Разработка урока русского языка в 7 классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Куулар Аяна Валерьевна

Разработка урока русского языка в 7 классе на тему: "Имя прилагательное - часть речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе по теме: « Имя прилагательное как часть речи».

Тип урока: повторение изученного материала, объяснение и закрепление

                     нового.

Цель: повторить сведения об имени прилагательном.

Задачи:

- вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении;

- развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание.

- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Фонетическая зарядка.

3. Орфографическая минутка.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление нового материала.

6. Вывод по уроку.

7. Домашнее задание.  

                                            Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята, садитесь.

Все готовы к уроку? /Да, готовы/

Фонетическая зарядка.

-Ребята, сегодня на уроке вам встретятся слова с дежурным звуком - П-. Произнесите их правильно. Послушайте, как правильно нужно говорить.

-п-при-прилагать-прилагательное.

Прочитайте все вместе предложение:

Прилагательное – это часть речи.

Прочитай…(имя ученика)

Учитель: Ребята, говорите внятно, соблюдайте ударения и правила орфоэпии.

            Опрос.

Учитель за экраном: - Какой раздел науки о языке мы начали изучать? Что же он изучает?/ Морфология - раздел науки о языке,  изучает слово как часть речи/.

Учитель за экраном: -  На какие три группы делятся части речи? /Самостоятельные, служебные, междометия/.

Учитель за экраном:  - Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи. …

Учитель: - На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили такую часть речи, которая называется … /имя существительное/.

Учитель: - С сегодняшнего урока мы с вами более подробно начнем изучать ещё одну часть речи – это имя прилагательное.

Знакомство с целью и задачами урока.

Учитель: - Видите, какая большая и серьёзная работа нам предстоит.

Откроем тетради, запишем:

                                                 Девятнадцатое марта.

Классная работа.

Имя прилагательное как часть речи.

      Учитель: - В начале урока проведем небольшую орфографическую минутку в форме комментированного словарного диктанта.

/Один учащийся работает у доски, остальные пишут в тетради/.

2. Орфографическая минутка.

Учитель: - На дом было дано задание,  повторить правила правописания о – е после шипящих в корне и в окончаниях имен существительных, а также употребление ь на конце существительных после шипящих. Сейчас проверим ваши знания. Писать стараемся чисто и аккуратно.

       Задание: Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем, крыжовник,  шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ, решётка, над гаражом.  

Вывод по правилам:

 «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»; «Буквы ё – о после шипящих в корне»; «Употребление ь на конце существительных после шипящих»

                                             Выставляется оценка.

Учитель: - Молодцы! Справились неплохо. Я очень рада.  

3. Объяснение нового материала.

     Учитель: - У всех на партах распечатанные тексты, вы должны догадаться о какой птице идёт речь? Как вы это определили?

        К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .

       Летит, несёт в клюве сосновую шишку.

       Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.

                                                                                                 (По Г.Скребицкому).

Ответ. Показывается рисунок дятла.

Словарная работа:

Пестрый, 1. с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов. П. убор осеннего леса.

2. Неоднородный, из разных элементов. П. состав слушателей.3. Вычурный, цветистый.

Учитель: -  Как  вы  узнали, что это дятел, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте

Учитель: - Что вы знаете об этой части речи? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?).

 Учитель работает по таблице, затем ребята читают правило в учебнике на страница 228.

Учитель: - Что вы еще узнали об имени прилагательном?

- Выполним морфемный разбор слова – прилагательное. (У доски).  

Разминка.

4. Закрепление нового материала.

Учитель: - Мы с вами выяснили, что благодаря именам прилагательным мы можем определить тот предмет, который отгадываем.  

- А для чего же ещё служат имена прилагательные в речи? Это мы выясним, выполнив упр. 567 на стр. 225.

Учащийся читает задание.

Учитель: - Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи? (Эпитет – троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности).

- Выпишите 3 словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных.

От чего они зависят?

Вывод: прилагательное ставится в том же роде, числе, падеже, что и существительное к которому оно относится.

Учитель: - А теперь выполним грамматическое задание:

  1.  карманчиках (морфемный разбор слова).
  2. Люблю в сарафанчике (морфологический разбор)

В (сарафанчике) – сущ., (в чём?).

Н.Ф. – сарафанчик; нариц., неодуш, м.р., 2 скл., стоит в ед.ч., П.п.

Люблю (в чём?) в сарафанчике.

Учитель: - Какими членами предложения могут быть прилагательные?

Вывод: прилагательные могут быть определением, сказуемым.

Учитель: - Каким членом предложения является прилагательное, об этом мы узнаем на следующем уроке.  

5. Обобщение. Вывод по уроку. Вопросы классу:

Учитель: 1) Что называется именем прилагательным?

Учитель: 2) Как изменяются прилагательные?

Учитель: 3) Какими членами предложения бывают прилагательные?

Учитель: 4) В чем сходство и различие между именем прилагательным и существительным?                                  

        Оценки!

6. Домашнее задание.

Параграф 102, выучить правило, записать в справочники; упр. 568

Самоанализ урока русского языка в 7 классе.

Тема: «Имя прилагательное как часть речи»

Урок проводился в 7 кл., класс глухой.

Можно выделить 3 основные задачи, которые решались на уроке:

образовательная - вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении;

задачи развития – развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы;

воспитательная - воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему.

Рассмотрим более подробно структуру урока.

  1. Оргмомент. Суть его – психологически настроить класс на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности.
  2. Постановка цели урока – повторить сведения об имени прилагательном, изученные в начальных классах, дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении.
  3. На дом было дано  задание,  повторить орфографичкские правила. Письменного задания не было.  

Проведена орфографическая минутка с целью проверки орфографических навыков учащихся, по ранее изученному материалу.

  1. Этап усвоения новых знаний. Прочтение текста учителем (учащимися), ответы на вопросы учителя, переход к изучаемому материалу. Затем было самостоятельное прочтение теории учащимися в учебнике.
  2. Закрепление знаний происходило при выполнении упражнений. Кроме этого в ходе работы проверялись знания учащихся по ранее изученным материалам.
  3. Был сделан вывод по уроку.

Домашнее задание дано с последующим пояснением его выполнения. В объяснении новой темы главный акцент сделан на роль выполняемую именем прилагательным в речи и на его грамматические признаки. Были использованы словесный и наглядный методы организации и осуществления учебной деятельности. По характеру управления учебной работы: работа под руководством учителя. Применялся фронтальный опрос, как метод устного контроля и самоконтроля.

Контроль усвоения знаний, умений, навыков был проведён в виде практического выполнения письменных заданий, фронтального опроса. Были выявлены качество и полнота усвоения материала.

Были использованы средства наглядности: схема (таблица), доска, раздаточный материал, учебник.

За счёт доступного объяснения материала, использования наглядных средств обучения обеспечивалась хорошая работоспособность учащихся на уроке, которая поддерживалась благодаря перемене видов деятельности.

хорошая психологическая атмосфера достигнута с помощью ровных, доброжелательных отношений, сложившихся между учителем и учениками. Использовались методы одобрения, поддержки, контроля.

Продуманность, логическая обоснованность всех этапов урока позволили поддерживать высокую активность учащихся и дисциплину.

Учитель русского языка и литературы: Куулар А.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...