Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Цели урока:
Обучающая - создать условия для открытия способа действия по правописанию и различению суффиксов прилагательных -К- и -СК-
Развивающие - формирование у учащихся умения:
- устанавливать границы между знанием и незнанием,
- планировать свои действия,
- составлять модели, схемы по изученному материалу,
- составлять алгоритм действий,
- сравнивать, делать выводы,
- контролировать свои действия.
Воспитывающая – умение слушать друг друга, Учить распределять работу в парах, контролировать другого человека, оценивать свои знания.
Тип урока: урок открытия способа действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichenie_na_pisme_suffiksov_prilagatelnyh_-k-_i_-sk-.doc | 58.73 КБ |
razlichenie_na_pisme_suffiksov_prilagatelnyh_-k-_i_-sk-.ppt | 350.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск- (6 з класс)
Учитель: Гоголева Л.М.
Цели урока:
Обучающая - создать условия для открытия способа действия по правописанию и различению суффиксов прилагательных -К- и -СК-
Развивающие - формирование у учащихся умения:
- устанавливать границы между знанием и незнанием,
- планировать свои действия,
- составлять модели, схемы по изученному материалу,
- составлять алгоритм действий,
- сравнивать, делать выводы,
- контролировать свои действия.
Воспитывающая – умение слушать друг друга, Учить распределять работу в парах, контролировать другого человека, оценивать свои знания.
Тип урока: урок открытия способа действия.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | |||||||||||||||||
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня и активно поработаем. | |||||||||||||||||
2. Этап актуализации знаний
3. Этап разрыва между знанием и незнанием
4. Этап целеполагания
5. Этап поиска ответа на поставленный вопрос
6. Этап первичного контроля
7. Этап первичного закрепления знаний.
| Запишите число, классная работа - Какие морфемы изображены на слайде?
- Какой морфемы не хватает? - Да, суффикс. А что делают суффиксы? - Служат для образования новых слов - Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова - Образуйте имена прилагательные от данных существительных - Что обозначают они? - (названий народностей, проживающих на территории России.) - Попробуйте сформулировать тему урока Запишите тему урока « Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-» Таким образом, цель нашего урока…. - Узнать, когда пишутся суффиксы прил. к и ск. - Уметь различать на письме суффиксы прилагательных к и ск 1. Какой вопрос у нас возникает? -Определить, когда пишется -к, а когда -ск в суффиксах прил.;
1. Узнать, когда пишется к, когда - ск? Для этого проанализировать прилагательные, сравнить их, найти закономерность. 2. После этого найденное решение зафиксировать в модели или схеме. 3. Создать алгоритм действий. 4. Закрепить алгоритм при выполнении упражнений.
- разберите все прилагательные, написанные на доске - сравните все три столбика - сделайте вывод. Вязкий казацкий французский Резкий ткацкий новосибирский Ломкий немецкий одесский На доске записаны слова в столбик, вам нужно выделить их основу и суффикс. - С помощью каких суффиксов образовались эти слова? - – к- и –ск-. - Какое лексическое значение имеют эти суффиксы? (суффикс К образует прил.со значением склонный к какому –нибудь действию, такой, что часто делает что-нибудь, или такой, с которым часто что-нибудь делается (топкий, цепкий); суффикс СК со значением отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо; со значением чей-то (по географическому названию): голландский А как же их различить? - Сегодня наша новая тема будет касаться двух разрядов прилагательных: качественных и относительных. Как определить разряд? - Какие прилагательные могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (качественные) - Вязкий - вязок, резкий – резок, ломкий - ломок -А от 2 и 3 столбика слов образуется краткая форма? -Нет. -Значит, это какие разряды прилаг.? -Относительные Учитель: Вот это первая часть правила. Сделайте вывод: Суффикс -к- пишется в прилагательных ( качественных), имеющих краткую форму. Переходим к словам во втором столбике. - Это какие прилагательные по разряду? - Относительные От каких существительных они образованы? Ученик: Казак, ткач и немец. (Подводящий диалог на случай, если дети не справятся: - На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?) - Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования? -Чередование к//ц, ч//ц - Вторая часть правила: «Суффикс -к- пишется в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на -к, -ч, -ц». - И какой разряд у прилагательных из 3 столбика? -Относительные -Там есть в основе слов буквы к, ч, ц? -Нет Вывод: В остальных относительных прилагательных пишется суффикс -ск-. – Сколько в правиле условий выбора написания суффикса -к- и -ск-? - Два - Сформулируйте вывод, когда пишется суфф. -К-. - Что вы можете сказать о написании суфф. -К-? - При каких условиях употребляется суфф. -СК-? Суффикс -к- пишется: 1)в прилагательных, имеющих краткую форму; (т.е. у качеств.) 2) в прилагательных (относит.), образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц». В других прилагательных (относит.) пишется суффикс -ск-. Работа с учебником.
