Урок по теме: "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

 Морозова Ольга Борисовна

Урок на тему "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам"  продолжает знакомство учащихся со сложными предложениями и вводит понятие  «сложносочиненное предложение». Тип урока: урок усвоения новых знаний. Вид урока: комбинированный.

При организации урока педагог учитывал уровень знаний обучающихся по предмету. Урок разработан для  общеобразовательного класса  с учащимися разного уровня обученности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc38 КБ
Файл urok.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА «ЛОВИ ОШИБКУ»

1. Найдите и исправьте ошибки в определении (ошибочные утверждения вычеркните):

1) В сложносочиненном  предложении части равноправны и связаны с помощью интонации, сочинительных союзов и союзных слов.

2) Сочинительные союзы бывают соединительными, разделительными, подчинительными и сочинительными.

3) К группе противительных союзов относятся союзы А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ТОЖЕ, ЗАТО.

2. Найдите предложения е с пунктуационной ошибкой, докажите свою точку зрения:

А) Поднялось солнце, и высушило росу на траве и листьях кустарника.

Б) Начало осени, и небо высокое и чуть-чуть вылинявшее на солнце.

В) Море шумит под ногами, и хочется уплыть далеко-далеко.

Г) Вынули рамы, и весна ворвалась в комнаты.

Задание по теме «Сложное предложение»

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

  1. При помощи __________ и _____________ или _____________ (относительных местоимений и наречий). Такие сложные предложения называются ___________________.
  2. Только при помощи _________________ (без союзов и союзных слов). Такие сложные предложения называются ______________________.

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: 1) предложения ___________________, 2) предложения __________________.

____________________ предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются ___________ союзами, например: Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше.

____________________ предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются ___________  союзами и союзными словами, например: Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно.

В сложноподчинённом предложении выделяются ____________ и __________ предложения.

 ______________ предложение зависит от _____________ предложения, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.

Заполни пробелы в таблице

Основные группы ССП по союзам и значению

Группы союзов по значению

Значение

Союзы (примеры)

Противопоставление явлений

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (одно из упражнений по выбору)

Упр. 54. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.

      Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых ..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.
      Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники.
      Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов — этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.

(По А. Куприну.)

Упр. 52. Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное, используя необходимые по смыслу союзы)

      Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.

      1. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2. Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3. По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4. После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Булатниковская средняя общеобразовательная школа"

Урок  в 9 классе по теме

"Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам"

       Автор:

Морозова   Ольга  Борисовна,

учитель русского языка и литературы

2012

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1

ФИО (полностью)

2

Место работы

3

Должность

Учитель

4

Предмет

Русский  язык и литература

5

Класс

9

6

Тема урока

Основные группы сложносочиненных предложений

7

Базовый учебник

Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А Ладыженская - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

8. Цели  урока:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия – определять структуру ССП и средства связи в них.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

9. Результаты урока:

1) личностные результаты: воспитание чувства языка, развитие интереса к изучению языка;

2) метапредметные результаты: развитие устной речи, развитие  умений работать с текстом научного стиля, выделять основную информацию в тексте;

3) предметные результаты: повторение ранее изученных сведений о сложносочиненном предложении;  умение определять основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам; совершенствование пунктуационных навыков.

.

  1. Тип урока: урок  усвоения новых знаний:
  2. Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная, индивидуальная, парная
  3. Необходимое техническое оборудование:  мобильный компьютерный класс в предметном кабинете.
  4. Структура и ход  урока

                                        

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время            

1

Орг. момент

Приветственное слово учителя. Проверка готовности учеников к уроку.

Учащиеся подписывают раздаточный материал.

11

2

Постановка

целей и задач урока

Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель объявляет тему урока, просит учеников подумать, какие задачи будут решаться на этом уроке.

Опережающий вопрос: Предположите, по каким признакам  выделяются группы сложносочиненных предложений? Учитель создает ситуацию затруднения: предложите собственную классификацию ССП.

Ученики формулируют цели урока, выдвигают гипотезы, предлагают свои группы ССП

3

4

Актуализация знаний.

1) проверка дом. работы – фронтально. Устная беседа по вопросам к домашним § 7- § 8:

  • Какие предложения называются сложными?
  • Какие виды сложных предложений вы знаете? Назовите их отличительные особенности, приведите примеры.

Организация взаимопроверки домашнего задания учащимися в парах

2) Учитель организует дифференцированную работу по актуализации знаний учащихся (используются ОМС – ресурсы компьютера и  раздаточные материалы (см. Раздаточный материал).

Ученики отвечают на вопросы учителя, проверяют в парах домашние задания.

1) инд. самостоятельная работа нескольких учеников за компьютерами с заданиями на повторение изученного,

2) остальные ученики выполняют тест с элементами игровой деятельности «Лови ошибку» по изученному материалу

5

Обобщение этапа урока:

- Что мы понимаем под сложным предложением? Назовите средства связи между частями СП.

Ответы учащихся

5

Первичное усвоение новых знаний

Учитель наизусть читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Обвал» .

