предложения более точными, красивыми. Причастия обозначают признак действия, позволяют избежать повторения глаголов.

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:

Перед вами два столбика слов, необходимо образовать причастия от глаголов, стоящих в скобках.

У аккуратного ученика:

У неряхи и лентяя:

(сложить) книги

(растрепать) книги

(подточить) карандаши

(сломать) карандаши

(выполнить) уроки

(пропустить) уроки

(принести) линейка

(взлохматить) волосы

(зачесать) волосы

(разорвать) тетрадь

*Проверка работы  (Вариант проверки – на экране)

V. Информация о домашнем задании.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".

Тема урока:  Повторение.  Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...