Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Каспирская Надежда Олеговна
Технологическая карта урока по русскому языку "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Основные сведения об уроке

Дата

02.02.2017

Количество учащихся на уроке

5

Раздел ФГОС по русскому языку

Имя прилагательное

Тема урока

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

Тип урока

Урок изучения нового учебного материала

Вариант урока

Урок наблюдения и сбора материала

Вид урока

Урок исследовательского типа

Цель деятельности учителя

Образовательные: познакомить со способами образования качественных        прилагательных при помощи -К-, относительных прилагательных    при    помощи суффикса   -СК- ; научить   различать на письме суффиксы -К- и -СК-; научить понимать закономерности образования    прилагательных, фонетические   процессы,   происходящие   в   прилагательном на стыке корня и суффикса

Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти; творческое развитие.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса и уважения к родному языку; ценностного отношения к слову; созданию благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействия учащихся в групповой  работе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, правильно образовывать сложные прилагательные.

Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  исследования и конструирования слова, анализа текста.

Личностные: Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Основные понятия на уроке

Прилагательное, орфограмма, суффикс

Методы обучения

Частично-поисковый, эвристический, наглядный, словесный, практический, проблемный

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная

Аудиовизуальные средства

презентация

Оборудование

ПК; мультимедийный проектор; экран

Образовательные ресурсы

учебник; раздаточный материал.

Другое


Организационная структура урока

Этап

урока

Обучающие

компоненты.

Виды заданий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Формируемые УУД

Контроль

на уроке

  1. Организация начала занятия (1 мин)

Словесный

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь.  

Настрой на урок

фронтальная

личностные: внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция, умения и навыки готовности к уроку

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Словесный

Ребята, с каким разделом мы работаем?

Правильно, сегодня мы продолжим работать с этим разделом. На партах у вас лежат карточки с заданиями. В ходе урока вы будете выполнять задания и получать за них баллы. В конце урока каждый получит соответствующую набранным баллам оценку.

Имя прилагательное

фронтальная

личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: развитие воли, положительного эмоционального настроя

  1. Целеполагание (5 мин)

Проблемный

Прочитайте и выполните задание 1.

Давайте проверим по слайду.

Какой части речи эти слова?

Что общего у этих слов?

Какие это суффиксы?

Исходя из этого задания, попробуйте сформулировать тему урока.

Запишите число и тему урока на своих карточках.

Читают задание, выполняют.

Прилагательное

Суффиксы.

-К-  и –СК-

Написание суффиксов –к- и –ск-

Записывают число и тему урока.

Индивидуальная, фронтальная

регулятивные:

целеполагание

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проверка на слайде.

  1. Актуализация знаний (5 мин)

Частично-поисковый

Вы заметили, что эти прилагательные образуются при помощи суффиксов – к- и –ск-. А как же их различить? Попробуйте образовать краткую форму первых двух прилагательных.

А теперь подумайте, от каких существительных образованы следующие три слова.

Попробуйте сами сформулировать правило, по которому в прилагательных пишется суффикс –к-.

А в остальных случаях?

Давайте проверим ваши выводы.

Итак, мы сформулировали с вами правило написания суффиксов –к-, -ск-. Как оно звучит?

Вязкий-вязок, резкий – резок.

Казак, ткач и немец.

Суффикс -к- пишется: 1)в прилагательных, имеющих краткую форму; 2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -к,-ч, -ц».

В других прилагательных пишется суффикс -ск-.

Отвечают.

Индивидуальная, групповая

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, усвоение правила написания суффиксов прилагательных –к-, -ск-.

коммуникативные УУД: рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора суффикса прилагательных;

регулятивные:  развитие стремления вчитываться, вдумываться в лексическое значение слова, обогащать словарный запас учащихся;

личностные: чувство любви к родному языку.

Проверка на слайде

Проверка по учебнику.

  1. Первичное закрепление (7 мин)

Практический, словесный

Следующую работу мы с вами проведем на карточках самостоятельно.

Давайте проверим, как у вас получилось.

Посмотрите на образованные прилагательные и подумайте, от чего зависит написание Ь?

Выполняют задание 2.

Ь пишется:

  1. После буквы Л перед -ск-.
  2. В названиях месяцев.

В остальных случаях Ь знак не пишется.

индивидуальная, коллективная

личностные: стремление к речевому

самосовершенствованию;

регулятивные УУД: саморегуляция;

познавательные: усвоение теоретического материала параграфа и закрепление умения применять полученные знания на письме.

Взаимопроверка с комментарием.

  1. Физминутка. (3 мин)

Наглядный

А теперь немного отдохнем с вами. Я включаю вам зарядку, а вы повторяете все движения. Присаживайтесь.

Выполняют зарядку.

групповая

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками

Видео

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин)

Практический

А теперь мы с вами продолжим работу. Вы поработаете самостоятельно с заданием 3.

Заканчиваем.

Проверяем ваши работы, выставляем баллы.

За каждое правильно выписанное словосочетание – 1 балл.

За каждый правильно выделенный суффикс – 1 балл.

За каждый правильно определенный разряд – 1 балл.

Выполняют самостоятельную работу

индивидуальная

регулятивные: саморегуляция, 

контроль (сличение знаний с эталоном)

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи;

Самопроверка по слайду.

  1. Включение в систему знаний и повторение. (3 мин)

Словесный

Давайте с вами подведем итог урока.

Что  нового узнали на уроке?

Какую орфограмму мы с вами изучили?

Какие трудности возникли?

Отвечают на вопросы

фронтальная

личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: развитие воли, положительного эмоционального настроя

  1. Домашнее задание (1 мин)

Словесный

Дома повторить раздел, выполнить упражнение 353

Записывают домашнюю работу.

групповая

Личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.

  1. Рефлексия (3 мин)

Наглядный

Подсчитайте количество набранных баллов и назовите мне вашу оценку.

Затем выполните последнее задание – на лесенке расположите себя на той ступеньке, на которой вы находитесь сейчас и прокомментируйте свой выбор.

Подсчитывают баллы

Рисуют,

комментируют

групповая

Коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - К -И - СК- »

Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ   - К -И  - СК- » направлен на формирование учебной деятельности обучающихся....

Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. 6 класс

Данный урок проводится по программе «Школа – 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева в 6 классе.Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.  ...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Это второй урок по теме. На уроке учащиеся повторят, как различить на письме суффиксы прилагательных -К- и -СК-. Задания, которые учащиеся выполняют на уроке, позволят им закрепить эту тему.Учащиеся в...

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-

Цели урока: Обучающая - создать условия для открытия способа действия по правописанию и различению суффиксов прилагательных -К- и -СК-Развивающие - формирование у учащихся умения:- устанавливать ...

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-

В презентации представлен материал для работы по теме " Различение на письме суффиксов прилагательных -к-,-ск-....