Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Cысоева Ирина Ивановна

 

Данный урок проводится по программе «Школа – 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева в 6 классе.

Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.             

Цели урока:

  • повторить изученные ранее орфограммы и пунктограммы, порядок синтаксического разбора, совершенствовать навыки разбора слов по составу и словообразовательного разбора; установить опознавательные признаки орфограммы «Различение на письме суффиксов прилагательных -к - и -ск-«; организовать самостоятельное выявление учащимися условий выбора новой орфограммы буквенного типа; научить различать на письме суффиксы прилагательных –к- и –ск-;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать орфографические, пунктуационные и речевые умения и навыки; развивать умение использовать слово в соответствии с речевой ситуацией и его стилистической окраской;
  • воспитывать патриотические чувства (любовь к Родине, к родному краю).

 

Принципы обучения:

  1. Научности (опора на основные виды орфографической памяти и обобщающие орфографические понятия);
  2. Доступности (опора на знания об орфограмме, опознавательных признаках и типах орфограмм);
  3. Связи теории с практикой.

 

Метод объяснения:

Эвристическая беседа в сочетании с анализом языкового материала.

План урока.

  1. Организационный момент

 

  1. Актуализация опорных знаний.

 

  • лексико-орфографическая работа;
  • синтаксическая разминка с орфографическим разбором;
  • разбор по составу и определение способа образования слов;
  • фронтальный опрос;
  1. Мотивация учебной деятельности.

 

  1. Изучение нового материала.
  • эвристическая беседа с использованием предыдущих заданий;
  • работа с материалом учебника (чтение правила) вопрос:

- Что мы узнали из учебника о различении на письме суффиксов прилагательных - к - и - ск-?

- Отличаются ли наши выводы от правила в учебнике?

 

  1. Формирование знаний и умений.
  • объяснительный диктант;
  • анализ текста: работа по развитию речи;

конструирование предложений на заданную тему с использованием слов с изученной на уроке орфограммой.

 

  1. Подведение итогов.

– О чем мы говорили сегодня на уроке?

– Расскажите об опознавательных признаках изученной орфограммы.

 

  1. Домашнее задание. Выучить правило  на странице 119; написать сочинение-миниатюру на тему: «Тихая моя родина…»

 

                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._doc.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Данный урок проводится по программе «Школа – 2100» под редакцией   Р.Н. Бунеева в 6 классе.

Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных - к-   и    -ск-.                

Цели урока:

  • повторить изученные ранее орфограммы и пунктограммы, порядок синтаксического разбора, совершенствовать навыки разбора слов по составу и словообразовательного разбора; установить опознавательные признаки орфограммы «Различение на письме суффиксов прилагательных -к - и -ск-«; организовать самостоятельное выявление учащимися условий выбора новой орфограммы буквенного типа; научить различать на письме суффиксы прилагательных -к- и -ск-;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать орфографические, пунктуационные и речевые умения и навыки; развивать умение использовать слово в соответствии с речевой ситуацией и его стилистической окраской;
  • воспитывать патриотические чувства (любовь к Родине, к родному краю).

Принципы обучения:

  1. Научности (опора на основные виды орфографической памяти и  обобщающие орфографические понятия);
  2. Доступности (опора на знания об орфограмме, опознавательных признаках и типах орфограмм);
  3. Связи теории с практикой.

Метод объяснения:

Эвристическая беседа в сочетании с анализом языкового материала.

План урока.

  1. Организационный момент

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Лексико-орфографическая работа

Родина                    Отчизна                            патриот

родительский         отцовский                        патриотический

  • Синтаксическая разминка с орфографическим разбором:

Названия Павлинских мест

(Для) м..его привычны слуха

Как (для) иных привычен лес

И ливня плеск и ш..рох луга.

  • Разберите слова по составу и определите способ образования:

Детский   -                                                  Узкий -

Отцовский -                                                Низкий -

Родительский  -                                          Бедняцкий -

Павлинский -                                              Молодецкий -  

                                                                     Ткацкий -

  • Фронтальный опрос.

