"Имя прилагательное". Урок - обобщение для 5 - 6 классов.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Повторяя материал о прилагательных, дети узнают много интересного об этой части речи. Есть и тест для проверки усвоенности материала. Много дополнительных сведений о прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок - обобщение по прилагательным. 5-6 класс | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (ОБОБЩЕНИЕ)
В 5 классе. Подготовила и провела Неясова Ш.Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ «Тат – Пишленская СОШ» Рузаеского муниципального района РМ
Прилагательные – непременные «спутники» художественного описания природы и человека.
Цель: обобщить знания, полученные об именах прилагательных;
использовать прилагательные в своей речи для придания ей точности,
ясности, выразительности.
Оборудование: словарь синонимов и антонимов;
грамматическая газета;
картины художников (пейзажные зарисовки);
тестовый материал;
выставка книг.
Ход урока.
1.Орфографическая пятиминутка.
Известный спортсмен, комнатное растение, шелковистые волосы, тяжелая ситуация, новый циркуль, беспомощный щенок, удобное положение.
-Объясните, какие правила нужно вспомнить, чтобы правильно написать данные слова.
-Какие из них являются именами прилагательными? Докажите.
2.Синтаксический разбор. (Работа с газетным материалом).
Русский язык велик и могуч. (простое, повест., невоскл., двусост., распростр.)
Обозначить части речи. (или назвать).
3.Повторение теории. Вспомните все, что мы знаем о прилагательных.
- Работа с газетным материалом. Как вы думаете, почему они «прилагаются» и к чему ?
4.А вы знаете, откуда произошло слово «прилагательное»? (Газета).
Записать словосочетания с прилагательными.
5.А вы знаете, что краткие прилагательные не склоняются? (Газета). Привести примеры. Записать. (Дуб могуч. День пригож. )
-Полные прилагательные тоже могут быть в предложении сказуемыми.
Сегодня день ясный, солнечный. (Подчеркнуть все члены предложения).
6.А как мы определяем род, число, падеж, прилагательного? (Сказка «Вместе – служба, вместе – дружба).
Записать предложения о дятле (раскрыть скобки) – с учебника. Доказать.
7. Это интересно (устно).Почему мы так говорим? Что за «огненная земля» и где она находится?
8.Вспомните литературные произведения, в названиях которых встречаются имена прилагательные. («В дурном обществе», «Белый пудель»,»Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»…)
9.А алфавит вы знаете? Сколько букв в русском алфавите?
-Напишите как можно больше прилагательных , которые начинаются на буквы алфавита (в ед. ч.) – можно сочетания вместе с существительными (за 5 мин.)
10.Тест.
11.Домашнее задание. Написать небольшое сочинение – описание «Мой любимый уголок природы».
-Если останется время, работа по картине учебника. Написать как можно больше словосочетаний с прилагательными.
-Вспомнить цветы и записать их определения (Душистый горошек,белая ромашка…)
-Ответьте на шуточные вопросы.
-Работа с газетным материалом (загадки, антонимы…) – можно самостоятельную индивидуальную работу.
12. Подведение итогов. Оценки.
Как прекрасен мир вокруг! Как скучно было бы без прилагательных!
Ключ к тесту по прилагательным:
1) . В 2.) В, Г 3). Б, В 4.) Б 5.) Г
Дополнительный материал к урокам по прилагательным
«Необыкновенный язык наш есть тайна».
Н.В.Гоголь.
ЖЕЛТАЯ РЕКА
ПЯТИКЛАССНИКИ ОДНОЙ ИЗ ШКОЛ ВОЛГОГРАДА ШЛИ В ЦИРК. ДО НАЧАЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ БЫЛО МНОГО, И РЕБЯТА ОСТАНОВИЛИСЬ НА КРАСАВЦЕ – МОСТУ. ВНИЗУ, ПОД МОСТОМ , К ВОЛГЕ – МАТУШКЕ ЛАСКОВО КАТИЛАСЬ РЕЧУШКА ЦАРИЦА(ПИОНЕРКА).
_ А КТО СКАЖЕТ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ЖЕЛТАЯ РЕКА? – СПРОСИЛ УЧИТЕЛЬ.
РЕБЯТА ХОРОМ ОТВЕТИЛИ:
_ В КИТАЕ.
УЧИТЕЛЬ ОТРИЦАТЕЛЬНО ПОКАЧАЛ ГОЛОВОЙ:
_ НЕТ, Я О ДРУГОЙ , МАЛЕНЬКОЙ , СПРАШИВАЮ…БОЛЕЕ БЛИЗКОЙ НАМ, - И УЧИТЕЛЬ ПОСМОТРЕЛ ВНИЗ… УЧЕНИКИ ТОЖЕ ВЗГЛЯНУЛИ ВНИЗ..БУДТО ТАМ ТАИЛСЯ ОТВЕТ.
