Урок русского языка в 6классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6классе с использованием проблемно- диалогического обучения. Тема урока "Разряды прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslova_t.v.-stsenariy.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока с использованием компьютера
Автор – Маслова Татьяна Викторовна
Образовательное учреждение – МАОУ СОШ с. Минаевки Асиновского района Томской области
Предмет: русский язык
Класс: шестой
Тема: «Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель: дать понятие о разрядах имён прилагательных, познакомить с признаками и значениями качественных прилагательных.
Задачи:
1. образовательные: повторить степени сравнения
прилагательных, познакомить учащихся с разрядами прилагательных,
определить их основные признаки, дать понятие качественных
прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;
2.развивающие: развивать навыки определения качественных
прилагательных, умение находить их в тексте;
3.воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность
по отношению к языковым явлениям.
Учебно-методическое обеспечение – учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова, 11класс, 1 часть. Дрофа, Москва, 2005
Время реализации занятия: 45 мин.
Авторский медиапродукт: презентация 23 слайда (среда PowerPoint)
Медиапродукт
1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый Microsoft Word
2. Вид медиапродукта:
наглядная презентация учебного материала
3. Содержание кадров
№ слайда | содержание |
1 | Титульный лист: предмет, класс, тема, учитель |
2 | Девиз урока |
3 | Языковая разминка |
4 | Лексическое значение слова ЯР |
5 | Проверьте себя (проверка самостоятельной работы) |
6 | Тема и цель урока |
7 | Лингвистический эксперимент |
8 | Опорный конспект |
9 | Найди «лишнее» прилагательное. Тестовое задание |
10 | Значения качественных прилагательных |
11 | Работа с текстом |
12 | Проверка текста |
13 | Домашнее задание |
4. Последовательные кадры презентации
Схема взаимосвязи кадров урока
Смена слайдов происходит по щелчку.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Позволяет повысить мотивацию к обучению.
- Повышает эффективность усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного фрагмента.
- Формирует информационную культуру и компетентность учащихся.
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер с подключением к сети Интернет, проектор, экран.
Технологии: ИКТ, проблемно- диалогическое обучение, элементы технологии проектирования.
Формы работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная, интерактивная самостоятельная с компьютерными модулями.
Карта урока.
Комментарий хода урока | Время (мин) | № слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент. Девиз урока: Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво. | 1
| 2 | Внимание | |
Языковая разминка (лексическая работа, синтаксический и морфемный разборы) | 5 | 3,4 | Внимание Память | Коммуникативная культура Активность системность |
Актуализация знаний (самостоятельная работа, индивидуальное задание) | 4 | 5 | Самостоятельность Память | Системность Аргументированность Точность речи |
Введение в тему. Постановка проблемы. Формулирование темы урока. | 2 | 6 | Мышление Память | Аргументированность Активность Логичность |
Поиск решения. Лингвистические эксперименты. | 6 | 7 | Внимание Память | Активность |
Выражение решения. Составление мини- проекта | 3 | 8 | Самостоятельность | Активность Логичность Глубина рассуждений |
Реализация продукта (электронный тест, работа с текстом) | 20 | 9-12 | Самостоятельность Внимание | Рефлексивность Системность Активность |
Рефлексия. | 3 | Мышление Память | Рефлексивность Активность Аргументированность | |
Домашнее задание | 1 | 13 | Внимание Память | Альтернатива |
Ход урока:
I Организационный момент.
Девиз нашего урока: «Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво» (сл.2)
II Языковая разминка.
Среди обгорелых от лесного пожара деревьев сохранилась небольшая осинка на самом краю высокого яра. ( сл.3)
1.Лексическая работа.
-Что такое яр? (сл. 4)
-Посмотрите на слайд и объясните.
ЯР- 1- крутой берег, обрыв; 2-глубокий заросший овраг.
2. Синтаксический разбор предложения (у доски)
3. Морфемный разбор слова сохранилась (у доски)
III Актуализация знаний.
1. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, указать морфологические признаки (самостоятельно, в тетрадях)
Обгорелых(деревьев), лесного (пожара), небольшая (осинка), высокого (яра).
Проверка. (сл. 5)
2. Степени сравнения имени прилагательного (у доски готовится к ответу ученик)
IV Введение в тему. Постановка проблемы.
1. Как образуются степени сравнения прилагательных? Ответ учащегося. (Конспект на доске)
- От каких прилагательных можно образовать степени сравнения?
Обгорелый?
Лесной?
Прошлый?
Большой- больше- более большой- большущий- больше всех
Высокий- выше- более высокий- высочайший- выше всех
- Как образуются? Ответ учащегося. (Конспект на доске)
- Почему от других нельзя?