      - Что называется именем прилагательным?

- Назовите морфологические признаки имени прилагательного.

- Какие способы образования имен прилагательных вы знаете?

-Дайте определение суффиксального способа образования слов.

-Как образуется краткая форма имен прилагательных?

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодняшнюю тему урока вы, ребята, попробуете определить сами. Но для этого нам необходимо выполнить следующие задания.

  1. Изучение нового материала.

  • Эвристическая беседа с использованием предыдущих заданий.

(Берем для анализа слова из третьего задания).

- Ребята, каким способом образованы данные прилагательные?

- Какие суффиксы употреблены для их образования?

- Попробуйте образовать краткую форму от прилагательных, записанных  в первом столбике.

- А теперь образуйте краткую форму от прилагательных второго столбика.

-Какой суффикс вы употребили для этого?

- Какой вывод можно сделать?

- Но ведь прилагательные  БЕДНЯЦКИЙ, МОЛОДЕЦКИЙ, ТКАЦКИЙ тоже образованы при помощи суффикса - к-, а краткую форму они не образуют. Как вы думаете, на что надо обратить внимание?

- На какие согласные оканчиваются основы имен существительных, от которых образованы эти прилагательные?

- Какой вывод можно сделать?

А когда же пишется суффикс -ск-?

ТАК О ЧЕМ МЫ БУДЕМ СЕГОДНЯ ГОВОРИТЬ НА УРОКЕ?

  • Работа с материалом учебника (чтение правила) вопрос:

- Что мы узнали из учебника о различении на письме суффиксов прилагательных - к - и - ск-?

- Отличаются ли наши выводы от правила в учебнике?

- Назовите отличительные признаки данной орфограммы.

  1. Формирование знаний и умений.
  • Объяснительный диктант.

Детский, близкий, московский, рыбацкий. Вязкий, французский, резкий, немецкий, белорусский, казацкий, славянский, родительский, братский, отцовский.

 

Анализ текста: работа по развитию речи.

 Мы любим нашу Родину. Мы любим её бесконечные просторы, величавые леса, извилистые реки, города и села.

Но мы также любим и наши Павлинские места, где находится  родительский дом. Это наша малая родина. И нам дорога её история, её традиции. Нам дорог парк с богатырскими дубами и вековыми елями, узкие аллеи, усаженные кустарниками. Каждый её уголок близок нам. Мы любим свое  Павлино.

Беседа по вопросам:

  1. Какова тема этого текста?
  2. Назовите основную мысль текста.
  3. Какой вид связи предложений в тексте использован?
  4. Каков тип речи?
  5. Назовите стиль речи.
  6. Найдите в тексте слова, в которых есть изученная нами орфограмма.
  7. Найдите в тексте прилагательное в краткой форме. Образуйте от него полную форму. Какой суффикс вы употребили? Почему?

  • Конструирование предложений на заданную тему с использованием слов с изученной на уроке орфограммой.

- Составьте предложение о вашей малой Родине, употребив слова с изученной на уроке орфограммой.

  1. Подведение итогов.

– О чем мы говорили сегодня на уроке?

– Расскажите об опознавательных признаках изученной орфограммы.

- А что значит любить Родину?

  1. Домашнее задание. Выучить правило  на странице 119; написать сочинение-миниатюру на тему: «Тихая моя родина…»

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - К -И - СК- »

Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ   - К -И  - СК- » направлен на формирование учебной деятельности обучающихся....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Это второй урок по теме. На уроке учащиеся повторят, как различить на письме суффиксы прилагательных -К- и -СК-. Задания, которые учащиеся выполняют на уроке, позволят им закрепить эту тему.Учащиеся в...

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-

Цели урока: Обучающая - создать условия для открытия способа действия по правописанию и различению суффиксов прилагательных -К- и -СК-Развивающие - формирование у учащихся умения:- устанавливать ...

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

Технологическая карта урока по русскому языку "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- ...

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-

В презентации представлен материал для работы по теме " Различение на письме суффиксов прилагательных -к-,-ск-....