КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ (ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_grammatiku.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ
(ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)
ЦЕЛИ УРОКА:
- дать сведения о том, что такое причастие;
- формировать умение образовывать причастия, определять его признаки;
- совершенствовать речь, работая по текстам с причастиями.
ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала.
МЕТОДЫ: исследовательский, проблемный
ОБОРУДОВАНИЕ:
- таблица и карта для каждого ученика,
- большая таблица для доски, карточки с текстами,
- учебник М.М.Разумовской «Русский язык. 6 класс».
ЭТАПЫ УРОКА:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка и обобщение изученного.
- Информация о домашнем задании.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Подготовка к восприятию новой темы.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Вы знаете несколько частей речи, активно их используете.
- О каких частях речи я говорю? /глагол, имя существительное, имя прилагательное /
Сегодня мы отправимся к ним в гости в страну Грамматика, в которой живут особые суффиксы, но им очень одиноко, никому они не нужны. Вот и решили суффиксы пойти за помощью к глаголам, которые действуют, работают. Возьмите карту и посмотрите, о каких суффиксах идет речь, они записаны в три столбика. Когда суффиксы пришли к глаголам и рассказали о своем желании приносить пользу, глаголы предложили им свои основы, но, к сожалению, слова не получились.
ЧИТА+ЮЩ… ПОЛЕТЕ+ВШ…
И решили суффиксы пойти к прилагательным, они добрые, милые, отзывчивые, значит, помогут. Прилагательные предложили свои окончания, и слова получились:
ЧИТА+ЮЩ+ИЙ ПОЛЕТЕ+ВШ+ИЙ
С той поры суффиксы служат русскому языку, делая его содержательнее, точнее, красивее.
- Усвоение новых знаний.
В образовании новых слов участвовали глагол и прилагательное, необходимо вспомнить характеристики этих частей речи.
- На какой вопрос отвечает глагол?
- Каково его значение?
- Какие виды глагола вы знаете?
- Что такое возвратность?
- Сколько спряжений у глагола?
- Какие времена есть у глагола?
- Охарактеризуйте глаголы, которые мы использовали сегодня, образуя новые слова.
ЧИТАТЬ - несовершенный вид, 1 спряжение, невозвратный
ПОЛЕТЕТЬ – совершенный вид, 2 спряжение, невозвратный
- Почему не указали время? (В Н.Ф. глагола нет времени)
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Каково его значение?
- Как изменяется имя прилагательное? ( По родам, числам, падежам)
ВЫВОД:
Новые слова заимствовали характеристики глагола и имени прилагательного. У новых слов можно определить по окончанию прилагательного род, число, падеж. А от глагола остаются такие признаки: вид, время, возвратность. Новое слово оказалось связанным с двумя частями речи, поэтому называется причастием.
IV. Первичная проверка и обобщение изученного.
1. Чтение параграфа учебника.
2. Беседа по содержанию.
3. Выполнение упражнений.
*Заполнение личной карточки
Задания: 1) Образовать причастия от данных слов, выделяя суффиксы и окончания.
2) Составить предложения, используя словосочетания: искрящийся снег, летящие снежинки, застывшие лужи, тускнеющее солнце.
3) В полученных карточках от глаголов, которые записаны в скобках, образуйте причастия.
ОБРАЗЦЫ КАРТОЧЕК
А. Снег выпал. Он преобразил все вокруг. /Искриться/ снежинки медленно кружатся./Одеть/ в зимний наряд деревья красивы. /Блестеть/ искорки инея радуют взор.
Б. Зима. На окнах /сверкать/ узоры. /Запушить/ снегом ветки очень красивы. /Заковать/ морозом реки и озера блестят под лучами неяркого солнца.
В. Снег падал медленно. Его хлопья были /искриться/, пушистые. Снежные вершины гор осветились лучами /восходить/ солнца.
ВЫВОД:
Образованные причастия сделали предложения более точными, красивыми. Причастия обозначают признак действия, позволяют избежать повторения глаголов.
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:
Перед вами два столбика слов, необходимо образовать причастия от глаголов, стоящих в скобках.
У аккуратного ученика: | У неряхи и лентяя: |
(сложить) книги | (растрепать) книги |
(подточить) карандаши | (сломать) карандаши |
(выполнить) уроки | (пропустить) уроки |
(принести) линейка | (взлохматить) волосы |
(зачесать) волосы | (разорвать) тетрадь |
*Проверка работы (Вариант проверки – на экране)
V. Информация о домашнем задании.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".
Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....
Конспект урока по русскому языку 7 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
конспект урока по русскому языку в 7 классе...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...