- Какой возникает? Какая перед нами стоит проблема?
- Сформулируйте тему и цель урока.
Запись темы урока в тетради. (сл. 6)
V Поиск решения
1.Лингвистический эксперимент. (сл.7)
Подберите антонимы к словам:
Большой, высокий, молодой, красивый, умный, хороший.
Вывод: эти прилагательные имеют противоположность, могут сравниваться с другим. Именно благодаря такому признаку они объединяются в одну группу. (Качественные прилагательные)
2.Лингвистический эксперимент. (сл.7)
Подберите антонимы к прилагательным:
Обгорелый, лесной, деревянный, томский, утренний, детский.
- Смогли выполнить это задание?
- Можем ли сказать, что признак, обозначенный данными словами, может проявляться в большей или меньшей степени?
Вывод: Эти имена прилагательные не имеют степени сравнения. (Относительные прилагательные)
3. Лингвистический эксперимент. (сл. 7)
Определите, какой признак обозначают данные прилагательные и на какой вопрос отвечают:
Лисий хвост, волчий след, собачья будка, мамино пальто, отцов плащ.
Вывод: данные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? И обозначают признак предмета по его принадлежности кому- нибудь. (Притяжательные прилагательные)
4. Прочитайте определения к п. 50,51,52. Исследуйте материал и сделайте выводы.
VI Выражение решения.
1. Составление мини- проекта (конспект, схема, эйдос- конспект)
Например, опорный конспект. (сл.8)
- Почему круги пересекаются? Нашли ответ на этот вопрос, читая теорию?
Вывод: круги пересекаются, потому что разряды прилагательных подвижны, т. е. прилагательные могут переходить из разряда в разряд. Об этом у нас разговор впереди.
4. Учащиеся читают теоретический материал § 50.
-Что ещё узнали о качественных прилагательных? Допишите в конспект.
VII. Реализация продукта.
1. Найдите «лишнее» прилагательное в каждой строчке, обоснуйте свой ответ. ( Устное задание) (сл.9)
1. Зелёная, тёмная, деревянная, вкусная
2. Книжный, вечерний, мамин, стеклянный
3. Волчий, Машин, учительский, еловый
2. Электронное задание. (Проводится с целью определения значений качественных прилагательных)
Интерактивный тест «По какому признаку характеризуется предмет?» (сл.10)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6e9a1b7-5798-46cf-876c-729db6c709e0/index_listing.html
- Какие значения имеют качественные прилагательные?
Вывод: Значения веса, цвета, величины, возраста, внешние и внутренние качества, состояния и настроения...) (сл.11)
3. Работа с текстом.
Задание: вставьте в текст на месте скобок подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуйте с именами существительными. Подчеркните как члены предложения качественные прилагательные. (сл. 12)
Здравствуй, гостья зима!
Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягкий, серебристый, пушистый) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черный, темный) пятна земли.
Вверху над нами (хмурый, зимний) небо. Оно покрыто (небольшой серовато-белый) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенький) полоса голубого (чистый) неба.
Входим в лес. Деревья разукрашены (прихотливый) узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенний) листья. Ели и сосны выделяются своим (зеленый) убранством. (Глубокий) тишину леса нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся.
Впереди еще настоящая зима с ее (жгучий) морозами, (сильный) ветрами, (снежный) заносами, но мы рады ее приходу!
-Чтение текста учеником (индивидуальное задание). (сл.13)
-Какие из вставленных прилагательных относятся к разряду качественных?
VIII. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились на уроке?
-Назовите разряды имён прилагательных.
-Как будете их различать?
Домашнее задание: (сл.14)
1. § 50, подготовить связный рассказ о качественных прилагательных, доработать проект.
2. Выписать из учебника литературы 5предложений с прилагательными, определить их разряд
или упражнение 290.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...
Урок русского языка в 6классе по теме "Имя прилагательное"
Урок развития речи проводится как обобщающий урок в конце изучения данного раздела школьной программы....
Уроки русского языка,6класс
Конспекты уроков для 6 класса....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»
Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...
Работа с текстом на уроках русского языка в 5,6классах в рамках коммуникативно-деятельностного подхода
В статье описываются технологии работы с текстом на уроках русского языка в рамках коммуникативно-деятельностного подхода...
«Работа с текстом на уроках русского языка в 5,6классах в рамках коммуникативно-деятельностного подхода»
Приводится материал, раскрывающий способы работы с текстом в рамках коммуникативно-деятельностного подхода...
Урок русского языка в 6классе на тему: "Повторение.Имя числительное. Местоимение"
Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО и ФООП на основе школьного учебника для русского языка, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.Согласно планирования урок можно провести п...