Урок по теме "Профессионализмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Наумова Светлана Николаевна
Образовательная цель:  дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессионализмы 7 класс II вид.

План урока.

1 Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

Какие слова называются общеупотребительными?

Какие слова называются диалектными?

Фонетическая зарядка.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Найдите диалектные слова

Объяснение непонятных слов: ухват, махотка.

Найдите в предложении диалектное слово, придумайте к нему синонимы.

Из труб куреней по утрам высятся прямые столбы дыма.

3. Изучение нового материала.

- Чтение диалога в учебнике.

- Чтение правила

- Найдите в толковом словаре учебника по 2 профессионализма.

- Найдите в толковом словаре учебника слово «табло», прочитайте его лексическое значение. Люди, связанные с  какой профессией, чаще всего используют в речи это слово.

- Как же отмечаются в Толковых словарях профессиональные слова?

4. Закрепление изученного.

Упр.67, 68 вместе

Чтение учебника.

Упр.69, объяснение слова «изобретение»

ИЗОБРЕТЕНИЕ - То, что изобретено, создано изобретателем. Полезное изобретение. Патент на изобретение.

Чтение учебника.

Прочитайте отрывок из повести А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», где капитан Врунгель рассуждает о профессиональной лексике моряков. Определите значение слов трап, банка и камбуз по тексту. При необходимости обратитесь к словарю. Покажите жестом значение слова перпендикулярно .

По сей день выстрел для меня — не громкий звук огнестрельного оружия, а мачтовое дерево, поставленное перпендикулярно к борту; беседка — не уютная садовая постройка, а весьма неудобное, шаткое висячее сиденье; кошка в моём представлении, хотя и имеет от трёх до четырёх лап, отнюдь не домашнее животное, но маленький шлюпочный якорь. С другой стороны, если, выходя из дому, я спускаюсь по лестнице, на бульваре отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите, то, стоит мне попасть на судно (хотя бы и мысленно), эти предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз соответственно.


2.  Отгадайте, какое профессиональное слово должно стоять вместо пропусков? Люди каких профессий чаще всего употребляют его?

—  А скажи, пожалуйста, Клёпка, почему ты носишь коротенькие штанишки? Разве у тебя длинных нет?
—  В коротких прохладнее, — отвечал Клёпка.
—   Зачем же ты надел шапку с наушниками? В ней ведь жарко.
—   Вот и видно, что ты в автомобильной езде ничего не смыслишь. Это вовсе не шапка с наушниками, а ... . Снаружи у этого ... защитный крепкий каркас, а внутри мягкая прокладка. Если случится авария и я хлопнусь о мостовую в ... , то голове ничего не будет; а если хлопнусь без ... , то плохи мои дела.                                            
                                                                                                                         (
По Н. Носову)

5. Рефлексия

Продолжите предложение, используя профессионализм:

Я считаю данный урок…

5. Домашнее задание

Параграф 15 упр. 70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...