—ИЗ ИСТОРИИ ВЫ ЗНАЕТЕ, - НАЧАЛ РАССКАЗЫВАТЬ УЧИТЕЛЬ,- ЧТО В Х11 ВЕКЕ ТАТАРСКИЕ КОЧЕВНИКИ ПОРАБОТИЛИ РУСЬ И ОБРАЗОВАЛИ СВОИ ЦАРСТВА ПО БЕРЕГАМ ВОЛГИ. ЦЕНТР ЗОЛОТОЙ ОРДЫ НАХОДИЛСЯ НА АХТУБЕ НА МЕСТЕ НЫНЕШНЕГО ГОРОДКА ЦАРЕВА. А ВОТ ЗДЕСЬ, В УСТЬЕ ЦАРИЦЫ, БЫЛА ЛЕТНЯЯ РЕЗИДЕНЦИЯ ХАНОВ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТЕМНО – ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ ВОДЫ В РЕЧКЕ.
-- А КАК ТОГДА НАЗЫВАЛАСЬ РЕЧКА? – СПРОСИЛ ОДИН НЕТЕРПЕЛИВЫЙ УЧЕНИК.
УЧИТЕЛЬ УЛЫБНУЛСЯ.
--ОЧЕНЬ ПРОСТО НАЗЫВАЛАСЬ: САРЫ – СУ; САРЫ ПО- ТАТАРСКИ – ЖЕЛТАЯ, СУ – РЕКА, ВОДА.
-- ЖЕЛТАЯ РЕКА! – ВОСКЛИКНУЛИ УЧЕНИКИ.
-- ДА, ЖЕЛТАЯ РЕКА. МЫ И СЕЙЧАС ЕЕ ТАК НАЗЫВАЕМ, ТОЛЬКО НА СВОЙ РУСС КИЙ ЛАД - ЦАРИЦА. ТАК ПОНЯТНЕЕ, ВСЕ – ТАКИ КАКОЙ-ТО СМЫСЛ ЕСТЬ. ПО НАЗВАНИЮ РЕЧКИ И ГОРОД БЫЛ НАЗВАН ЦАРИЦЫНОМ.
-- ЖЕЛТЫЙ ГОРОД!
-- НЕТ .ЕСЛИ БЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ ПЕРЕВОДИЛИСЬ, ТО БЫЛО БЫ: ЦАРИЦЫН – ГОРОД ЖЕЛТОЙ РЕКИ, САРАТОВ – ГОРОД ЖЕЛТОЙ ГОРЫ.
-- САРАТОВ ТОЖЕ ЖЕЛТЫЙ? – УДИВИЛИСЬ РЕБЯТА.
-- ДА. САРЫ – ЖЕЛТЫЙ, ТАУ – ГОРА. НАШИ ПРЕДКИ К СТАРОМУ НАЗВАНИЮ ПРИСТАВИЛИ СВОЙ СУФФИКС – ОВ И ПОЛУЧИЛИ – САРАТОВ. ПУСТЬ ВАС ЭТО НЕ УДИВЛЯЕТ. ТАТАРСКИЙ, ТОЧНЕЕ ТЮРКСКИЙ, КОРЕНЬ – САРЫ – МЫ МОЖЕМ НАЙТИ И В ДРУГИХ СЛОВАХ. ВОТ, НАПРИМЕР. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТОТ ОСТРОВ? – СПРОСИЛ УЧИТЕЛЬ, УКАЗАВ НА ПЕСЧАНУЮ ОТМЕЛЬ НА ВОЛГЕ ПРОТИВ ГОРОДА.
--САРПИНСКИЙ.
--ГОЛОДНЫЙ.
--СТАРОЕ НАЗВАИЕ – САРПИНСКИЙ, ТО ЕСТЬ ЖЕЛТЫЙ. ЮЖНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ В ВОЛГОГРАДЕ НАЗЫВАЕТСЯ САРЕПТА. ДО РЕВОЛЮЦИИ И ПОСЕЛОК НАЗЫВАЛСЯ САРЕПТОЙ. СЛАВИЛСЯ ОН НА ВЕСЬ МИР ПРЕВОСХОДНОЙ ГОРЧИЦЕЙ, КОТОРУЮ И ПО СЕЙ ДЕНЬ НАЗЫВАЮТ САРЕПТСКОЙ.
