Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Гоголева Лена Михайловна

Цели урока:

 Обучающая - создать условия для открытия способа действия по правописанию и различению суффиксов прилагательных -К- и -СК-


Развивающие - формирование у учащихся умения:

- устанавливать границы между знанием и незнанием,

- планировать свои действия,

- составлять модели, схемы по изученному материалу,

- составлять алгоритм действий,

- сравнивать, делать выводы,

- контролировать свои действия.

Воспитывающая – умение слушать друг друга, Учить распределять работу в парах, контролировать другого человека, оценивать свои знания.

Тип урока: урок открытия способа действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск- (6 з класс)

Учитель: Гоголева Л.М.

Цели урока:

 Обучающая - создать условия для открытия способа действия по правописанию и различению суффиксов прилагательных -К- и -СК-


Развивающие - формирование у учащихся умения:

- устанавливать границы между знанием и незнанием,

- планировать свои действия,

- составлять модели, схемы по изученному материалу,

- составлять алгоритм действий,

- сравнивать, делать выводы,

- контролировать свои действия.

Воспитывающая – умение слушать друг друга, Учить распределять работу в парах, контролировать другого человека, оценивать свои знания.

Тип урока: урок открытия способа действия.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости!

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня и активно поработаем. 

2.

Этап актуализации

знаний

         

           3.

Этап разрыва

между знанием и незнанием

           

         

           

4.

Этап целеполагания

           

5.

Этап поиска ответа на поставленный вопрос

         

 

6.

Этап первичного контроля

   

 7.

Этап первичного закрепления  знаний.

   

Запишите число, классная работа                                                                      

- Какие морфемы изображены на слайде?                                                     

                

- Какой морфемы не хватает?  

- Да, суффикс. А что делают суффиксы?

- Служат для образования новых слов

- Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова

- Образуйте имена прилагательные от данных существительных

- Что обозначают они?

- (названий народностей, проживающих на территории России.) 

- Попробуйте сформулировать тему урока        

Запишите тему урока 

« Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-»                                            

                                                                                                                                        Таким образом, цель нашего урока….

- Узнать, когда пишутся суффиксы  прил. к и ск.

- Уметь различать на письме суффиксы прилагательных к и ск

1. Какой вопрос у нас возникает?

-Определить, когда пишется -к, а когда -ск в суффиксах прил.;

  1. Планирование работы: как будем работать?

1. Узнать, когда пишется к, когда - ск?   Для этого проанализировать прилагательные, сравнить их, найти закономерность.

2. После этого найденное решение зафиксировать в модели или схеме.

3. Создать алгоритм действий.  

4. Закрепить алгоритм при выполнении упражнений.

  1. Для ответа на этот вопрос:

-  разберите все прилагательные, написанные на доске

- сравните все три столбика

- сделайте вывод.

Вязкий                казацкий                   французский

Резкий                ткацкий                     новосибирский

Ломкий               немецкий                 одесский

На доске записаны слова в столбик, вам нужно выделить их  основу и суффикс.

- С помощью каких суффиксов образовались эти слова?

- – к- и –ск-.

- Какое лексическое значение имеют эти суффиксы?

(суффикс К образует прил.со значением склонный к какому –нибудь действию, такой, что часто делает что-нибудь, или такой, с которым часто что-нибудь делается (топкий, цепкий);

суффикс СК со значением отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо; со значением чей-то (по географическому названию): голландский

А как же их различить? 

- Сегодня наша новая тема будет касаться двух разрядов прилагательных: качественных и относительных.

Как определить разряд?

- Какие прилагательные могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (качественные)
- Какие прилагательные не могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (относительные)
-
Попробуйте образовать краткую форму прилагательных первого столбика.

- Вязкий - вязок, резкий – резок, ломкий - ломок

-А от 2 и 3 столбика слов образуется краткая форма?

-Нет.

-Значит, это какие разряды прилаг.?

-Относительные

Учитель: Вот это первая часть правила.

Сделайте вывод:

Суффикс -к- пишется в прилагательных ( качественных),

имеющих краткую форму.

Переходим к словам во втором столбике.  

- Это какие прилагательные по разряду?

- Относительные

От каких существительных они образованы?

Ученик: Казак, ткач и немец.

 (Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

- На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?)

- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

-Чередование к//ц, ч//ц

- Вторая часть правила: «Суффикс -к- пишется в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на -к, -ч, -ц».