Беседа по вопросам учебника (стр.35):

Сделайте вывод о виде этого сложного предложения.

Учитель организует работу с текстом научной статьи учебника при помощи метода  «инсерт».

 Вопросы для анализа статьи учебника:

 Что нового узнали? Что уже было известно? Что вызвало затруднения? Показалось непонятным?

- Что такое ССП?

- Охарактеризуйте  средства связи в ССП.

Ученики читают вопросы учебника, анализируют структуру предложения и делают вывод о виде сложного предложения.

Самост. изучение статьи учебника стр. 35-36. Отвечают на вопросы, составляют примеры ССП на тему «Осень».

6

6

Первичное

применение знаний и умений

1 задание: заполнить таблицу «Группы сочинительных союзов» (см. Раздаточный материал) с последующей взаимопроверкой в парах.

2 задание: выполнение упр. 60 (1-3 пр-ия), соединить простые предложения при помощи  подходящих по смыслу союзов.

Проблема: случаен ли выбор союзов? Учитель предлагает провести эксперимент: можно ли использовать в получившихся предложениях союзы из других групп? Почему?

Какова роль союзов в ССП?

Заполняют таблицу. Проверяют и оценивают работу соседей по парте. 1 ученик рассказывает о группах союзов.

Ученики проводят эксперимент по использованию сочинительных союзов в ССП, делают вывод о функциях союзов.

7

7

Физминутка

Учитель организует проведение зарядки «Гимнастика ума».

Ученики совместно с учителем выполняют упражнения.

2

8

Изучение нового материала

- Какую смысловую нагрузку несут союзы  в ССП?

Итак, мы пришли к выводу о том, что союзы в ССП передают особые смысловые отношения между предложениями.

А теперь проверим свои выводы: поработайте с  интерактивной таблицей «Союзы и значения ССП» и составьте сообщение «Значения сочинительных союзов»

Проверка устных сообщений учащихся.

Обращение к личному опыту учащихся (как вы понимаете слова «одновременность», «чередование», «взаимоисключение», «сопоставление»?)

Ученики выдвигают предположения о значениях союзов, анализируя получившиеся предложения.

Самостоятельно работают на компьютерах с таблицей, готовя устные монологические высказывания  по теме.

2 ученика работают с толковыми словарями и корректируют ответы учащихся

7

9

Этап самоконтроля

Учитель предлагает выполнить  электронный тест  «Союзы и значения ССП», корректирует и оценивает результаты работы.

Итоговое обобщение:

  • Как определить смысловые отношения между частями ССП?
  • Объясните постановку знаков препинания между частями ССП.

Учащиеся выполняют на компьютерах тест.

5

10

Информация о дом.задании

$11-12, вариативное дифференцированное домашнее задание на карточках (см. Раздаточный материал). Учитель проводит  инструктаж по выполнению задания.

Запись домашнего задания, выяснение непонятных моментов

2

11

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что нового узнали о ССП на уроке? Что показалось простым? Что вызвало затруднения?

- Спасибо за работу!

Оценивание деятельности учащихся.

Рефлексия учащихся.

2

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Контрольная работа по теме «Понятие о сложном предложении.

Сложносочиненное предложение»

ОМС -модуль

ФЦИОР 1

2

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

ОМС -модуль

ФЦИОР 2

3

Интерактивный текст-задание "Отметьте сложное предложение". Вариант 1

Интерактивный текст-задание

EDU – текст 1

4

Интерактивный текст-задание "Отметьте сложное предложение". Вариант 2

Интерактивный текст-задание

EDU – текст 2

5

Интерактивная таблица "Союзы и значения сложносочиненных предложений"

Интерактивная таблица

EDU - таблица

6

Тест "Союзы и значения сложносочиненных предложений"

Электронное задание

EDU- тест

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А Ладыженская - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  1. Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс». Автор: Т.Н.Мамона – М.: Просвещение, 2007.

  1. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть В.  Авторы: Загоровская О.В., Григоренко О.В.   М.: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Основные группы сложных предложений"

Открытый урок по теме "Основные группы сложных предложений"...

Методическая разработка урока по теме: «Основные виды сложносочиненных предложений».

Методическая разработка урока с использованием мультимедийной презентации по теме "Основные виды сложносочиненного предложения"....

Конспект урока русского языка в 8 А классе по теме "Основные группы односоставных предложений".

Конспект урока русского языка в 8 А классе по теме "Основные группы односоставных предложений"....

Конспект урока по теме: "Основные группы (виды) сложноподчиненных предложений. 9класс

Урок русского языка в 9 классе  с использованием технологии опережающего обучения....

конспект урока на тему Понятие о сложносочиненном предложении

конспект урока на тему Понятие о сложносочиненном предложении...

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки в сложносочиненных предложениях"

Презентация к уроку русского языка "Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки в сложносочиненных предложениях" (9 класс)...


 

Комментарии

Ивлиева Наталия Алексеевна

Приятно читать грамотно составленную технологическую карту урока.Продолжайте и в дальнейшем делится своим творчеством.Благополучия во всём!