-- Я БЫЛА ЛЕТОМ У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ МАЛЫЕ ЧАПУРНИКИ ,- СКАЗАЛА ОДНА ИЗ ДЕВОЧЕК ,- ЭТО КИЛОМЕТРАХ В ДЕСЯТИ ОТ КРАСНОАРМЕЙСКА. ЧАПУРНИКИ ЛЕЖАТ У ОЗЕРА САРПА. ДНО В ОЗЕРЕ ГЛИНИСТОЕ, ВОДА В ОЗЕРЕ МУТНАЯ, ЖЕЛТО – КОРИЧНЕВАЯ…
-- ЭТО САМАЯ ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ВСЕХ ВОДОЕМОВ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ ВСТРЕЧАЕТСЯ ТЮРКСКИЙ КОРЕНЬ – САР -, - СКАЗАЛ УЧИТЕЛЬ.
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ.
1.Поля стеклянные, межи деревянные.
2.Черный Ивашка, деревянная рубашка.
3.Сама коротка, а хвост длинен.
4.Стоят в лугах сестрички: желтый глазок, белые реснички.
5.Маленькое, сдобное, колесо съедобное, я одна его не съем, разделю ребятам всем.
НАЙДИТЕ АНТОНИМЫ.
1.Корень учения горек, а плод его сладок.
2.Новых друзей наживай, а старых не теряй.
3.Маленькое дело лучше большого безделья.
4.Красные и черные,
Кислые и сладкие,
Так и просятся в рот,
И в варенье, и в компот.
5.Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уроды, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. (Б.Черкасов.)
Докончи сочетания, используя подходящие по смыслу слова.
-Красное, круглое, сладкое…
-Легкие, зеленые и желтые, клейкие и хрупкие…
-Холодная, прозрачная, родниковая…
-Красный, крупный, спелый…
-Бездонное, голубое, безоблачное…
Занимательные вопросы.
1.Из какого крана нельзя напиться?
2.Какие ворота находятся в поле?
3.В какой печи не пекут калачи?
4.В каких лесах не водится дичь?
5.Из какого полотна не сошьешь рубашку?
Согласуйте прилагательные вместе существительными.
Легкий (походка, снег, одеяло, снежинки).
Лесной (поляна, озеро, орех, тропинки).
Тест «Имена прилагательные».
1.Имена прилагательные обозначают:
а) предмет;
б) действие предмета;
в) признак предмета;
г) количество предметов.
2.Имена прилагательные в предложении бывают:
а) подлежащими;
б) дополнениями;
в) сказуемыми;
г) определением.
3.Найдите предложения, в которых сказуемые выражены именами прилагательными.
а) Под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов.
б) Утренний воздух чист и свеж.
в) У зайца – русака уши длинные, большие.
г) Узкими горными тропинками пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа (коллектив артистов).
4. В каком ряду во всех словах пропущена Е ?
а) чист..го, свеж..го, утренн…го
б) пахуч…го, колюч... го, пригож…го
в) горяч…го, хорош…го, забавн…го
г) тягуч…го, страшн…го, могуч…го
5.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) береч…, неуклюж…, печ…
б) похож…, дрож…, певуч…
в) линюч…, стереч…, рож…
г) доч…, мыш…, ноч…
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
В самом названии этой части речи уже содержится намек на то, что это слово должно к чему–то «прилагаться», присоединяться. К какой же части речи, к каким словам присоединяются прилагательные? Ответить на этот вопрос нетрудно.
Посмотрите в комнате на любой предмет, например, на стол, Что вы о нем можете сказать? Какой он? Каждый из вас ответит по-разному, но обязательно присоединит какое-нибудь прилагательное (круглый стол, маленький, большой…).
Для какой же цели они прилагаются к существительным? Так ли они нам нужны в речи?
Вспомним сцену из жизни.
Уходя на работу, мама торопливо «отдает приказания»:
- Маша, свари, пожалуйста, к моему приходу кашу, а ты, Коля, сходи в магазин за хлебом.
Но вдогонку ей слышится вопрос:
- Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшенную или гречневую?
И Коля тоже спешит спросить:
- А какого хлеба купить, белого или черного?
И мама уточняет: кашу надо сварить рисовую, а хлеба купить белого.
Следовательно, только прилагательные сделали окончательно ясным смысл задания.
В повседневной жизни нам постоянно приходится употреблять прилагательные, идет ли речь о нашей одежде, о пище, о работе, о занятиях или о чувствах. Нас всюду сопровождают вопросы: какой? какая? какое? Отвечая на эти вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет. Салат какой? Мясной, рыбный, вкусный…Книга какая? Интересная, новая, большая…Человек какой? Добрый, хороший, злой, чуткий...