- И какой разряд у прилагательных из 3 столбика?

-Относительные

-Там есть в основе слов буквы к, ч, ц?

-Нет

Вывод:

В остальных относительных прилагательных пишется суффикс -ск-.

– Сколько в правиле условий выбора написания суффикса -к- и -ск-?

- Два

- Сформулируйте вывод, когда пишется суфф. -К-.

- Что вы можете сказать о написании суфф. -К-?

- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

Суффикс -к- пишется:

1)в прилагательных, имеющих краткую форму; (т.е. у качеств.)

2) в прилагательных (относит.), образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц».

В других прилагательных (относит.) пишется суффикс -ск-.

Работа с учебником.

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно?

- По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную?

- Стечение согласных.

– Представьте правило в виде модели или схемы

                                                                                                                                                                                            

              - К, Ц, Ч-  К     

                                                 

       

                    др.согл.   СК

 

Алгоритм

« Правописание суффиксов прилагательных - к- и -ск- »

                             

                                                  Разряд

Качественное                  Относительное          Притяжательное

http://doc4web.ru/uploads/files/25/24617/hello_html_740c0a50.gif

Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с проговариванием.

Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных -к- их -ск- с помощью алгоритма.

 ( Орфограмму обозначить)

  1. Работа у доски. Развитие орфографических умений

 Упражнение 327

        к

ск

Есть кр.форма

От сущ. С основой на к, ч, ц

Нет кр.формы,не от сущ. С основой на к, ч, ц

Вязкий

Немецкий, казацкий, турецкий

Белорусский, киргизский, французский, индусский, одесский, матросский, украинский

 

  1. Работа на карточках со взаимопроверкой. От данных географических названий образуйте прилагательные с суффиксами –к- и –ск-.

Для чего выполняем это задание?

Франция, Исландия, Турция, Сибирь, Швеция

Кавказ, Волгоград, Киргизия, Англия, Китай

  1. Работа в парах. Замена словосочетаний  

сущ.+сущ.= прил.+сущ.

Для чего выполняем это задание?

Профессия актера – актерская профессия

Дача соседа – соседская дача

костюм матроса – матросский костюм

плов узбека – узбекский плов

доспехи рыцаря – рыцарские доспехи

сеть рыбака – рыбацкая сеть

танец таджика – таджикский танец

пейзаж моря - морской пейзаж

*Дополнительное задание

Придумать антонимы к словам:

Дальний-(близкий)

Высокий- (низКий)

Широкий – (узКий)

8.

Этап рефлексии деятельности

- В начале урока мы с вами поставили цель: узнать условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных и уметь их различать

- В конце урока мы с вами научились  правильно выбирать, когда писать  суффиксы К и СК в прилагательных?

Итог урока.

Заполните тетради самооценки

             

            9.

Домашнее задание.

- Составить  текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК-

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.            


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

калмыки - ненцы - буряты - якуты - Проверь себя калмыцкий ненецкий бурятский якутский [ ц ] [ ц ] [ ц ] [ ц ] калмыц к ий бурят ск ий ненец к ий якут ск ий

Слайд 3

Представьте правило в виде схемы. Проверь себя -К- -СК- [ К ] , [ Ц ] , [ Ч ] краткая форма не [ К ] , [ Ц ] , [ Ч ]

Слайд 4

Ответь на вопросы теста 1. От какого существительного образуется прилагательное с суффиксом - ск - ? А. ткач Б. стрелец В. киргиз Г. моряк Проверь себя

Слайд 5

Ответь на вопросы теста 2. Почему в слове казацкий пишется суффикс - к - , а не -ск- ? А. слово имеет краткую форму Б. образовано от существительного с основой на Ц В. образовано от существительного с основой на К Г. не образовано от существительного с основой на К, Ц, Ч, не имеет краткой формы. Проверь себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - К -И - СК- »

Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ   - К -И  - СК- » направлен на формирование учебной деятельности обучающихся....

Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. 6 класс

Данный урок проводится по программе «Школа – 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева в 6 классе.Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.  ...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Это второй урок по теме. На уроке учащиеся повторят, как различить на письме суффиксы прилагательных -К- и -СК-. Задания, которые учащиеся выполняют на уроке, позволят им закрепить эту тему.Учащиеся в...

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

Технологическая карта урока по русскому языку "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- ...

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-

В презентации представлен материал для работы по теме " Различение на письме суффиксов прилагательных -к-,-ск-....