- Стечение согласных. – Представьте правило в виде модели или схемы
- К, Ц, Ч- К
др.согл. СК
Алгоритм « Правописание суффиксов прилагательных - к- и -ск- »
Разряд Качественное Относительное Притяжательное Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с проговариванием. Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных -к- их -ск- с помощью алгоритма. ( Орфограмму обозначить)
Упражнение 327
Для чего выполняем это задание? Франция, Исландия, Турция, Сибирь, Швеция Кавказ, Волгоград, Киргизия, Англия, Китай
сущ.+сущ.= прил.+сущ. Для чего выполняем это задание? Профессия актера – актерская профессия Дача соседа – соседская дача костюм матроса – матросский костюм плов узбека – узбекский плов доспехи рыцаря – рыцарские доспехи сеть рыбака – рыбацкая сеть танец таджика – таджикский танец пейзаж моря - морской пейзаж
| |||||||||||||||||
8. Этап рефлексии деятельности | - В начале урока мы с вами поставили цель: узнать условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных и уметь их различать - В конце урока мы с вами научились правильно выбирать, когда писать суффиксы К и СК в прилагательных? Итог урока. Заполните тетради самооценки | |||||||||||||||||
9. Домашнее задание. | - Составить текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК- - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
калмыки - ненцы - буряты - якуты - Проверь себя калмыцкий ненецкий бурятский якутский [ ц ] [ ц ] [ ц ] [ ц ] калмыц к ий бурят ск ий ненец к ий якут ск ий
Представьте правило в виде схемы. Проверь себя -К- -СК- [ К ] , [ Ц ] , [ Ч ] краткая форма не [ К ] , [ Ц ] , [ Ч ]
Ответь на вопросы теста 1. От какого существительного образуется прилагательное с суффиксом - ск - ? А. ткач Б. стрелец В. киргиз Г. моряк Проверь себя
Ответь на вопросы теста 2. Почему в слове казацкий пишется суффикс - к - , а не -ск- ? А. слово имеет краткую форму Б. образовано от существительного с основой на Ц В. образовано от существительного с основой на К Г. не образовано от существительного с основой на К, Ц, Ч, не имеет краткой формы. Проверь себя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - К -И - СК- »
Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - К -И - СК- » направлен на формирование учебной деятельности обучающихся....
презентация по русскому языку для 6 класса по теме: "Различение на письме суффиксов прилагательных -к-, -ск-".
презентация для интерактивной доски...
Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. 6 класс
Данный урок проводится по программе «Школа – 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева в 6 классе.Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. ...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-
Это второй урок по теме. На уроке учащиеся повторят, как различить на письме суффиксы прилагательных -К- и -СК-. Задания, которые учащиеся выполняют на уроке, позволят им закрепить эту тему.Учащиеся в...
Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-
Технологическая карта урока по русскому языку "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- ...
Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-
В презентации представлен материал для работы по теме " Различение на письме суффиксов прилагательных -к-,-ск-....