Все эти слова, которые «прилагаются» к именам существительным для обозначения различных признаков, отвечают на вопросы какой? чей? и получили название прилагательных.
Как же возник этот термин прилагательное? Оказывается, русская грамматическая терминология была создана под влиянием латинской. Но латинские термины не прямо заимствовались, а переводились на русский язык. Термин «прилагательное» создан по типу латинского ,
Которое произошло от слова , что значит «присоединение, прибавление».
«Вместе – служба, вместе – дружба!»
Сказка.
Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа. «Что если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?» - догадались как- то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе -служба, вместе – и дружба!
Но несколько Прилагательных подняли бунт и освободились от ига Существительных. Стали равными с ними. Получили свой собственный род. Столовая, мостовая, прачечная, булочная– женский, часовой, рабочий, ученый, военный, больной, постовой, вожатый, учащийся – мужской, пирожное, мороженое – средний. И в предложении они теперь могут быть не только определениями, но и подлежащим, и дополнением.
«РУССКИЙ»
Заметили ли вы, что прилагательное русский может употребляться в качестве существительного в двух значениях:
1.Для обозначения национальности:
«Первый космонавт в мире – русский».
2.Для обозначения языка:
«Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин».
ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?
БЛИЗОРУКИЙ. Странно звучит слово близорукий. При чем здесь рука? Сложное слово близорукий связано по смыслу со зрением. Когда –то и близорукий звучало как «близозоркий». Слова часто упрощаются путем отбрасывания повторяющихся звуков или слогов. Из близозоркий получилось близорокий. Как это часто бывает в народной речи, ставшее непонятным слово рокий, связывалось с понятием «рука» и стало рукий.
ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА. Зеленая улица – свободный путь, сплошные зеленые светофоры.
Выражение давнее, но оно сейчас приобрело новый смысл. А еще в прошлом веке так называли наказание, когда солдат прогоняли сквозь строй. При словах зеленая улица люди содрогались. Наказание часто кончалось смертью.
МРАМОРНОЕ МОРЕ. Так стало называться это море с тех пор, когда на одном из его островов нашли мрамор.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ОГНЕННАЯ ЗЕМЛЯ
В 1520 году португалец Фернан Магеллан обследовал берега Южной Америки. Он хотел найти проход из Атлантического океана в Тихий. Длинный, извилистый, местами узкий пролив вдоль юго-восточного берега Южной Америки Магеллан назвал проливом «Всех святых». Позже европейцы переименовали его в Магелланов пролив.
Когда корабли Магеллана шли этим проливом, то видели к югу от себя мрачную, казавшуюся безлюдной землю с высокими горами. Но земля эта только казалась безлюдной – люди там были. Об этом говорили большие костры, которые путешественники видели ночью. Костры жгли обитатели этой земли. Поэтому Магеллан и назвал открытую им землю Огненной Землей.
ПОЧЕМУ КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НЕ СКЛОНЯЮТСЯ
Известно, что краткие прилагательные в предложении бывают сказуемыми. А сказуемое зависит от подлежащего, которое стоит только в именительном падеже. Поэтому и краткие прилагательные стоят тоже только в именительном падеже, то есть они не бывают в других падежах.
Есть всего несколько устойчивых выражений, в которых краткие прилагательные выступают определениями в косвенных падежах: на босу ногу, средь бела дня, добра молодца, красну девицу, от мала до велика. Их запомнить нетрудно. Во всех остальных случаях краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения
Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения. Данный урок составлен с требованиями ФГОС....
Имя прилагательное. Урок обобщения в 6 классе
Подборка материала обеспечивает полное повторение и обобщение пройденного о прилагательном в 6 классе...
Урок-обобщение 8 класс по теме"Классы неорганических соединений"
Данную разработку урока можно использовать при закреплении материала по теме "Классы нерганических соединений" 8 класс...
Урок по теме "Магнитные явления.Урок обобщение" 8 класс
Урок закрепления знанаий по теме "Магнитные явления"...
Степени сравнения прилагательных. Урок-практикум. 6 класс
Урок русского языка по теме "Степени сравнения прилагательных" в 6 классе по учебнику Т.А. Ладыженской...
Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных. Урок в 7 классе
Урок-обобщение темы...
Разработка урока по теме "Имя прилагательное"Урок-обобщение.
В данной разработке по русскому языку даётся повторение темы "Прилагательное " с использованием разных приёмов и методов в соответствии с ФГОС,чтобы обучающиеся могли систематизировать свои ...